Статья дня
Елена Привалко Профессионал

Чему и как учат американских Буратин? Америка глазами русской провинциалки

Одно из немногих, чем мы можем утереть нос Америке — это наше образование. Наш стабильный троечник без труда выходит в отличники среди своих сверстников в американской школе. Перевести метры в дециметры или ярды в метры в выпускном классе — сделать серьезную заявку на получение гранта для дальнейшего образования, вроде как у нас выиграть краевую олимпиаду по математике.

1. Школьное образование.
Программа в школах (как и в колледжах и университетах) вариативная, т. е., нет понятия единой программы обучения. Есть ряд обязательных предметов в минимальном объеме, а остальные определяет сам ученик. Ему необходимо набрать определенное количество баллов к окончанию учебного заведения. Видимо, понятие «нагрузка» существует и у американских педагогов. А наберет он их математикой, физикой, биологией или пением, физкультурой, рисованием, — по большому счету, не важно. Недальновидность такого подхода к обучению станет явной для ученика только при продолжении образования. И сколько времени он будет получать это своё «среднее» образование — тоже никого не волнует. При школах есть даже детские сады для детей учеников.

По этой причине нет понятия «класс» и «одноклассники» в значении объединенного единой учебной программой, общими учителями и уроками коллектива сверстников. Этими коллективами являются всевозможные спортивные секции, кружки, факультативы. Основной предмет в американских школах — это физкультура. Спортивные залы, стадионы, бассейны есть практически в каждой школе. Сама же школа представляет собой скорее школьный городок — комплекс зданий, не обязательно соединенных крытыми переходами. Отдельные классы в школе располагаются в помещениях типа морских грузовых контейнеров с узкими щелями окон под крышей. Клаустрофобам — смерть, а наши санитарные врачи по гигиене детей и подростков закрыли бы все американские школы навсегда!

Обязательный атрибут школьного городка — огромная автомобильная парковка. Поразившись первый раз такому количеству автомобилей около школы (это ж сколько учителей в этой школе работает!), получила разъяснение — это машины учеников. Водительские права американцы получают в 15 лет. У состоятельных родителей стимулом к хорошей учебе отпрыска служит обещание поменять ему автомобиль на более престижный — в случае успешного окончания учебы (не только школы, но и отдельного класса). Выпадение осадков в виде снега толщиной 2 см отменяет занятия в школах по причине аварийно-опасных дорог.

Наличие школьных автобусов на ситуацию не влияет — как можно ученику, владельцу «Порше» (есть и такие!) ездить на школьном автобусе, хоть и пару раз в год?! Школьные автобусы — это каста неприкасаемых в автомобильном транспорте. Если едут школьные автобусы — напряжение на трассе как у нас при проезде правительственного кортежа. Остановившийся автобус откидывает на проезжую часть знак «Стоп», и нарушение этого знака автоматически ведет к потере водительских прав.

В процессе обучения, по результатам сдачи ежегодных итоговых тестов, ведется рейтинг успеваемости и достижений потенциальных студентов — в каждом штате и обще-американский. Т. е., за тобой так же, как и в случае кредитной истории, внимательно наблюдает всевидящее око дяди Сэма. И в последний год обучения в школе уже колледжи начинают делать тебе предложения, а ты выбираешь, кого осчастливить своей светлой головкой, кто более заманчивые финансовые (в основном!) условия тебе предлагает.

2. Колледж — это следующая ступень обучения. В большинстве случаев она является и достаточной для безбедного дальнейшего существования. По нашим меркам — это ПТУ (а школьная программа — это 9 классов). В колледже можно учиться без особых финансовых проблем, имея успехи не только в обучении, но и в спорте. Ибо каждый колледж имеет свои спортивные команды, защищающие его честь, и старается их укомплектовать соответствующими кадрами.

3. Высшее образование.
Получение высшего образования доступно далеко не всем. Ибо в среднем стоимость обучения в университете составляет 25−45 тысяч в год (без проживания). Часто студенты берут образовательный кредит и вместе с дипломом получают многотысячный долг. Но наличие диплома о высшем образовании гарантирует приличный (зависящий от престижности вуза) минимум зарплаты. Однако получение самого диплома далеко не так однозначно, как в наших вузах. Мы, при отсутствии академических задолженностей и положительной оценке при защите дипломного проекта, получаем свои вожделенные корочки однозначно. Там же члену комиссии на защите диплома может показаться, что вот в этой теме вам еще не мешало бы взять три курса месяца на три, и пройти стажировку по этой теме, и, может, через полгода можно будет еще раз попробовать защитить свой проект… Т. е., КОРОЧКИ вам не дадут! Нашему дипломнику-отличнику (именно отличнику!), даже обучающемуся на бюджетной основе, при таком развитии финала потребовалась бы реанимация.

4. Специальное образование.
Система профессиональной подготовки отличается в корне от нашей. Т. е., если профессиональным навыкам слесаря или строителя можно научиться за 3 месяца, то незачем тратить на это два года. Центр подготовки имеет множество классов различной направленности, и в них квалифицированные специалисты дадут необходимый объем профессиональных знаний и «корочки», позволяющие тебе выполнять конкретный вид работ. Часто эти курсы можно получить бесплатно (все-таки, кому-то работать надо, и по стандартам!) Наши инженеры и кандидаты технических наук без труда становятся универсальными рабочими, способными выстоять в профессиональной конкуренции в период сокращения производства и увольнения рабочих.

В этих же центрах работают языковые курсы для эмигрантов, разного уровня подготовки. Я, с моим школьно-вузовским английским двадцатилетней давности (оцените качество преподавания!), попала на третью ступень, а в группе у нас было 11 мексиканцев, трое перуанцев, четверо вьетнамцев и трое нас, русских. Попали, наконец, великороссы в нацменьшинства. Преподаватель разговаривает только на английском, немного понимает испанский (Мексика за околицей). Основной упор делается не на разговорный язык, а на предметный — что как называется. Про ассимиляцию эмигрантов в американскую действительность с её правилами и законами на этих курсах речь не шла. Может, для этого есть другой курс?

Получая возможность отправить наших детей на учебу «по обмену» в Америку, мы надеемся на ОБМЕН знаниями, навыками, информацией. Но американским тинэйджерам чаще всего предложить на обмен нечего. У них нет ни знаний, ни эрудиции, ни культуры, но самое обидное, что они и от вас ничего НЕ ЖЕЛАЮТ брать, им это НЕИНТЕРЕСНО! Основной источник информации у них — телевизор, передачи в котором делятся поровну на мыльные оперы, ток-шоу и телепроповеди различных сект. Они нелюбознательны, самоуверенны, эгоистичны, самодостаточны. А американский язык — это вроде и английский, но не аристократов, а прислуги (вспомните классический фильм «Моя прекрасная леди»).

Цените наше среднее образование, оно в другом полушарии вполне может конкурировать с их высшим — в практическом применении знаний. А для чего мы, иначе, учимся?

Опубликовано 23.03.2007
Дата первой публикации 07.03.2007

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (49):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А для чего мы, иначе, учимся?

    ну наверное, чтобы правильно расставлять запятые? Здесь вот они расставлены неправильно. И это не единственная ошибка в статье. Хорошая иллюстрация к тезису "чем кумушек считать, трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться".

    Оценка статьи: 1

     
  • Вы пишете про самоуверенность американцев, а в статье Вашей самоуверенности, думаю, побольше, чем у американцев. К тому же система американского образования описана однобоко и некорректно. Хотя название статьи это немного оправдывает (его вторая часть).
    Как итог моего впечатления о статье: оценка ниже средней. Увы. А название меня заинтересовало.

    Оценка статьи: 2

     
  • Интересная статья!

     
  • Надежда Огнева Надежда Огнева Читатель 4 июня 2007 в 11:48

    В школе существует МИНИМУМ, который ученик должен получить по каждому предмету (направлению), например, "математику для выпуска достаточно учить два года." (цитата отсюда: http://rikki-t-tavi.livejournal.com/tag/school, и всем критикам американского образования советую ознакомиться, дабы составить объективное мнение).

    Я очень жалею,что не смогла поучиться в американской школе. Там больше возможностей: тот, кто хочет учиться, тот учится именно тому, чему хочет без отвлечения на нудные нелюбимые предметы, а остальные вполне могут, получив необходимый минимум, удовлетвориться работой дворника или официантки (тоже, кстати, нужные профессии)

     
  • Катерина, Ваш (с дочкой, да?) материал дышит искренностью впечатлений, и это очень ценно. Я пару дней ходила под впечатлением одной очень классной статьи об образовании в США: всем и все. Прям хоть хватай чемодан... И даже воспоминания знакомых о лицезрении недорослей, выбравших для обучения исключительно физкультуру и рисование куда-то стерлись... А теперь - спасибо Вам - восстановилось равновесие. То есть - как посмотреть.
    Думаю, Вы с дочерью правы, как и Елена Бойд - тоже права по-своему. Зависит от ракурса. А восприятие с Вашей точки зрения было очень кстати. 5
    Думаю, у Елены тоже хватит мудрости признать, что точки зрения бывают разными, и это - нормально. А еще... было бы очень интересно мнение Любы Мельник

    Оценка статьи: 5

     
  • Пожалуйста, не пишите о том что НЕ ЗНАЕТЕ АБСОЛЮТНО! Про Российское образование такие же сказка как про российский балет- пока не увидишь и не попробуешь можно верить.

     
    • Елена, я Вас просто не узнаю... Откуда абсолютизм-то? Человек высказывает СВОЕ мнение, не претендуя вроде бы на абсолютную истину. И потом - разве Вы против сказок? Но Вы хотели бы читать всю жизнь одну только сказку? - Вряд ли. Так пусть будут разные! Виват

      Оценка статьи: 5

       
      • Мнение - согласна! Знание - нет!

        Подставьте вместо слово "Американцы" что угодно другое - украинцы, москвичи... Будет пахнуть предвзято. Можете подставить "евреи" - просто клиникой запахнет, юдофобия называется. Как фобиию в отношении одной нации назвать - вам виднее, вы психолог.... Подберите сами! С претензиями - не ко мне...

         
  • Не зря Задорнов любит повторять: "ну и тупые..."

     
  • "Получая возможность отправить наших детей на учебу «по обмену» в Америку, мы надеемся на ОБМЕН знаниями, навыками, информацией. Но американским тинэйджерам чаще всего предложить на обмен нечего."
    ЭТО ФАКТ!! А с другой стороны, может, такое безумное количество лишней информации, как у нас в средних школах, и ни к чему? Нагрузки растут год от года, а большую часть полученных знаний мы никогда в жизни не используем!!
    Правда, мозг должен постоянно работать!..

     
    • Беда в том, что мы далеко не всегда можем сказать, какая информация нам пригодиться в будущем, а какая нет. Когда я была уверена в своем "археологическом" будущем. мне естественно, казалось, что математика с физикой и т.п. не нужны. Когда же ушла на философский, то была весьма рада заложеной базе

      Оценка статьи: 5

       
  • Очень интересная статья! В фильмах часто показывают их школы и колледжи, а что они из себя представляют преставления не имел... 5 БАЛЛОВ

     
  • Статья понравилась. Пусть и раздается критика "знающих" систему изнутри. На мой взгляд, Катерина скорее показывала разницу между энцеклопедическим/российским и узкоспециализированным/американским типами образования. Не спорю, чтобы получать бОльшую зарплату, слесарю цитировать Ницше не обязательно, и инженеру история Европы никуда не сдалась, вот только общаться с такими людьми крайне скучно. А так как нередко приходится это делать, то мне больше по душе все же российские ВУЗы, где хоть и насильно, но заставляют читать литературу не только по профилю.

    Оценка статьи: 5

     
  • Позвольте и мне высказаться, если у них такая порочная система образования, то что ж они тогда живут лучше нас??? Всё дело, наверно, в том, что у нас никто не желает ни учиться, ни работать, и от вида системы образования это никак не зависит.

     
    • Кто желает учиться и работать еще студентами начинают зарабатывать больше чем многие в нашей стране. В нашем ВУЗе, именно в нашей группе были несколько таких людей. А после окончания ВУЗа 90% стали работать на зорошо оплачиваемых местах. При этом ВУЗ платный и не широко известный.

       
    • Сама пыталась ответить на этот вопрос - и не ответила. Наверное, им больше повезло исторически - у них не было войн на СВОЕЙ территории, и культа личности с массовым истреблением цвета нации, но это уже не моя тема

       
  • Ярослав Задорожный Ярослав Задорожный Профессионал 28 марта 2007 в 23:52
    Тупые они.

    И прав был Задорнов. И тупые они, и жирные со своими горячими собаками. И не любят негров, хотя суют их без меры в каждый фильм.

     
  • Люба Диасамидзе Люба Диасамидзе Читатель 25 марта 2007 в 18:55
    Поверхностно!

    Уважаемая Катерина!

    Конечно, Ваша статья выглядит патриотичной. Но очень уж поверхностной, что сразу заметно людям, знакомым с американской системой не понаслышке.

    1. Гибкость школьного расписания не говорит о плохом качестве системы образования. Деление классов на физико-математические, гуманитарные, лингвистические, химико-биологические и прочие есть и в наших школах. И если российские дети занимаются по сбаллансированному расписанию, разве это означает, что все выпускники - гении, которые разбираются во всех предметах? Не лучше ли сделать упор на одной отрасли знания, зато четко представлять, чем ты будешь заниматься в будущем?

    Хорошее оснащение американских школ спортивным инвентарем и сооружениями уж точно не говорит о том, что физкультура - главный предмет. Невольно читается скрытое: "Вот большинство наших школ ничем не оснащены, но дети и без того умные. У нас же физкультура не приоритет!"

    3. Однозначное получение корочки в России радует многих студентов. "Учиться ради корочки" - уже давно стало фразеологизмом. При этом, качество своей работы волнует далеко не каждого.

    4. Про проф. подготовку можно сказать, что и мы недалеко ушли. Не все
    выпускники российских вузов работают по специальность - это не секрет. И при этом, у них нет вообще никакой проф. подготовки, когда после получения вожделенной корочке на химическом факультете они отправляются работать в магазин продавцами-консультантами. Есть только испытательный срок.

    Наверное, это основные моменты, которые бьют в глаза. Хотелось бы, чтобы в статьях было больше объективности.

    Оценка статьи: 2

     
    • Объективности не может быть много в сугубо субъективных заметках (о чем я не скрываю в подзаголовке), равно как и далеко не каждый ребенок даже в 17 лет может определить свои приоритеты учебные, что уж говорить про нежный возраст. Для того, чтобы ВЫБРАТЬ, надо знать из ЧЕГО выбирать. А такому вниманию к физической культуре я завидую и удивляюсь проблемам нации с ожирением. Старалась показать только РАЗНИЦУ в наших образованиях, без оценки. Извините, если не удалось

       
      • *равно как и далеко не каждый ребенок даже в 17 лет может определить свои приоритеты учебные*
        уверяю Вас, что большинство школьников и тем более 17-летних подростков в состоянии выбрать тот профиль и, соответственно, те предметы, которым ему интересно и хочется заниматься

        Оценка статьи: 2

         
  • Статья напомнила мне антиамериканскую пропаганду времен холодной войны. Я проучилась здесь 5 лет и могу сказать, что правды в статье не боле 5% (и те поданы в крайне негативной форме). Обидно, что прочитав статью, многие поверят. Я считаю, что возможности учиться здесь ограничены только вашими целями и стремлением.

     
    • *Обидно, что прочитав статью, многие поверят*

      надеюсь, что разумный человек подчерпнет информацию и из других источников тоже. Благо есть достаточно статей и книг, написанных людьми, действительно поварившимися в американской жизни, чтобы описать её достаточно объективно и не выдавая свои эмоции и впечатления за факты

      Оценка статьи: 2

       
  • Это вы серьезно, да?

    Боюсь, что знания русской провинциалки об американской системе образования ограничены посещением курсов ESL и созерцанием школьной стоянки.

    Я могу сравнить американское высшее образование (получаю второе) с российским на себе. Российское рядом не стояло по эффективности. Хотя, конечно были приятные исключения в виде ВУЗов хорошо прикормленных оборонкой.

     
  • Не так уж там все плохо!

    Уважаемая Екатерина! В вашей статье много справедливого, особенно по поводу школьного образования, хотя и здесь есть выбор. Наряду с государственными школами есть платные - частные, католические и т.п.,где уровень знаний дают не хуже чем у нас. У нас ведь тоже в некоторых школах так учат, что к 7 классу дети таблицу умножения не знают и читают по слогам.( я бывший педагог и знаю это не по наслышке) Что же до высшего образования, то дай бог, чтоб хотя половина наших вузов была так оснащена, как у них ! Выпускник американского ВУЗа не будет "мыкать" на любой презентации,употребляя постоянно лишние слова. Его учат правильно говорить, представлять свое дело и т.д. Да и профессионально после ВУЗа они не хуже наших.А у нас даже журналисты пишут безобразно, с ошибками, а выступления некоторых деятелей, имеющих, по их словам, 2-3 высших образования, невозможно слушать.Думаю, не обижайтесь, ваши впечатления очень поверхностны, сиюминутны. Я давно езжу в США, вращалась среди разных слоев населения и отношусь с уважением к ее народу. В обычной школе учат плохо, но это, вероятно, особая политика - кому-то надо мыть посуду, убирать улицы, еще какую-то неквалифицированную работу делать. Вот те дети, о которых своевременно не позаботились родители, или они сами не хотели как следует учиться, и пополнят армию рабочих. Качественное образование всегда обходилось недешево, у нас оно тоже теперь стоит огромных родительских затрат. Хорошо, что во времена СССР мы могли выучиться на кого хотели бесплатно! И жаль, что эти времена ушли в прошлое.

     
    • Гертруда, глубочайшее уважение, с которым я отношусь к Вашим статьям, позволяет мне напомнить, что частные школы есть не только в США. В России, в частности... Со всеми вытекающими последствиями, в том числе, и хорошими

      Оценка статьи: 5

       
    • Спасибо за интерес и неравнодушие! К моему большому сожалению мне за 3 месяца моего пребывания там не удалось пообщаться именно с американцами на их территории (опять же в силу их пресловутого "прайваси"), но впечатления составлены на базе общения с выпускниками американских школ, колледжей и вузов, и не только самых заурядных.

       
    • Не все так плохо и у нас... Несмотря на увеличивающиеся недостатки Нашего образования, оно еще долго будет оставаться качественнее Американского...

       
  • Очень познавательно. Всё детально расписано. 5.

    Оценка статьи: 5

     
    • Статья не понравилась т.к. не объективная.
      У меня есть возможность сравнить:
      - Я закончил Минский Радиотехнический институт и Гарвардский университет
      - У меня дочь отучилась 7 лет в американской школе, а в 8й класс пошла в нашу школу.

      Я бы пожалуй согласился с 2-мя 3-мя аргументами в статье если бы не общий очернительско-шапкозакидательный тон. Предпоследний параграф статьи очень показателен. Конечно, с таким отношением и бассейны в школах - плохо, и то что водители должны остановиться перед автобусом с детьми - вообще вопиющее безобразие.

      У нас-то и скорую помощь не всегда пропустят...

       
      • Извините за негатив, вызванный моей статьей Ни в коей мере не желала такой реакции. Объективности быть не может, ибо впечатления сугубо СУБЪЕКТИВНЫЕ, но составленные на конкретных примерах ЧЕТЫРЕХ родственных тинейджерах - студентах - выпускниках. Еще раз извините, сама терпеть ненавижу ура-патриотизм, но в данном случае считаю, что нам есть чем гордиться.

         
  • :о/

    Спорный вопрос...
    Да, у них там более узкая специализация, но если, как Вы говорите, они самодостаточны, то есть у них при этом нет недовольства собой, значит они в чем-то счастливы. Вас же не будут беспокоить упреки, что, хоть вы и много знаете, но не умеете играть на трех музыкальных инструментах, как кто-то, и при этом 300 раз отжиматься от пола. Если они берут тот необходимый минимум знаний и при этом могут по своему желанию без принуждения взять еще какую-либо информацию - это же хорошо .... Намного лучше, чем слесарь-музыкант, цитирующий тома Ницше и вычисляющий в уме интегралы (за 10000 в месяц)

     
  • А для чего мы в чужом полушарии?

    А для чего мы, иначе, учимся?- спрашивает автор и сама дает ответ. А для того, чтобы конкурировать в другом полушарии. Получается, что мы здесь рождаемся в самой большой и потенциально самой богатой стране мира, только для того, чтобы уехать в другое полушарие, поставить себя в ровень с другими имигрантами, преумножать богатства чужой страны, чужого народа, разговаривать на чужом языке, забыть язык на котором с тобой мама говорила, отказаться от богатейшей культуры, поменяв ее на культуру имигрантов. И все это ради того, чтобы чуть слаще есть, чуть мягче спать.
    Бред сумасшедшего!

    Предлагается другой вариант. Учиться, и получить одно из самых лучших в мире образований в РОССИИ, работать и хорошо зарабатывать в одной из самых богатых стран мира РОССИИ. Построить дом и создать многодетную счастливую семью в самой большой стране мира РОССИИ.
    Общаться с многочисленными родственниками, друзьями и знакомыми на самом выразительном языке мира РУССКОМ. Прожить плодотворную богатую интересными событиями жизнь в РОССИИ!

    Вот это класс !!!

     
    • Сергей, полностью разделяю Ваш патриотизм, но жизнь - она полосатая, и не всегда все зависит исключительно от нас. Вот конкурентноспособность при любом повороте событий - это исконно наша, РУССКАЯ, черта, и я ею искренне восхищаюсь! Спасибо за неравнодушие Я сама туда попала исключительно ради сохранения семьи, которая в результате полным составом вернулась в Россию

       
  • Ольга Б. Ольга Б. Читатель 23 марта 2007 в 10:21

    очень интересная статья! спасибо!

    Оценка статьи: 5

     
  • Да,итересно было сравнить их школу и нашу. Спасибо!

    Оценка статьи: 5

     
  • Статья мне понравилась. Наше образование ухудшается с каждым годом. И все новые реформы ведут только к подрыву нашего образованию. Видно нашей стране нужны такие же ограниченные люди, как в америке. Ими легче управлять.

    Оценка статьи: 5

     
  • Статья действительно интересная, я даже скопировала специально для детей: пусть почитают и подумают, а то у наших детей ( я имею в виду практически всех - мои приходят из школы и "делятся" как сейчас молодёжь мыслит и развивается) уже такая же идеология как и у американских (судя из статьи - предпоследний абзац), а к чему она может привести - пусть подумают. Когда им начинаешь что-то говорить, обижаются: а ты откуда можешь знать как там в Америке? А вообще, спасибо, читая статью, начинаешь испытывать гордость и понимаешь, что не все у нас в стране так плохо.

    Оценка статьи: 5

     
    • Спасибо, вот именно на такую реакцию - гордость за Россию, я и расчитывала, делясь своими впечатлениями

       
      • Надежда Огнева Надежда Огнева Читатель 4 июня 2007 в 11:38

        Гордость?! Российское образование становится все хуже и хуже. Не знаете, какой процент платников в вузе, знания которых никого не волнуют, лишь бы деньги несли. Сколько сейчас покупается и продается дипломов? Гарантированно хорошее образование можно получить только в старых известных своей историей и педагогами школах и вузах, которых пары сотен не наберется по всей стране.

         
        • в корне не могласна. Что значит никого не волнует образование платника? Я училась платно. Получила красный диплом и сейчас работаю в хорошей компании. У меня хорошие знания. Почему если я не набрала высший балл во вступительных экзаменах и не попала на бесплатное обучение, а училась платно надо говорить о моём плохом образовании?

           
  • Очень интересная статья.

     
  • У них возможно учат как стать успешным в жизне, какой толк от кучи знаний, если ты такой умный потом работаещь на дурака бизнесмена, который и школу не закончил??????????? А в жизне именно так!!!!!!!!

     
  • И вот эту систему образования нам навязывают!

    Оценка статьи: 5