• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Сорокин Мастер

Хорошо ли отдыхать в деревне?

Есть у меня друг, зовут его Андрей. Мы вместе учились в университете, потом наши пути-дороги разошлись. Дело в том, что он родился в деревне, прожил там всю жизнь и там же решил работать. Он один из немногих, кто поехал обратно домой после окончания вуза. Хотя мог бы и остаться — его бабушка имеет двухкомнатную квартиру в центре. Но он идейный. Поеду, говорит, поднимать на ноги сельское хозяйство.

Над ним у нас в группе посмеивались, но с уважением — знали, что Андрей слов на ветер не бросает. Друг часто звал меня к себе, а я все никак не мог вырваться. И вот, наконец, долгожданный отпуск. Где его провести? Вариантов было два — с тяпкой на огороде или на море, но две недели ничего не есть по причине отсутствия финансов сложно. Тут-то я и вспомнил приглашение друга. Вспомнил, как он с ироническим пренебрежением говорил: «Город — это суета, настоящая жизнь у нас!»

Денег в дорогу нужно было совсем немного. Деревня ведь — не Сочи, проезд дешевле, да и цены не кусаются. Это настоящая российская глубинка. Приехал, словно на другую планету. Тишина, спокойствие, куда не глянешь — леса и поля. Улица, на которой живет мой друг, вначале показалась мне оврагом. Да так оно в принципе и было. Дома в деревне в основном старинные, некоторым по пятьдесят лет, новых мало. Но деревня не заброшена — люди здесь живут и здравствуют.

Наверное, причина этого кроется в природных условиях. Здесь шикарные леса, богатая почва и самая чистая река в Европе — Хопер. Правда, с действующими сельхозпредприятиями беда — повсюду, где бы я ни проезжал, возвышаются остовы разваленных ферм, коровников и свинарников. Российский парадокс: чем богаче земля, тем беднее хозяйство.

Я задумался: в советское время в колхозах были тысячи голов скотины, а колбасы не было. Сейчас коров и свиней по пальцам можно пересчитать, а колбасы в магазинах навалом. Еще один парадокс.

Аборигены живут в основном подсобным хозяйством — огородом, скотиной. Конечно, есть фермерские хозяйства, неустойчивые, как и все наше сельское хозяйство. Их девиз — дешево и сердито. Один фермер, друг Андрея, купил для уборки пшеницы старый комбайн за 35 мешков зерна. Вот и судите по этому факту о богатстве здешних фермеров.

Сеют в основном подсолнечник и пшеницу. Метровый, уникальный слой чернозема позволяет собрать неплохой урожай при минимальном уходе.

Все-таки работа в районе есть. Можно пойти работать учителем, врачом или милиционером. Зарплата там, конечно, небольшая, но живые деньги никому не помешают.

Первые три дня я отдыхал. Банька, как водится, самогончик и рыбалка. Но потом Андрей стал ненавязчиво привлекать меня к сельскому труду. «Пойдем, — говорит, — поможешь сено накосить». Мне, человеку сугубо городскому, вначале все это показалось экзотикой — вода из колодца, рубка дров, покос травы. Чем дальше, тем больше я втягивался в работу, отрываясь от городской суеты. Мне даже стало жаль пушкинского Онегина, который хандрил в деревне. Конечно, когда ничего не делаешь своими руками, будешь тосковать поневоле. Лучший отдых — это смена деятельности, в этом я убедился на собственной шкуре.

Вскоре я подружился с семьей Андрея. Она большая — отец, мать, младшие сестра и брат. Раньше родители жили на Севере, оба, окончив биофак, мотались по стране и, наконец, осели здесь. У них два дома — в одном живут родители, в другом Андрей с братом. Хозяйство тянут все вместе. Они законченные трудоголики, но по-другому здесь нельзя.

С таким хозяйством не всякий справится — огород размером с гектар, множество свиней, кур, гусей и уток. Корову не держат — говорят, что невыгодно. Зато держат пасеку — более тридцати пчелосемей.

А еще Андрей придумал свой бизнес. По книге «Птицеводство» построил мини-инкубатор и выращивает птицу на продажу.

Итак, рабочий день Андрея, который стал на время и моим рабочим днем, начинается в шесть утра. Он переворачивает яйца в инкубаторе, смачивает их водой и идет выносить цыплят из сарая на прогулку. Разные виды птиц — утки, гуси, куры и индоутки гуляют у него в специальных переносных загончиках. Когда птенцы выщипывают траву под ногами, загон просто передвигается.

Потом вторая проблема — накормить все это подрастающее поголовье. Кормить их нужно белковой пищей, так они лучше растут. Эту проблему мы с Андреем решали следующим образом: раз в 2−3 дня выезжали на старых «Жигулях» на дальние пруды и, одевшись в бахилы, набирали со дна водоемов пару мешков двустворчатых моллюсков-беззубок. На этой пище цыплята замечательно и быстро растут. Сваренных моллюсков нужно вынуть из панциря, перекрутить на мясорубке с крапивой и смешать с зерном.

Сложно? Зато практически бесплатно, а прирост получается значительный. Мы вылавливаем не всех беззубок, оставляем часть на расплод.

Вообще, в деревне дьявольски развивается изобретательность. Когда тебе что-нибудь нужно, не возникает даже мысли это купить. Первая мысль — где взять, из чего сделать, на что обменять. Здесь процветает бартер — сегодня ты мне зерно, а осенью я тебе мясо. Даже в магазине тебе верят на слово, можно открыть себе небольшой кредит.

После кормежки птиц, до пяти или шести часов вечера, нужно обязательно что-нибудь помастерить по хозяйству — забор поправить, загон для кур построить, сарай утеплить. И все это на фоне необременительного покоса и работы на пасеке. Кстати, пчелы приносят неплохой заработок при минимальных затратах. Единственный недостаток — когда поблизости нет растений-медоносов, приходится временно кочевать с пасекой по полям гречихи и подсолнечника. Этим занимается отец Андрея. Он перевозит ульи с пчелами в кузове древнего «Уазика». В результате этой мороки в хороший год одна пчелосемья может дать флягу меда — 50 литров.

Конечно, вся сельхозпродукция — мед, птица, свинина сдается перекупщикам по довольно низкой цене. И это обидно. Нужно выходить на розничный рынок — так намного выгоднее.

После того, как ты весь день колотил молотком и топором, остается совсем немного. Нужно накосить небольшую копну крапивы и топинамбура, смолотить зерно на крупорушке и накормить свиней. Опять-таки нужно не забыть про птицу. Все это длится до семи или восьми часов вечера. Потом остается сущая чепуха — переворошить сено на чердаках, закидать туда свежескошенное и можно немного поесть и отдохнуть.

А что же дальше? Известно что, молодость берет свое. Хочется погулять, повеселиться, ведь не хлебом единым жив человек. Чтобы пойти на прогулку, нужно помыться. Для этого нужно немного — натаскать воды в двухсотлитровую бочку в бане из далекого колодца и наколоть небольшую стопочку дубовых дров.

После баньки можно и погулять. Молодежь в деревне моего друга интересная. Многие учились или учатся в городе. Они не совсем похожи на классических деревенских парней. Они не говорят слова «чевой-то», понимают слова «абстрактно» и «корректно». Каждый второй из них играет на гитаре, самостоятельно подбирая на ней такие песни, которые и в городе не услышишь. Один даже сочиняет музыку и играет на электрогитаре. В общем, богата глубинка талантами. Жалко, что развлечений и перспектив в деревне немного — даже хорошей дискотеки там нет.

Кто-то из подрастающей молодежи собирается работать в городе, кто-то хочет остаться. Говорят, что если будет работа на селе, то и деревня жить будет.

…А Андрей не ждет подарков судьбы, не ждет «работы на миллион», не надеется на манну небесную — просто вкалывает по 14 часов в сутки. От всей души желаю ему удачи и надеюсь, что никакие крючкотворы не встанут у него на пути.

А я уезжаю. Ведь я — дитя города, я не могу без грохота машин, без светящихся ночью окон девятиэтажек и гудения лифтов. Уезжаю уставший, но в то же время с новыми силами. Уезжаю, чтобы делать в городе хотя бы треть той работы, что делает в деревне мой друг Андрей.

Статья опубликована в выпуске 8.11.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (27):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Александр, деревню люблю с детства

    Оценка статьи: 5

  • Александр, поехал в деревню в 36 и прожил там 2 года, сейчас, слава богу, вернулся. Это невероятно. Скотину я тоже держал и работал, работал, работал почти как ваш герой статьи... Сбыта нет, корма нерентабельны, но... самое главное, на мой взгляд, разница культур. Я горожанин. За 2 года вынес уверенность - стать там своим почти невозможно, Живут люди и по 18 лет, но все равно барьер заметен (чужаки). Написал об этом целую книгу, сейчас вышла из печати. Именно это, вероятно, надо считать результативным успехом и не зря проведенным временем. Все остальное, за исколючением опыта, только "в минус". Это две разные культуры, представители обеих хотят как лучше, но говорят на своем языке. продолжать можно долго, надеюсь, Вы понимаете...

    Оценка статьи: 5

    • Андрей Кашкаров, там свое замкнутое общество - все все знают о тебе, твоих родителях, бабушках-дедушках. Нет-нет, да и проскочит - "а у него до революции...". Так что вписаться в сельское общество можно в течение поколения. Другое дело - сейчас села вымирают, на их делянки приезжают "чужаки". А дальше будет как в городе - ничего не знаешь о соседе по лестничной клетке.

      Оценка статьи: 5

    • Александр Сорокин Александр Сорокин Мастер 30 мая 2010 в 14:25 отредактирован 30 мая 2010 в 14:28 Сообщить модератору

      Андрей Кашкаров, культура разная, но мне она по душе - в этой отдельно взятой деревне. (когда приезжаешь недельки на две)Конечно, если бы ещё пьянства там поменьше стало - вообще бы хорошо было.
      Я Вас понимаю: я не то чтобы горожанин - просто такая привязанность к родному городу, что я, как Незнайка на Луне, тоскую в других местах.
      А с/х должно существовать на дотациях и при серьезной и систематической поддержке гос-ва. Сейчас этого, увы, нет.

      Оценка статьи: 5

  • Александр Сорокин, Кстати - много стариков, родившихся и выросших в селе, на пенсию тянет вернуться. И хотят, чтоб их там похоронили.
    Отец рассказывал - в армию авиацию брали в основном пареньков из сел - они физически были лучше подготовлены.

    Оценка статьи: 5

  • Ирина Дмитриева Читатель 8 ноября 2009 в 19:45 отредактирован 23 мая 2018 в 10:09 Сообщить модератору

    Александр Сорокин, хорошая статья! Сразу вспомнила свое безоблачное детство, которое проводила летом в деревне. Хотя я и "дитя города", но в деревне хо-ро-шо. И очень жаль, что многие из них покинуты, позаброшены. Грустно. И еще мне бывает немного жаль современную городскую молодеж, которая не видела животных нигде, кроме зоопарка. А уж если их забросить в деревню... боюсь, пропадут Хоть я и была подростком, когда перестала ездить в деревню, но зато сколько знаний там получено: и коров доить, и сено косить, и на лошади ездить, и животину всякую кормить, и рыбу ловить, и лодкой править, и много-много всякого....

    Оценка статьи: 5

    • Ирина Дмитриева, И я тоже думал как-то - да, навыков по выживанию приобретается много - если сельский житель попадет на необитаемый остров - выживет без проблем в отличие от городского. Но все дело в том, что вероятность этого ничтожна и сейчас очень хорошо живут те, кто знает с кем.., от имени кого.., как бизнес вести, с денежкой/налоговой/банками обращаться, законы, современные тенденции и т.д.. Этого, точно, в селе не получишь, а значит - и не выскочишь в топы. А дальше начинается философия - так ли плохо жили бушмены и пигмеи с ИХ точки зрения и нужно ли было их приучать к цивилизации (и, по сути, вешать на них дополнительные проблемы).
      PS да, одно дело - там отдохнуть (а небо ночью какое черное!!!), другое - жить и работать с зари до сумерек (ну, возможно, с сиестой в солнцепек).

      Оценка статьи: 5

    • О да! В деревне - целая наука выживания! Над "городскими" подтрунивают, посмеиваются над ними, неумехами...

      Хотя как выяснилось, гены крестьянина сильная штука - по приезду в деревню я так быстро выучился косить, доить и животину кормить, будто всю жизнь этим занимался Правда, трудно это с непривычки - мышцы болят. А деревенские по приезду в город страдают - им слишком просто жить в городе, нет физической нагрузки привычной. Спортсмены подтвердят - они знают, как ломает во время отмены ежедневных тренировок.

      Оценка статьи: 5

  • Лаура Третьякова Лаура Третьякова Читатель 8 ноября 2009 в 17:13 отредактирован 23 мая 2018 в 08:25 Сообщить модератору

    Александр Сорокин, скоплю денег и куплю дом в деревне!Устала я уже от города,все здоровье и нервы здесь потеряла,и продолжаю терять.Не люблю я машины и грохот, наверно уже перекушала.У меня знакомая бельгийка ,приехала в Испанию уже лет ....цать назад, живет здесь в деревне и не перестает нахваливать деревенскую жизнь.Вообще, очень много англичан и немцев покупают заброшенные дома и участки, такие конфетки из них делают( причем большенство своими силами) и в город их поганой метлой не загонишь!А какие они цветники разбивают и сады!В России я очень любила ездить к бабушке в деревню, там такая тишина и покой, что никакой сеанс расслабления даже близко не стоял, а все домашние дела даже как то с удовольствием делаешь, а высыпаешься так, что в 6 утра встаешь спокойно,не в лом.Может в деревнях есть свой секрет жизни?

    Оценка статьи: 5

  • Александр Сорокин,
    +!

    Оценка статьи: 5

  • Очень хорошая статья.

    Оценка статьи: 5

  • Интересная хроника

    Оценка статьи: 5

  • Ну да ^^

    • Комментарий удален
      • Александр Сорокин, это такая весёлая избушка на курножках.
        Летел Змей Горыныч над лесом, видит - на поляне избушка на курножках. Приземлился он и говорит:
        - Избушка-избушка, повернись к лесу передом, а ко мне задом!
        Избушка повернулась.
        - А теперь, избушка, наклонись, да пониже!
        Избушка наклонилась. Горыныч поимел её, летит дальше довольный:
        - Хорошо иметь домик в деревне!

        • Комментарий удален
          • Александр Сорокин, это автор рисунка, моя хорошая знакомая, в роли городской девушки, непривычной к деревенской жизни и поэтому испытывающей от окружающей обстановки лёгкий шок.
            А это наверняка известная вам картина. Соловец, ул. Лукоморье, 13...

  • Статья классная, только мне больше понравились слова "А я уезжаю. Ведь я – дитя города, я не могу без грохота машин, без светящихся ночью окон девятиэтажек и гудения лифтов."

    Десять лет жил в деревне, больше года живу в столице, до сих пор не могу нарадоваться! Все-таки, к сожалению, труд колхозников и других жителей деревни ценится крайне низко. Да и перспектив никаких для продвижения в деревне нет. Может, хоть в будущем будет положительный сдвиг.

    Оценка статьи: 5

  • Хорошо, 5
    Интересно вас читать, Александр!

    "одевшись в бахилы, набирали со дна водоемов пару мешков двустворчатых моллюсков-беззубок"

    Устрицами, чтоль кормили?))).

    Оценка статьи: 5