Галина Резапкина Профессионал      72     Распечатать

Чем опасны школьные учебники? «Маленькая дверь в большой мир»

Пять лет назад родители детей, с которыми работали наши психологи, привезли комплект учебников по литературе серии «Школа-2100» со словами: «Посмотрите, что они делают с нашими детьми!» Посмотрела. Ужаснулась.

discpicture, Shutterstock.com

Написала три рецензии — на большее не хватило, уж больно неполезным оказалось чтиво. А весной авторы этих учебников получили Президентскую премию. Страна должна знать своих героев, поэтому рискую опубликовать здесь фрагменты этих рецензий.

«Большой мир» встречает детей стихотворением Марины Цветаевой:

…Я страшную сказку читаю
О старой колдунье беззубой.
О старой колдунье и гномах,
О принцессе, ушедшей закатом.
Как жутко в лесу незнакомом
Бродить ей с невидящим братом!
Одна у колдуньи забота:
Подвести его к пропасти прямо!

По страницам учебника второклассников ведут мальчик Саша и «младший домовой Афанасий». «Большой мир» — это мир домовых, муми-троллей, хоббитов, эльфов и гномов, героев народных и авторских сказок. Чтение преподносится в виде путешествия во сне, а реальность домового Афанасия подтверждается железным аргументом: «Дедушка не знает про меня, потому что он в меня не верит». Литературные вкусы Афанасия, усатого брюнета с топором, красным носом и глазами навыкате, мягко говоря, своеобразны.

Мне нравятся страшные рассказы. И я с интересом прочла зловещую литовскую сказку «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» про то, как новорожденных детей кладут в ящик и бросают в воду. Но если бы я встретилась с этой сказкой в более нежном возрасте, ночные кошмары мне были бы обеспечены как минимум на четыре ночи — четыре урока дети переживают за героев сказки.

Следом идет отрывок «Пауки и мухи» из романа Толкина. Это, действительно, сильный, яркий фрагмент (у меня несколько дней звучало в ушах «Жирный паук, старый дурак!») Но, вырванный из контекста романа, написанного для подростков и взрослых, он теряет нравоучительный смысл, вытесняя все чувства, кроме страха, брезгливости и отвращения. И этими эмоциями дети должны жить пять уроков! Кстати, любимая авторами тема пауков через несколько уроков снова всплывет в отрывке из «Золотого ключика».

Песня гномов из «Хоббита», вероятно, так нравится авторам, что они вставляют ее через несколько уроков как самостоятельное произведение:

Бейте тарелки, бейте розетки!
Вилки тупите, гните ножи!
Об пол бутылки! В печку салфетки!
Будет порядок — только скажи!
Рвите на части скатерти, гости!
Лейте на стулья жир от котлет!
Корки и кости под ноги бросьте!
Мажьте горчицей ценный паркет!

Такую лихую песню гномы грянули в ответ на просьбу их спасителя Бильбо Бэггинса быть осторожней с его посудой. В комментариях к уроку объясняется, что это — «призыв к действию», выясняется «настроение гномов, когда они исполняют эту песню (задиристое, лихое, очень веселое)», и предлагается читать ее детям хором.

Возникает ощущение, что авторы перелопатили мировую детскую литературу с единственной целью: найти фрагменты, описывающие негативное поведение героев, с которыми идентифицируют себя дети, и вырвать их из контекста, исказив тем самым смысл произведения.

Из «Золотого ключика» Толстого взят фрагмент, где Мальвина воспитывает Буратино. Буратино ведет себя отвратительно:

«Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда девочка отвернулась,… он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся. Пролил какао на скатерть».

Кроткая и терпеливая в сказке Толстого Мальвина на рисунке неизвестного художника выглядит мегерой. Для детей естественно ассоциировать себя с непослушным Буратино, а свою учительницу — с нудной Мальвиной, которую можно не слушать:

«Вот дура девчонка… Нашлась воспитательница, подумаешь… У самой фарфоровая голова, туловище, ватой набитое…»

Кстати, слово «дура» встречается на страницах учебника чаще других. После этого учитель спрашивает: «Получится ли из Мальвины воспитательница?» Я бы не рискнула ответить на этот вопрос. Интересно, что говорят второклассники.

За четыре урока дети должны прочитать и проанализировать два произвольно взятых и слабо связанных по смыслу фрагмента сказки, которые плотно населены отрицательными персонажами: Лис, губернатор города Дураков, отчаянный трус жирный кот в золотых очках, тайный советник, подлец и трус, служба безопасности в лице двух глупых и трусливых доберманов, мошенники лиса Алиса и кот Базилио, злобный директор Карабас и его подхалим Дуремар… Детям, знакомым с сюжетом сказки, будет скучно, а незнакомым — непонятно.

Так же обходятся авторы и с другими произведениями. Классика детской литературы представлена в учебнике куцыми отрывками, способными дезориентировать ребенка, отбить охоту к самостоятельному чтению, исказить замыслы замечательных детских писателей.

В книге есть прекрасные стихи и рассказы. Но не уверена, что второклассники поймут глубину философской сказки Экзюпери «Маленький принц» — боюсь, что в лучшем случае для большинства Маленький принц останется в памяти сказочным человечком типа гнома. Тяжело детям, только научившимся читать, понять отрывок поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» или былины, перегруженные архаизмами. А самое главное — зачем?

Сверхзадача уроков литературы в начальной школе — развитие представлений о добре и зле, которые формируются в семье. Главный упрек авторам — даже не игнорирование (или незнание?) возрастных особенностей младших школьников, игнорирование (или незнание?) законов восприятия, а усиленное (чтобы не сказать целенаправленное) размывание, искажение представлений о добре и зле. Вместо этого воспитывается протестное поведение и негативное отношение к взрослым.

Внимательное чтение уже первых двух учебников (а всего их уже 9!) убеждает: отбор и подача материала подчинены какой-то странной логике. Хочется понять ее, чтобы найти и обезвредить мины и ловушки, искусно расставленные на страницах школьных учебников.

72 комментария (комментировать)
Теги: детские книги, школьник, литература, школа, учеба
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 11.11.2011
Дата первой публикации 09.11.2011

Обсуждение статьи:

  • Значит так: имею двух дочерей, 13 и 15 лет. Девочки далеко не глупы, и оценки в школе нормальные (без троек) и вечером гулять не ходят, то есть не подъездное воспитание. САМИ не ходят, не мы с мужем запрещаем.
    А вот читать... ремнем не заставишь. И я даже знаю почему.
    Прегромная "благодарность" именно этим учебничкам.
    Дети, которые до первого класса прочитали (САМИ!!!) Волкова с его серией "Изумрудный город", совершенно, абсолютно не желают читать.
    Я лично открываю для них мир Ильфа и Петрова, Толстого, Булгакова...
    Можно заорать, брызгая слюной, что ЭТО ЖЕ МОИ ДЕТИ, Я ПРОСТО ОБЯЗАНА...
    Обязана, конечно... только вот мои родители о подобных обязанностях даже не задумывались, спасибо советской школьной программе, читаем с удовольствием и я и моя сестра, причем не фантастическо-историческо-популярную мишуру.
    Я вслух читаю Мастера и Маргариту и дети слушают раскрыв рты, я не преувеличиваю. Они и не представляли, что кроме "Сумерек" есть книги.
    "Мертвые души" прочла им с год назад - дети с интересом стали историю изучать. А после ...как там... "Хоббитов" к чему интерес может возникнуть???
    И насчет образного мышления, пожалуйста, не надо...
    Послушайте, ради спортивного интереса, речь деток, воспитанных на таких учебничках. Я не только послушала, но и поговорила...
    У меня у самой образное мышление, так вот детки сидели и молчали, потому что НЕ УМЕЛИ представить себе то, что я говорю. Я с трудом разговариваю с собственными детьми, мне приходится подстраиваться под примитив, а что уж говорить о чужих? И это 13-15 лет, сколько еще ждать развития, если дети с первого класса на этой программе?

    • Хельга Тарасова Хельга Тарасова Профессионал 11 ноября 2011 в 14:29 отредактирован 11 ноября 2011 в 14:30

      Лидия Берестова,
      С детства наблюдаю за людьми, которые ругают фантастику.
      Кстати, Волков и Мастер и Маргарита - тоже фантастика;)

      Оценка статьи: 5

      • Хельга Тарасова, и я люблю фантастику! Но в коммете Лидии наезда на фантастику не усмотрела...

        • Галина Резапкина,
          Кроме "мишура" и "к чем интерес может возникнуть?";)
          Да я ж тоже вроде не наезжаю. Просто это удобный способ сортировать знакомых.

          Оценка статьи: 5

        • Галина Шубина Галина Шубина Читатель 11 ноября 2011 в 14:41

          Комментарий был удален

          Оценка статьи: 5

          • Галина Шубина, я тоже, помнится, а первом классе всунула нос в мамину книгу Рея Бредбери "Марсианские хроники". И обнаружила, что сказки для взрослых куда интереснее моих детских сказок!
            А когда прочла Яна Вайсса "Дом в тысячу этажей" то мне он потом с завидной регулярностью снился ещё два года! Вот где уж можно воображение развивать!

            Оценка статьи: 5

          • Хоббита написал корифей фантастики Толкиен. Как маленький приквел к саге. Что вы к нему прицепились? Сказочка и сказочка, не хуже других. Сумерки - книга о любви. Вампиры, по-моему, просто для антуражу.
            А Поттер - это круто! Его проходят. И там "воспитательной" части изрядно.

            Оценка статьи: 5

            • Хельга Тарасова, согласен, хоббита не обижайте песенка гномов была в детстве любимой, наизусть выучил)) просто там дальше в книге идет комментарий что гномы не делали того о чем пели а наоборот быстро и ловко все убрали но авторы учебника видно не дочитали

    • Лидия Берестова, да бросьте вы. В советские времена тоже многие дети не читали ничего, несмотря на "замечательную" программу. Она, кстати, наоборот отвращала от чтения. Особенно тупые "разборы" того, что автор якобы хотел сказать. Всегда поражало, как создатели учебника могли знать, чего хотел или не хотел автор, живший 200 лет назад. Если бы я не любила читать, эта программа точно меня бы не сподвигла к чтению. Программа была настолько "хороша", что то, что задавали по обязаловке, я старалась избегать читать. Как и многие другие.

      Оценка статьи: 5

      • Татьяна Гусева, не скажите! В нашем классе читали все! Даже двоечники и хулиганы! Особенно полюбилась классу "Капитанская дочка"! Я помню, как на летних каникулах в Прибалтике на берегу моря читала программную "Хижину дяди Тома". Пообсуждать, а что же имел автор в виду, почему этот герой так поступил -- нам очень нравилось. Мы как бы входили во взрослый мир и обсуждали взрослые темы. Не знаю, может нам просто с учителями повезло? Но все три литературы: украинская, русская и зарубежная шли в наших классах (в параллельных тоже) очень хорошо! Двоек никто не получал! А по "Лесной песне" Леси Украинки мы даже сцены ставили. Выступали.

        Оценка статьи: 5

      • Татьяна Гусева,полностью согласен! Советская школьная программа начисто убивала любовь к литературе. А может учителя такие были? Учителя тоже бывают разные. Если бы не моя учительница по истории, я может и не открыл бы для себя ни Хемингуэя, ни Ремарка, ни Солженицина. А Чехова и Достоевского я начал читать после 30 лет. Когда тошнота от уроков литературы прошла.

        • Александр Петров, а вы какого года рождения? Я-то с 77 (ещё советский союз), но среди моего поколения никто на школьную программу по литературе не жаловался.

          Оценка статьи: 5

          • Ксения Печий, я в это время уже забыл школьную программу. Читал то, что сам выбирал в библиотеке и покупал в магазине. Кстати за книгами в 77 году ездил по окрестным деревням, потому что в городах книг было не достать. Еще макулатуру сдавал:20кг за 1 талон на книгу. Кстати не такие уж и шедевры, но и этому были рады.

          • Ксения Печий,
            В таком случае я пожалуюсь - я 76-го года.
            Многое до сих пор даже открывать заново не хочется

  • Ничего не имею против фантастики, Гарри Поттера сама люблю и книге и в кино, но мне кажется все это литература для внеклассного чтения, а не для школьной программы. Она ведь просто для фантазии и развлечения.

    • Наташа Мясникова,
      Я думаю, что было бы здорово иметь в программе увлекательную литературу, чтобы детям понравилось читать. Мало у кого сейчас родители способны дома привить любовь к книгам. Если ребенок не найдет для себя интересного в этом занятии (или вообще начнет испытывать отвращение), то ни о каком внеклассном чтении речь уже идти не будет.

      Оценка статьи: 5

  • С большим удовольствием и пониманием прочла все три Ваши статьи про учебники! Хотелось бы, чтобы Вас услышали директора школ и учителя - чтобы наконец-то прекратить весь это бред под названием программа "Школа 2100". Может вы еще и по математике учебники проанализируете? А информатика и окружающий мир чего стоят? Жалко детей! Но у нас, как у родителей нет возможности выбора - что навязывает школа - то и учим!

    Оценка статьи: 5

  • Скажу как человек, который учился в школе по этим книжкам. Замечательные книги! Помню перечитывала их гораздо позднее, так было интересно. Ничего предосудительного в них нет, тем более того, что могло бы нарушить психику ребенка. Не видела в домовом Афанасии ничего ужасного, никакого красного носа, топора... Был очень милый персонаж. Кошмары не снились из-за рассказов и стихов. Наверное иногда взрослые чересчур драматизируют. Книги из серии "Маленькая дверь" - прекрасные книги.

Посмотреть все комментарии (72)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: