• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Карина Бахтадзе Грандмастер

Нужно ли современному человеку народное творчество?

Человека окружают вещи. Всюду — дома, на улице, на работе. Всякие — посуда, автомобили, станки… Это так называемая «вторая природа», созданная творческим гением человека, отражает уровень развития общества. В то же время весь предметный мир — от детской игрушки до гигантского промышленного комплекса — влияет на формирование духовного облика человека. Вот почему далеко не безразлично, какие именно вещи нам служат.

Рядом с нами в основном вещи, изготовленные на заводах и фабриках, громадными партиями и поэтому неотличимые друг от друга. Стандарт. Помните, в «Иронии судьбы, или С легким паром»: Первая индустриальная улица, Третья улица строителей, типовая мебель, типовая посуда…

Не нужно выпиливать лобзиком полочку в подарок маме, вышивать петухами «вафельное» полотенце, как любила бабушка, да и вязаные шерстяные носки проще купить в магазине. В Китае в ХХ веке вообще перешли на униформу, подражая великому Мао, а по улицам шествовали люди со стандартными цитатниками Великого кормчего…

Но именно в конце ХХ века весь мир вдруг почувствовал, что массовое производство приводит к снижению духовного начала в жизненном окружении. От безликости существования возросло количество наркоманов, попыток суицида. Депрессия стала выходить на первое место, оставляя позади себя сердечно-сосудистые заболевания и онкологию. Люди зарабатывали деньги, но перестали мастерить, заниматься творчеством. Приходя со службы домой, человеку оставалось только удобно устроиться на диване и включить телевизор. Дети начали раздражать: они требовали вложения средств, а главное — внимания. Это раньше дедушка чинил табурет, бабушка вязала, мама пекла пироги, папа прилаживал полку, а дети вертелись рядом, постигая секреты их мастерства.

Почувствовав какую-то пустоту, люди потихоньку начали обращаться к традиционному творчеству народа, которое всегда умело сочетать полезное с духовным и эстетическим. В Америке уже давно в моду вошли изделия, сделанные своими руками. Люди стали ценить не только личную индивидуальность, но и собственное лицо своего жилища. А ведь это все может дать богатейшее народное искусство России…

Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства — рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно как бы хранит частичку его души, тепло рук. Вместе с голубой керамикой в наш дом приходит частичка солнечного Узбекистана. Резная фигурка из моржовой кости — частичка самобытной культуры народов Чукотки. А Хохлома? Разве это не яркий символ России?

В старину в жизни простого человека было немало горя. Однако искусство народа на редкость жизнерадостно. В жизни народного искусства много общего с жизнью природы. Подобно природе оно отбирает только лучшее и шлифует его столетиями, создавая поистине совершенную технологию, форму, орнамент, колорит. Со временем все это приобретает характер традиции: раз достигнутое прекрасное должно сохраниться — таково требование народа.

Поэтому традиционное творчество практически не знает плохих вещей. Бывает, они неумело сделаны. Но в подобной неумелости подчас такая сила, такое чувство красоты. За ними не одно поколение безвестных мастеров.

В народной орнаментике до сих пор встречаются очень древние мотивы. Но посмотрите, как они изменились за долгие века: орнамент поздних времен сложнее, богаче, изящнее. Подобные изменения говорят о жизненности старых образов: они продолжают волновать людей.

Многие мотивы вошли в творчество народов в XVII—XIX вв.еках — источниками служили стили барокко, классицизма, ампира. Образы становились выражением народного мировоззрения, приобретая даже новый облик. Так, нижегородские резчики ввели в свои узоры листья аканфа, но сделали их очень живыми, гибкими, подвижными. Львы на подоконных досках изб перекликаются с каменными львами усадеб XVIII в. Но как они добродушны: часто такой зверь напоминает пса или кота. Народное искусство никогда ничего не копирует, всегда остается самим собой.

Художественные промыслы имеют богатую историю. Например, хохломская роспись по дереву, богородская резная игрушка. Живут виды творчества, возникшие в глубоком прошлом из художественных ремесел города и посада: чернение по серебру Великого Устюга, холмогорская резьба по кости, финифтяные росписи Ростова Великого.

Верили в старину и в силу доброй магии. Вот один пример. На расписных прялках часто изображали птицу Сирин в окружении фантастических цветов. Сладкоголосая эта птица живет, по древним поверьям, в раю. Услышав ее дивное пение, люди забываются и в счастливом забытьи проводят долгие годы… Но не рисовали Гамаюна и Алконоста — птиц, предвещающих несчастье. Красивая прялка была, как правило, свадебным подарком жениха. Преподнося ее, он как бы желал невесте счастья — жизни прекрасной, как песня чудесной птицы. И верил: Сирин поможет этому сбыться.

Народное искусство раньше было неотделимо от быта, ненужных вещей крестьянин не делал — каждая имела практическое назначение. Сегодня соотношение пользы и красоты в изделии несколько иное. Мы не ткем сами холст, не пьем из ковшей меды. И хохломскую чашу покупаем, как правило, не потому, что она нам нужна в хозяйстве. Она очаровывает нас благородством формы, необычностью «наряда», изяществом росписи. И всегда особым радостным чувством, которое вызывает орнамент. За великую эту красоту мы как бы освобождаем вещь от исполнения ее прямой функции и ставим на полку как украшение интерьера. Декоративная сторона начинает все больше преобладать в произведении народного искусства.

Форма изделий часто проста, но всегда логична и выразительна. Возьмите вятскую игрушку — как торс, юбка и голова просто, даже примитивно сделаны и собраны в фигуру. А в целом образ интересный, типаж очень характерный. В народном искусстве всегда подкупает доброта, искренность, непосредственность. И поразительная свобода исполнения. Здесь нет «замученных» вещей.

Даже если вам ближе живопись или графика, скульптура или дизайн, не торопитесь проходить мимо кажущихся вам «простыми» изделий народных мастеров. Вспомните, как любили искусство родного народа А. Венецианов, В. Суриков, В. Васнецов, М. Врубель и Б. Кустодиев.

Разнообразен процесс познания. Об окружающем мире ребенок узнает не только из уст матери и бабушки, из песен и сказок. О многом рассказывает ему телевидение, радио, книги, а потом и Интернет. Но песня и сказка, краски народных росписей, узоры вышивок и домотканого ковра ему по-прежнему необходимы.

Статья опубликована в выпуске 30.10.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Вопрос в том какому человеку и почем?
    Нормальный человек не замахнется на авторскую матрешку сравнимую по цене с не самой маленькой пенсией. Он накупит китайских подделок и поедет с ними фарцевать заграницу.

    Кусается народное творчество у нас. И сильно. Так что мы как-нибудь ширпотребом. Матрешками из Китая и "русскими" песнями в стиле диско.

  • В Америке уже давно в моду вошли изделия, сделанные своими руками... китайцами за плошку риса в день.

    Тема отличная. Только опять всё сведено к "хохломе" (попсе).

    Народное творчество - это часть культуры народа. А культура народа - это то, за что гибнут воины защищая свой народ.

    А нет культуры - нечего и защищать. Вот как в той "модной" Америке. Армия РАБотает только за деньги.

  • На эту тему мне очень нравятся книги Лилиан Дж. Браун о журналисте Квиллере, в особенности "Кот, который зверел от красного, кот, который проходил сквозь стены", "Кот, который сдвинул гору".