Алексей Норкин Грандмастер

Сколько загрязнителей в морской рыбе?

Рыбы по всей акватории Мирового океана накапливают промышленные и сельскохозяйственные загрязнители. Глобальный анализ морепродуктов показал, что нет такого уголка в океане, где можно было бы найти чистую рыбу.

pixabay.com

Традиционно морская рыба считается более безопасной для здоровья людей, чем выловленная в пресных реках или озёрах. Содержащиеся в морской воде йод и соль обладают дезинфицирующими свойствами, что снижает концентрацию патогенных микроорганизмов. При употреблении морской рыбы риск подхватить кишечную инфекцию или паразитов ниже, чем при употреблении речной. Однако и морская рыба не идеальна. Причина тому — деятельность человека.

Исследователи из Института океанографии Скриппса Калифорнийского университета в Сан-Диего обнаружили, что вещества промышленного или сельскохозяйственного происхождения, известные в совокупности как стойкие океанические загрязнители (СОЗ), встречаются в рыбопродуктах, выловленных в любом регионе Мирового океана.

Их вывод основан на анализе сотен научных статей, опубликованных за период с 1969 по 2012 год. Исследователи изучали показатели содержания как «старых» загрязнителей, таких как ДДТ и ртуть, так и новых промышленных химикатов, среди которых антипирены и охладители.

«Основываясь на данных, собранных со всего мира, мы можем сказать, что СОЗ могут быть в любом месте и в любых видах морских рыб», — утверждает соавтор исследования доктор биологии Стюарт Сандин (Stuart Sandin).

Хотя загрязнители присутствуют во всех океанах нашей планеты, исследователи обнаружили, что их концентрация в выловленной рыбе колеблется в значительных пределах. В рамках одного региона или одной группы рыб можно встретить значения, отличающиеся в тысячи раз.

Кроме того, анализ средних значений концентраций загрязнителей по каждому классу показывает, что сегодня мы едим морскую рыбу, которая гораздо чище той, что вылавливалась тридцать лет назад. Исследователи считают, что концентрация СОЗ в морепродуктах в последние годы снижается примерно на 15−30% каждое десятилетие.

«Это означает, что обычная рыба, которую вы употребляете, сегодня может содержать примерно 50% от большинства СОЗ, по сравнению с такой же рыбой, которую ели ваши родители в вашем возрасте, — объясняет ведущий автор исследования Линдсей Бонито (Lindsay Bonito). — Но всё еще остается шанс получить филе столь же загрязненное, как-то, что ели ваши родители».

Исследователи также сравнили показатели наличия загрязнителей в рыбе с нормами безопасности, установленными американским Агентством по охране окружающей среды. Оказалось, что в основном средние уровни загрязняющих веществ находятся в пределах санитарных допусков.

Содержание некоторых загрязнителей, например, ртути или полихлорированных бифенилов, вплотную приблизилось к порогу допустимых для случайного употребления человеком значений. В то же время концентрация ДДТ значительно ниже установленной правилами.

По мнению учёных, их работа показывает, что мировое сообщество предпринимает меры, чтобы ограничить попадание потенциально опасных химических веществ в окружающую среду. Но несмотря на то, что концентрация загрязнителей в морской рыбе неуклонно снижается, она по-прежнему остаётся достаточно высокой.

Статья опубликована в выпуске 15.02.2016