• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Николаевич Дебютант

100-летие ВВС России. С чего всё началось?

12 августа 2012 года исполняется 100 лет ВВС России. Для того чтобы появился этот праздник, должен был появиться самолет. Первый вариант самолета — «Райт-А» — был испытан братьями Райт в декабре 1903 года и в сентябре 1909 куплен российским военным ведомством.

jennyt Shutterstock.com

Райты при создании самолета использовали большой накопленный опыт предыдущих изобретателей. Начали они изучение авиации с книги «Прогресс летающих машин» и дневника «Планерные экперименты» О. Шанюта, американского инженера-мостостроителя, на пенсии увлекшегося авиастроением. Для первоначальных опытов Райты купили планер Шанюта с прямоугольным крылом типа биплан и в дальнейших работах использовали этот тип конструкции крыла. В дневниках Шанюта встречается и русская фамилия Butusov. Кто же он был и что сделал для авиации?

Василий Павлович Бутузов (William Paul Butusov) родился в 1846 году в Санкт-Петербурге. В возрасте 18 лет он стал моряком торгового судна и прослужил в торговом флоте 16 лет. В 1880 Бутузов — второй помощник капитана — оставил морскую службу и в 1882 году поселился в Чикаго. В 1896 В. П. Бутузов познакомился с О. Шанютом, который также жил в Чикаго.

25 июня 1896 года Бутузов и Шанют заключили договор, по которому Шанют выделял 500 долларов на строительство аппарата по типу планера и оплачивал расходы, связанные с испытанием машины и с патентованием ее конструкции, а Бутузов обещал продемонстрировать летные качества планера с перспективой установить двигатель. Дивиденды в случае успеха испытаний и продаж аппарата должны были делиться пополам.

Тогда же Бутузов вместе с Шанютом и Херрингом впервые отправился к месту планерных испытаний на песчаные дюны в окрестностях озера Мичиган и сделал несколько полетов на балансирном планере Шанюта. В июле Бутузов направил заявку в Патентное ведомство США на конструкцию планера и приступил к его изготовлению. В конце августа 1896 работа была завершена. Бутузов назвал планер «Альбатрос».

Управление планером должно было осуществляться с помощью руля направления и специальной подвижной поверхности над крылом, руля высоты, управляемых руками. Для сохранения равновесия аппарата в полете планерист мог менять свое положение, двигаясь назад и вперед по специальной доске длиной 2,5 м или отклоняя туловище вбок. Фюзеляж имел форму лодки. «Альбатрос» имел размах крыла 12 м, площадь крыла 25 м2 и весил 75 кг (с пилотом 133 кг).

Первый испытательный взлет проводили с веревками, ограничивающими высоту. Бутузов внутри «Альбатроса» и под действием ветра, дувшего со скоростью 45 км/ч, поднялся на высоту около 1 м и парил. Слегка перемещаясь по фюзеляжу, Бутузов легко парировал случайные крены. Как написал Шанют, планер показал хорошую управляемость, устойчивость и отсутствие опасности для пилота.

Через два дня из-за недостаточной скорости ветра «Альбатрос» испытали в полете с 59 кг песчаного балласта вместо пилота. Планер пролетел около 30 м и без особых повреждений приземлился на песок. Так как в дальнейшем ветер не превышал 30 км/час, третий испытательный полет пришлось сделать с меньшим баластом и разгоном с помощью канатов, при этом планер во время полета задел за верхушку дерева на расстоянии 25 метров от старта и рухнул на землю. Повреждения были очень значительными: сломано крыло и многие детали фюзеляжа. На этом испытания закончились.

По мнению Шанюта, «Альбатрос» показал себя в целом как устойчивая машина, но его аэродинамические качества были невысокими. Несмотря на неудачу, В. П. Бутузов остался верен идее создания летательной машины. Он решил переделать Альбатрос так, чтобы значительно уменьшить вес и лобовое сопротивление аппарата.

В январе 1897 года Бутузов обратился к Шанюту с просьбой отдать ему для доработки поврежденный Альбатрос (аппарат был построен на деньги Шанюта), а также передать во временное пользование легкий балансирный планер-биплан для обучения пилотированию.

В ноябре 1897 Бутузов начал публичную демонстрацию полетов на планере Шанюта. Они совершались в большом зале в одном из зданий Чикаго в присутствии многих зрителей. Бутузов стартовал с возвышения высотой 10 м и пролетал расстояние примерно в 50 м. Во время одного из полетов, обломилась хвостовая плоскость и планер рухнул вниз. Бутузов сильно ударился о землю, и в результате нижняя часть его тела оказалась парализованной на долгих два года.

По данным американской прессы, Бутузов в 1911 году пытался предъявить иск Райтам за использование его изобретения в части вертикальных и горизонтальных рулей.

Самолет Райтов состоял из прямоугольного крыла типа биплан, как у Шанюта, заднего вертикального и переднего горизонтального рулей, как у Бутусова, бензинового двигателя, как у Ленгли, и плюс устройства управления креном собственного изобретения, которое и превратило машину для трюков в воздушное транспортное средство.

Из этого можно сделать вывод, что к двум из пяти важнейшим частям самолета Райтов Бутузов имел самое прямое отношение. Кроме того, Райты использовали методики испытания частей конструкции, методики предполетных и полетных испытаний планера Бутусова, описанные в дневниках Шанюта.

С современных позиций очевидно несовершенство летательного аппарата Бутусова. Тем не менее, имя Бутузова, мало известное в США и совсем неизвестное в нашей стране, заслуживает памяти. Он был одним из немногих энтузиастов, усилиями которых создавалась основа для развития авиации. Память об этом должна быть сохранена.

Статья опубликована в выпуске 12.08.2012
Обновлено 19.03.2019

Комментарии (81):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо за статью. И за то, что поддерживаете комментаторов, потому что в результате интересных сведений получается в разы больше, да еще очень эмоционально предъявленных, это увлекает. Правда, так и выгореть легко. Я благодарна тем, кто подсказал, что, чем отвечать комментаторам, лучше писать новые статьи.

    Оценка статьи: 5

  • Spank X Читатель 7 января 2013 в 23:47 отредактирован 27 мая 2018 в 20:03 Сообщить модератору

    приветствую участников! Хочу внести добавления некоторые в статью. Согласно американским архивам и результатам переписи населения 1910, настоящее имя героя статьи было Петр Павлович Бутусов. Имя Уильям он скорее всего взял сам себе, а у нас почему-то интерпретируют его как "Василий". В переписи населения-1910 его зовут Петр (Peter). И родился он в 1851, а не в 1846. В США прибыл в 1881, причем скорее всего каким-то нетрадиционным путем, возможно, через Аляску и Канаду, или на корабле, сойдя на Западном побережье, а не на восточном, как основной поток мигрантов.

  • Валерий Хачатуров Мастер 24 августа 2012 в 16:32 отредактирован 24 августа 2012 в 16:34 Сообщить модератору

    Судьба Романовых, которые оказались в Крыму, могла бы тоже сложиться трагически.
    Но, на счастье живших там Романовых, за их охрану отвечал матрос Задорожный, который в прошлом служил в авиационной школе и знал великого князя Александра Михайловича. Матрос Задорожный сохранил лучшие воспоминания о бывшем шефе и взял Романовых под свою защиту.

  • Константин Рыбаков Константин Рыбаков Мастер 12 августа 2012 в 11:55 отредактирован 12 августа 2012 в 11:57 Сообщить модератору

    Сергей Николаевич, название статьи «100-летие ВВС России. С чего всё началось?» не соответствует содержимому. ВВС России в первую очередь начинались с А.Ф.Можайского, даже по годам: "В 1876 году Александр Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха.20 июля 1882 года был испытан летательный аппарат его конструкции.Во время разбега самолёт оторвался от земли, но потерял скорость и рухнул на крыло, получив повреждения. А. Ф. Можайский пытался отремонтировать «прибор» и продолжить испытания, но средства у него закончились." (Википедия). Так как А.Ф.Можайский был человеком военным, русским офицером, то отношение его к Военно-Воздушным Силам гораздо большее, чем гражданского господина Бутусова В.П. Кроме того, г-н Бутусов имел возможность пользоваться опытом предыдущих конструкторов и учёных (Отто Лилиенталя, Александра Можайского, Н.Е.Жуковского), и у него был спонсор, иначе и у Бутусова не получилось бы довести аппарат до ума. То, что Вы открыли малоизвестную страницу истории авиации - замечательно, но название не соответствует: не с г-на Бутусова В.П. начинались ВВС России. Оценка 4.

    Оценка статьи: 4

    • Константин Рыбаков, мне нехотелось уходить так далеко от даты, да и Можайский ближе в ВМФ России ИМХО.

      • Сергей Николаевич, навестил я сегодня памятник один, у нас в Гатчине: странная страна Россия, где даже считать не умеют... Памятник установлен в 2010 году к 100-летию первого отечественного военного аэродрома . Получается, военный аэродром был, самолёты (не братьев Райт) и лётчики были, а военно-воздушные силы отсутствовали

        Оценка статьи: 4

        • Константин Рыбаков, если вы внимательно читали, то я так и написал, в сентябре 1909 года в российском военном ведомстве были военные самолеты, а не в 1910 году или 1912 году.
          А статья писаласась к официальной дате, по дате вопрос к Российскому правительству. Но к этой дате я не нашел никакой интересной конкретики и поэтому добавил к ней часть другой статьи, связанной, как мне показалось, с этой датой.
          А про Можайского уже было две статьи, зачем повторять.

          Если вас сильно интересует вопрос, пишите свою статью.

      • Сергей Николаевич, вся авиация России вышла из моря - это и вице-адмирал Григорович, и вице-адмирал великий князь Александр Михайлович, и капитан 2 ранга Вячеслав Никанорович Кедрин, и капитан корпуса инженер-механиков флота Л. М. Мациевич, капитан 1 ранга И. В. Фогель, лейтенант флота С. Ф. Дорожинский, и чуть позже начальник 1-го оперативного отделения (Балтика) Морского генерального штаба капитан 2 ранга А. В. Колчак, предложивший использовать новые виды морской разведки — авиационную и радиотехническую... Не случайно авиация - тоже флот .

        Оценка статьи: 4

        • Константин Рыбаков, Было бы смешно если бы Авиацию формировали из Гусаров...
          Поручик Ржевский седлает самолет - Обхохочешься...
          Естественно из флота - Откуда еще было набирать боле Ме технически подкованных специалистов...

          • Валерий Хачатуров Мастер 24 августа 2012 в 14:16 отредактирован 24 августа 2012 в 14:30 Сообщить модератору

            Андрей Никандров, / Было бы смешно если бы Авиацию формировали из Гусаров... /
            Англичанина не смешит когда слышит, например, 8-ой танковый уланский полк». Был некогда уланский полк, потом уланы пересели на танки. В самом названии - вся история полка.
            А когда формировались летные части русской армии, то среди летчиков можно было встретить офицеров различных полков. Кстати, известный летчик Константин Арцеулов, победитель штопора, до авиации служил в кавалерии - после начала Первой мировой войны прапорщик Арцеулов был зачислен в 12-й уланский полк.

            • Валерий Хачатуров, Да и кстати в России тоже танковые части изначально были конно-механизированными...

              Мышление Кавалериста больше присоблено к танку, подвижность - маневр... но на плоскости...
              А для летчика больше нужен Объем - тут моряки больше подходят...

      • Андрей  Никандров Андрей Никандров Читатель 12 августа 2012 в 17:28 отредактирован 13 августа 2012 в 20:57 Сообщить модератору

        Сергей Николаевич, Ну дык и Первый Авианосец вроде как при царе строился и причем в России, как это не удивительно, потом большевики почему-то про это забыли...
        А минный талант Колчака. взяли и расстреляли...
        Да мало-ли Фигни творится в нашей жизни???
        Но Мы по прежнему Желаем КОММУНИЗЬМА...читать дальше →

        • Андрей Никандров, к чему этот балаган?

          • Валерий Хачатуров, Балаган строился исключительно для развлечения Публики, ну так исторически сложилось (Ничего личного)...
            Будем продолжать себя вести прилично...

            • Валерий Хачатуров Мастер 12 августа 2012 в 18:15 отредактирован 12 августа 2012 в 18:29 Сообщить модератору

              Андрей Никандров, Будем продолжать себя вести прилично..
              и не забалтывать тему...
              Что же касается Зимнего дворца, то в ваших виршах есть серьезное упущение. Накануне штурма дворца летчик Константин Акашев, вывел из дворца артиллерию Михайловского училища. Будучи комиссаром Временного правительства по артиллерийским училищам, он убедил юнкеров-артиллеристов покинуть позиции у Зимнего дворца (тем самым сделав его оборону, по существу, невозможной).

              • Валерий Хачатуров, Спасибо, моя благодарность Вам не будет иметь границ (В рамках разумного разумеется)...
                Сколько раз по Эрмитажу не бродил, но ни один Эксурсовод об этом Факте не вспомнил... (Если он имел место быть)
                Когда Бондарчук снимал Свой Штурм Зимнего мне было весело и смешно... Как они поленницу строили вокруг Александрийского Столпа... И как Лошадки унавоживали Дворцовую площадь...
                Даже в Массовку записался. хотелось с трехлинейкой наперевес пробежаться в свете кинокамер, жаль не получилось, учеба и сдача зачетов, отвлекла от этого исторического момента...

                А Акашин Молодец - столько Молодых Жизней сберег...
                Ему Памятник ставить надо...
                Фиг бы они от кого отстрелялись, Там позиция НИКАКАЯ, но живы остались...
                9 ноября 1920 г. вторник


                Кони серые в яблоках, кони гнедые,
                Ночь черна от костров.
                Помнишь были вчера молодыми,
                Завтра юность уйдет из снов.
                Степь клубится от топота,
                От бессонных копыт,
                Жизнь как будто не прожита,
                Время птицей летит...
                Наша бывшая Родина нас встречает свинцом,
                Выбор есть - распрощаться с ней
                или стать подлецом...

                Кружат черные вороны в облаке пыли,
                Сколько было нам лет?
                В спешке нас спросить позабыли,
                Жизнь мелькнула, сгорел рассвет.
                От костров головешками отмечается путь,
                Не Ферзями, а пешками суждено нам мелькнуть.
                Слезть с коня, лечь на землю
                И припасть к ней лицом,
                Попрощаться с родной землей, опаленной свинцом.

                • Андрей Никандров, Умалчивание имени Акашева можно понять. После службы в Красной Армии Акашев работал на руководящих должностях в авиапромышленности. Не принял административно-командные методы управления. Был обвинен в подрывной деятельности. Военная коллегия Верховного Суда СССР (28.1.1957 г.) отменила постановление коллегии ОГПУ (1931 г.) в отношении Акашева К.В. за отсутствием состава преступления. После его реабилитации дочь Галя ходила в Военную коллегию. Там какой–то начальник сообщил ей, что ее отец умер во время допроса. «Как, во время допроса?» «Лучше вам не знать подробностей его смерти», — таков был ответ.

                  • Валерий Хачатуров, Принять можно, но понять нельзя...
                    Нельзя к Палачам относиться с пониманием...
                    Вырастет новое поколение Палачей и многие головы послетают с плечей...

                    • Андрей Никандров, Умалчивание имен было характерной чертой советской истории. Первый в истории русской авиации воздушный таран совершил, как известно, знаменитый русский авиатор П. Н. Нестеров. А первым летчиком, оставшимся после тарана в живых был Алекса́ндр Алекса́ндрович Казако́в, который в марте 1915 уничтожив немецкий самолет, произвел посадку на своем аэродроме. Казаков не принял Октябрьскую революцию, воевал против красных и предан забвению советской историей.

                      • Валерий Хачатуров, Да и я примерно о том же, Командарма Первой Конной Армии Фамилию все знают...
                        А Фамилию Командарма Второй Конной в грязь втоптали...
                        Первый Командарм От Пилсудского позорно драпал, а Второй Крым штурмовал...
                        Вот и Память благодарных потомков???????

  • Сергей Николаевич, Информация интересная, но не имеет непосредственного отношения к ВВС.
    12 августа 1912 года по Военному ведомству России был издан приказ, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. В ознаменование этого события 12 августа принято считать началом создания военной авиации России. Несколько раньше, в 1910 году в России были открыты школы военных летчиков: одна Петербурге, а вторая - в Севастополе. Севастопольская офицерская школа авиации была создана по инициативе Великого Князя Александра Михайловича. Александр Михайлович приобрел участок земли к северо-западу от Севастополя у реки Кача. В 1912 г. Севастопольская школа авиации перебазировалась в маленький поселок у реки Кача, получила впоследствии имя Качинской.

  • Всех кто связан с авиацией, с освоением воздушного пространства поздравляю! Мы помним Сикорского студента Киевского политеха и других кто позволил человечеству осуществить мечту летать как птица. С праздником и надеюсь еще многое смогут именно русские внести свою лепту в создании самых и самых лучших летательных аппаратов в мире.

    Памятник г. Киев

  • Братья Райт Хорошо, а Куда Можайского и Комендантский аэродром в Питере девать???

    • Сергей Николаевич Сергей Николаевич Дебютант 12 августа 2012 в 05:42 отредактирован 12 августа 2012 в 05:46 Сообщить модератору

      Андрей Никандров, всё в одну статью не поместить, она и так на пределе. Можайский это да, он проложил дорогу Максиму, Ленгли и другим, но воперых, он так и невзлелел, прыжок не считается, а во вторых к ВВС не имеет отношения. Но я тут не дописал, что в 1909 военное ведомство купило не только Райт-А,но и Фарман. Однако считаю, что Фарман это в основном копия Райта и основан на дневниках Шанюта. Но толлько Фарман в Ле Монс 8.8.08 летал на 1000 метров и высота до 10 метров, а Райт 100 метров высоты и на 123 км.

      • Сергей Николаевич, В любом деле, как писал один из моих любимых писателей О. Куваев...
        "Есть Основоположники и продолжатели Сокоешники"...
        Без Основоположников Сокоешники ничего не добьются...
        А пара фраз про основоположников бы статью не перегрузила...

  • Через несколько дней, 18 августа в 12 часов дня начнется очередное авиа/боут-шоу в Чикаго. Каждый год это шоу проводится как любимейший праздник города. Тренировки над городом и озером Мичиган начнутся через 3 дня. Шоу продлится субботу и воскресенье. Я буду встречать его с якоря на яхте, так что брошюры и флаерсы этого года не смогу получить. Но ежегодно вдоль прибрежной парковой зоны в дни авиашоу распространяют флаерсы как сподручный материал. Кроме информации о современных самолетах и их офигенных пилотах, в них рассказывается история авиации. И все фамилии первых авиаторов упоминаются, им отдается должная честь. Всегда приятно читать русские фамилии в списках корифеев воздухоплавания и самолетостроения. Имя Сикорского знакомо каждому ребенку просто с юных лет. Но никто не знает, что он русский. Впрочем, нет пророка в своем отечестве. И Ля Бурже в этом году было без России и Витязей. А сегодня я посмотрела по ТВ какой-то допотопный русский авиа-шоу и была просто в ужасе - всего одна! пятерка, и та работает как пьяная, никакой синхронности и элементы показывает такие простенькие, (сердечко не есть высший пилотаж) что стыдно смотреть. И это на столетие ВВС!

    Оценка статьи: 5

    • Лаура Ли, ну почему же никто не знает? Сикорский эмигрировал из России после революции, а до этого он немало сделал для отечественной авиации. 1913 год - самый большой самолёт того времени "Святогор", не самый удачный по причине слабой конструкции шасси: взлетать мог, но при посадке ломал "ноги". Потом "Русский витязь"; а выпускавшийся с 1914 по 1918 годы самолёт его конструкции С-22"Илья Муромец" поставил несколько рекордов дальности, грузоподъёмности, времени и максимальной высоты полёта! Полагаю, что о нём знают все, так или иначе имеющие отношение к авиации люди

      Оценка статьи: 4

      • Константин Рыбаков, американцы не знают, что он русский. Вот что я имела в виду. За державу абыдно

        Оценка статьи: 5

        • Лаура Ли, У них так принято...
          Младшенькая моталась по обмену студентами...
          Никого не интересует кто твои предки, больше интересует кто ты есть!!!
          Может так и правильней...

          На бескрайних просторах России
          Снова топот и пыль.
          Кипы ярких портретов красивых
          Мы бросаем в утиль.
          Новых лозунгов краски
          Призывают народ
          Вслед за новой указкой
          Продвигаться вперед.
          Нас зигзаги немыслимой дали
          Ожидают в пути,
          Тех, кого мы вчера растоптали,
          Поднимаем на Щит
          Мы стоим на развилке
          Очень дальних дорог,
          Кто с клюкой, кто с бутылкой,
          Слепо смотрим вперед.

          Из ошибок, просчетов серьезных,
          Из развала страны
          Недостроек своих грандиозных
          Силы черпаем Мы,
          Очень хочется верить,
          Не напрасен наш труд...
          Зерна брошены в землю...
          Может завтра взойдут!!!???!!!???

          ДО ЗАВТРА

          Мархель Садыков
          Новополоцк 1991
          Авторская правка 2011