• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Гертруда Рыбакова Грандмастер

Какой мост в Санкт-Петербурге самый молодой и самый нужный?

Знаете ли вы, сколько рек в Петербурге? В современных границах города сейчас насчитывается 93 водотока (рек, ручьев, протоков и каналов) общей длиной около 300 километров. Это не считая озер и прудов. Чем не Северная Венеция, как справедливо называют наш город? Среди крупнейших городов мира Санкт-Петербург занимает одно из первых мест по обилию вод. Его многочисленные реки, каналы и водоемы — своеобразные голубые проспекты, улицы и площади, которые играют важную роль в архитектурном облике приморского города.
А что надо, чтобы соединить воедино отдельные части города, разделенные водными потоками? Конечно, мосты!

Сколько же в Санкт-Петербурге мостов?

По данным Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, на балансе города находится 403 моста — от пешеходных длиной в несколько метров до градообразующих протяженностью свыше километра. Из них 20 — большие мосты через Неву и ее притоки, 177 средние и 206 малые. Как известно, Нева является важной транспортной магистралью, соединяющей Ладожское озеро и Волго-Балтийскую водную систему с морем. За исключением короткого зимнего периода по Неве ежедневно идут десятки самых разнообразных судов с грузами, и для прохода их необходимо разводить мосты. Конечно, красивое это зрелище — летней белой ночью смотреть на разведенные мосты. Сейчас в Петербурге разводятся 13 мостов, а ещё в 2008 году разводили 21, но, к сожалению, мосты стареют, требуют ремонта и реставрации. Для жителей города разводка мостов порой причиняет массу неудобств.

Если вы посмотрите на карту Санкт-Петербурга, то заметите, что главное русло — Большая Нева, делит город почти на две равные части — левобережную и правобережную. В Правобережной части находятся только два вокзала — Финляндский и Ладожский. А главные пассажиропотоки отправляются с Московского и Балтийского вокзалов, которые находятся на левом берегу. На левом и главный автовокзал. И чтоб попасть в аэропорты, надо перебраться на левый берег Невы. К сожалению, ни расписания поездов, ни вылеты-прилеты самолетов никак не связаны с временем разведения мостов. Сколько раз приходилось мне, да и моим близким (а в такой ситуации оказывались многие-многие петербуржцы) коротать ночь в аэропорту, приезжать туда с вечера, так как вылет, к примеру, в 6−30 утра, приехать, соответственно, надо за два часа, и как раз все мосты разведены. То же самое и с поездами, хоть при отъезде, хоть при встрече гостей.

Городу был необходим, как воздух, новый, большой, не разводной мост, который соединил бы оба берега Невы, и под которым могли бы в любое время суток проходить суда любого размера. То есть, мост должен быть очень высоко поднят над рекой. Особенно необходимость такого моста стала очевидна в связи со строительством Кольцевой автодороги (КАД) вокруг Петербурга. 4 апреля 2001 года было принято историческое решение, утверждающее новый вариант вантового моста через Неву, строительство которого было начато сразу же весной 2001 года. В СССР вантовых мостов было построено всего два — в Риге через Даугаву и в Киеве через Днепр. И сравнительно недавно в России был построен вантовый мост через реку Обь около Сургута.

Вантовый мост строился ударными темпами, 15 декабря 2004 года состоялось торжественное открытие его первой очереди. Мост получил название Большого Обуховского, хотя Обуховский мост в Петербурге уже есть. Но название моста впервые в истории Петербурга было определено путем рейтингового голосования, проводимого среди петербуржцев и жителей Ленинградской области. И поскольку новый мост находится рядом с районом Обухово и соединяет проспект Обуховской обороны (левый берег) и Октябрьскую набережную (правый берег), победило такое название, наиболее точно определяющее местонахождение новой переправы. Чаще всего Большой Обуховский мост называют просто Вантовым мостом, так как построен он висячим, и роль основной несущей конструкции выполняют стальные тросы (ванты).

Вантовый мост уникален — общая длина мостового перехода равна 2824 метра, в том числе сам мост длиною в 994 метра и съезды с него. Пилоны моста имеют высоту 126,5 метров. Подмостовой габарит (высота от уровня воды до пролетного строения) составляет 30 метров, благодаря чему под ним свободно проходят любые суда класса «река-море». Общая площадь искусственных сооружений занимает 136 тысяч квадратных метров. Новый мост стал вторым по высоте сооружением в Петербурге после гигантской телебашни, а по длине своего пролета вошел в число сорока наиболее крупных вантовых мостов в мире. Интересно, что ещё в 2003 году на строительной площадке Большого Обуховского моста был открыт первый и единственный музей одного строительного объекта — «Музей вантового моста».

19 октября 2007 года был торжественно открыт мост-«близнец» — вторая очередь моста, и с января 2008 года на каждой из «половинок моста» было организовано одностороннее четырёхполосное движение. Открытие мостов, которые стали важной составной частью КАД, снизило напряжённость на городских транспортных артериях. А главное, теперь нам не приходится с вечера перебираться на правый берег — в аэропорт или на Московский вокзал, автомобиль менее чем за час доставит туда, куда надо без всяких проблем.

Так что спасибо строителям за прекрасный подарок городу — самый нужный Вантовый мост! Надеемся, что строительство мостов в Петербурге продолжится, в планах города строительство моста в районе острова Серный, который обеспечит связь Петроградского и Василеостровского районов. Намечено строительство большого моста через Неву в створе 22−23-й линий В. О., ввод которого позволит в значительной степени снять нагрузку с подходов к Благовещенскому (Лейтенанта Шмидта) мосту. Через Фонтанку планируется построить мост в створе улицы Циолковского и еще один в створе улицы Введенского канала.
А тем, кто не видел Вантового моста и не ездил по нему, советую обязательно проехать там, впечатление замечательное!

P. S. В 2009 году в Санкт-Петербурге разводятся 13 мостов: Володарский мост, Дворцовый мост, Финляндский мост, Мост Александра Невского, Большеохтинский мост, Литейный мост, Троицкий мост, Мост Лейтенанта Шмидта, Биржевой мост, Тучков мост, Сампсониевский мост, Гренадерский мост, Кантемировский мост.

Статья опубликована в выпуске 6.08.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (17):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: