Марк Блау Грандмастер

Чьи имена запечатлены на ликах планет?

Когда 17 ноября 1970 года первый в мире планетоход поехал по Луне, это не вызвало большого энтузиазма в советском народе. Лунная гонка была проиграна, первыми людьми на Луне оказались американцы.

«Любимый лунный трактор», как в одной из своих песен назвал «Луноход» В. Высоцкий, не впечатлял и не радовал. Это отразилось и в обыденной лексике. «Луноходом» стали называть милицейский автомобиль УАЗ, в котором, среди прочего, транспортировали пьяниц. Ни тебе почтения, ни гордости.

Между тем гордиться бы следовало. Советский Союз не только открыл эру пилотируемых полетов в космос (Виват, Гагарин!). Первые беспилотные аппараты для исследования планет тоже были наши. И оказалось, что это был правильный путь. Отправить человека на Марс даже сегодня технически сложно и экономически дорого. А марсоход «Curiosity» до сих пор бегает по поверхности «красной планеты» и транслирует с нее репортажи, которые, впрочем, более всего интересуют не широкую публику, а ученых-планетологов.

Автопортрет «Кьюриосити»
Фото: ru.wikipedia.org

Полеты же к дальним планетам и даже к кометам вообще не были бы возможными, если бы они планировались как пилотируемые экспедиции. А автоматические аппараты уже прислали на Землю фотографии Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна, даже Плутона, а также фотографии астероидов и комет. Благодаря автоматическим космическим зондам планетология перестала быть наукой гипотетической. Карты и глобусы планет Солнечной системы — уже не фантастика, а Международный Астрономический Союз (МАС) утвердил правила космической топонимики. Чтобы знать, что и как называть на других планетах.

Учитывается то, что на каждой планете — свои особенности рельефа. Так, на Меркурии имеются кратеры, подобные лунным. Эти кратеры условились называть именами деятелей искусства. Так что под жарким солнцем Меркурия нашли себе место имена и Марселя Пруста, и Петра Ильича Чайковского, и Микеланджело.

Кратеры неправильной формы (патеры) на Венере решили называть именами знаменитых женщин (а как же иначе?). А кратеры на поверхности Марса называют именами учёных и писателей, внёсших вклад в изучение и популяризацию Марса.

Но более 60% небесных эпонимов приходится на селенографические объекты. Это объяснимо. Луна — самое близкое к Земле небесное тело. Луна — один из главных объектов наблюдения земных астрономов. Пятна на Луне, складывающиеся в причудливые фигуры, можно увидеть в ясную ночь даже невооруженным взглядом. Эти пятна астрономы назвали морями, хотя, конечно, на поверхности нашего естественного спутника никакой воды нет.

Кратер «Дедал», диаметр: 93 км, глубина: 3 км, фото НАСА
Кратер «Дедал», диаметр: 93 км, глубина: 3 км, фото НАСА
Фото: ru.wikipedia.org

На самом деле лунные «моря» — огромные кратеры. Эти кратеры возникли в результате столкновения с метеоритами и были затем затоплены жидкой лавой. Поэтому лунные «моря» представляют собой гигантские, относительно ровные базальтовые поля. Более светлые пятна на лунном диске — это очень старые лунные горы, в которых тоже имеются кратеры — следы от ударов крупных метеоритов.

Моря и кратеры на видимой стороне Луны получили свои названия давным-давно. Первую карту Луны составил Джованни Баттиста Риччоли (Giovanni Battista Riccioli; 1598 —1671). Темным пространствам он дал название «морей», считая, что они заполнены водой. При этом морям присваивались названия, связанные с различными душевными состояниями (Море Спокойствия, Моря Ясности, Море Мечты) или же словами, так или иначе связанными с водой (Море Влажности, Океан Бурь).

Тот же Риччоли решил называть лунные кратеры именами знаменитых астрономов. На видимой стороне Луны таких объектов немного: например, кратеры Птолемея, Коперника, Тихо Браге. А вот на обратной стороне Луны, как оказалось, кратеров больше, чем морей.

«Луна и её дети», иллюстрация из средневековой германской книги, 1480 г
Фото: ru.wikipedia.org

Первые фотографии этой, не видимой с Земли, стороны Луны были получены в 1959 году при помощи советской межпланетной станции «Луна-3». По праву первооткрывателя Советский Союз мог дать имена обнаруженным на этих фотографиях объектам лунной поверхности.

Поскольку из наименования лунных объектов тогдашнее коммунистическое начальство хотело сделать очередную идеологическую конфетку, список имен утверждался на самом высоком уровне. Несколько раз по этому поводу собирались совещания в ЦК КПСС. Было решено увековечить не только имена русских ученых. Выделили квоту и для других важных наций: по одному американцу, англичанину, французу, итальянцу, китайцу.

Вспомнить китайского астронома никто не смог. Запросили китайское посольство, те советовались с Пекинским начальством. Но тележка ехала медленно. Только в 1970 году Международный Астрономический Союз назвал кратер на обратной стороне Луны именем китайского астронома Го Шоуцзина (1231—1316).

Отдельно также решили отметить память Жюля Верна, которого в ЦК, вероятно, знали все. Некоторое замешательство у МАС вызвало желание Советов назвать одно из немногих морей на обратной стороне Луны Морем Москвы. Это нарушало давно сложившуюся традицию. Остановить возникший было диспут смог французский астроном Одуен Дольфюс (Audouin Dollfus; 1924—2010), сказавший, что «Москва — это, по сути, тоже душевное состояние».

Море Москвы на обратной стороне Луны
Фото: ru.wikipedia.org

Так Море Москвы попало на лунный глобус. Кратеры в районе этого моря названы в честь советских космонавтов. В районе кратера Аполлон находятся кратеры, названные в честь погибших американских астронавтов.

Статья опубликована в выпуске 27.06.2017