Александр Аб Грандмастер

Есть ли пещеры в Антарктиде?

Открытый в 1820 году русскими моряками Белый континент по-прежнему очень слабо изучен и хранит много тайн. Некоторые из них находятся глубоко под толщей льда, который в ряде мест превышает 3,5 километра. И это не только теплые подледные озера, но и подледные пещеры!

Фото: Depositphotos

Ошибки никакой нет. На самом деле в Антарктиде много пещер, которые за миллионы лет постепенно были закрыты снегом, спрессовавшимся в лед. Однако сейчас (по мере изменения климата на более теплый) происходит вытаивание входов в пещеры. Обычно обнаруживается пещера тогда, когда в толще льда появляется широкая и глубокая трещина. В ходе исследования трещины выясняется, что открылся вход в пещеру.

В Антарктиде помимо ледяных пещер имеются вулканические и карстовые пещеры. Последние лишь там, где нет сплошного оледенения коренных пород, где в древние времена осадочные породы активно вымывались водой. А первая вулканогенная пещера была найдена на склонах действующего вулкана Эребус. Она стала и самой южной пещерой на нашей планете.

Кстати, в данной пещере была оборудована научная лаборатория, где изучался процесс движения магмы в вулкане Эребус. В дальнейшем лабораторию закрыли из-за опасности потерять уникальное оборудование.

При очень большой территории, но плохо изученной, основное внимание ученые уделяют в Антарктиде пока только более доступным пещерам ледяного типа. Они здесь весьма своеобразные.

Вулкан Эребус
Фото: ru.wikipedia.org

Есть такие пещеры, каких вы точно больше нигде не встретите — фумарольного типа. Это значит, что по мере выхода на поверхность тепла из действующих подледных вулканов образовывался высокий (полый внутри) ледяной столб в виде вертикальной пещеры. Ученые предполагают, что такие же полые столбы изо льда могут быть на некоторых спутниках планет, покрытых замерзшими океанами с подледными действующими вулканами.

Долгое время считалось, что Антарктида — совершенно мертвый континент в геологическом плане. Что, мол, там может быть интересного для науки? Теперь же выясняется, что в пещерах может быть очень древняя сохранившаяся жизнь. Пусть даже на микробном уровне.

В частности, в подледном озере Восток удалось найти микробы, которые сильно отличаются от всех известных. Они каким-то образом приспособились жить и размножаться в полностью отрезанном от окружающей среды на многие миллионы лет озере, а потому ставшие как бы «инопланетными» для науки. Так почему микробам не оказаться и в пещерах, где за счет тепла от вулканов поддерживается приемлемый для них фон жизни?

Не исключено, что ученых ждут весьма любопытные открытия, которые по значимости можно сравнить будет лишь с открытием внеземной жизни где-либо в просторах космоса. Не случайно ученые ряда стран используют Белый континент для проверки жизнеспособности земных микробов в условиях ледяных пещер.

Интересный факт, хоть это и кажется невероятным: эксперименты показывают, что некоторые микробы выживают в столь суровых условиях. А это позволяет предположить, что в таких же пещерах микробы могут быть и на Марсе, где похожие с Антарктидой условия.

Статья опубликована в выпуске 16.01.2019