• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ева Егорова Дебютант

Философия - детям? Концепция детского мировоззрения.

Попробуйте объяснить ребёнку что-нибудь очень непонятное, и увидите, что вдруг вас озаряет, и вещи, до этого момента совершенно необъяснимые, вдруг становятся совсем своими, близкими. Вот как объяснить ребёнку термин «дедукция»? А «концепция»? Вам кажется, что уж вы-то понимаете, что это такое, а ребёнок… ну, куда ему вникнуть в такие «взрослые» штуки! Проще всего сказать: «Вырастешь — узнаешь?»

Я взяла несколько понятий, поковыряла словари и попыталась придумать другие, ненаучные определения. Эти толкования отличаются от официальных тем, что они адаптированы к пониманию ребенка 6−10 лет и, разумеется, не претендуют на высокую точность и качественность. Но пока я их придумывала, поняла, что некоторые из них, оказывается, были для меня доселе словечками из «птичьего языка».

Что такое «эмпирический метод познания»? Маленький ребенок исследует окружающий его мир методом «проб и ошибок». Дети, еще не понимающие слов, трогают, рассматривают, пробуют предметы на вкус — это позволяет им узнавать, какими свойствами эти предметы обладают. Если малыш впервые в жизни дотронулся до огня, он узнал, что огонь жжется. Такой способ познания и называется эмпирическим. Взрослые тоже часто пользуются эмпирическим способом познания окружающего мира, но по-своему — по-взрослому.

Что такое «наблюдение»? Наблюдение — это как будто мы находимся в музее или перед телевизором — можно только смотреть и узнавать, а влиять на происходящее нельзя. Пока мы, не вмешиваясь в природу вещей, только смотрим, слушаем, запоминаем и узнаем окружающий нас мир, мы наблюдаем. Вот как раз в то время, как маленький ребенок трогает, ломает или пробует игрушки на вкус, родители этого малыша с радостью наблюдают за ним, отмечая, как он растет и развивается.

Что такое «описание»? Когда человек хочет рассказать о чем-то остальным людям, или же он просто увидел что-нибудь интересное и хочет обязательно это запомнить, он описывает это явление с помощью слов или специальных знаков — как умеет. Описывает исторические события — для потомков. Случается, что людям приходится описывать и вовсе что-то еще не изученное, но их описания помогают другим людям изучить описанные ранее явления.

Что такое «эксперимент»? В случаях, когда просто наблюдать становится уже неинтересно, или наблюдение неосуществимо по каким-нибудь «техническим» причинам, ставят эксперимент. Чтобы поставить эксперимент над предметом или процессом, создают специальные условия и наблюдают, вмешиваясь в процесс по специально установленному плану. Если сформулировать основной вопрос эксперимента, то он будет звучать примерно так: «А что будет, если?..» И кто знает — может быть, засовывая пальцы в электрическую розетку, ребенок совершает, сам того не зная, свой первый в жизни эксперимент!

Что такое «теоретический уровень научного познания»? Есть вещи, которые невозможно увидеть, потрогать или измерить доступными человеку средствами. Например, расстояние от Земли до Солнца не измеришь никакой линейкой. В таких случаях ученые, вооружившись знаниями, уже накопленными человечеством, выводят законы и формулы, с помощью которых могут точно вычислить то, что их интересует.

Что такое «гипотеза»? Есть такие предметы и явления, о которых еще ничего не известно, а человеку о них очень хочется узнать, и как можно подробнее. Но по разным причинам (например, прошло очень много времени) ни наблюдение, ни эксперимент, ни опыт, ни вычисления, ни какие-нибудь другие усилия никак не помогают в познании явления (например, как появились Земля и Солнце). И тогда человек просто придумывает, как это явление могло бы произойти — эта «выдумка» и есть гипотеза. А придумав гипотезу, человек старается ее доказать.

Что такое «теория»? Люди делают наблюдения, ставят эксперименты, доказывают гипотезы, потом всю полученную информацию обрабатывают, составляют определения, правила, законы и складывают их в систему. А потом учат всему этому детей в школах и студентов в университетах, чтобы они, в свою очередь, собирая информацию от новых наблюдений и экспериментов, пополняли теорию новой информацией.

Что такое «концепция»? Это понятие сложно объяснить… Проще сказать «вырастешь — узнаешь». Предположим, один человек или группа людей увидели какую-нибудь сторону жизни по-своему, и им захотелось показать ее другим людям так, как они ее видят. Их последователи — те, кому понравилось видеть также — продолжают изучать и узнавать эту сторону жизни в том же ключе. А другая группа людей может увидеть то же самое совсем по-другому — у них, значит, другая концепция. Например, создание мира можно объяснить по-научному, а верующие люди скажут, что своя, совсем ненаучная концепция сотворения мира была у Бога. И, конечно, ученые и Бог могли бы покритиковать друг друга, но это еще совсем не значит, что кто-то из них неправ.

Что такое «моделирование»? Предметы или явления, которые сложно представить (они слишком маленькие или огромные, или уже давно исчезли, или их еще не построили, или недоступны по другим причинам), но очень нужно изучить и/или показать другим для изучения, моделируют — то есть, делают вещи, похожие на эти предметы нужными нам признаками. Это может быть внешнее сходство или же сходство каких-нибудь свойств изучаемого предмета (или явления). Самая известная модель — глобус.

Что такое «формализация»? Чтобы теория в той или иной области была единым целым, чтобы ее удобно было изучать «от простого к сложному», некоторые области этой теории формализуют, то есть все правила и теоремы «раскладывают по полочкам». Пример привести непросто, но помогают в формализации модели, формулы и таблицы — таблица умножения, таблица Менделеева.

Что такое «идеализация»? Идеализация — придумывание идеала, а идеал — это такой предмет (или явление), который всегда лучше, чем он есть на самом деле. Другими словами, у реального предмета мысленно отбирают все, что в нем не нравится, и получают несуществующий идеал. Правда, его возможно видеть только в воображении. Люди придумывают идеалы, чтобы было, куда стремиться. Наверное, идеальные вещи находятся там же, где истина.

Что такое «абстрагирование»? Если сказать грубо, то это отбрасывание всего лишнего для того, чтобы получше выделить нужное. Часто, чтобы изучить (или показать) предмет с нужной стороны, на «второстепенные» свойства предмета просто не обращают внимания, как будто их нет. Что делает школьник, рассматривая картинки в новом учебнике и пропуская «скучный» текст? Видимо, абстрагируется.

Что такое «анализ»? Да, конечно, это не только то, что носят в поликлинику. Анализ — это подробное изучение всех деталей какого-либо предмета (или явления, или процесса…). Когда крошка-сын разбирает на запчасти папины любимые часы, чтобы посмотреть, как они работают, ребенок, может быть, проводит свой первый в жизни анализ!

Что такое «синтез»? Собирание отдельных частей в целый предмет. Синтез — противоположность анализу. Вот если крошка-сын соберет разобранные на запчасти папины часы обратно — значит, ребенку удалось совершить синтез. Но это еще не значит, что для синтеза сначала надо обязательно что-нибудь разломать. Очень может быть, что приготовление вкусного борща — тоже в своем роде синтез.

Что такое «индукция»? Стремление к обобщению. Зная лишь некоторые стороны предмета, мы можем постараться представить себе весь предмет — этот сложный мыслительный процесс и будет индукцией. Если одна собака кусачая и другая тоже, мы можем предположить, что лучше всех собак на всякий случай обходить стороной.

Что такое «дедукция»? Можно подумать, что если мне удалось хоть что-то придумать на все предыдущие определения, то и про дедукцию я тоже придумаю…

Статья опубликована в выпуске 29.04.2008
Обновлено 29.10.2018

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: