• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ирина Литновская Грандмастер

Ребёнок плохо учится. Надо ли помогать недотёпе и лодырю?

Есть мамочки, что лихо помыкают взрослыми людьми, отстаивают свою точку зрения с пеной у рта, занимаются нравоучениями и при этом не могут справиться с собственным сыном-второклассником, находя оправдания его капризам, обусловливая высокими гуманистическими целями его дурачества и нежелание трудиться и думать.

pixabay.com

Такие, как правило, живут в школе, оберегая права своего недотёпы, выискивая проколы учителя, строча кляузы. Мужественно отбиваясь от упрёков, как Дон Кихот от ветряной мельницы, они никак не возьмут в толк, что пора перейти от воспитания всего мира к воспитанию собственного дитяти.

Другие мамули, также ведущие активный школьный образ жизни, находят в себе силы признать, что их дитя далеко не Михайло Ломоносов, открытых конфликтов избегают, боясь, что за это их ребёнка и вовсе сживут со света, усердно учатся за своего лодыря, взваливают на себя всю возможную общественную работу и порой содержание класса.

Третьи, напротив, держатся от школы подальше, игнорируя любые мероприятия, в т. ч. школьные собрания. Таким чихать на успеваемость, они считают всех отличников будущими неудачниками, образование — не нужным, ибо всё на свете решают деньги-связи, что школа их обязана выучить, поликлиника — вылечить, и прочее, прочее.

Деление на три категории условное, конечно, но всех этих родителей объединяет одно — они абсолютно беспомощны перед своими детьми.

Четвёртые никуда не ходят, ребёнка не водят, ничего не считают, мирно себе пьют.

Для пятых, большинства из нас, школа — неотъемлемая, ответственная и увесистая часть жизни, но не более. Среднестатистический ребёнок обладает прилежанием и старается что-то делать в меру своих возможностей и наличия сугубо личной мотивации.

Мне кажется, сколько бы лет ни прошло, останутся и те, и другие, и пятые. И вопрос «что делать», когда ребёнок не успевает, не желает учиться, а время на его перевоспитание безвозвратно упущено, будет жить вечно, и каждый ответит на него по-своему. Поэтому то, что я скажу сейчас, не более чем моё скромное мнение.

Я не сторонник идеи, что все дети — лапочки и мудры с пелёнок. Это привнесённая извне позиция, современная, терпимая и, на мой взгляд, несколько настораживающая. И я не сторонник того, что все беды человеческие корнями своими уходят в детство, где недолюбили, недопоняли и прочее. Часть неудач — да, но далеко не все.

Думаю, каждому встречались неприятные дети: хамоватые, задиристые, чванливые, хитрые, те, для кого другие люди — пустое место. Кто скажет, что все детки — котятки, лукавит или имеет в виду грудничков. Мы же говорим здесь о младшеклассниках, ещё не вошедших в подростковый кризис.

Так вот, они приходят в школу такими, а не становятся такими в ней.

Я вспоминаю, как моей дочери, тогдашней первокласснице, подружка, приревновавшая дочь к мальчику, сунула в рюкзак записку от имени этого мальчика: «Я тебя больше не люблю! Дима.» — и много разбитых сердечек вокруг этих печальных слов. Я оценила чувство «подлянки» у семилетнего ребёнка.

В школе исключён индивидуальный подход к малышу. Памятник нужно поставить и звезду Героя дать тому учителю, кто сумел добиться этого у себя в классе. Нет условий в общеобразовательной школе для индивидуального подхода — это надо принять как факт.

Поэтому школа отсылает нерадивых детей домой, к родителям, требуя от последних готового результата. А дома каждый старается во что горазд, ну, кроме тех, кто относится к категории пофигистов, конечно.

Все здоровые родители желают своему ребёнку добра. Только есть просто «добро», а есть «добро, во что бы то ни стало». Нужно иметь мужество, чтобы признать своего ребёнка «недотёпой», перестать посыпать голову пеплом и понять: вкладываться в лодыря означает пускать свою жизнь по ветру. Нужна сила воли, чтобы трезво оценить дальнейшие действия: биться лбом в закрытые ворота или найти пути, устраивающие вас обоих.

Ребёнок рождается не стальной болванкой, кое-что в нём уже заложено. Иначе как объяснить, что у одних и тех же родителей — разные по темпераменту, по предпочтениям и склонностям дети.

Так вот, даже у самого большого непоседы при всём показушном отсутствии каких-либо стремлений к знаниям есть то, что ему любо. И стоит доходчиво объяснить ему какие-то вещи, как он вдруг показывает к ним неподдельный интерес. Интерес возникает к делу тогда, когда оно получается. И чтобы обнаружить этот интерес, надо делать то, что зачастую бросает родителей хулигана и бездельника в краску — выводить его в свет, на выставки, мастер-классы, соревнования.

И как бы скромно ни складывалась история его успеха — сохранять спокойствие. Мы часто недооцениваем силу спокойствия, в то время как об него разбиваются многие беды. Беседы, выход в свет и спокойствие — другими словами, попытка повлиять на ребёнка, а не на обстоятельства вокруг него, — это всё, что можно для него сделать.

Вы не можете сделать школьника опять новорожденным. Даже если бы вам это удалось, ничего бы не изменилось. Если ничего не помогает, надо выдохнуть и признать — он просто не хочет учиться, хочет сразу в омут жизни с головой. Хочет — получит. Жизнь — лучший теоретик. И практик тоже.

Статья опубликована в выпуске 29.05.2016

Комментарии (40):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Маргарита Ромашкина Маргарита Ромашкина Читатель 31 мая 2016 в 13:46 отредактирован 31 мая 2016 в 13:48 Сообщить модератору

    Интересно.
    Действительно, кто накручивает трояки? Надо анонимные аннулировать.

    Оценка статьи: 5

  • Да, в догонку, чтоб на меня не метнули стрелы...))У меня две дочки, она умная, но лентяйка, другая не совсем умная, но красавица и трудяга...кому я быстрее помогу, конечно второй...потому что вижу ее стремления к действиям Но, сразу скажу, одни женщины созданы для семьи другие не совсем, тут тоже надо где-то видеть желания своего ребенка, они как раз из школьных годов и формируются...вам так важно образование ребенка или ...не хочет учится пусть станет хорошей мамой или папой, а там сам научится тому чему нужно...жизнь она научит всему, главное вырасти хорошим человеком, добрым и порядочным...

    Оценка статьи: 5

  • Ира, привет."...Так вот, даже у самого большого непоседы при всём показушном отсутствии каких-либо стремлений к знаниям есть то, что ему любо." Вот и этим всё сказано...так что родители будьте просто внимательны к своим детям и не делайте из них то, что хотите вы...

    Оценка статьи: 5

  • Неприятный момент: чтобы быть интересным и востребованным, автор старается, как может. Но комментаторов думающих и вдумчивых уже нет... Что имеем в остатке?.. Хрень, да маленько.

    Оценка статьи: 5

  • 1. По моему (педагогическому и житейскому) опыту, родители, а особенно бабушки, склонны существенно переоценивать способности своих чад.
    2. Статья хорошая, автор лишь слегка обозначила реальные проблемы. А неприятие активное. Видать либеральная пропаганда хорошо пешеходам мозги загадила.
    3. Если это Ваш ребёнок, помогать надо однозначно. Что вложите, то и получите (со временем).
    4. Жду продолжения на эту тему. Детальных советов.

    • Ирина Литновская Ирина Литновская Грандмастер 29 мая 2016 в 13:19 отредактирован 29 мая 2016 в 13:22 Сообщить модератору

      Вячеслав, спасибо. Бог знает, что тут советовать. Пытаться включить ребенку голову. Если она есть. А там уж , на кого что действует.
      Мне школьный психолог недавно сказала : "Вот смотрите, допустим учителю надо 25 человек довести до столовой. На все про все - 15 минут. В классе человек 6, на которых действует только крик. Они только это понимают. Потому что с ними так дома разговаривают. Учитель раз крикнет - все идут. А с вашей дочкой тут коса на камень нашла, она настолько сама к себе требовательна, ее носом тыкать в ошибки нельзя, она сама понимает всё. И крик ее очень оскорбляет и пугает даже. Ей нужно объяснить, что этот крик не конкретно в ее сторону".

      Вот так...именно поэтому я выше и задала вопрос - а что будет делать такой ребенок, как мой, когда учитель будет заниматься непослушными детьми, орать на них или как-то иначе воспитывать

  • Ребёнок плохо учится. Надо ли помогать недотёпе и лодырю?


    Конечно же, надо!.. Нужно помогать изо всех сил или как получится.

    Зря помогали?.. Тоже жизненный урок. Зря не помогали?.. Опять Урок Жизни.

    Одно понятно изначально - нехрен изображать из себя святошу, как Игорь Ткачев.

    Оценка статьи: 5

  • опять взялись эти накрутки... вот кто- то развлекается тут у меня каждый раз, делать нек-й человеку

  • Общераспространенное лицемерие - думаем одно, вслух говорим совершенно другое.

    Вот он - начинающий негодяй, 100% ЗПР (задержка психического развития). Классы "коррекции" только из таких и состоят. Но в отчетах называем почти ласково, а про себя материм на чём свет стоит.

    Настоящая Школа Жизни - это не пастораль в живописи.

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 29 мая 2016 в 10:11 отредактирован 29 мая 2016 в 10:13 Сообщить модератору

      Вячеслав Старостин, ежели материте, может стоит уйти из профессии?
      Это ведь только школьники, дети... А что мы будем делать, если речь о малолетних неврастениках, преступниках, имбецилах? Бить - чтобы не лицемерить? Ну ведь заслуживают же.
      Хотя это только одна сторона. С другой, да, хочется треснуть.

      Это они приходят в нами созданный мир. Они - пластилин. А мы вроде как Пигмалионы. И сами лепим порой "голимое дерьмо", на него потом и пеняя.

      • Игорь Ткачев, добросовестно отработал положенное и ушел из школы. Преподавал ИЗО (изобразительное искусство) и черчение. Работал в хорошие времена (при социализме): 1986 - 1989 годы. Были пионеры, комсомольцы и октябрята. Мне повезло - оставалось тогда восприятие учебных дисциплин (от слова "дисциплина") вместо учебных предметов... Действительно учил. Иногда - поучал... Мои ученики до сих пор со мной здороваются. Приятно и лестно.

        Мою кандидатуру выдвигали на пост директора школы (веяние моды: только-только вышел закон о трудовых коллективах). Хватило ума взять самоотвод.

        Есть такая штука - политкорректность. Удобная штука... Прекрасно понимаешь, кто перед тобой, но делаешь вид... Нормальное явление. А статья Ирины - призыв поговорить начистоту. И это - очень хорошо! Надоело уже видеть ужимки и гримасы.

        Ирина, отлично!..

        Оценка статьи: 5

    • Ирина Литновская Ирина Литновская Грандмастер 29 мая 2016 в 10:02 отредактирован 29 мая 2016 в 10:06 Сообщить модератору

      это очень модно - посыпать родительскую голову пеплом. Леонов вспоминается, как там у него было...."Это всё предки виноваты. Предки были настоящие свиньи". Я же наблюдаю, как родители из кожи лезут, а результат - ноль. И тянут всю жизнь этот обоз без колес, зато такой родной, ибо как пионер считаешь себя в ответе за все. В то время как уже в 10 лет ребенок вполне себе представляет, что к чему. И прав- ругать ребеночка - ой как не толерантно сейчас , даже если он тебе в лицо плюет и шлет на три б...

  • Автор деликатен еще: "недотёпе и лодырю". Мне встречалось голимое дерьмо (три года работал в школе как молодой специалист после универа). И это не только моё мнение.

    Но!.. Но школа - уникальный механизм по исправлению\порче детской психики. Можно и нужно этим пользоваться мудрым учителям. И плевать порой на учебный процесс, главное - человека не упустить.

    Со скепсисом смотрю на потуги взрослых в школе увидеть источник знаний. Знания приобретаются когда НУЖНЫ эти самые знания. И это происходит почти в зрелые годы - когда СОЗНАТЕЛЬНО ищешь нужное.

    Оценка статьи: 5

    • Скажи мне, что будет делать мой ребенок, который любит учиться и работать, пока ты не упускаешь человека, который не любит и не хочет работать? Нет в школе индивидуального подхода и быть не может. Это игра в одни ворота. Умеешь брать знания, выдергивать их из потока всего, что дают - бери, не умеешь - вали совершенствуйся в одиночестве, ищи в себе Эйнштейна.

      • Ирина Литновская, вы ошибаетесь. Может, в вашей школе и нет индивидуального подхода, но он есть - конечно, в определенной степени, - в других школах.
        Есть школы, в которых в начальных классах выявляют склонности и скрытые таланты каждого, уделяя им потом особое внимание. А не гонят тупо по школьной программе, зарабатывая себе баллы.

        Вообще, все по-русски категорично: бери, вали, руби и т.д.

        Завтра вы свое чадо переведете в другую школу, у него не сложатся отношения со сверстниками, и он станет "лодырем и недотепой". Или, не дай бог, кирпич на голову упадет и придется вам по коррекционным школам мытарствовать, объясняя, что ваше-то дитяко не лодырь и лентяй. У него обстоятельства.

        Когда на такие темы берутся рассуждать любители, то и получается по-любительски. У меня вот так - значит и у всех должно быть так. Сплошное "голимое дерьмо".

        • Игорь Ткачев, индивидуальный подход - это замечательно (замечтательно), кто спорит? Но вопрос: а сколько учеников должно быть в классе для выявления индивидуальности? 25? 45? Или может 10-12?
          Сейчас идут песни про недонаполненность классов, и как при этих песнях выявить индивидуальность? Дай бог программу изложить, да задания проверить.

        • Ирина Литновская Ирина Литновская Грандмастер 29 мая 2016 в 11:26 отредактирован 29 мая 2016 в 11:27 Сообщить модератору

          ну, такое можно абсолютно про любую статью сказать. Интересно,у нас на кулинарный конкурс на ШЖ-шке только повара статьи шлют или и другим разрешено высказаться?
          В любом случае, я рада, что вопрос этот затронула. Правда, у меня на макспарке обсуждение получилось лучше и конструктивней, но все равно, я поняла, это тема не праздная.

    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 29 мая 2016 в 09:37 отредактирован 29 мая 2016 в 09:49 Сообщить модератору

      Вячеслав Старостин, простите, "голимое дерьмо" - это бывший учитель - взрослый человек о детях, пускай и "лодырях и недотепах"?...
      Может, жизнь справедлива, что Вы больше 3-х лет учителем не проработали?

      Я тоже учитель в прошлом. Правда, работал со старшеклассниками и студентами. Были разные - и умнички, и лодыри. Но называть их столь категорично не стал бы. Хотя бы потому что причины были понятны.

      Вообще, терминология (лодыри, недотепы и голимое говно) отвратительная. Вспоминается сцена из фильма "Доживем до понедельника" с Тихоновым, где он встречается с мамашей такого лодыря и недотепы. Лодыря и недотепы, пока не становятся понятны причины.
      Это не они лодыри и недотепы. Это, скорее, мы - голимое говно. Наша роспись в собственной профнепригодности.

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 29 мая 2016 в 08:38 отредактирован 29 мая 2016 в 08:46 Сообщить модератору

    Ирина Литновская, я ответил на ваш комментарий, а не на статью.
    А статью, простите, прочитал одним глазом, да и то по диагонали.

    ПС зарисовка уже из взрослой жизни: я не раз был свидетелем (уверен, вы тоже) ситуаций, когда взрослые люди искренне удивлялись, обсуждая своих бывших сокамерни...э-э, одноклассников: вот ведь был двоечник, "лодырь и недотепа", а сейчас у него бизнес (магазин, он директор фирмы, он хорошо зарабатывает - выберите сами, что нравится). А вот тот/та, что хорошо учился, к-н инженер на заводе, рядовой бухгалтер или библиотекарь с мизерным окладом... и надо было хорошо учиться???"
    Быть отличником или хорошистом - не значит стать успешным человеком (а это сегодня ведь так важно, не правда ли?-) Скорее, наоборот-)

    Ну, и тот, кто плохо учится - еще не значит, что он глуп. Или просто "лодырь и недотепа".
    Мне, например, в 10 классе по русскому языку и литературе стабильно ставили... 2. Потому что нарушал дисциплину. А вот написать сочинение или изложение, и без подготовки, я мог на... 5. И тогда это был такой jaw-dropping head turner, что было приятно видеть недоуменные лица своих сокамерн... э-э, одноклассников и учителей-)))

  • Вопль уставшего преподавателя. Нет времени описать ситуацию со стороны родителя... Как-нибудь в другой раз.

    Оценка статьи: 2

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 29 мая 2016 в 06:54 отредактирован 29 мая 2016 в 07:04 Сообщить модератору

    Ирина, а как бы вы отреагировали, если бы вашего ребенка кто-то назвал "недотепой и лодырем"?
    Весьма категоричный вердикт.

    Мне близка мысль, что ленивых людей (недотеп и лодырей) не бывает. А бывают те, кто вынужден заниматься тем, что им не нравится.

    А что до школ, в которых тот же оценочный ранжир, где задаются четкие рамки что и как нужно зубрить, где важны прилежание, успеваемость и кто у ребенка родители, то "недотепы и лодыри" еще ни о чем не говорят.
    Давайте вспомним известных в свои школьные годы двоечников, вроде Эйнштейна.

    ПС Лично я, скорее всего, попадаю в категорию тех родителей, что раз в полгода ходят на родсобрание и изредка помогают с уроками, но когда мне все же случается придти на такое собрание и послушать, что и как учит мой 16-летний ребенок, мне становится жалко его: вбивание в головы разного рода правил и неумение применять их на практике, чрезвычайное внимание успеваемости и прилежанию, и только потом знаниям и умениям, разного рода робото- и автоматоподобные тестирования с набором обязательных баллов ("выберите правильный ответ: а-б-в-г), и прочее втискивание в школьные рамки... и я понимаю, почему я, в свое время, ненавидел свою школу и почему мой ребенок так мечтает, чтобы его школа поскорее закончилась.

    • ну, если человека утешает мысль, что его бездельник- Эйнштейн, то ради бога. Главное, эту мысль больше никому в школе не навязывать. Это самая удобная и трусливая позиция: мой гений, это у вас скукота.
      Ну, то , что человек устает и не со всем согласен- это говорит о том, что он - человек и у него есть голова. Значит, эмоции улягутся и останутся знания. Если к этому добавить трудолюбие, получится нормальный вполне себе человек.

      • Ирина Литновская, моя младшая дочь левша. И попала в первом классе к Народной учительнице Украины. "Ах как вам повезло!" - слышали мы на линейке. НО! Учить мою левшу в классе правшей как-то не сруки Народному учителю. Интерес к учёбе пропал. В средней школе - всё по шаблону заложенному в младшей школе. Старшие классы идут не очень интересно: химия без практических опытов, физика только на плакатах и пр. Переползаем из четверти в четверть, из класса в класс. Пока не пошли на подготовительный курс в Пищевой ин-т. А там... Опыты, индивидуальный подход к абитуриенту... На выпускных экзаменах в школе химию сдала на 5 и попросили из класса, чтоб не подсказывала отличникам. Учителя были удивлены её знаниям. Литература - 5, Математика - 5, это те предметы которые преподавали в ин-те. И появился у ребёнка интерес к учёбе. И проявились способности которые Народный учитель Украины задушил в первом классе. Закончила успешно и-тут. А в школе считалась слабеньким учеником, без способностей.

        Оценка статьи: 2

        • Ирина Литновская Ирина Литновская Грандмастер 30 мая 2016 в 20:02 отредактирован 30 мая 2016 в 20:08 Сообщить модератору

          моя дочь тоже левша, а первой учительницы у нее не было никогда. За четыре года сменилось 5 человек, каждый приходил со своим самоваром и уставом к нему. Каждому ей приходилось доказывать, что она не верблюд. И тем не менее, ни у кого рука не поднялась поставить ей хоть одну четверку в году,потому что против лома нет приема. Причем последний учитель был настоящий зверь, но это только пробудило в ней спортивную злость.
          Поэтому не надо искать крайних. Все люди разные. Кто-то сломается. Но если у человека есть характер, он не зависит от обстоятельств.
          А так я соглашусь, никакие звания ни о чем не говорят.