• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Светлана Зуу Мастер

Какой он, язык без костей? «Общительный» язык

В завершающей части саги о языке особое место займут разновидности языка, благодаря которым происходит непосредственное или вербальное общение Человека Разумного с собратьями по разуму. Здесь сразу хочется сказать о профессиональном языке специалистов в какой-либо области, многообразие которого настолько велико, что можно бесконечно перечислять хитроумные «заумности» компьютерного, медицинского, химического, автомобильного, юридического и других профессиональных языков или, как их еще называют, «сленгов».

Более того, сленг может быть даже семейный, чаще всего возникает в период бурного роста детей, которые коверкают большинство слов. Такие «абстракционизмы» закрепляются в семье и становятся нормой общения. При этом «не члены» семьи зачастую даже не в силах догадаться, о чем речь: например, «фтуалетовый» не имеет никакого отношения к туалету, а является названием цвета — фиолетовый.

В целом любой профессиональный язык служит опознавательным знаком избранной категории людей и формальным признаком классового соответствия. Если кто-то не владеет этим языком, сообщество вряд ли будет считать его «своим». Скорее всего, про такого человека будут говорить, что он недостаточно умен.

Особенности мышления математиков.

Теорема: Крокодил более длинный, чем широкий.
Доказательство: Возьмём произвольного крокодила и докажем две вспомогательные леммы.
Лемма 1: Крокодил более длинный, чем зелёный.
Доказательство: Посмотрим на крокодила сверху — он длинный и зелёный. Посмотрим на крокодила снизу — он длинный, но не такой зелёный (на самом деле он тёмно-серый). Следовательно, лемма 1 доказана.
Лемма 2: Крокодил более зелёный, чем широкий.
Доказательство: Посмотрим на крокодила ещё раз сверху. Он зелёный и широкий. Посмотрим на крокодила сбоку: он зелёный, но не широкий. Это доказывает лемму 2.
Утверждение теоремы следует из доказанных лемм.
Обратная теорема: Крокодил более широкий, чем длинный.
Доказывается аналогично.
Hа первый взгляд из этого следует, что крокодил — квадратный. Однако, поскольку все неравенства — строгие, то настоящий математик сделает единственно правильный вывод: «КРОКОДИЛОВ HЕ СУЩЕСТВУЕТ!»

Существование интернациональных языков, понятных всем и каждому сложно переоценить. Возьмем, к примеру, гигантский мировой общепит Макдоналдс. Узнаваемость продуктов по всему миру («Биг-Мак» — он и в Африке «Биг-Мак»), позволяет людям даже без знания языка чувствовать себя в этом заведении как дома, получая стандартный сервис и такой же бутерброд и напиток, что и в своей стране. Примерно так же чувствуешь себя на занятиях по йоге у любого индийского гуру, благодаря названию асан на санскрите, одинаковых по всему миру: читурангадандасана — она и в Индии читурангадандасана.

С точки зрения музыкальности «язык» бывает вокалическим — с преобладанием гласных, например, гавайский и язык Маори, и консонантным — с преобладанием согласных. Самым ярким примером консонантного языка служит убыхский язык, известный своей уникальной фонетикой: в нём 84 согласных звука и лишь два гласных — «а» долгая и «а» краткая. Впрочем, убыхский язык считается вымершим языком, хотя в последнее время распространяется теория о возможности его восстановления.

Обычно исчезновение необходимого количества носителей для поддержания существования языка наряду с другими «симптомами» заканчивается отнесением его к мертвым языкам: сегодня самым редким разговорным языком на нашей планете считается язык бикья, на нем говорит лишь одна 87-летняя женщина из деревни на границе между Камеруном и Нигерией. Впрочем, некоторые мертвые языки возрождаются — наиболее ярким примером служит иврит.

В то же время, ряд языков, отнесенных к категории мертвых, на самом деле регулярно используется, к примеру, латынь. Казалось бы, общеизвестный факт, что латынь — язык мертвый. Вместе с тем, именно этот язык можно отнести к международному языку медиков. Ведь вся терминология, от названий нервов, сосудов, органов и других анатомических образований до формулировок заболеваний и лекарственных препаратов, строится именно на латыни. Или санскрит. На нем никто не говорит, однако он активно используется в терминологии, к примеру, йоги, аюрведы и эзотерики.

«Моя твоя непонимай» — примерно на таком «ломаном» языке часть иностранцев пытается выразить обуревающие их чувства. Примечательно, что, продавая вам какую-то вещь, тот же турок говорит на замечательном русском языке, но стоит вам обратиться к нему с претензией по качеству, его владение русской речью стремится к нулю, а глаза выражают полнейшее непонимание ваших слов. Некоторые настолько увлекаются, что показывают руками на уши и мычат, пытаясь таким образом изобразить глухонемоту.

— Я слышал, ты разбогател! Как это тебе удалось?
 — Я перевозил туристов на остров. Так вот, экскурсия туда стоила пятьсот рублей. Обратно — в три раза дороже.

Наряду с языком «несбывшихся мечт» и нереальных обещаний к яркому представителю обманных языков многие относят политический язык, ведь задача политика как можно искуснее обойти суровую правду жизни, выдав желаемое за действительное. Интересно, что дипломатический язык при этом имеет несколько иной подтекст, связанный с поиском компромиссного решения. В близком родстве с политическим и дипломатическим языками находится язык юристов. Зачастую хитросплетениями словоформ и мыслеобразов юристы способны запутать кого угодно, включая самих себя. Не зря про них говорят: «Где два юриста, там три мнения».

Создал Бог землю, а дьявол ему назло создал океан. Создал Бог солнце, а дьявол ему назло создал тьму. Создал Бог юриста, а дьявол подумал немного и создал еще одного юриста.

Старший научный сотрудник Microsoft Эрик Хортвитц считает, что в 2050 году на планете будет царствовать искусственный интеллект: компьютеры сами будут выдвигать научные теории и проверять их, а вживляемые в мозг человека устройства позволят компьютеру и человеку слиться в единую систему.

Известный российский исследователь аномальных явлений Юрий Фомин уверен, что в будущем вербальный контакт полностью заменится на «мысленный Интернет» за счет развития экстрасенсорных способностей, ведь возможности речевой передачи ограничены 500−700 бит в секунду, в то время как мозг способен перерабатывать около 4 миллиардов и больше бит в секунду.

Все вышеперечисленное наряду с гипотезой развития «мысленного Интернета» в сочетании с возможностями криоконсервирования и идеей вечной жизни заставляют снова и снова думать: каким он будет, язык будущего?

А пока завтрашний день еще не наступил, давайте подведем итоги и вспомним всю многогранность «языка без костей». Мы узнали про Аллегорический и фразеологический язык, отвели почетное место в рассказе Эротическому языку, уделили внимание Животному языку и языку животных, обозначили присутствие Искусственного языка и языка искусства, разобрали Язык телосложений, изучили Анатомический язык с элементами декора и, наконец, сделали попытку понять Молчаливый язык.

Теперь, вероятно, вы и сами убедились, что языков гораздо больше, чем ушей, несмотря на их явное анатомическое доминирование в теле человека.

Статья опубликована в выпуске 25.12.2008

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: