К. Ю. Старохамская   Грандмастер      60     Распечатать

Бесплатное жилье в СССР - реальность или миф? Часть 2

Но что-то же кому-то давали?

В СССР жилая недвижимость строилась со скоростью 0.4 кв.м. на гражданина в год, по советской официальной статистике. Которая отнюдь не склонна была принижать достижения советской власти.

Но в конце концов, многие, конечно, после долгих мытарств и десятилетий стояния в очереди жилье получали. Особенно в период интенсивного строительства начиная с середины 50-х. Как правило, это были убогие малометражные квартиры отвратительного качества, как правило на окраинах, и после получения счастливые новоселы (действительно счастливые после многих лет коммунального ада или жизни в страшной тесноте с родителями) еще должны были доводить это жилье до пригодного к жизни состояния. Формально, раз квартиры были государственные, то и ремонтировать их должно было государство, но практически добиться нормального ремонта было нереально. Поэтому и всякий ремонт люди делали за свой счет и своими силами, у кого они были.

Кому в СССР жилось хорошо?

Губарев В. "Двое" Квартиру нормальной площади, в нормальном состоянии, отдельную и в хорошем районе — такое жилье в СССР давали только ОЧЕНЬ избранным. Буквально единицам: номенклатурным партайгеноссе, крупным ученым (особенно в военных отраслях), народным артистам (и то не всем) и, пожалуй, все. Такая квартира показана, например, в фильме «Москва слезам не верит» — это квартира профессора Тихомирова, из-за которой его племянница Катерина и попала в историю с Родионом-Рудольфом. Он положил глаз на девушку только из-за этой роскошной квартиры в высотном доме с консьержкой, мраморными парадными и т. д. А когда оказалось, что никакой квартиры у нее нет — тут же сделал ноги. Более того, его маменька еще приходит к несчастной Кате и кричит на нее: «в нашей квартире вы не получите ни метра!» — то есть подозревает, что чистая и искренняя Катя завела роман с Рудольфом опять же ради жилплощади. Своя же квартира появилась у Кати только когда она стала директором комбината, то есть номенклатурным работником и членом партии (потому что директор комбината безусловно, без вариантов должен был быть партийным).

Были еще способы быстро получить жилье, хотя и не такое роскошное, а скорее убогое: нужно было устроиться работать либо в строительное управление, которое выделяло своим работникам жилье быстрее, чем в общей очереди, либо дворником (дворникам давали каморку), либо отработать несколько лет мусорщиком (иначе на грязную работу с маленькой зарплатой вообще никто не пошел бы и город задохнулся бы от мусора). Тоже не для всех подходящие методы, поскольку надо было фактически за это жилье загубить свои планы на жизнь и любимую работу. Можно было поехать на Крайний Север, там жилье давали быстрее, но это тоже не каждый мог и по состоянию здоровья, и по семейным обстоятельствам.

Были еще ведомственные квартиры: предприятие дает квартиру своему работнику на то время, пока он там работает. Уволишься — освобождай. Ясно, что это просто скромно завуалированное рабство, потому что человек вынужден был терпеть эту работу, как бы плохо ему там ни приходилось. Жилье тоже было паршивое.

 — Да, жилье было плоховатое, — отвечают обычно, — но зато бездомных не было совсем!

А не было ли бездомных?

В детстве у меня было потрясение: как-то раз в общественном туалете (советский общественный туалет — это нечто неописуемо смрадное) я увидела закуток, в котором была устроена постель и маленький столик. Там жила старушка, убиравшая этот туалет. Ее никто не замечал, все глаза отводили. И сколько таких было? Учитывала ли их советская статистика? Как-то раз в Ленинграде родители взяли меня в гости к своему другу, врачу. Дядя Борис открыл дверь и впустил нас в тесно забитый вещами закуток без окон. Родители принялись с ним разговаривать, а я никак не могла понять: чего ж это дядя держит нас в прихожей? Пока до меня не дошло: ЭТО ВСЕ его жилье, больше ничего нет. Это был не отброс общества, не пьяница, а врач. Он, кстати, так и умер в этом чулане, видимо, не заслужив ничего лучшего, а может быть там метраж был на полметра больше, чем требовалось для постановки на квартирный учет… То есть вот этот дядя Боря по советским меркам НЕ СЧИТАЛСЯ нуждающимся в жилье. И старушка в туалете тоже в данных статистики не фигурировала.
Огромная категория молодых рабочих помногу лет жила в рабочих общежитиях и бараках. Они тоже формально не были бездомными.

Губарев В. Новый год Если молодой семье совсем невмоготу было жить с родителями, или у родителей просто физически негде было поместиться, можно было снимать квартиру «у частников». Это было очень дорого, незаконно и ненадежно. Подобная история изложена в рассказе В. Солопанова «Квартирный вопрос».

Вывод

Красивая легенда про то, что всем-всем в СССР давали бесплатное жилье, разлетелась в прах.
Жилье НЕ БЫЛО БЕСПЛАТНЫМ — за него всю свою жизнь платили наши родители СВОИМ ТРУДОМ на государство.
И квартиры НЕ ДАВАЛИ, а предоставляли в пользование, причем отвратительного качества, из расчета не более 18 м на человека (а практически это было гораздо меньше, и количество комнат равнялось количеству членов семьи МИНУС ОДИН, то есть на двоих однокомнатную, на троих двухкомнатную и т. д.).

И когда эту ситуацию сравнивают с тем, как дорого сейчас купить себе в собственность настоящее жилье современного качества и хорошей площади в приличном доме — это либо циничная подтасовка, либо искреннее непонимание ситуации. Поэтому не надо вот этой хитрованской подтасовки — сравнивать современное СОБСТВЕННОЕ просторное жилье — с казенными 6 квадратными метрами в коммуналке или с жуткими малометражками, в которых пихалось по 2 семьи, и которая к тому же им НЕ ПРИНАДЛЕЖАЛА ни разу.

Потому что такое жилье, которое «давали всем» в СССР, — попользоваться жалкой комнатушкой в коммуналке или крошечной квартиркой в пятиэтажке на задворках промзоны — сейчас может снять практически любой работающий человек. Такое жилье, какое «давали» очереднику после долгих лет ожидания. Снять, а то и купить — такие трущобные комнатки и квартиры никак не стоят миллионы. Никак.
А то, что хорошие качественные и просторные квартиры в полную собственность сейчас не дают всем БЕСПЛАТНО — так это, граждане, нормально. И нигде в мире не дают, не давали и не будут давать, пока рай не наступит.

Поэтому все вот эти искренние и не очень стоны насчет «всем-все-давали-даром, а теперь не дают, негодяи» — очередной миф постсоветского сознания, внедряемая в мозг малоинформированных людей сказка об утраченном иждивенческом рае, не более того. Ложная память тех, кто считает, что жить лучше — это значит жить всем одинаково, ничего не добиваясь, сидеть и ждать, КОГДА ж чего-нибудь наконец ДАДУТ.

60 комментариев (комментировать)
Теги: государство, общество, жилье, мифы
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 8.05.2009

Обсуждение статьи:

  • Мария Критская Мария Критская Читатель 7 мая 2009 в 09:47   # Ответить 0 +1

    сейчас может снять практически любой работающий человек. Такое жилье, какое «давали» очереднику после долгих лет ожидания. Снять, а то и купить – такие трущобные комнатки и квартиры никак не стоят миллионы. Никак.
    Хорошо бы было так. Увы, именно миллионы и стоят, вы разве не знаете? Комната, в которой можно жить (а не доля в собственности), в дешевом районе, в панельном доме в Москве - от 2 млн. Минимум 1700000. Семья снимает в Москве 1-2 комнатную квартиру в "хрущевке" минимум за 20 тыс. На одну зарплату снимают, на другую - живут. Посмотрите цены на такое жилье, поиграйте в ипотечный калькулятор. Сколько надо гарантированно зарабатывать, чтобы реально было купить? Прикинули? Можно, да, но не всем. Глубоко уважаю "понаехавших" и купивших квартиры одновременно с тем, что им приходилось просто выживать. Но все же... Большинство знакомых, покупающих квартиры, делает это не "с нуля". То есть у них есть то, что можно продать, чтобы потом к этому добавить. И в выигрышном положении оказываются в среднем бывшие единственные дети, дети и внуки тех, кому эти "бесплатные" метры получить удалось. Большие города, конечно, не резиновые, жилье дорогое. Но вот с работой там тоже ситуация совсем другая, что делать.

    Комментарий отредактирован 7 мая 2009 в 09:49

    • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 7 мая 2009 в 10:16   # Ответить 0 +1

      Мария Критская, а почему надо всегда рассматривать ситуацию в Москве? Меня, например, Москва интересует не более других городов.
      Цены на съем и покупку жилья в Москве совершенно дикие и не оправданы никакой экономикой. Потому что сложилась совершенно ненормальная ситуация, когда в стране с населением 140 миллионов - есть ОДИН город, где есть работа. Естественно, там вздутые цены. Но делать выводы на основании этого частного случая - неправильно. Да и неинтересно. Если люди хотят платить за тараканий гадючник с битым кафелем в Москве дороже, чем за коттедж в Калифорнии - значит, им это нравится, это их личное дело.

      • Татьяна Горшкова Татьяна Горшкова Читатель 7 мая 2009 в 11:51   # Ответить 0 +1

        К. Ю. Старохамская, и не только в МОскве...
        Во Владивостоке 9-метровая гостинка стоит от 10-13 тыс в месяц..., т.е. средняя зарплата по Владивостоку. А если работать уборщицей за 6-8 тыс в месяц, то кроме комнатушки где-нибудь у черта на рогах совместно с полупьяной хозяйкой ничего лучше и не светит.
        Сейчас моя семья из трех человек ютится в трехкомнатной (общая площадь 46 кв.м.) квартире. Маме 82 года - это ее квартира. Мне 53 - я незамужем, мужа вести некуда... сын 28 лет - неженат, жену вести некуда и снять жилье не на что, т.к. зарплата преподавателя в Университете 8 тыс.
        И никакой надежды на лучшее будущее...

        Комментарий отредактирован 7 мая 2009 в 11:52

        • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 7 мая 2009 в 13:26   # Ответить 0 +1

          семья из трех человек ютится в трехкомнатной

          Татьяна Горшкова, это не так уж и "ютится". В советское время в эту квартиру можно было вселить еще как минимум двоих, т.е. как раз Вашего мужа и жену сына. Стало бы по 9.2 кв.м на человека - и улучшение жил. условий было бы НЕ ПОЛОЖЕНО. Вас бы даже на очередь не поставили. Только когда у сына появились бы дети, можно было бы ВСТАТЬ НА УЧЕТ, и стоять на нем лет 15. А если бы за эти 15 лет, не дай Бог, ушла бы Ваша мама - и вас бы с этого учета вышвырнули.

          я незамужем, мужа вести некуда... сын 28 лет - неженат, жену вести некуда
          И никакой надежды на лучшее будущее...


          Ну в возрасте, конечно, денежную работу найти сложно. Но в 28 лет - наверное можно? Вы проанализируйте, как Вы рассуждаете: "никакой надежды..." - на самом-то деле правильнее было бы сказать НИКАКИХ ПЛАНОВ нет на лучшее будущее, нет никаких НАМЕРЕНИЙ что-то изменить. Все состоит в ожидании какой-то надежды...

          Если мужчина в 28 лет рассуждает о надеждах, а не о ДЕЙСТВИЯХ, то конечно, так и будет до пенсии с мамой "ютиться".

          Комментарий отредактирован 7 мая 2009 в 13:33

        • Игорь Абрамов Игорь Абрамов Профессионал 7 мая 2009 в 18:48   # Ответить 0 +1

          Уважаемая Татьяна! В 78 году я получил во Владивостоке 3-х комнатную квартиру на 4 человек на ул. В. Терешковой - м. Чуркин. Шикарная квартира, которую я отделал собственными руками и которую я вынужден был оставить в 82 году. И мы в ней не ютились, а жили в ней очень прилично. А если сейчас сделать евроремонт, о котором в те годы не слышали, она бы и сейчас была шик.

          Оценка статьи: 5

      • Лилия Хлебникова Лилия Хлебникова Профессионал 9 октября 2009 в 08:57   # Ответить 0 +1

        К. Ю. Старохамская, у нас в городе просто комната в двухкомнатной квартире стоит 1350000 и так далее.

        Оценка статьи: 5

  • Татьяна Горшкова Татьяна Горшкова Читатель 7 мая 2009 в 13:46   # Ответить 0 +1

    К. Ю. Старохамская, это общая площадь 46 кв.м., а жилая 28 кв.м. и мы имели бы полное право на получение новой квартиры.
    Кроме того, сын, как молодой специалист, имел бы право на внеочередное получение жилья. Хотя бы той же отдельной комнаты в университетском общежитии. Что решило бы многие проблемы.
    Можно, конечно, бросить науку и любимую работу и пойти зарабатывать на квартиру, а что потом?...
    А бабушке нашей дай Бог здоровья на долгие годы. И вполне может так случиться, что к тому времени, когда она покинет нас, мы с сыном тоже будем глубокими стариками...

    • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 7 мая 2009 в 14:05   # Ответить 0 +1

      Татьяна Горшкова, 28 м это, конечно, мало для жизни. Но 3х9=27 то есть вам все равно не положено было расширение. А в столицах норма была даже меньше.

      Комната в советском общежитии никаких проблем в плане создания семьи Вашего сына не решила бы. Если он не может привести жену к вам, то как бы он привел ее в нищее, грязное общежитие, где на кухне десяток газовых плит, один душ на весь этаж и все время шум и гулянки? В таких условиях он бы жил и заводил детей?

      Можно, конечно, бросить науку и любимую работу и пойти зарабатывать на квартир

      То есть это чисто ЕГО ВЫБОР: он выбрал науку. Зарабатывать на семью не хочет, а хочет заниматься любимым делом. Не осуждаю, но не вижу причин выражать кому-то претензии.

      • Татьяна Горшкова Татьяна Горшкова Читатель 7 мая 2009 в 14:19   # Ответить 0 +1

        Не осуждаю, но не вижу причин выражать кому-то претензии.

        Вот и не осуждайте... А претензий никто никому не предъявляет. И не надо тех, кто не умеет много зарабатывать, считать недалекими и тупыми. Не у всех материальное стоит на первом плане.
        А нищими и грязными общежития были в перестроечное время, а не в советское. Я достаточно пожила в них и в студенческих и в рабочих. Никаких пьянок и гулянок - с этим было очень строго, могли и выселить. Сохранились только самые лучшие воспоминания и дружеские отношения с тех давних времен.

        Комментарий отредактирован 7 мая 2009 в 14:21

        • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 7 мая 2009 в 14:32   # Ответить 0 +1

          Татьяна Горшкова, ну с ностальгией по советскому общежитию не поспорить. Как говорится, дело вкуса. Но комнатку в коммунальной квартире, аналогичную комнатке в общежитии, наверное купить тоже не так уж дорого. Конечно, если не ждать, что "дадут", а все-таки что-то для этого делать.

          Материальное не обязательно должно быть на первом плане, но все же мужчина должен думать о том, что он обязан обеспечить семью. А не кто-то ему должен все даром предоставить. Если он этого не понимает - значит семью заводить рано.

          • Татьяна Горшкова Татьяна Горшкова Читатель 7 мая 2009 в 15:04   # Ответить 0 +1

            Но комнатку в коммунальной квартире, аналогичную комнатке в общежитии, наверное купить тоже не так уж дорого.

            Для кого недорого? Для вас?
            Даю расклад: бабушкина пенсия 7 тыс руб., моя пенсия 3 тыс руб. зарплата 6,5 тыс. руб, зарплата сына 8 тыс. руб. Прожиточный минимум во Владивостоке около 6 тыс. руб.
            Доход 7+3+6,5+8 = 24,5 тыс. Расходы по минимуму (что в принципе нереально) 6 * 3 = 18 тыс. остаток 6,5 тыс. руб в месяц в условиях жесточайшей экономии.
            Комната в коммуналке у нас сейчас стоит в среднем 1 миллион. Самая дешевая в отдаленном районе нашлась за 630 тыс.
            630 / 6,5 = 97 мес. /12 = 8 лет.
            А сколько это будет стоить через 8 лет? может быть цены на жилье взлетят в 10 раз, как за предыдущие 8 лет?
            Ипотеку нам никто не даст, да и с чего ее выплачивать?

            Есть еще способы решения этой проблемы? Не вижу.

            • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 7 мая 2009 в 15:10   # Ответить 0 +1

              Татьяна Горшкова, а какие могут быть способы? Жилье стоит денег. Для того, чтобы из ничего образовалась квартира, ее надо построить. Это дорого.

              НЕТ НИКАКОГО СПОСОБА создать квартиру бесплатно из ничего. Такого способа нет. Нигде, ни у кого и ни в какой стране.

            • Андрей Лебедкин Андрей Лебедкин Читатель 7 мая 2009 в 17:50   # Ответить 0 +1

              У меня брат в Арсеньеве хочет квартиру купить. 3-комнатная стоит, говорит, 400 тысяч рублей. Это 300 км примерно от Владика.

              • Лилия Хлебникова Лилия Хлебникова Профессионал 9 октября 2009 в 09:00   # Ответить 0 +1

                Андрей Лебедкин, круто!!! Все едем в Арсеньево!!!
                Там, небось, работы не найдёшь, вот и дёшево всё...

                Оценка статьи: 5

        • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 7 мая 2009 в 14:35   # Ответить 0 +1

          Я жила в общежитиях в 70 годы. Самое советское время. У нас было не плохое общежитие, университет - пьянок особых не было, дружба была и все такое. Нищета была ужасная, железные кровати и тумбочки, и одна душевая на весь этаж.
          Но это все приемлемо для молодых и холостых. В молодости это не имеет значения.
          Жить так всю жизнь - это кошмар какой-то.

          • Татьяна Горшкова Татьяна Горшкова Читатель 7 мая 2009 в 15:08   # Ответить 0 +1

            К. Ю. Старохамская, у меня возникло ощущение, что я пытаюсь объяснить дальтонику разницу между красным и зеленым цветом...
            Мы с вами говорим на разных языках.

    • Андрей Лебедкин Андрей Лебедкин Читатель 7 мая 2009 в 17:47   # Ответить 0 +1

      Татьяна, я тут ниже пост написал, потом только прочел вот это. Неужели, правда бывают трехкомнатные квартиры с общей площадью 46 кв. м. и жилой - 28 кв. м. Сам во Владивостоке был, видел там ОЧЕНЬ маленькие квартиры, но такого не представляю. Скажем, если у вас зал - 4х3=12 кв. м., то остаются две комнаты по 8 кв. м.? Не сочтите за наглость - можно отсканировать техпаспорт? Удивлен сильно.

      • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 7 мая 2009 в 18:05   # Ответить 0 +1

        может быть это была 2-комнатная, а ее разделили?

        • Андрей Лебедкин Андрей Лебедкин Читатель 7 мая 2009 в 18:39   # Ответить 0 +1

          У меня в прошлом году была 3-х комнатная - 100 кв. м. Я сделал капитальный ремонт, сейчас, по сути, здесь 5 комнат (4 всего окна, правда, и без кухни). Чтобы детям по отдельной комнате было и кабинет для работы отдельный. Сижу радостный, думаю, может, олигархом заделаться? Каждую комнату еще на 2 попилить?

      • Татьяна Горшкова Татьяна Горшкова Читатель 8 мая 2009 в 07:20   # Ответить 0 +1

        Андрей Лебедкин, это бывшее общежитие... прихватизированное и распроданное... Бывшие хозяева нашей квартиры не успели хапнуть побольше.

        А по поводу Арсеньева... вы там были?
        Единственное градообразующее предприятие завод "Прогресс" практически загнулся. Работы нет, поэтому и стоят там квартиры такие копейки, что никому не нужны. Туда еще зимой можно съездить, на горных лыжах покататься... а больше делать нечего.
        Да, город красивый, уютный, зеленый. Но что там делать? Чем на жизнь зарабатывать?
        Да много не только по Приморью, а и по всей России таких городов, где квартиры стоят дешево, поскольку никому не нужны.
        А сколько уже городов-призраков? Особенно бывшие военные городки из которых все ушли...

        Комментарий отредактирован 8 мая 2009 в 07:28

  • Ирина Лукина Ирина Лукина Читатель 7 мая 2009 в 20:00   # Ответить 0 +1

    Давайте не будем от Москвы.
    Город Николаев, Украина. Минимальный размер квартиры (новостроящейся) 90 кв.м. Стоимость кв.м $980. Итого квартирка будет стоить $88200. Плюс на всякие оформления, страховки и т.д. $800. При этом получаем-то мы голенькие стеночки. И, к стати, с перепадами по длинне стены на 5-7 см туда-сюда. Нанимаем бригаду строителей, которая будет эти см выравнивать, а затем штукатурить, выравниваем потолок и пол, покупаем напольное покрытие, краску для потолка, обои и клей, платим рабочим за поклейку, покраску и укладку, покупаем кафель и клей-цемент, платим рабочим за кафельные работы, покупаем трубы и сантехнику (всю, нет даже унитаза), платим рабочим за сантехнические работы, покупаем двери (ни одной, кроме входной и то, если предварительно с застройщиком договор был и за отдельные деньги, двери в квартире нет), плати за установку дверей. Ничего не забыла? Итого $30000. (Правда брату повезло и многие стройматериалы он купили по "старым" ценам. Если покупать "сейчас" получиться все $50000.) Итого $119000. Какой нормальный человек может ТАКОЕ купить? На покупку этой квартиры работает ТРИ фирмы и это при том, что квартира взята в ипотеку. Ни о каком "развитии бизнеса" и речи быть не может, дай Бог заплатить людям вовремя зарплату, проценты и возврат банку, ненаглядному государству налоги (чтобы любимый президент и дальше жировал и перевыбирался) и самим при этом зубы на полку не положить. Повторюсь, квартира "минимальная", а жить в ней будут мама+папа+взрослый сын. И 90 - это общая площадь. из которой благодаря офигительно разумной планировке испльзоваться под жилую будет тлько половина.

    Оценка статьи: 2

    • Андрей Лебедкин Андрей Лебедкин Читатель 7 мая 2009 в 20:51   # Ответить 0 +1

      Стоимость кв.м $980.

      Мегадешево. В Москве, насколько я соображаю - от $4000. В Якутске новострой - от $2000.

      Итого $119000.

      Много накинули, но все равно дешево получается. Насчет того, кто может что купить, не буду - не знаю, сколько у вас з/п в $.

      А вообще - сравнивать разные страны по таким вот цифрам - совершенно неправильное дело. Экономика везде же разная. Вы узнайте, сколько стоит жилье в Индии. Сразу захотите туда уехать, к слоникам. А потом поинтересуйтесь, какие там зарплаты.

      • Ирина Лукина Ирина Лукина Читатель 7 мая 2009 в 21:51   # Ответить 0 +1

        Андрей Лебедкин, этот комментарий добавлен исключительно для тех, кого "Москва интересует не более других городов". По поводу ЗП могу сказать многое, но всё не очень цензурное. В часности водитель на фирме зарабатывает 1800 чистыми, его жена 800, тёща 580 + двое детей которые ничего не зарабатывают по причине возраста. Живут в хрущёвской трёшке малометражке (это где кухня 3,5 кв.м). Начальник отдела 2800, его жена приблизительно 1500 + дочь которой идти в институт через год (естесственно платный). Живут в однокомнатной малосемейке гостинке, бывшем общежитии. Кума моей подруги в одиночку тянет двух детей на ЗП учительницы, а живет в однокомнатной квартире с бывшим (теоретически) мужем. А "теоретически" потому что квартира записана на мужа и если она с ним разведётся де-юре чтобы хотя бы с официальной (не "конвертной") ЗП получать алименты, окажется с этими же двумя детьми на улице.
        Посчитайте, сколько этим семьям надо копить на такую квартиру. Я ведь собственно не о ценах на жильё писала, а об отсутствии ДОСТУПНОГО жилья. Им бы по однушке на ребёнка купить 35-40 м общей площади, пусть не в престижном доме, а в хрущёвке. Но ведь это НЕВОЗМОЖНО потому что хрущёвок не строят, а строят "престижное" жильё по американским стандартам. Вот только все ли их стандарты нам подходят? http://shkolazhizni.ru/world/articles/26190/
        Да! чуть не забыла уточнить! ЗП в гривнях. $1=8 грн.

        Оценка статьи: 2

        • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 7 мая 2009 в 22:03   # Ответить 0 +1

          Им бы по однушке на ребёнка купить 35-40 м общей площади, пусть не в престижном доме, а в хрущёвке. Но ведь это НЕВОЗМОЖНО потому что хрущёвок не строят,

          И вот прямо на вторичном рынке жилья нет хрущевок? Нереально. Я когда покупала квартиру, просматривала толстенные сборники объявлений - продаются хрущевки сколько угодно, и вовсе не за миллионы. Люди продают старое жилье, добавляют накопления и расширяются, поэтому в продаже всегда есть вторичное жилье.
          А купить "каждому по 40 м" в советское время даже мечтать нельзя было.

        • Андрей Лебедкин Андрей Лебедкин Читатель 7 мая 2009 в 22:23   # Ответить 0 +1

          Да, с з/п у вас не густо. Однако, почти так же, как у нас, если проиндексировать по стоимости квартир. А ипотека есть у вас? У нас многие молодые семьи в ипотеку берут (брали) квартиры. И выходило примерно так, как тут писали - одна з/п семейной пары - платить за кредит, вторая - на жизнь. Правда сейчас эта пирамида ипотечная грохнется.

    • Катерина Богданова Катерина Богданова Грандмастер 7 мая 2009 в 21:48   # Ответить 0 +1

      Ирина Лукина, так это вы кучеряво живете, если квартиры в 90 квадратов рассматриваете, как минимальные. Есть ведь однокомнатные в 40 кв. (это в хорошем доме). А что типовые планировки у вас уже отменили? Не верю!

      Оценка статьи: 5

      • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 7 мая 2009 в 21:53   # Ответить 0 +1

        Катерина Богданова, вот то-то и оно, что в советские времена квартира в 90 кв.м. считалась супер-хорошей и огромной. Наша государственная трехкомнатная в чешке была 60 кв.м. жилая 36, и это считалось совсем неплохо. А тут 90 кв.м. считают ни за грош и переживают, что дорого.

        Строят у нас и меньшие, конечно. Есть однушки по 40 сколько угодно.
        метр стоит около 1000$, конечно цена очень сильно зависит от района, особенно в приморских городах, где город вытянут вдоль берега.

        Комментарий отредактирован 7 мая 2009 в 21:57

        • Катерина Богданова Катерина Богданова Грандмастер 7 мая 2009 в 22:10   # Ответить 0 +1

          Согласна! У меня свекровь живет в трехкомнатной - 72, мы - в двухкомнатной - 53. И нормально вчетвером помещаемся. Конечно, хочется отдельную спальню. Но реально понимаешь, что это невозможно.

          В сентябре наша квартира стоила 60 тысяч (центр города), сейчас хорош если за 45 продашь.

          А по поводу типового жилья - у нас новые спальные микрорайоны - не элитные - только панельные. Трехкомнатные квартиры знаете такие - коридор и четыре двери с разных сторон.

          Оценка статьи: 5

          • Ирина Лукина Ирина Лукина Читатель 7 мая 2009 в 22:27   # Ответить 0 +1

            Катерина Богданова, посчитайте сколько нужно копить на Вашу квартиру этим трём семьям.
            А "типовой" дом в нашем городе последний достроили в 2004-м, выкуплен он был ещё на стадии постройки и с тех пор вот только такие кучерявые и строят. Моя квартира: трёхкомнатная "поздняя" чешка с идиотской планировкой на два стояка в противоположных концах квартиры и коридором длиной 7-мь метров занимающим 10,5 квадратов при ОБЩЕЙ площади 59,2 (правда практически в центре города) стоит сейчас 65-70 тысяч.
            Хрущёвка в "спальном" районе: трёшка - 45, двушка - 39-40, онушка - 32-35. На "вторичное" жильё ипотеку НЕ ДАЮТ. Именно поэтому я и рассматривала данный пример. Согласитесь, что при общей ЗП семьи в 350-400 долларов без ипотеки купить квартиру нельзя, а с ипотекой можно только кучерявую, потому что некучерявых в природе нашего благословенного города не существует.
            Я понимаю что в каждой избушке свои погремушки, но наши вот как-то очень безнадёжно погромыхивают.

            Оценка статьи: 2

            • Макар  Мышкин Макар Мышкин Профессионал 8 мая 2009 в 01:55   # Ответить 0 +1

              "На "вторичное" жильё ипотеку НЕ ДАЮТ"
              Ирина Лукина, да, дела в Датском королевстве, однако. В России и на вторичку до кризиса давали, возможно, и сейчас дают. На загородное жилье было сложно получить. Насчет хрущевок не уверен. Но вроде главные критерии - чтоб дом не под снос и перекрытий деревянных не было.

              Оценка статьи: 5

              Комментарий отредактирован 8 мая 2009 в 01:55

              • Андрей Лебедкин Андрей Лебедкин Читатель 8 мая 2009 в 16:29   # Ответить 0 +1

                На "вторичное" жильё ипотеку НЕ ДАЮТ.

                Это странно. У нас, наоборот, если дают сейчас, во время кризиса, то только под "вторичку". Кто в банке работает, понимает, почему.

      • Ирина Лукина Ирина Лукина Читатель 7 мая 2009 в 22:11   # Ответить 0 +1

        Катерина Богданова, Вы невнимательно читали. Это не я так кучеряво живу. Это застройшики считают что меньше 90 кв.м квартиры никому не нужны.

        Оценка статьи: 2

        • Катерина Богданова Катерина Богданова Грандмастер 7 мая 2009 в 22:13   # Ответить 0 +1

          Ирина Лукина, езжайте к нам, в Брест. Очень славный город - 300 тыс. населения.

          Оценка статьи: 5

          • Ирина Лукина Ирина Лукина Читатель 7 мая 2009 в 22:33   # Ответить 0 +1

            Спасибо
            Но я на самом деле очень люблю наш город, у нас очень хорошие люди, красивая (местами ) архитектура и изумительные пригороды. Я сюда переехала из Москвы и не пожалела ни разу. Вот только жаль тех людей которые не имеют возможности жить с хотя бы надеждой на нормальную квартиру.

            Оценка статьи: 2

            • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 7 мая 2009 в 22:51   # Ответить 0 +1

              Ирина Лукина, людей безусловно жаль. Но вы не заметили, что моя статья НЕ ПРО СЕЙЧАС написана? Какое это имеет отношение к теме статьи? Я пишу вообще не об этом, а о том, что в СССР квартиры НЕ были бесплатными. И обосновываю свою мысль по пунктам. А вы мне подробно отвечаете: а сейчас в Украине так-то и так-то. Допустим, НУ И ЧТО? При чем тут тема моей статьи? А если в стране Х вообще строят соломенные хижины - я-то тут при чем? Ко мне претензии, что в вашем городе нет мелких квартир, или что?

              • Ирина Лукина Ирина Лукина Читатель 8 мая 2009 в 13:02   # Ответить 0 +1

                1) Я родом из СССР. Это моя Родина. Мне не нравятся статьи, которые поливают грязью мою Родину. Надеюсь, я незамысловато высказала своё мнение?
                2) Я не понимаю практической ценности такого рода статей. Вы пытаетесь убедить нас в том, что тогда было всё плохо, народ обманывали и нет по чему тосковать? А сейчас просто море возможностей пользуйся - не хочу? А если я не хочу пользоваться такими возможностями? (И пожалуйста, не передёргивайте эту фразу в ключе: «Сразу видно - это человек трущий тёрки на кухне, не желающий и не умеющий заработать». Зарабатываю, и вполне успешно, деваться некуда, жить-то на что-то надо.) Ведь реально они возникают только для тех, кто может вертеться, урывать у других, перепродавать, наживаться (да, и верчусь, и перепродаю, и «коробки двигаю»). Никто не хочет работать (особенно в 17-18-ть лет), все хотят зарабатывать (потому что с детства слышат: «Нет денег на игрушку, нет денег на велосипед, нет денег на…» и привыкают мечтать о деньгах). Если послушать Ваши рассуждения об СССР так именно так все и жили по конторкам и НИИ (не работая). Но ведь это неправда. Сами по себе не строились ракеты и синхрофазотроны, атомные электростанции и заводы, не распахивались сами собой поля и не выращивались стада. Это делали ЛЮДИ. И эти люди ЗНАЛИ, что их труд НУЖЕН Родине. И не надо меня убеждать, что такого не было. Это будет прямой ложью с Вашей стороны. Нас так воспитывали. Мы росли с убеждением, что наша Родина - самая лучшая в мире. И я не вижу в таком убеждении ничего плохого.
                3) Вы пишете, что бесплатное жильё на самом деле бесплатным не было и государство залазило в наш карман и из него оплачивало это жильё. Хорошо, в этом я могу с Вами согласиться, таки да - залазило. Но скажите мне, пожалуйста, что сейчас оплачивает государство для меня из моего кармана забирая 37% от моей ЗП? Да, давали квартиры не всем. И что дальше? Длина и скорость очереди зависела, прежде всего, от предприятия на котором работали люди. Строит завод дом - очередь движется быстро. Строит завод пансионат в Крыму, детский садик, пионерлагерь - очередь стоит. Но ведь строили, давали. И оставшейся от «поборов» государства ЗП хватало на жизнь. И на отпуск у моря оплаченный профсоюзом (да, не каждый год, но полноценный отпуск, а не как сейчас я могу урвать у работы три дня на майские и неделю осенью). Пусть не шикарная, но стабильность. Когда Вы доживёте до 60-ти и государство (Вы ведь с Украины, как и я) покажет Вам кукиш вместо пенсии (а по новому закону так и будет, тем кому сейчас 40-50 пенсия в более-менее пристойном размере не светит), Вы поймёте несчастных стариков тоскующих по Союзу. Они тоскуют не по «коммунистическому» прошлому, а по стабильности, уверенности в том, что мы - лучшие, по спокойной жизни.
                4) Скажите пожалуйста, Вам ещё никто не задавал вопроса: "Почему как только дискуссия опровергающая Ваше мнение достигает 10-12-ти участников Вы обязательно пишете "Моя статья совсем не об этом"? Это что дискутирующие такие тупые, что не понимают о чём статья? Или Вам просто не нравиться когда Вас критикуют?" Если никто, то я с удовольствием буду первой. Да, Вы не обязаны каждому нравиться, но и Я не обязана писать хвалебный отзыв и ставить положительную оценку статье, которая мне противна.

                Оценка статьи: 2

      • Андрей Лебедкин Андрей Лебедкин Читатель 7 мая 2009 в 22:17   # Ответить 0 +1

        У меня сейчас 90+ квадратов, считается практически элитной, люди писают все кипяченым молоком. Одно время жил в однушке - 36 кв. м., если без семьи - вполне нормально. Так вот у людей во Владике тут 3-комнатные по 46 кв.м. - вот это финиш реальный.
        А типовые планировки по разным городам - разные, вообще то.

  • Роман Снахчьян Роман Снахчьян Профессионал 8 мая 2009 в 15:36   # Ответить 0 +1

    К. Ю. Старохамская, вы это серьёзно?
    Поэтому все вот эти искренние и не очень стоны насчет «всем-все-давали-даром, а теперь не дают, негодяи» – очередной миф постсоветского сознания, внедряемая в мозг малоинформированных людей сказка об утраченном иждивенческом рае, не более того. Ложная память тех, кто считает, что жить лучше – это значит жить всем одинаково, ничего не добиваясь, сидеть и ждать, КОГДА ж чего-нибудь наконец ДАДУТ.
    Замечательно, как у вас в иждивенцах, тупо и никчёмно ожидающих, пока им что-нибудь дадут, оказались все бюджетники, а также большинство рабочих, шахтёров...Ах какие они малоинформированные, какие жадные бездарные людишки, сожалеют о временах, когда они могли на свою зарплату иметь и содержать жильё, ездить в санатории, ходить в кино, музеи, театры...Это они просто сейчас плохо рабооотают, да? Поэтому им денег хватает дай Бог если хоть на еду, после выплат по кредиту, коммунальным, за бензин-проездной? Работайте, лентяи, попрошайки, солнце ещё высоко, так?
    Нет, ну конечно, вы ни слова не упоминали о бюджетниках, работягах, шахтёрах... Просто вы объявили, что ежели кому-то в советские времена жилось неизмеримо лучше, чем сейчас - то это они просто неправильно помнят, и вовсе не так они жили, как им помнится, ну галлюцинируют они все, что с них взять! А вот теперь - всё замечательно, просто потому что раньше всё-всё было очень-очень ужасно!

    Оценка статьи: 2

    • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 8 мая 2009 в 15:45   # Ответить 0 +1

      вы объявили, что ежели кому-то в советские времена жилось неизмеримо лучше, чем сейчас - то это они просто неправильно помнят

      Роман Снахчьян, вовсе нет. Очень многим в СССР жилось неизмеримо лучше. А именно:

       партийцам и номенклатуре, которые ни в чем недостатка не видели и жировали за счет народа
       Взяточникам на хлебных местах, вроде того же самого распределения жилплощади, которые хапали деньги и горя не знали
       Ворам в торговле, которые беззастенчиво воровали, обвешивали и делились с органами госконтроля. Контролеры прекрасно знали про воровство и регулярно обходили точки, собирая дань
       бездельникам, которые ничего не хотели делать, а получали те же 120, что и работники
       детям номенклатуры и партработников, которые выросли в шоколаде - и, конечно, вспоминают это с тоской
       Преподавателям всякой ерунды вроде марксизма, которые теперь никому не нужны...

      и так далее.
      Всем этим людям жилось намного лучше. Естественно, они тоскуют по даровой кормушке!

      • Роман Снахчьян Роман Снахчьян Профессионал 8 мая 2009 в 16:28   # Ответить 0 +1

        К. Ю. Старохамская, эхх, полагаю, вы всё же не так наивны!
        --- партийцам и номенклатуре, которые ни в чем недостатка не видели и жировали за счет народа
        Взяточникам на хлебных местах, вроде того же самого распределения жилплощади, которые хапали деньги и горя не знали
        Ворам в торговле, которые беззастенчиво воровали, обвешивали и делились с органами госконтроля.
        детям номенклатуры и партработников, которые выросли в шоколаде - и, конечно, вспоминают это с тоской
        ----
        ---как раз этим "товарищам" сейчас живётся в тысячи раз лучше, чем тогда. Правительство, крупный бизнес, олигархия, - это ж знакомые все лица из вышеперечисленного списка! Директор завода при СССР был директором, после 1991 - Хозяином. Владельцем!
        Фарцовщик, спекулянт, комсорг - становится крупным бизнесменом.
        Номенклатурщик, подвизавшийся поближе к "трубе" - олигархом!
        Дети партработников - ну, например, Ксюшу Собчак вам представлять не нужно? Врядли она тоскует по СССР.
        А обвес, взяточничество, торговые мошенничества - этого сейчас поболее будет, плюс прибавились масштабные пирамиды и лохотроны.
        Преподаватели марксизма, может, и не нужны. Жизнь на месте не стоит, и через несколько лет так же не нужны будут преподаватели чего-нибудь другого. Что же их теперь, устаревших педагогов, в расход?
        А что проку, кстати, в СОБСТВЕННОМ жилье, если честно работая за зарплату (честно! законно!) по раздутым ценам нет сил его содержать, оплачивать ипотеку, не говоря о том, чтобы содержать семью, завести детей и жить полноценной жизнью, и думать с ужасом о завтрашнем дне? В чём вообще смысл жилья? В чувстве собствености или в возможности нормально в нём жить, именно в нём, а не ради него?
        Кушать, чтобы жить, или жить, чтобы кушать?
        Всем в бизнесмены податься? Долой учителей, работяг, врачей и тд? Кстати, неужели их работа в СССР была "дармовой кормушкой"...

        Оценка статьи: 2

        • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 16 мая 2009 в 07:33   # Ответить 0 +1

          это опять комментарий про сейчас. То есть разговора БЕЗ привлечения сегодняшних реалий вашей страны вы поддерживать не можете.

          Читаем внимательно:
          В СССР жилая недвижимость строилась со скоростью 0.4 кв.м. на гражданина в год, по советской официальной статистике.
          по советской официальной статистике - это значит, что в действительности все было еще хуже.
          0.4 метра в год - вот и считайте, сколько ж надо было ждать того жилья. А вы опять: "а сейчас у нас то-то и так-то". Ну не ответ это! При чем тут сейчас и у вас? При чем тут какие-то Ксюши, которые не тоскуют? Ни при чем.

  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 20 мая 2009 в 15:22   # Ответить 0 +1

    Д. В. Драгунский:

    ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

    Однажды я пришел по делу к одному человеку. Он жил в Доме на Набережной. У него была какая-то нереальная по тем временам квартира (был самый конец 1960-х). Я даже не понял, сколько там комнат. читать дальше →

    • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 20 мая 2009 в 15:35   # Ответить 0 +1

      Марианна Власова, замечательно.
      Я видела интереснейшую передачу про московскую высотку, вел Павел Любимцев (одна из очень немногих оставшихся приличных программ "Прогулки с Любимцевым). Не уверена, что это был этот самый Дом, я в московской топографии совсем не разбираюсь, но что-то в этом духе - сложной такой конфигурации пирамидообразный дом разной этажности. Жилой дом многоквартирный. И мраморные холлы и фрески в парадных и т.д. И он в частности сказал там, что никто не знает, сколько там квартир. То есть вообще никто. Потому что там уже изначально были какие-то СПЕЦквартиры, а потом еще квартиры делились и перестраивались, а внутрь туда никого не пускают и по сю пору. Его со съемочной группой пустили только в фойе.
      Меня это почему-то невероятно поразило: никто не знает - обалдеть, культурно говоря...

      • Вячеслав Чермных Вячеслав Чермных Дебютант 20 мая 2009 в 18:10   # Ответить 0 +1

        К. Ю. Старохамская, году в 77 знакомые советовали обратить внимание на современные дома в районе старого Арбата. В них число квартир подъезда совпадало с числом этажей.
        А еще один знакомый рассказывал про кооператив своего отца. У них было два подъезда, между которыми были холл, тенисный корт наверху, пробассейн сейчас не упомню. А поразила меня нереально большая цена средины 60-х 18 тысяч. Тогда трехкомнатные были по 3 тыс. Сбросились правда на этот "маленький" домик выпускники ВПШ. Так что "жили по разному наши братья по разуму".

  • Элинор Рутлэнд Элинор Рутлэнд Читатель 8 июня 2015 в 17:06   # Ответить 0 +1

    Да уж... "Совок головного мозга" у некоторых людей неистребим.... Цирк уехал (еще в 1991 году), а клоуны остались... А статья просто прекрасно развенчивает миф о "бесплатных" квартирах. Всем давно известно, что за все в жизни надо платить и всего нужно добиваться, а не ждать мифической "халявы".

Посмотреть все комментарии (60)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: