Статья дня
Елена Привалко Профессионал      49     Распечатать

Чему и как учат американских Буратин? Америка глазами русской провинциалки

Одно из немногих, чем мы можем утереть нос Америке — это наше образование. Наш стабильный троечник без труда выходит в отличники среди своих сверстников в американской школе. Перевести метры в дециметры или ярды в метры в выпускном классе — сделать серьезную заявку на получение гранта для дальнейшего образования, вроде как у нас выиграть краевую олимпиаду по математике.

1. Школьное образование.
Программа в школах (как и в колледжах и университетах) вариативная, т. е., нет понятия единой программы обучения. Есть ряд обязательных предметов в минимальном объеме, а остальные определяет сам ученик. Ему необходимо набрать определенное количество баллов к окончанию учебного заведения. Видимо, понятие «нагрузка» существует и у американских педагогов. А наберет он их математикой, физикой, биологией или пением, физкультурой, рисованием, — по большому счету, не важно. Недальновидность такого подхода к обучению станет явной для ученика только при продолжении образования. И сколько времени он будет получать это своё «среднее» образование — тоже никого не волнует. При школах есть даже детские сады для детей учеников.

По этой причине нет понятия «класс» и «одноклассники» в значении объединенного единой учебной программой, общими учителями и уроками коллектива сверстников. Этими коллективами являются всевозможные спортивные секции, кружки, факультативы. Основной предмет в американских школах — это физкультура. Спортивные залы, стадионы, бассейны есть практически в каждой школе. Сама же школа представляет собой скорее школьный городок — комплекс зданий, не обязательно соединенных крытыми переходами. Отдельные классы в школе располагаются в помещениях типа морских грузовых контейнеров с узкими щелями окон под крышей. Клаустрофобам — смерть, а наши санитарные врачи по гигиене детей и подростков закрыли бы все американские школы навсегда!

Обязательный атрибут школьного городка — огромная автомобильная парковка. Поразившись первый раз такому количеству автомобилей около школы (это ж сколько учителей в этой школе работает!), получила разъяснение — это машины учеников. Водительские права американцы получают в 15 лет. У состоятельных родителей стимулом к хорошей учебе отпрыска служит обещание поменять ему автомобиль на более престижный — в случае успешного окончания учебы (не только школы, но и отдельного класса). Выпадение осадков в виде снега толщиной 2 см отменяет занятия в школах по причине аварийно-опасных дорог.

Наличие школьных автобусов на ситуацию не влияет — как можно ученику, владельцу «Порше» (есть и такие!) ездить на школьном автобусе, хоть и пару раз в год?! Школьные автобусы — это каста неприкасаемых в автомобильном транспорте. Если едут школьные автобусы — напряжение на трассе как у нас при проезде правительственного кортежа. Остановившийся автобус откидывает на проезжую часть знак «Стоп», и нарушение этого знака автоматически ведет к потере водительских прав.

В процессе обучения, по результатам сдачи ежегодных итоговых тестов, ведется рейтинг успеваемости и достижений потенциальных студентов — в каждом штате и обще-американский. Т. е., за тобой так же, как и в случае кредитной истории, внимательно наблюдает всевидящее око дяди Сэма. И в последний год обучения в школе уже колледжи начинают делать тебе предложения, а ты выбираешь, кого осчастливить своей светлой головкой, кто более заманчивые финансовые (в основном!) условия тебе предлагает.

2. Колледж — это следующая ступень обучения. В большинстве случаев она является и достаточной для безбедного дальнейшего существования. По нашим меркам — это ПТУ (а школьная программа — это 9 классов). В колледже можно учиться без особых финансовых проблем, имея успехи не только в обучении, но и в спорте. Ибо каждый колледж имеет свои спортивные команды, защищающие его честь, и старается их укомплектовать соответствующими кадрами.

3. Высшее образование.
Получение высшего образования доступно далеко не всем. Ибо в среднем стоимость обучения в университете составляет 25−45 тысяч в год (без проживания). Часто студенты берут образовательный кредит и вместе с дипломом получают многотысячный долг. Но наличие диплома о высшем образовании гарантирует приличный (зависящий от престижности вуза) минимум зарплаты. Однако получение самого диплома далеко не так однозначно, как в наших вузах. Мы, при отсутствии академических задолженностей и положительной оценке при защите дипломного проекта, получаем свои вожделенные корочки однозначно. Там же члену комиссии на защите диплома может показаться, что вот в этой теме вам еще не мешало бы взять три курса месяца на три, и пройти стажировку по этой теме, и, может, через полгода можно будет еще раз попробовать защитить свой проект… Т. е., КОРОЧКИ вам не дадут! Нашему дипломнику-отличнику (именно отличнику!), даже обучающемуся на бюджетной основе, при таком развитии финала потребовалась бы реанимация.

4. Специальное образование.
Система профессиональной подготовки отличается в корне от нашей. Т. е., если профессиональным навыкам слесаря или строителя можно научиться за 3 месяца, то незачем тратить на это два года. Центр подготовки имеет множество классов различной направленности, и в них квалифицированные специалисты дадут необходимый объем профессиональных знаний и «корочки», позволяющие тебе выполнять конкретный вид работ. Часто эти курсы можно получить бесплатно (все-таки, кому-то работать надо, и по стандартам!) Наши инженеры и кандидаты технических наук без труда становятся универсальными рабочими, способными выстоять в профессиональной конкуренции в период сокращения производства и увольнения рабочих.

В этих же центрах работают языковые курсы для эмигрантов, разного уровня подготовки. Я, с моим школьно-вузовским английским двадцатилетней давности (оцените качество преподавания!), попала на третью ступень, а в группе у нас было 11 мексиканцев, трое перуанцев, четверо вьетнамцев и трое нас, русских. Попали, наконец, великороссы в нацменьшинства. Преподаватель разговаривает только на английском, немного понимает испанский (Мексика за околицей). Основной упор делается не на разговорный язык, а на предметный — что как называется. Про ассимиляцию эмигрантов в американскую действительность с её правилами и законами на этих курсах речь не шла. Может, для этого есть другой курс?

Получая возможность отправить наших детей на учебу «по обмену» в Америку, мы надеемся на ОБМЕН знаниями, навыками, информацией. Но американским тинэйджерам чаще всего предложить на обмен нечего. У них нет ни знаний, ни эрудиции, ни культуры, но самое обидное, что они и от вас ничего НЕ ЖЕЛАЮТ брать, им это НЕИНТЕРЕСНО! Основной источник информации у них — телевизор, передачи в котором делятся поровну на мыльные оперы, ток-шоу и телепроповеди различных сект. Они нелюбознательны, самоуверенны, эгоистичны, самодостаточны. А американский язык — это вроде и английский, но не аристократов, а прислуги (вспомните классический фильм «Моя прекрасная леди»).

Цените наше среднее образование, оно в другом полушарии вполне может конкурировать с их высшим — в практическом применении знаний. А для чего мы, иначе, учимся?

49 комментариев (комментировать)
Теги: америка, заграница, вуз, школа, образование, обучение, путешествия
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 23.03.2007

Обсуждение статьи:

  • Марина Носова Марина Носова Дебютант 23 марта 2007 в 03:07   # Ответить 0 +1

    Статья действительно интересная, я даже скопировала специально для детей: пусть почитают и подумают, а то у наших детей ( я имею в виду практически всех - мои приходят из школы и "делятся" как сейчас молодёжь мыслит и развивается) уже такая же идеология как и у американских (судя из статьи - предпоследний абзац), а к чему она может привести - пусть подумают. Когда им начинаешь что-то говорить, обижаются: а ты откуда можешь знать как там в Америке? А вообще, спасибо, читая статью, начинаешь испытывать гордость и понимаешь, что не все у нас в стране так плохо.

    Оценка статьи: 5

    • Елена Привалко Елена Привалко Профессионал 3 апреля 2007 в 07:02   # Ответить 0 +1

      Спасибо, вот именно на такую реакцию - гордость за Россию, я и расчитывала, делясь своими впечатлениями

      • Надежда Огнева Надежда Огнева Читатель 4 июня 2007 в 11:38   # Ответить 0 +1

        Гордость?! Российское образование становится все хуже и хуже. Не знаете, какой процент платников в вузе, знания которых никого не волнуют, лишь бы деньги несли. Сколько сейчас покупается и продается дипломов? Гарантированно хорошее образование можно получить только в старых известных своей историей и педагогами школах и вузах, которых пары сотен не наберется по всей стране.

        • Ольга Истомина Ольга Истомина Профессионал 17 января 2008 в 14:43   # Ответить 0 +1

          в корне не могласна. Что значит никого не волнует образование платника? Я училась платно. Получила красный диплом и сейчас работаю в хорошей компании. У меня хорошие знания. Почему если я не набрала высший балл во вступительных экзаменах и не попала на бесплатное обучение, а училась платно надо говорить о моём плохом образовании?

  • Татьяна Радионова Татьяна Радионова Профессионал 23 марта 2007 в 14:36   # Ответить 0 +1

    Очень познавательно. Всё детально расписано. 5.

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Нескажу Сергей Нескажу Читатель 23 марта 2007 в 21:25   # Ответить 0 +1

      Статья не понравилась т.к. не объективная.
      У меня есть возможность сравнить:
      - Я закончил Минский Радиотехнический институт и Гарвардский университет
      - У меня дочь отучилась 7 лет в американской школе, а в 8й класс пошла в нашу школу.

      Я бы пожалуй согласился с 2-мя 3-мя аргументами в статье если бы не общий очернительско-шапкозакидательный тон. Предпоследний параграф статьи очень показателен. Конечно, с таким отношением и бассейны в школах - плохо, и то что водители должны остановиться перед автобусом с детьми - вообще вопиющее безобразие.

      У нас-то и скорую помощь не всегда пропустят...

      • Елена Привалко Елена Привалко Профессионал 3 апреля 2007 в 07:22   # Ответить 0 +1

        Извините за негатив, вызванный моей статьей Ни в коей мере не желала такой реакции. Объективности быть не может, ибо впечатления сугубо СУБЪЕКТИВНЫЕ, но составленные на конкретных примерах ЧЕТЫРЕХ родственных тинейджерах - студентах - выпускниках. Еще раз извините, сама терпеть ненавижу ура-патриотизм, но в данном случае считаю, что нам есть чем гордиться.

      • Елена Бойд Елена Бойд Профессионал 3 июня 2007 в 22:13   # Ответить 0 +1

        Да статью можно было еще короче написать: " Все Американцы дураки". И тоже на ура пошла бы!

  • Яна Земнякова Яна Земнякова Читатель 25 марта 2007 в 08:49   # Ответить 0 +1

    Комментарий был удален

    • Елена Привалко Елена Привалко Профессионал 3 апреля 2007 в 07:34   # Ответить 0 +1

      Приношу извинения за негативные эмоции, вызванные статьей, не хотела

    • Елена Бойд Елена Бойд Профессионал 4 мая 2007 в 00:28   # Ответить 0 +1

      Согласни с вами АВСОЛЮТНО! Обидно, что прочитав статью, многие поверят....

    • Елена Фомичева Елена Фомичева Читатель 27 августа 2007 в 02:21   # Ответить 0 +1
      *Обидно, что прочитав статью, многие поверят*

      надеюсь, что разумный человек подчерпнет информацию и из других источников тоже. Благо есть достаточно статей и книг, написанных людьми, действительно поварившимися в американской жизни, чтобы описать её достаточно объективно и не выдавая свои эмоции и впечатления за факты

      Оценка статьи: 2

  • Люба Диасамидзе Люба Диасамидзе Читатель 25 марта 2007 в 18:55   # Ответить 0 +1
    Поверхностно!

    Уважаемая Катерина!

    Конечно, Ваша статья выглядит патриотичной. Но очень уж поверхностной, что сразу заметно людям, знакомым с американской системой не понаслышке.

    1. Гибкость школьного расписания не говорит о плохом качестве системы образования. Деление классов на физико-математические, гуманитарные, лингвистические, химико-биологические и прочие есть и в наших школах. И если российские дети занимаются по сбаллансированному расписанию, разве это означает, что все выпускники - гении, которые разбираются во всех предметах? Не лучше ли сделать упор на одной отрасли знания, зато четко представлять, чем ты будешь заниматься в будущем?

    Хорошее оснащение американских школ спортивным инвентарем и сооружениями уж точно не говорит о том, что физкультура - главный предмет. Невольно читается скрытое: "Вот большинство наших школ ничем не оснащены, но дети и без того умные. У нас же физкультура не приоритет!"

    3. Однозначное получение корочки в России радует многих студентов. "Учиться ради корочки" - уже давно стало фразеологизмом. При этом, качество своей работы волнует далеко не каждого.

    4. Про проф. подготовку можно сказать, что и мы недалеко ушли. Не все
    выпускники российских вузов работают по специальность - это не секрет. И при этом, у них нет вообще никакой проф. подготовки, когда после получения вожделенной корочке на химическом факультете они отправляются работать в магазин продавцами-консультантами. Есть только испытательный срок.

    Наверное, это основные моменты, которые бьют в глаза. Хотелось бы, чтобы в статьях было больше объективности.

    Оценка статьи: 2

    • Елена Привалко Елена Привалко Профессионал 3 апреля 2007 в 07:43   # Ответить 0 +1

      Объективности не может быть много в сугубо субъективных заметках (о чем я не скрываю в подзаголовке), равно как и далеко не каждый ребенок даже в 17 лет может определить свои приоритеты учебные, что уж говорить про нежный возраст. Для того, чтобы ВЫБРАТЬ, надо знать из ЧЕГО выбирать. А такому вниманию к физической культуре я завидую и удивляюсь проблемам нации с ожирением. Старалась показать только РАЗНИЦУ в наших образованиях, без оценки. Извините, если не удалось

      • Елена Фомичева Елена Фомичева Читатель 27 августа 2007 в 02:28   # Ответить 0 +1

        *равно как и далеко не каждый ребенок даже в 17 лет может определить свои приоритеты учебные*
        уверяю Вас, что большинство школьников и тем более 17-летних подростков в состоянии выбрать тот профиль и, соответственно, те предметы, которым ему интересно и хочется заниматься

        Оценка статьи: 2

  • Дмитрий Алексеевич Дмитрий Алексеевич Дебютант 29 марта 2007 в 23:05   # Ответить 0 +1

    Позвольте и мне высказаться, если у них такая порочная система образования, то что ж они тогда живут лучше нас??? Всё дело, наверно, в том, что у нас никто не желает ни учиться, ни работать, и от вида системы образования это никак не зависит.

    • Елена Привалко Елена Привалко Профессионал 3 апреля 2007 в 07:46   # Ответить 0 +1

      Сама пыталась ответить на этот вопрос - и не ответила. Наверное, им больше повезло исторически - у них не было войн на СВОЕЙ территории, и культа личности с массовым истреблением цвета нации, но это уже не моя тема

    • Ольга Истомина Ольга Истомина Профессионал 17 января 2008 в 14:54   # Ответить 0 +1

      Кто желает учиться и работать еще студентами начинают зарабатывать больше чем многие в нашей стране. В нашем ВУЗе, именно в нашей группе были несколько таких людей. А после окончания ВУЗа 90% стали работать на зорошо оплачиваемых местах. При этом ВУЗ платный и не широко известный.

  • Надежда Огнева Надежда Огнева Читатель 4 июня 2007 в 11:48   # Ответить 0 +1

    В школе существует МИНИМУМ, который ученик должен получить по каждому предмету (направлению), например, "математику для выпуска достаточно учить два года." (цитата отсюда: http://rikki-t-tavi.livejournal.com/tag/school, и всем критикам американского образования советую ознакомиться, дабы составить объективное мнение).

    Я очень жалею,что не смогла поучиться в американской школе. Там больше возможностей: тот, кто хочет учиться, тот учится именно тому, чему хочет без отвлечения на нудные нелюбимые предметы, а остальные вполне могут, получив необходимый минимум, удовлетвориться работой дворника или официантки (тоже, кстати, нужные профессии)

  • Эллен Бэлль Эллен Бэлль Мастер 5 июля 2007 в 18:26   # Ответить 0 +1

    Интересная статья!

  • Елена Фомичева Елена Фомичева Читатель 27 августа 2007 в 02:09   # Ответить 0 +1

    Вы пишете про самоуверенность американцев, а в статье Вашей самоуверенности, думаю, побольше, чем у американцев. К тому же система американского образования описана однобоко и некорректно. Хотя название статьи это немного оправдывает (его вторая часть).
    Как итог моего впечатления о статье: оценка ниже средней. Увы. А название меня заинтересовало.

    Оценка статьи: 2

  • К. Ю. Старохамская К. Ю. Старохамская Грандмастер 27 октября 2008 в 15:20   # Ответить 0 +1

    А для чего мы, иначе, учимся?

    ну наверное, чтобы правильно расставлять запятые? Здесь вот они расставлены неправильно. И это не единственная ошибка в статье. Хорошая иллюстрация к тезису "чем кумушек считать, трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться".

    Оценка статьи: 1

Посмотреть все комментарии (49)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: