• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Виктор Корытов Профессионал

Как развить руки? В помощь фортепианисту. Упражнения без ничего

Так уж повелось, что не все ценители прекрасного оканчивают музыкальную школу, и именно эта жажда гармонии и тонких мелодических переплетений иногда толкает всецело созревших людей на нелегкий шаг — обучение игре на каком-либо музыкальном инструменте.

Анри Матисс, «Урок с фортепиано», 1923 г. Источник: artchive.ru

В помощь этим подвижникам, если они избрали предметом своего интереса фортепиано, и была написана данная статья (хотя она окажется весьма полезной и всем остальным музыкантам, будь то скрипачи, гитаристы или флейтисты).

Несомненно, залогом мастерства является практика: чем больше вы занимаетесь с инструментом, тем лучше ваша игра. Однако что же делать, если инструмента под рукой не оказалось (я еще ни разу не видел человека в очереди в супермаркете с синтезатором под мышкой), или же соседи через стенку каждые пять минут передают по батарейной связи обширные послания, зашифрованные азбукой Морзе — мол, потише, пожалуйста? Для этой цели (и примерно в таких условиях) вашим покорным слугой был выдуман целый ряд упражнений для пальцев, которыми он спешит поделиться.

Данную гимнастику для суставов разделим на две группы: 1 — упражнения без ничего, 2 — упражнения со снарядом (с мячиком для большого тенниса и с шариковой ручкой). Также уделим пару слов вопросам разминки и техники безопасности, но это уже в конце.

Г. И. Семирадский, «Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла», 1887 г.
Г. И. Семирадский, «Шопен, играющий на фортепиано в салоне князя Радзивилла», 1887 г.
Источник: artchive.ru

Итак, группа 1 — упражнения без ничего.

Необходимое оборудование: пальцы, иногда — стена или любая другая поверхность. В целях удобства и краткости присвоим каждому пальцу свой номер. Большому — 1, указательному — 2, среднему — 3, безымянному — 4, мизинцу — 5.

Упражнение 1 — на координацию. Стучим по большому пальцу.

Сперва коснемся большого пальца мизинцем, потом — безымянным, средним и указательным по очереди. Теперь — в обратном порядке: указательным, средним, безымянным и мизинцем. Получаем такую последовательность: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Повторять любое количество раз. Постарайтесь добиться чувства уверенности в пальцах, хлесткости ударов, а также ровного ритма. Позже ваши пальцы скажут вам «Спасибо», когда вы будете разучивать мелодические произведения.

Если с правой рукой (если вы — правша), как правило, проблем не возникает, то с левой поначалу будет очень непросто. Но это временное явление — с практикой все становится на свои места (меня пальцы стали более-менее слушаться только на третий день занятий).

Норман Роквелл, «Настройка фортепьяно»
Норман Роквелл, «Настройка фортепьяно»
Источник: artchive.ru

Упражнение 2 — на силу и выносливость. Жмем на большой палец.

Делаем все, как указано выше, но с тем лишь отличием, что теперь мы с силой нажимаем на большой палец. Последовательность остается неизменной: 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5. Так мы разовьем силу и выносливость пальцев — сможем дольше играть и радовать наших соседей гармоническими переливами всевозможных гамм и аккордов.

Упражнение 3 — на скорость.

Делаем все, как в упражнении 1, но теперь возможны две вариации: или пытаемся максимально быстро простучать последовательность 5, 4, 3, 2, 2, 3, 4, 5, или так же быстро стучим ее без повторных простукиваний указательным пальцем и мизинцем, т. е. 5, 4, 3, 2, 3, 4, 5, 4, … и так далее. Ведь иногда приходится играть очень быстрые произведения, и как же печально, когда в руках недостает так нужной в этот момент скорости…

Упражнение 4 — на координацию. «Терции».

Теперь переходим от «мелодических» простукиваний к «гармоническим»: начинаем стучать одновременно несколькими пальцами. Вот именно здесь нам и понадобится стол (или хотя бы чья-нибудь коленка, своя тоже подойдет). Пальцы будем брать через один: 1 и 3, затем 2 и 4, затем 3 и 5 (далее 1−3, 2−4 и 3−5, соответственно). Данное упражнение может сперва показаться невыполнимым, но с практикой придут и уверенность, и скорость, и плавность.

Джованни Больдини, «Женщина за фортепиано»
Джованни Больдини, «Женщина за фортепиано»
Источник: artchive.ru

Отрабатываем последовательности:

  • 1−3, 2−4, 3−5, 3−5, 2−4, 1−3 и т. д.;
  • 1−3, 3−5, 1−3, 3−5 и т. д.;
  • 1−3, 2−4, 3−5, 1−3, 2−4, 3−5 и т. д.;
  • 3−5, 2−4, 1−3, 3−5, 2−4, 1−3 и т. д.

Кроме того, как вариант этого же упражнения, потренируем «расход»: сначала ударим по поверхности одним пальцем, а следом за ним — двумя соседними. Получаем последовательности:

  • 2, 1−3, 2, 1−3 и т. д.;
  • 3, 2−4, 3, 2−4 и т. д.;
  • 4, 3−5, 4, 3−5 и т. д.

Упражнение 5 — на постановку руки.

Согнем пальцы так, будто мы держим в руке мячик (все пальцы равномерно согнуты, будто обхватывают невидимый шар). Теперь, не меняя положения пальцев, ставим получившуюся фигуру на стол пальцами вниз — получается, что мы упираемся в поверхность стола ногтями. Теперь слегка надавим на руку весом своего тела, стараясь удержать пальцы дугообразными и не дать им прогнуться.

Данное упражнение рассчитано на выработку у пианистов правильной постановки руки. Такое «дугообразное» нажатие является более результативным и менее трудоемким (в отличие от нажатия, которым мы звоним в дверь или вызываем лифт), и, как результат, игра на фортепиано становится значительно легче и уверенней.

Далее нам предстоит побеседовать об упражнениях с мячом и/или ручкой, а также о разминке и технике безопасности…

Статья опубликована в выпуске 13.12.2010
Обновлено 5.03.2021

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Виктор Корытов,Спасибо за информацию! Я понемногу учусь играть на синтезаторе самостоятельно - упражнения буду иметь в виду. Тем более что они довольно лёгкие и их можно выполнять где угодно. Правда нажимаю я на клавиши как мне удобнее, так что не совсем понял 5-й пункт - на клавиши разве нужно ногтями нажимать, согнув пальцы как когти?

    Оценка статьи: 5

    • Тимур Шакиров,
      Правда нажимаю я на клавиши как мне удобнее, так что не совсем понял 5-й пункт - на клавиши разве нужно ногтями нажимать, согнув пальцы как когти?
      Очень важный пункт 5 постановка руки. Для этого нужно отсутсвие ногтей и любого маникюра. Если Вы читали мой комент выше, чтобы всё было по феншую, сделайте подушечки под ладонь и прикрепите их резиночками. Сначала будет не удобно, но выработается привычка как должна стоять рука. Впоследствии, когда освоите клавишные, будете очень и весьма мне благодарны. Правда совет смешной, но в нём нет ни капли иронии.
      Исскренне желаю Вам удачи. Владение музыкальным инструментом - это великое наслаждение

      Оценка статьи: 5

      • Елена Гринько Елена Гринько Дебютант 14 декабря 2010 в 05:51 отредактирован 14 декабря 2010 в 05:52 Сообщить модератору

        Вест Неруш, даже не думайте использовать эти упражнения. Будут зажимы и в результате неприятная болезнь - тендовагинит. Ее могут и не вылечить полностью, так как мышцы руки - оч. тонкая вещь.Я пианистка (в/о) с многолетним стажем. Правда, по спец. не работаю сейчас, но образование и опыт имею - выше крыши.

        • Елена Гринько,
          Спасибо за отклик. Моё мнение, что всё нужно доверять профессионалам. Если воспитание детей должен заниматься педагог, если медицина то тот кто отвечает за этот профиль. Ваш совет принял очень серьёзно.
          Вопрос:неприятная болезнь - тендовагинит. что это такое, поподробней.

          Оценка статьи: 5

          • Вест Неруш,ТЕНДОВАГИНИТ — воспаление сухожильных влагалищ (соединительнотканных оболочек, окружающих сухожилия). Тендовагинит возникает преимущественно в области кисти и лучезапястного, реже коленного и локтевого суставов. Тендовагинит развивается вследствие проникновения гноеродных микробов в сухожильные влагалища при ранах, гнойных заболеваниях окружающих тканей. Т. может возникнуть и без участия инфекции от чрезмерной нагрузки на сухожилия — постоянной, связанной с профессией (Т. кисти и пальцев у скрипачей," машинисток), или кратковременной, но необычной (напр., Т. лучезапястного сустава после стирки и выжимания белья у лиц, непривычных к этой работе).

            • Ирина Борисенко, У нас в спортивной травматологии 30 лет назад боролись с переменным успехом - гидрокартизон + физ.тер.процедуры (диодинамик), димексид+ что-то_еще и мази, от запаха которых у врача голос становился сиплым.

              Оценка статьи: 5

  • Виктор Корытов,
    Я не играю на музыкальных инструментах, но упражнения решил попробовать тк. кисти немеют при наборе больших текстов.

    Оценка статьи: 5

  • Все упражнения без звука мартышкин труд. Синтезатор, можно отрегулировать звук, но диапазон в два раза меньше. А вот с соседями действительно проблема на первой стадии, когда гоняют арпеджио, этюды, минуэты и т.д. А когда 5-7 класс начинают играть произведения вне школьной программы соседи слушают намного терпеливей.

    Оценка статьи: 5

    • Вест Неруш, благодарю за комментарий.

      Про мартышкин труд не соглашусь, по крайней мере касательно начинающих. Считаю, что упражнения без звука в качестве вспомогательных(!) идеально подходят тем, у кого еще слабо развита моторика и выносливость пальцев. Про опытных судить не берусь.

      К сожалению, у меня настолько "жесткая" манера разучивания, которую не каждый даже преподаватель может вынести. Выкручиваюсь, как могу

      Еще раз спасибо, приятно и интересно узнать мнение более опытных

      • Виктор Корытов,
        Самое важное, Вы это подметили постановка руки. Педагогов порой бесит, когда приходит ребёнок и его немного дома научили пиликать, неведая, что испортили ему руку. Я, имея музыкальное образование не осмелился начать учить дочерей, зная печальные последствия. А уже музык. школе делал подушечки на резинках по совету педагогов с которыми она играла на фоно, чтобы организм запомнил положение руки.
        Спасибо за благодарность.

        Оценка статьи: 5