• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталья Проценко Грандмастер

Почему попса задавила современное искусство?

Данный вопрос занимает меня давно: почему при имеющихся буквально в каждой стране мира столь высоких стандартах культуры в последние десятилетия наша цивилизация буквально захлестнута попсой, и приставка ПОП прилагаема теперь буквально ко всему — от музыки до эзотерики, как метко выразилась одна наша коллега по Школе жизни.

Почему же так случилось? Моя версия проста: искусство добровольно сдало позиции, объявив себя высоким и недоступным для понимания «обывателя» — то есть, практически любого обычного человека.

Современное высокое искусство — это такая хитрая зачастую штука, что для его понимания необходимо как минимум прослушать пару лекций об Искусстве — прошу прощения за тавтологию. То есть, без вводной информации — не проникнуться никак: искусство стало сродни астрономии и физике, без подготовки его не понять.

Однако физики отчего-то не фыркают на всех не-физиков, что они-де в чем-то ущербны, раз не понимают очевидного. А вот люди искусства почему-то нередко позволяют себе высказывать мнение, что те, кто не понимает определенного вида творчества, просто «не доросли» и слишком невежественны для таких тонких движений души.

А может быть, все несколько иначе? Может, искусство все же стоило оставить той частью человеческих достижений, которые не должны нуждаться непременно в переводчиках и толмачах? Подозреваю, что выражаюсь туманно, поэтому попробую проиллюстрировать свои слова конкретными примерами: древнегреческие скульптуры, скульптуры Микеланджело; полотна Боттичелли, Рафаэля, Тициана, Леонардо, Гейнсборо, Рейнолдса, Констебла, Франсиска де Гойи — ЭТО искусство нуждается ли в переводе?

А теперь задумаемся, легко ли понять без объяснений произведение из ряда «Черного квадрата» Малевича. Да, в этой вещи есть своя логика и свой смысл. Но без комментариев их не понять никак. Особенно без комментариев самого автора… Плюс фокус в том, что очень интересно и захватывающе это — следить за полетом авторской фантазии. А вот полюбить ЭТО куда сложнее… Если вообще возможно.

Я допускаю, что в наше время есть искусство массовое и искусство «не для всех», так сказать. И что искусство для избранных могут понять именно избранные и подготовленные. Но почему тогда «Рождение Венеры» понимают ВСЕ и без комментариев? Разве потому, что эта вещь — так уж проста, как 5 копеек, неужели ширпотреб, искусство «для масс», как модно сейчас говорить?

Я привела примеры из живописи, но то же самое можно проиллюстрировать и примерами из литературы, и примерами из музыки…

Искусство на уровне высшей математики — примета нашего времени. Приблизительно с начала 20 века искусство пошло по пути, который я бы условно назвала «Искусство от головы». В противоположность «Искусству от сердца», «Искусству от души». И это уже совсем другое искусство…

И более того, на мой взгляд, искусство — начиная с того же периода — это уже не просто «Искусство от головы». Оно в большинстве своем только ДЛЯ ГОЛОВЫ. Душа и сердце — отдыхают.

Однако свято место пусто не бывает, и в образовавшуюся брешь хлынули всевозможные заменители. И имеем мы в итоге уже не культуру, а поп-культуру: поп-арт, поп-музыку и поп-литературу… А мэтры искусства в это время проводят фестивали «кино не для всех», «живопись для избранных» — и страшно далеки они от народа, укрыв как свои блестящие работы, так и свое самолюбие за броней снобизма и философии избранности.

Статья опубликована в выпуске 8.11.2008
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Назло всем... или некоторым сотворить шедевр. Мотивация - будь здоров! Не то, что - ...любовь всякая.

    Оценка статьи: 4

  • Моё творчество тоже трудно понять. Вот на этой картине показана девочка по имени Сиренис, она идёт по заснеженной улице и несёт кирпич. А куда и зачем она его несёт - этого я вам не скажу! Я нарочно создаю работы, говорящие: вы не хотите принимать меня всерьёз - так вот вам! Думаю, что и другие художники руководствуются теми же соображениями и их творчество - прежде всего ответ высоколобым критикам.

  • Ради Бога, не надо идеализировать искусство в прошлом! Это сегодня нам кажется, что все, что было - хорошее. А сегодняшнее - так себе.

    Не надо забывать, что все живописцы и скульпторы работали как поденщики, они работали на заказ и получали деньги чуть ли не сдельно. Не думаю, что в те времена кто-то делил искусство на высокое и низкое. Были более удачные вещи, менее удачные - было все!

    Сегодня во многих случаях у "творцов" отсутствует ремесло, они работают, как дети. Каждый считает, что он может не только петь, но и писать музыку, и сочинять стихи. И это без образовательной базы! Вот и получается попса. А воспринимают ее люди с такой же базой. Вот и популярность готова!

    Это нормально! Кому яблочко, а кому - поросячий хвостик! И не надо переживать и драматизировать! Среди массы попсовых песен найдется несколько, которые будут жить десятилетиями. Но это надо ждать, чтобы десятилетия прошли!

    И еще: представьте себе, что на вас валится вал шедевров. Что с вами будет? Через некоторое время вы скажете: "Все обрыдло!" Согласитесь, что фолк музыка - не попса. Но если вам это давать целый день по всем каналам? А ведь так было!

    Так что не о чем переживать! Искусство не умрет, пока есть человечество.

  • ...Может, искусство все же стоило оставить той частью человеческих достижений, которые не должны нуждаться непременно в переводчиках и толмачах? - оно так и есть! Искусство не нуждается в переводчиках и толмачах. Просто есть люди, которые почему-то считают наоборот...

    Оценка статьи: 4

    • О.к., я уберу имена - вот именно, чтобы не обобщать, Вы этом правы.

      Да, они - явление в культуре. Но - и это мое мнение, которое я, конечно же, вольна высказывать с в своих статьях - это явление ненадолго...
      Да, лично я не считаю их талантами в искусстве - поскольку эти таланты лежат в другой плоскости: подать и продать себя. Тоже немаловажно, но - согласитесь, это уже немножко о другом.