Статья дня
Гертруда Рыбакова Грандмастер      45     Распечатать

При свечах и рядом с ними. О чём горит старинная свеча?

«Всего-то – чтоб была свеча,
свеча простая, восковая,
и старомодность вековая
так станет в памяти свежа.»
(Б. Ахмадулина, «Свеча»)

Как часто и по каким поводам мы зажигаем свечи? Я имею в виду не те, что мы ставим в храме, в церкви. Там все понятно, мы зажигаем и ставим свечи у икон, когда обращаемся с молитвой, поминаем кого-то. Но в последние десятилетия модным стал ритуал зажигать свечи дома, в честь праздников, на романтическом ужине, в дни рождения. В каждом уважающем себя кафе и ресторане на стол также принято ставить свечи.

А что дает нам горящая свеча? Почему мы так любим ее живой трепетный огонек? Психологи считают, что беседа при свечах успокаивает нервы, расслабляет, и в то же время позволяет сосредоточиться на какой-то мысли или переживании, вызывает доверительное отношение к собеседнику, настраивает на лирический лад. При мягком, чуть мерцающем свете мы можем глядеть в глаза друг другу, рассказывать свои истории, строить планы или просто пить чай. И тогда исчезают без следа самые тяжелые мысли, наступает умиротворение. Как писал поэт Юрий Гарин:

Не пугайтесь, истерично
Не рубите сгоряча!
Нужно просто чиркнуть спичкой, -
И опять горит свеча,
И опять душа согрета,
И опять светло вокруг…
Снова тонкий лучик света
Освещает жизни круг...

Вообще, о свечах написано много стихов, и известными поэтами, и бардами, каждый может найти по своему настроению. Но давайте вспомним:

Когда свечи пришли в дома к людям?


Первое упоминание о свечах относится примерно к Х веку до нашей эры. Те, древние, свечи выглядели просто – фитиль помещался в сосуд, наполненный специальным горючим раствором.

В древнем Риме стали изготавливать так называемые «моканные» свечи (такой термин употребил в своем цикле лекций «История свечи» Майкл Фарадей). Скрученный папирус макали в раствор из животного жира, после чего часть раствора оставалась на фитиле, и это позволяло фитилю гореть. Жир для свечей был дешевый и легко доступный, поэтому такие свечи были наиболее распространенными много столетий.

В разных странах придумывали свои свечи, используя подручные средства, например, растения и насекомых. Известно, что древние китайцы делали свечи, используя в качестве фитиля скатанную в трубочку рисовую бумагу, а воск получали из смеси местных насекомых с зерновыми культурами. В Японии свечи делали из воска, полученного из ореховых деревьев, а в Индии варили плоды коричного дерева.

В течение многих веков основными материалами для изготовления свечей был воск и сало. Сальные свечи быстро сгорали, при горении давали неприятный запах, а восковые свечи стоили очень дорого и были доступны лишь богатым.

В 1816 году французский химик Мишель Эжен Шеврель (Michel Eug?ne Chevreul) совместно с Анри Браконно установил, что большинство жиров состоит из стеарина и олеина, и выделил стеариновую, олеиновую и пальмитиновую кислоты. Стеариновая кислота, получаемая из жира животных путем гидролиза, стала тем фантастическим сырьем, которое по сей день применяется в производстве свечей. Открытие стеарина можно считать настоящей революцией в производстве бездымных свечей. Стеариновый воск был крепким, твердым и горел чисто. Сразу были решены проблемы прочности материала, качества и чистоты горения, а в сочетании с изобретением плетеных фитилей свечи приблизились к идеалу. Совместно с Луи Гей-Люссаком (Gay-Lussac, Joseph Louis) в 1825 Мишель Шеврель приобрел патент на изготовление стеариновых свечей.

В 1834 году английский инженер Йозеф Морган сконструировал машину для производства свечей. Она имела вид цилиндра, снабженного двигающимися поршнями, которые выталкивали готовую, уже остывшую свечу. Это был шаг к налаживанию массового производства.
В середине столетия, 1850 году, на рынке впервые появилось сырье для свечей не животного происхождения – парафиновый воск, или парафин, получаемый из нефти. Он имел иссиня-белую окраску, был прочным, горел небесно-белым пламенем и не выделял неприятного запаха, а главное – был дешевле прочих материалов. Но у него была низкая температура плавления, свечи гнулись, текли. Проблему удалось решить, добавив в парафин стеариновую кислоту.

В конце XIX века свечи выпускались из таких материалов: из воска – в основном для церковных нужд, из парафина и стеарина для общего потребления. С появлением электричества свечное производство в ХХ веке пошло на убыль, но… к ХХI столетию свечи опять стали очень востребованы.

Где больше всего жгут свечей?


Особенно модны вечера при свечах в странах Северной Европы. Когда я была в Норвегии, в Осло, меня очень удивляло, что даже в летних кафе, пивных барах, когда еще достаточно светло на улице (а большинство баров в будние дни там закрываются в 21 час), стоит вам сесть за столик, как официант первым дело приносит на стол и зажигает свечу.

Но самой «свечной» страной Европы можно считать Швецию. Согласно данным Центрального статистического бюро, шведы, при численности населения около 10 миллионов человек, ежегодно сжигают 36 652,6 тонн только стеариновых свечей. А ведь есть еще свечи парафиновые, гелиевые, восковые, тростниковые и др. В «приличном доме» гостей встречает живой огонь в старинных или современных подсвечниках – это вечная шведская традиция. Большая часть свечей зажигается в период с октября по март, а самое большое количество традиционно сжигается в декабре и январе, во время Рождественских праздников и зимних каникул, когда холодно и день короткий, а ночи длинные. Сейчас даже некоторые театры устраивают спектакли и концерты при свечах, что невероятно красиво! В старинном зале Ульриксдаля сотни людей слушают музыку, глядя на множество язычков пламени.

Самые любимые в Швеции свечи – чистых форм, гладкие, конусообразные, без излишеств. В Швеции много небольших свечных заводиков и мастерских, и самая большая фабрика стеариновых свечей находится тоже в Швеции. Она была основана на юге Стокгольма, на маленьком острове Лильехольмен (Liljeholmen) в 1839 году Ларсом Юханом Ерта. Тогда в небольшом деревянном домике вместе с другом – механиком Юханом Михаельсоном они начали производство стеариновых свечей, которые именовали не иначе, как «королевским светом». Через пару лет места стало не хватать, так как сильно возрос спрос на товар, и фабрику расширили. Позднее, победив в конкурентной борьбе, они стали королями свеч в Швеции. В 70-е годы ХХ века, в связи с очередным расширением производства, фабрика переехала из Лильехольмена в Оскарсхамн, но сохранила свое историческое название.

Сейчас Лильехольменская фабрика – крупнейший в мире производитель стеариновых свечей, хотя на ней работает всего 80 человек, но благодаря автоматизации производится 6000 тонн свечей в год. Наибольшим спросом пользуются свечи «kronljus (kroha – значит корона или люстра, а ljus – свет). Это классические белые, сужающиеся у верхушки свечи. Длина их 200 мм, диаметр 23 мм, время горения – 7 часов! Свечи горят ровным и чистым пламенем, подходят и для простых подсвечников, и для канделябров, и для старинных люстр. Они поставляются и к королевскому двору. Шведы предпочитают покупать их большими упаковками...

Пусть же красивый, добрый обычай – сидеть при свечах – дарит всем нам радость общения, минуты умиротворения и взаимопонимания!

45 комментариев (комментировать)
Теги: производство, свечи, интересный факт, настроение, интерьер, история
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 13.06.2010

Обсуждение статьи:

  • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 13 июня 2010 в 01:34   # Ответить 0 +1

    Гертруда Рыбакова, какая нежная статья! Даже стыдно опошлять, но поделюсь земными советами: запах дыма от сигарет значительно ослабевает при сгорании свечей. Поэтому просто вместе с закуриванием сигареты, зажигайте свечку. Если в доме есть кошки и они ходят на тазик, то полезно раз в день зажечь в этом помещении ароматическую свечку. Всегда имейте в доме коробку свечей со спичками, залитыми воском - кушать не просит. Помните, что в храме негоже зажигать свою свечу от чужой - я сейчас это повсеместно наблюдаю. Так не принято. Всегда имейте огарочек парафиновой свечки в цвет своей машины в бардачке. Мелкие царапинки прекрасно маскируются таким образом. Если оплывки присохли к подсвечнику, поставьте его в морозилку. Пятна от оплывок на платье можно свести через тряпочку горячим (не раскаленным ) утюгом! Затем денатуратом. Побежалую стрелку можно закрепить каплей оплывка. Так же можно вытащить неглубокую занозу. Для прекрасных дам: очень хорошая маска для лица кто не боится температуры оплавка. Гера, ничего что я о таких обыденностях?

    Оценка статьи: 5

    • Гертруда Рыбакова Гертруда Рыбакова Грандмастер 13 июня 2010 в 14:42   # Ответить 0 +1

      Лаура Ли, спасибо тебе за такие дельные советы! Да, насчет храма ты права - я только что вернулась из Лавры, именно так там все и зажигают свечи - от тех, что уже стоят. Я не знала, что это нехорошо. Так я вот некурящая, спички с собой не ношу, а зажигалкой даже пользоваться не умею. И как же тогда в Храме свечу зажечь?

      • Игорь Абрамов Игорь Абрамов Профессионал 13 июня 2010 в 16:39   # Ответить 0 +1

        Гертруда Рыбакова, прошу прощения за вмешательство

        "Существуют определенный порядок постановки свечей в храме. Вначале свечи приобретаются на свечном ящике; затем, подойдя к выбранному вами месту для поставления свечи, следует два раза перекреститься и поклониться (обычно поясным поклоном) перед иконой, Распятием, святыми мощами — перед той святыней, которую мы почитаем возжением свечи. Затем вы зажигаете свечу от других свечей или лампады на подсвечнике, ставите ее на свободное место (для устойчивости свечи обычно перед этим в пламени другой свечки опаляют ее нижнюю часть, чтобы расплавленный воск прочнее удерживал вашу свечу в месте ее поставления)." Тут

        Какие спички, какая зажигалка?!

        Оценка статьи: 4

        • Карина Ферапонтова Карина Ферапонтова Профессионал 13 июня 2010 в 17:01   # Ответить 0 +1

          Игорь Абрамов, спасибо. Все именно так и есть. Нечего добавить.

        • Гертруда Рыбакова Гертруда Рыбакова Грандмастер 13 июня 2010 в 21:17   # Ответить 0 +1

          Игорь Абрамов, спасибо за информацию, за ссылку.

        • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 13 июня 2010 в 22:18   # Ответить 0 +1

          Игорь Абрамов, Астрахань прямо святее папы римского однако. И пишет неправильно - облегченный Устав молодого прихожанина! Первые свечи, Игорь, возжигаются дъячками еще до начала священослужения. В малых церквях это делает сам батюшка. Вот от этих свечей можно возжигать свои свечи. А ту, что другой верующий поставил со своей личной молитвой и своему личному покровителю со своими личными упованиями не прилично делать "прикуривателем" для свеч опоздавших к началу службы. В свечной лавочке всегда есть спички или дьякон укажет от каких светильников можно "прикурить". Я всегда удивлялась опрощению правил поведения прихожан в современных храмах в России - как по манежу гуляют туда-сюда, снуют, стоят в каком попало крыле мужчины вместе с женщинами, головы часто непокрыты, в брюках, и т.д. Слава богу, что отучили меня и моих детей этому в ЗРП - попробуй тут "прикури", а тем более от светильников правого клироса, от заупокойных. Тебя на год в притворе оставят. В ЗРП если опоздал, то просто незажженые свчи передают через прихожан, хотя и это считается неприличным - кто-то молится, а ты со своей свечой суешься. Потом, что еще неприятно, что в Питере в церквях никто никого не знает, все чужие как прохожие. Отсюда и такое бесцеремонное поведение и опрощенность прихожан. У нас же приход - это община из поколения в поколение, все свои. А если залетные появляются, их тут же паства привечает, священник приветствует, к исповеди приводит. Намного строже у нас. Это как-то обязывает. Поэтому мы сразу объясняем новичку, что не принято делать. В том числе возжигать от чужой свечи. И я думаю, это совершенно правильно. Тебе приятно будет, если ты, скажем близкого поминаешь свечечкой, а кто-то сунется за выиграть в лотерее? И Гера у тебя под разгневаную руку попала вместо меня заодно.

          Оценка статьи: 5

          • Люба Мельник Люба Мельник Бывший модератор 14 июня 2010 в 00:17   # Ответить 0 +1

            читать дальше →


            То, что описывает Лаура - характеризует жизнь сложившегося прихода, со своими традициями. И, подчеркну, - со своими обычаями. Но в этих обычаях больше основательности. Лаура правильно разводит два момента: одно дело, когда прихожанин явился в храм для участия в богослужении, где все делается по правилу, где свечи именно ВОЗжигаются в нужное время, по предписанному порядку, и другое дело - когда прихожанин пришел ради личной молитвы, ради обращения к святому.

          • Павел Раин Павел Раин Читатель 14 июня 2010 в 13:26   # Ответить 0 +1

            Лаура Ли,
            "Я всегда удивлялась опрощению правил поведения прихожан в современных храмах..."
            к сожалению это распространено повсеместно в системе РПЦ и не только в России,но в то же время в старообрядческом храме ничего у тебя не выйдет посвоевольничать - не позволят. Раз в году бываю в Святогорской Лавре в Украине - женщин туда просто не пропускают в нарушающем каноны одеянии. А в наших православных храмах молиться можно только между службами, потому как во время службы у меня складывается ощущение, что мне это дано,как испытание - чего только вокруг тебя нет: и юбки по самое "не могу", и патлы распущенные, и рты раскрашенные, слюнявящие образа, и выхлоп "свежаком"...
            А мы тут - как правильно свечи возжигать!

            • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 14 июня 2010 в 17:37   # Ответить 0 +1

              Павел Раин, так ведь статья-то - о свечах, вот и мы о свечах... А о том, как правильно вести себя в разных храмах, у нас тоже есть статьи.

    • Карина Ферапонтова Карина Ферапонтова Профессионал 13 июня 2010 в 14:49   # Ответить 0 +1

      Лаура Ли, я специально как-то спрашивала у священника - ничего худого в том чтобы зажигать свечи от уже горящих свечей нет. Кто сказал, что так не принято?

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 13 июня 2010 в 17:14   # Ответить 0 +1

      Лаура Ли, маска - воск, парафин? Только не стеарин с ароматизаторами и красителями, конечно.
      читать дальше →

      • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 13 июня 2010 в 22:39   # Ответить 0 +1

        Марианна и Карина: каноны православные сказали, читать дальше →

        Оценка статьи: 5

        • Карина Ферапонтова Карина Ферапонтова Профессионал 13 июня 2010 в 23:12   # Ответить 0 +1

          Лаура Ли, я так понимаю, что все повывернуто наизнанку. Вроде все правильно сказано - свечу ставить с душой и молитвой. Снижений требований к пастве никаких - нельзя в храм с непокрытой головой, во время службы - не блуждать по церкви, это прописные истины. Какие люди в рясах не сотрудничали с властями, какие сотрудничали - какая мне разница, если я пришла в Храм к Богу, а не к конкретному человеку. Может у вас, в США и не так все, у нас довольно строгие требования к прихожанам. Ах, боже мой, как у вас славно - нет церковной платы за требы, у нас есть, часто чисто символическая, часто добровольная. Раньше вообще десятину в церковь отдавали, ей тоже на что-то существовать надо, а это не государственно финансируемая структура. А лучше бы каждый за своим грехом следил, а не в карман подрясника заглядывал, это есть грех не меньший. Спорить тут не о чем. Я думаю, что и на этот коммент возражения найдутся. Я уже поняла, что последний писк считаете должным оставить за собой - уступаю, старшим надо уступать. Да и спорить тут не о чем, у Игоря в ссылке не про это все написано было, если, конечно, внимательно читать, а не выворачивать все наизнанку и не подавать свою личную истину в последней инстанции.

          • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 14 июня 2010 в 04:31   # Ответить 0 +1

            Карина Ферапонтова, вот уступать мне не надо - от этого никто не выигрывает из спорящих. Насчет старших - это хорошо, что усвоено. Своеобразно. Пытались лягнуть? Это зря. Углубимся - боюсь, что вы проиграете по всем показателям. Так что оставим мой возраст, а включим логику. У Игоря в ссылке написано мнение астраханского попа. С какого бодуна я должна считать его мнение последней инстанцией? Тем более, что в аргументе я отстаиваю не свое личное мнение, а точку зрения Зарубежной церкви. Оно тоже может быть не в последней инстанции, но такое деликатное мнение мне ближе - не люблю в церкви давать прикуривать. И ценники изучать. Вас устраевает - ради бога.

            Оценка статьи: 5

            • Игорь Абрамов Игорь Абрамов Профессионал 14 июня 2010 в 08:38   # Ответить 0 +1

              Есть " Наставление православному христианину о церковной свече"
              По благословению Святейшего Патриарха
              Московского и всея Руси Алексия II
              В нем не говорится конкретно, как зажигать свечу. Почему не рекомендуют в храмах зажигать свечу от лампады. Ее можно случайно потушить, тянувшись к ней можно поджечь свою одежду и т.д. Прихожанин решает сам лично, как ему зажечь свечу, что не понятно, всегда можно обратится к священнослужителю ( слово "поп" употребляют невежественные люди), главное понимать, зачем ставить сечу и делать это от всей души и чистого сердца. Даже если рядом нет места поставить сечу, можно положить рядом, священнослужитель ее зажжет потом.
              Если мы вспомним, как распространяется Благодатный огонь, то увидим, что свечи зажигаются от других свечей и мы не знаем помыслов этих людей. Священный огонь "убивает" все дурные помыслы, а в церквях и храмах горит священный огонь.

              Оценка статьи: 4

            • Карина Ферапонтова Карина Ферапонтова Профессионал 14 июня 2010 в 12:38   # Ответить 0 +1

              Лаура Ли, вот логики то у вас никакой не прослеживается. "у Игоря в ссылке написано мнение астраханского попа" Он не свое мнение навязывает, а описывает историю, связанную с традицией ставить в церкви свечи, ссылаясь на очень древние источники, времен Давида. "Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции". Так же про хождении во время службы в храме написано буквально следующее: "Если хотите поставить свечку - приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм в середине службы... нарушают богочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других". Это что - призыв нарушать годами сложившийся обычай? Другое дело, годы отхождения от церкви не привили культуру поведения в ней, но это уходит. Сама наблюдала, что было например 10 лет назад и сейчас. И совершенноо правильно сказано, что без нашей молитвы, без внутреннего порыва все эти действа - пустой звук. "Если в нашей душе грех и беззаконие, что тут наши свечи и лампадки?" Так какое мнение вы тогда отстаиваете? Или просто что-то отстаиваете, а что конкретно - неважно, лишь бы не согласиться. Главное - ввязаться в бой, аргументы потом найдутся, всегда ведь можно что-то переврать, вывернуть наизнанку, хлестко сказать, пусть не в тему - но как сказано! Смешно все это и грустно. "Мнение астраханского попа" - вот главный аргумент, а какое оно мнение, о чем вообще говорится - неважно, оно уже изначально неверно, просто потому что это астраханский поп. И точка. Спорить по этому вопросу? Да глупее ничего и придумать невозможно. Сектанты разного толка тоже свое мнение будут отстаивать до поросячьего визга, ну и что. пусть себе. Так что проигравших тут "по всем показателям" или выигравших не может быть. За сим откланяюсь.

              Комментарий отредактирован 14 июня 2010 в 14:28

              • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 14 июня 2010 в 20:39   # Ответить 0 +1

                Карина Ферапонтова, Греция еще культуры возжигания и не знала, когда первый священный огонь уже снизошел в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Именно этот огонь и является первичным и священным. От него воскуривались все другие огни в Храме. Это потом греки перенесли в традицию олимпийского огня, от которого прикуривались олимпийские светильники и прикуриваются до сих пор. Так что первая самозажигающаяся "свеча" для всех христиан мира находится в Иерусалиме. Все остальные свечи всех конфессий - производные от священного огня. Какие Давиды в Греции, Карина? А слово "поп" вызвано тем, что Игорь очень любит давать именно мне (а не своей жене) ссылки на как надо думать, о чем писать и о чем нет. Я отличаюсь от Игоря тем, что имею свободу не с каждым печатным словом считаться и иметь мнение, отличное от его ссылок. Как-то больше полагаюсь на свою библиотеку по богословию, собранную в иммиграции и свободную от налета сотрудничества РП с властями, которые ее использовали и используют в своих целях. И на свою способность делать выводы из разных источников.

                Оценка статьи: 5

                • Карина Ферапонтова Карина Ферапонтова Профессионал 14 июня 2010 в 22:01   # Ответить 0 +1

                  Лаура Ли, я тоже страюсь думать прежде, чем верить на слово, а еще анализировать. Кстати, надо разделять предложения, а то все в куче получается здорово и опять подтасовка. Сказано было, что "обычай ставить свечи в храмах пришел из Греции". Затем сказано было, что священник описывает историю, связанную с традицией ставить свечи, опираясь на древнюю историю, времен Давида. Но нигде не сказано о том, что "Давид в Греции". Как легко все подмять под себя, правда? И удобно очень. Этим приемом, кстати, пользуются политики и очень успешно. Всего то переставить местами два-три слова и правда оказывается вывернута совсем с другой стороной - оказывается "Давид из Греции". И сказано было это якобы мной. Это называется одним очень нехорошим словом, применяемым, кстати к политическим деятелям, умело манипулирущих словами, а потом и людьми. Не надо меня просвещать знаниями насчет схождения благодатного огня. Как то в курсе. Словом "поп" коммунисты в свое время называли священников, показывая тем самым презрение к ним и уничижение их как личности. Не надо уподобляться.

                  • Люба Мельник Люба Мельник Бывший модератор 14 июня 2010 в 23:30   # Ответить 0 +1

                    Дамы, вы далеко ушли от темы статьи. Может, подберете другую статью по теме - и там продолжать станете? Или уж в самом деле реализовано будет обещание "за сим откланяюсь"? ))) Или в своем блоге общайтесь, или в личке.
                    читать дальше →

                • Игорь Абрамов Игорь Абрамов Профессионал 15 июня 2010 в 10:16   # Ответить 0 +1

                  Личное мнение основывается на знаниях, убеждениях, ценностях.
                  Любому человеку интересно мнение специалистов по данному вопросу, а не мнение доморощенных знатоков, у части которых личное мнение основывается на ложных понятиях. Их можно отнести к группе ОПЗ.
                  Вопрос о зажигании-возжигании не является существенным. Каждый верующий может поступать по своему, как ему удобнее, о чем и было сказано.
                  Все остальное, не относящееся к этому вопросу - обычное "словоблудие" по отношению к данной статье.
                  То что слово "поп" - в наше время является признаком невежества и чаще всего используется для выражения презрительно-пренебрежительного отношения к священнослужителям. Это мое личное мнение.

                  Оценка статьи: 4

  • Василий Россихин Василий Россихин Читатель 13 июня 2010 в 19:27   # Ответить 0 +1

    Гертруда Рыбакова,
    Cвечи, вероятно, открывают какие-то клади подсознательной исторической памяти, а потому все что связано со свечей трепетно.
    Сегодня в Украине на православных монастырских ярморках появились обрядовые восковые свечи, изготавливаемые по древней технологии - 2-мм вощина (отрифленная как поверхность корочки вафли) свернута в стержень -5-7 слоев.
    От фитиля пламя получается большое, ярко-желтое и аромат достаточно приятный. С этими зажженными свечами обходят по часовой стрелке жилище, либо вокруг недужного и т.п. Очень умиротворяет

    Оценка статьи: 5

    • Гертруда Рыбакова Гертруда Рыбакова Грандмастер 13 июня 2010 в 21:14   # Ответить 0 +1

      Василий Россихин, как это замечательно, что возрождаются старые традиции!

      • Елена Минова Елена Минова Читатель 15 июня 2010 в 02:41   # Ответить 0 +1

        Гертруда Рыбакова, всё-таки приятней читать комментарии с лирическим смыслом, как это предполагали и Вы.Спасибо.С удовольствием читала статью. И с ностальгией. Но, действительно, сейчас чаще приходится ставить свечи в храме, чем романтические дома. Поэтому наверное и ушли от темы. Извините, это же сделаю и я. Я же согласна с тем, что важнее с ЧЕМ человек пришёл в храм, чем в ЧЁМ ! В церкви сразу выделяются новички своей растерянностью, неведением.И как важно в этот момент получить мудрую и ненавязчивую подсказку! К сожалению, это не везде присутствует. Мы все когда -то были новичками , и я помню, наш батюшка говорил, что таким прощается всё, ведь человек делает первый шаг к Богу! И никто не имеет права осуждать его! Вот и я сейчас постараюсь без осуждения поделиться увиденным в Греции в храмах. Вы же в курсе, Греция сейчас переживает не лучшие времена, и неизвестно,чем закончится этот экономический кризис в стране. Но, читала в газетах, что в 60-х годах был ещё хуже кризис - нравственный. Время "чёрных полковников", шпионаж, доносы, аресты, тюрьмы были переполнены политзаключёнными. В Афинах в политехникуме восстала молодёжь, и её расстреливали. В стране до сих пор этот день считается траурным, в память об убитой молодёжи. Люди были в растерянности, молодёжь не знала, кому верить. И в народ, т.е. в школы, к студентам пошли священники. Патриарх выступил по телевидению и радио с призывом к миру и человеколюбию. Разрешил приходить в храмы женщинам в брюках и без головных уборов, только бы приходили и слушали слово Божие.И народ пошёл. В Греции церковь не отделена от государства. Церквей много, священников в каждом храме от5 и более. И убранство церквей богато, величественно. И как же я была удивлена , когда первый раз зашла в храм. Люди в креслах, как в театре,( говорят же, что лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах) и так же как для театра одеты красиво, с причёсками, запах духов. А когда венчание или крестины, так ещё и в таких открытых нарядах!(За исключением пожилых людей, которые постоянно носят чёрную одежду в знак траура) Ценников на совершение обрядов нет,но знаю, что и здесь платят немалые деньги ,несмотря на то, что церковь на балансе у государства.Свечи не продают, но каждый кладёт в чашу, сколько считает нужным. Да, подсвечники стоят такие высокие, что никак не зажжёшь оттуда свечу, только от другой свечи возможно.Свечам не дают догореть даже до половины, убирают, гасят в песке и швыряют, именно швыряют в рядом стоящий ящик. Не знаю, почему, но когда я вижу это движение руки со свечами, мне становится больно, инстинктивно закрываются глаза. И ещё много разных отличий замечаешь, ну, куда деть глаза? И ведь это в православной стране! Мы уже к этому привыкли, вопросов не задаём, и тем более не осуждаем. Себе дороже! Я же с людьми пообщаюсь снаружи, а внутри я хочу общаться только с Богом.

        Оценка статьи: 5

        • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 15 июня 2010 в 03:17   # Ответить 0 +1

          Елена Минова, значение свечи при богослужении имеет более земные корни - ранние христиане, скрываясь, молились тайно в пещерах. А там темновасто. Почему культ возжигания не коснулся буддизма и иных конфессий с их воскурением? - Не таились, т.к. религия была дневной, открытой, а не тайной. Но мне по душе даже такое земное объяснение возжигания.

          Оценка статьи: 5

  • Валентина Пономарева Валентина Пономарева Грандмастер 15 июня 2010 в 19:09   # Ответить 0 +1

    Ах, свечи... как я понимаю шведов

    Оценка статьи: 5

Посмотреть все комментарии (45)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: