Валентина Пономарева Грандмастер      11     Распечатать

Зачем и как развивать образное мышление?

В словарях о воображении пишут так скучно, что даже не хочется цитировать определения. Да и кто ж не понимает суть его? Еще Аристотель отмечал, что душа не может думать без мысленного образа. Он позволяет человеку ориентироваться в действиях, нацеливаться на результат. Он предоставляет возможность отразить реальную действительность в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.

Специалисты выделяют несколько форм воображения:

 — агглютинация — соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
 — гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;
 — заострение — подчеркивание каких-либо признаков;
 — схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;
 — типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе.

Никола Тесла, например, строил в уме трехмерные образы сложных машин с мельчайшей их детализацией, а затем воображал их работу в течение нескольких недель, мысленно проверяя ее качество, т. е. проводил тестирование в уме. Это называется эйдетическим воображением — когда мысленные образы имеют такую же точность, четкость и ясность, как реальные предметы и явления.

Не всем такое дано, разумеется. И говорят, что развивается эта способность трудновато. Но отчего не попробовать? Представьте себе, например, дверь в вашей спальне (гостиной, кабинете). Насколько яркий образ вы можете вызвать? Насколько подробный? Цветной или черно-белый? Насколько долго способны его удерживать «без расплывания»? Конечно, если только вчера вы ее мыли, получится лучше. Тогда проще почувствовать даже поверхность двери.

Но на этом как раз и основана техника тренировки, которая предусматривает разглядывание предмета, затем мысленное его представление, а затем сравнение полученного мысленного образа с реальным. Пара полезных советов:
 — если образ будет не таким ясным, как хотелось бы, не заставляйте его стать четче силой воли, лучше попробуйте без напряжения пройтись по признакам, визуализируя последовательно: форму, текстуру, размер, цвет;
 — чтобы усилить яркость мысленного «изображения», надо отключить вербальное (словесное) мышление, т. е. смотреть, но не описывать его словами.

Ну, что там у вас под рукой? Карандаш, книга, телефон? Можно попробовать прямо сейчас, статья ведь «не убежит». Затем можно будет представлять то, чего поблизости нет: берег моря, березовую рощу, Спасскую башню Московского кремля… Эти картинки очень важно разглядывать во всех подробностях.

Теперь поучимся «окунаться» в цвет. Для начала представим, что вся комната наполнена пузырьками минеральной воды, и это нисколько не мешает в ней находиться. По мере того, как вам станет комфортно в этом пространстве, пузырьки могут приобрести другой цвет, к примеру, розовый. А потом они растворятся, и останется только цвет и ваше ощущение погружения в него. Можно пойти дальше: мысленно раскрасить пространство в разные тона и путешествовать по нему.

Слуховое воображение можно тренировать, мысленно воспроизводя музыкальные отрывки и звуки (птичий щебет, гул самолета и т. п.), а затем переходить к представлению звуков по абстрактному их определению: каким окажется яркий звук, страшный, мельхиоровый, веселый?

Так же можно поступить с различными запахами и вкусами, и после этого переходить к представлению чувств и ощущений. Вообразите себе, например, ощущение от того, что вы стоите на холме, от того, что рядом находится самый дорогой для вас человек и др. А затем — и того больше. Вы можете представить себе чувства и ощущения, научиться вызывать ощущение, не испытывая в данную минуту: удивление — не удивляясь, приятное волнение — будучи в спокойном состоянии и т. д.

И, наконец, идеи! Представьте себе идею Гармонии. Она может возникнуть в виде зрительного образа — конкретного или абстрактного, но может придти и в виде ощущения. Тогда рассмотрите ее или прочувствуйте, или рассмотрите и прочувствуйте — в зависимости от гаммы восприятия.

Это далеко не полный спектр техник развития образного мышления, но освоив их в принципе, его можно использовать в жизни. Например, применять визуализацию поставленной цели, формируя мысленный образ себя в процессе и достижении результата. Разумеется, начинать лучше с простых ситуаций: покупка новых туфель, поход в зоопарк. Здесь всего три правила: детализируйте картинку, вызывайте в себе чувство удовольствия от мысленного фильма и поставьте в нем хронологическую метку, т. е. дату.

Вы можете привлечь свое воображение для избавления от стресса, обретения эмоционального равновесия, получения позитивного настроя, успешного взаимодействия с деловым и личным окружением — лучше его чувствуя и находя взаимопонимание. А самое главное — этим вы поможете развернуться мыслям своей души. Высокого им полета!

11 комментариев (комментировать)
Теги: мышление, визуализация, образ, воображение
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 30.05.2008

Обсуждение статьи:

  • + 5, Валюш! А почему заголовок поменяла, если не секрет? Хорошо, что я увидела, а то дала ссылку на твою статью, а она уже по-другому называется.

    Оценка статьи: 5

    • Пасиб, Гал Почему заголовок поменяла, уже не помню, чесслово. Может, чтобы было единообразие со статьей по вербальному общению? Предполагалось еще аналитическое, но ушла в другую тематику. Надеюсь, что вернусь

      Оценка статьи: 5

  • Хорошая статья! 5.
    Только там ошибочка одна закралась: "рядом находится самый дорогой для вас человека и др." - окончание в слове человек убрать нужно...

  • Люба Мельник Люба Мельник Бывший модератор 30 мая 2008 в 22:46

    ОК, интересно.

    Оценка статьи: 5

  • Респект! Век живи... Чему и рад, учиться вечно!!! Спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • Валентина, мне все больше нравится читать Ваши статьи, спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Владимир Аникейчев Владимир Аникейчев Дебютант 28 января 2009 в 09:09

    Валентина Пономарева,
    не знаю, совпадение или нет, но буквально рядом статья на правах рекламы и без возможности комментировать о том, что дети легко постигают иностранные языки. В связи с этим хочется заметить, что и свой, родной, язык люди изучают именно в детском возрасте. Причём - почти все без исключения. И это связано с образным мышлением - именно потому для этого важно попадание в языковую среду. Поэтому очень часто встречается отмеченное Вами явление: "Человек в чуждой языковой среде очень быстро осваивается, но чаще ведёт себя, как собака - всё понимает, только сказать ничего не может". Причина - на поверхности. Многие мамы могли заметить, что чем меньше ребёнок, тем больше у него компенсаторные возможности организма в части перегрева, переохлаждения, сна и т.п. То же самое касается образного мышления и, как следствие, передача образов от одного человека к другому. Полагаю, что это присуще каждому, но со временем у человека меняются приоритеты информации - и он теряет способность к образному общению (я бы это назвал именно так).

Посмотреть все комментарии (11)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: