Гертруда Рыбакова Грандмастер      25     Распечатать

Староверы – что мы о них знаем? Часть 1

Для большинства современников понятие «старовер» ассоциируется с чем-то очень древним, дремучим, оставшемся далеко в прошлом.

Самые известные нам староверы – это семейство Лыковых, которые в начале прошлого века ушли жить в глухие сибирские леса. О них несколько лет назад рассказывал в серии очерков «Таежный тупик» на страницах «Комсомольской правды» Василий Песков.

Мои школьные годы прошли в Нарьян-Маре, городе, основанном в 1935 году всего в 10 км от Пустозерска – места сожжения «главного старовера» России, протопопа Аввакума. По всей реке Печоре, от верховьев до устья, жили староверы, были села, где они составляли основную массу жителей, например Усть-Цильма. Жили они и в Нарьян-Маре, рядом с нами, тайком собирались в домах на молитвенные собрания, а мы ничего о них не знали. Уже став студенткой, я узнала, что у моей школьной подруги, с которой три года за одной партой сидели, мама истинная староверка, чуть ли не самая главная в их общине. И подружке немало пришлось поплакать, чтоб ей разрешили вступить в пионеры, а потом и в комсомол.

Больше я узнала о староверах, когда приехала жить в Клайпеду. Там была большая община – староверы селились в Литве с 17-18 веков, в городе имелся молитвенный дом. По нашей улице ходили длиннобородые мужчины и женщины в длинных юбках и платочках, завязанных под подбородком. Как оказалось, родители моего мужа были из староверов! Свекор, конечно, не ходил в молельный дом, не носил бороды, считал себя атеистом, курил и выпивал, как большинство мужчин, прошедших войну. А свекровь почитала себя верующей, хотя тоже нарушала предписания старой веры. У истинных староверов запрещено брить бороду, курить, нужно воздерживаться от спиртного, особенно от водки, каждый должен иметь свои кружку-миску-ложку, для посторонних должна быть отдельная посуда, и т.д.

Позднее я прочитала прекрасный роман П.И.Мельникова-Печерского «В лесах» и «На горах», посвященный описанию жизни староверов в районе Предуралья. Так много узнала нового для себя, книга просто потрясла меня!

В чем же отличие старого православия от нового, никонианского? За что претерпели столько гонений, страданий и казней поборники старой веры?

Раскол произошел при патриархе Никоне, который предпринял церковную реформу в 1653 году. Как известно, составной частью «реформ» Никона, поддержанных «тишайшим» царем Алексеем Михайловичем Романовым, было исправление богослужебных книг по греческим образцам и ведение церковных обрядов по канонам греческой православной церкви, что и привело к церковному расколу. Тех, кто последовал за Никоном, народ стал называть «никонианами», новообрядцами. Никониане, пользуясь государственной властью и силой, провозгласили свою церковь единственно православной, господствующей, а несогласных нарекли оскорбительной кличкой «раскольники». На самом же деле противники Никона остались верны древним церковным обрядам, ни в чем не изменив той православной церкви, которая пришла с крещением Руси. Поэтому они называют себя православными старообрядцами, староверами или древлеправославными христианами.

Между старой и новой, никонианской верой, нет никаких различий в учении, а только чисто внешние, церемониальные. Так, староверы продолжают креститься двуперстием, а новообрядцы – тремя перстами. На старых иконах имя Христа пишется с одной буквой «и» – «Исус», на новых «Иисус». Староверы отвечают на молитву священника в честь Св. Троицы двукратным «Аллилуйя» (сугубая аллилуйя), а не троекратным, как в новом православии. Крестный ход староверы совершают по часовой стрелке, Никон же распорядился – против часовой стрелки. Совершенной формой креста у старообрядцев считается восьмиконечная, а четырёхконечная, как заимствованная из латинской церкви, не применяется в ходе богослужения. Есть разница в поклонах...

Конечно, цель, которую преследовал Никон, начиная реформу, была не только в изменении внешних атрибутов богослужений. В. Петрушко в своей статье «Патриарх Никон. К 400-летию со дня рождения. Богослужебная реформа» пишет: Церковная реформа Патриарха Никона, повлекшая за собой возникновение старообрядческого раскола, нередко воспринимается как главная цель его деятельности. На самом деле она была, скорее, средством. Во-первых, через реформу Патриарх угождал царю, чающему стать вселенским православным государем – именно с этого и началось возвышение Никона. Во-вторых, благодаря преобразованиям Никон укреплял свое положение и мог надеяться, со временем, стать таким же вселенским Патриархом», и там же: «Со стороны организации он хотел исправить церковь, но не установлением в ней соборного начала, а посредством проведения в ней строгого единовластия патриарха, независящего от царя, и посредством возвышения священства над царством». (Желающие могут прочесть всю статью: http://www.sedmitza.ru/text/436332.html).

Возвыситься над царем Никону не удалось, он возглавлял Церковь всего шесть лет, потом восемь лет жил в Новоиерусалимском монастыре под Москвой, фактически на положении опального, и ещё 15 лет провел в ссылке в Ферапонтовом и Кирилловом – Белозерском монастырях.

После раскола в старообрядчестве возникло несколько ветвей. Одна из них – поповство, которая меньше всего отличается в догматике от нового православия, хотя обряды и традиции соблюдаются старинные. По некоторым данным их насчитывается на постсоветском пространстве около 1,5 миллиона человек, и они образуют две общины: Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ) и Русская древлеправославная церковь (РДЦ). Вторая ветвь старообрядцев – беспоповство, возникла в XVII веке после смерти священников старого рукоположения, а новых священников принять не хотели, так как не осталось ни одного епископа, поддерживающего старую веру. Они стали именоваться как «древлеправославные христиане иже священства не приемлющие». Изначально они искали спасения от гонений в диких необжитых местах на побережье Белого моря, и потому стали называться поморами. Беспоповцы объединены в Древлеправославную поморскую церковь (ДПЦ). Сторонников ДПЦ много в Нижегородской обасти и в Карелии, встречаются они и в других местах.

Вековые преследования со стороны официальной религии и властей выработали у староверов особый, сильный характер. Ведь отстаивая свою правоту, они целыми семьями шли в огонь, подвергая себя самосожжению. По архивным данным, в XVII-XVIII веках самосожжению подвергли себя более 20 тысяч старообрядцев, особенно в годы правления Петра I. При Петре указом 1716 года староверам было разрешено жить в селениях и городах, при условии платежа двойной подати, староверы не имели права занимать общественные должности и быть свидетелями в суде против православных. Им запретили носить традиционную русскую одежду, брали налог за ношение бород, и т.д. При Екатерине II староверам было разрешено селиться в столице, но был издан указ о собирании с купцов-старообрядцев двойной подати. Видимо, обязанность платить лишние налоги способствовала воспитанию у староверов привычки к упорному труду, и староверы оказали заметное влияние на деловую и культурную жизнь России. Староверы всегда старались держаться вместе, поддерживая друг друга. Некоторые из них стали удачливыми купцами, промышленниками, меценатами – семьи Морозовых, Солдатенковых, Мамонтовых, Щукиных, Кузнецовых, Третьяковых хорошо известны большинству россиян. Знаменитый мастер-изобретатель И.Кулибин так же был выходцем из семьи староверов.

Продолжение следует...

25 комментариев (комментировать)
Теги: религия, история, христианство, россия, православие, традиции
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 25.08.2009

Обсуждение статьи:

  • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Мастер 25 августа 2009 в 08:32   # Ответить 0 +1

    У нас тут на районе попадаются люди, одетые по-дореволюционному, мужчины с бородами и в очках с железной оправой какого-то древнего фасона, женщины в платках и длинных юбках. Но помойму это не совсем староверы, или совсем не староверы. Дети, которых они с собой водят, одеты обычно, как все современные дети.

    • Гертруда Рыбакова Гертруда Рыбакова Грандмастер 25 августа 2009 в 19:09   # Ответить 0 +1

      Денис Леонтьев, возможно, что это староверы, но своих детей они особо не притесняют, одевают по современному. Да ведь мир меняется, так что ортодоксальных староверов не так и много в процентном отношении.

      • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Мастер 26 августа 2009 в 03:02   # Ответить 0 +1

        Гертруда Рыбакова, а мне доводилось слышать наоборот про весьма модных и продвинутых людей, которые и в театр чуть не каждый день, и во всякие гурманские рестораны, и на самые экзотические курорты, а дети у них наоборот во власяницах, на хлебе и воде. И ладно бы это у них самих крыша съехала, как у подростков бывает, а это родители сами их заставляют на такие муки идти. Или вот ещё - детишки маленькие, совсем синие, мыряют в прорубь, а родители стоят рядом, тепло одетые, кофеёк из термоса прихлёбывают и покрикивают на своё потомство: "Чего стоишь? Лезь, лезь - вода совсем не холодная, и температура воздуха каких-то минус 15!"

        • Гертруда Рыбакова Гертруда Рыбакова Грандмастер 26 августа 2009 в 18:53   # Ответить 0 +1

          Денис Леонтьев, Ну что тут можно сказать - дураков, к сожалению, на земле предостаточно, но это не имеет никакого отношения к истинно верующим, и к староверам тоже, да и к теме статьи. Что нам на дураков смотреть, лучше, конечно, видеть то хорошее, что есть в каждой религии и вере.

  • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Мастер 25 августа 2009 в 08:33   # Ответить 0 +1

    А Граф Олаф тоже одет по-старинному, а ещё у него есть сообщники - мужчина с бородой, но без волос, и женщина с волосами, но без бороды. Они наверно тоже староверы?

    Комментарий отредактирован 25 августа 2009 в 08:33

  • Александр Остриков Александр Остриков Читатель 12 января 2010 в 14:53   # Ответить 0 +1

    Гертруда Рыбакова,
    Многие путают староверов с страрообрядцами ,Это связано с тем, что во времена никоновского раскола царь Алексей Михайлович Романов издал указ, согласно которому всякому, кто даст приют раскольнику, того нещадно вместе с семьей казнить. Поэтому многие старообрядцы, как их сейчас называют, раскольники, сторонники старого обряда, они бежали на Беловодье Сибирское, где наши предки им давали приют в скитах и скуфах. Не потому, что вера едина, а потому, что по крови одни. И те русичи и те русичи. И им давали приют, и для многих стало как бы одно и то же – что староверы, что старообрядцы, особенно даже современные филологи путаются. Но старообрядцы – это сторонники старого христианского обряда, а староверы – это старая дохристианская вера. И у староверов не было церквей и они не молились ни так ни так а славили свой предков и своих богов,так что не все тут правильно изложено.

  • Ильяс Гумаров Ильяс Гумаров Читатель 11 июля 2010 в 22:33   # Ответить 0 +1

    Александр Остриков: Полностью с Вами согласен, сейчас многие заблуждаются называя старообрядцев староверами. Раскольники действительно искали спасение у староверов на беловодье. Старообрядцы отказались переписывать христианские свещенные писания, в которых Никон заменил "правоверие" на "православие", вследствие чего на старообрядцев начались гонения. А до Никона христианская церковь называлась таким образом - "Российская правоверная церковь греческого обряда". Кстати в США она до сих пор носит примерно такое же название - "Russian orthodox church", что в переводе - "Российская правоверная церковь".

  • валерий  Рахно валерий Рахно Читатель 30 апреля 2012 в 12:46   # Ответить 0 +1

    Комментарий был удален

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 30 апреля 2012 в 14:54   # Ответить 0 +1

      валерий Рахно, разжигание межрелигиозной и межнациональной розни - уголовно наказуемо.

  • Елена Сенаторова Елена Сенаторова Читатель 1 ноября 2013 в 08:30   # Ответить 0 +1

    С помощью Никоносвских реформ романовы существенно укоротили Русскую историю и придумали миф о крещении Руси. В православных церковных дониконовских книгах была описана истинная история государства Русского, их нельзя было оставлять иначе смысл проводимой в европе в то время реформации терялся. Уничтожить старые книги и переделать историю убрав из нее все, что говорит о величии и образованности русского народа было основной целью романовых, а Никон всего лишь инструмент в достижении этой цели.

  • Виктор Бужинский Виктор Бужинский Читатель 14 марта 2015 в 21:22   # Ответить 0 +1

    Никон исключил из Символа веры прилагательное "истиннаго" как характеристику Бога Святаго Духа. Это привело к исключению из Символа веры Святой Троицы. Тем самым Никоном была основана новая церковь, которая в народе называется Никонианской. Т.е. это неправославная церковь.
    Можно показать, что истинность Лиц Троицы является определяющим условием Её единства и нераздельности, а, значит, и единосущности. Действительно, так как Бог есть Истина (Иер.10,10), то утрата такого качества, как истинность Кем либо из Лиц Троицы, означает исчезновение Бога, так как Бог есть Троица. Именно так можно объяснить исключение никонианами из Символа веры прилагательного "истиннаго" как характеристики Бога Святаго Духа.
    Это означает, что Бог перестал быть Богом. Но такого быть не может, потому что не может быть никогда.
    Следовательно, для исповедания догмата о единстве, нераздельности и единосущности Святой Троицы нужно исповедовать истинность Отца и Сына, и Святаго Духа. Произнося православный Символ веры, мы исповедуем веру в истинность Отца, истинность Сына и «в Духа Святаго, Господа истиннаго и Животворящего», мы исповедуем веру в Святую Троицу.

Посмотреть все комментарии (25)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: