• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Гвозденко Грандмастер

Развиваем речь ребенка. Почему надо начинать со слуха?

В основе речи лежит копирование услышанных звуков. Именно поэтому первое, на что надо обратить внимание — состояние слуха вашего ребенка.

Фото: pixabay.com

С первых дней жизни малыша окружает мир звуков. Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но слух быстро развивается. И вот он уже способен различать шум воды, звук музыкального инструмента и голос мамы.

Различают физический и речевой слух.

  • Физический слух — способность слышать и дифференцировать звуки природы, транспорта, звуки, издаваемые животными, звучание игрушек, музыку.
  • Речевой слух — способность улавливать и различать на слух звуки языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков: слова, фразы, тексты.

Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Развитие физического слуха проходит стадии от реакции на него до побуждения к действию. Специалисты рекомендуют использовать определенную последовательность в развитии неречевого слуха.

Развиваем речь ребенка. Почему надо начинать со слуха?
Фото: pixabay.com
  1. Звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды.
  2. Звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, жужжание мухи или жука.
  3. Звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета.
  4. Транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета.
  5. Звуки, которые издают различные игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки.
  6. Звуки детских музыкальных игрушек: колокольчика, барабана, бубна, дудочки и т. д.

Игры, направленные на развитие неречевого слуха:

  • На прогулке важно обращать внимание ребенка на то, как шумит ветер или дождь, шелестят листья деревьев. Послушайте журчание воды. Хорошо иметь записи звуков природы, прослушивая которые ребенку предлагают определить, «что шумит». Аналогично строится работа по вычленению звуков, произносимых животными.
  • Дома хорошо поиграть в игру «Пошумим». Шуршите пакетами, стучите молотком, пересыпайте разные крупы.
  • Можно поиграть в игру «Найди одинаковый звук». Для этого непрозрачные баночки наполните различным содержимым. Это могут быть разные крупы (манка, горох). Предложите найти баночки с одинаковым звучанием.
  • На прогулке слушайте звуки транспорта. Полезно спрашивать малыша: «Что прогудело? Что стучит?»

Как можно активнее играйте с малышом в музыкальные инструменты. Хорошо, если ребенок на слух различает звучание бубна, дудочки, пианино.

Развиваем речь ребенка. Почему надо начинать со слуха?
Фото: Depositphotos

Речевой слух — важная основа коммуникации. Без умения различать звуки родного языка невозможно само речевое развитие ребенка. Важно помнить, что речевой слух не появляется спонтанно, он развивается в процессе общения. Хороший физический слух еще не показатель развитости речевого.

Стадии развития слуха:

  1. Со зрительной опорой: ребенок слышит название предмета и видит сам предмет или картинку.
  2. Слухо-зрительное восприятие: ребенок не только слышит голос, но видит лицо и губы говорящего.
  3. Чисто слуховое восприятие: ребенок не видит говорящего (а также предмет, явление, о котором говорят), а только слышит голос.

Речевой слух развивается на основе подражания. Но надо помнить, что для ребенка важно понимание речевых структур, которые он воспроизводит, подражая. Усложнять задания по развитию слухового восприятия речи следует постепенно. Сначала мы предлагаем слова и фразы со зрительной опорой, в дальнейшем только на слух.

Игры на развитие речевого слуха:

  • «Найди картинку». В этой игре потребуется комплект парных картинок. Перед ребенком разложены картинки. Взрослый называет предмет и показывает картинку. Малыш должен найти аналогичную.
  • «Найди игрушку». Ребенку предлагают найти игрушку, которую назвал взрослый. Эту игру полезно проводить в различных вариантах, меняя громкость и тембр голоса, удаляясь от малыша.
  • «Выполни задание». Взрослый дает команды, которые малыш должен исполнить: посадить мишку на стул, уложить куклу в кровать. Эта игра направлена на понимание фразовой речи и побуждению к действию.
  • «Правильно — неправильно». Взрослый называет слова, указывая на предметы или картинки. Малыш должен хлопнуть в ладоши, услышав неправильное название. Более сложный вариант — когда взрослый без опоры на наглядность произносит фразы: «Кошка мяукает, слон летит»…

Хороший слух — основа правильной речи, поэтому этой части развития малыша нужно уделить особое внимание.

Статья опубликована в выпуске 27.07.2018

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: