• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Вероника  Башурина Профессионал

Что происходило с группой METALLICA в 1986−1988 годах? Успех, трагедия и продолжение жизни

3 марта 1986 года был выпущен третий студийный альбом Metallica — «Master of Puppets», название которого дословно переводится как «хозяин марионеток», или «кукловод». В истории трэш-металла он стал первым альбомом, получившим «золотой» и «платиновый» статус.

Перейти к предыдущей части статьи

Похвально о нём отозвались и писатели. Джоэлл Макайвер назвал все композиции атмосферными и ювелирно исполненными, а Брок Хэландер — очень честными, искренними и берущими за душу.

По своей структуре альбом «Master of Puppets» напоминает предыдущее творение «Ride The Lightning», однако музыка стала более сложной и виртуозной, а вокал Хэтфилда — более глубоким и уверенным. Cмысловое наполнение альбома стало острее — во всех композициях затрагиваются темы несовершенства общества и всевозможных манипуляций над человеком, которые в конечном итоге приводят в могилу.

Мощная и динамичная композиция «Disposable Heroes» («Одноразовые герои») повествует о молодых солдатах, судьбы которых полностью находятся во власти военного начальства.

Заглавная песня «Master of Puppets» c несколькими риффами и мелодичным гитарным соло представляет собой антипропаганду наркотиков, разрушающих человеческую жизнь. По версии журнала «Rolling Stone» занимает 33 позицию в рейтинге «100 величайших гитарных композиций всех времён». Существует немало интересных кавер-версий, записанных разными группами и исполнителями. Одна из них — в исполнении виртуозного Дэвида Гарретта.

Баллада «Welcome Home (Sanitarium)», сочинённая под впечатлением от романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», повествует о чувствах и переживаниях человека, несправедливо запертого в стенах психиатрической клиники. Философ Уильям Ирвин назвал её одной из самых провидческих песен, где безумие является метафорой правды и честности.

После записи альбома, принёсшего грандиозный успех, Metallica отправилась на гастроли.

С марта по август 1986 года группа выступала на разогреве у «великого и ужасного» Оззи Осборна. В качестве разминки музыканты исполняли риффы Black Sabbath, что было воспринято Осборном как издевательство. Тем не менее Оззи хорошо относился к молодым музыкантам, а для них было великой честью выступать вместе со звездой такого масштаба.

Во второй половине гастролей группу начали преследовать неудачи. Катаясь на скейтборде, Джеймс Хэтфилд сломал руку, вследствие чего все гитарные партии исполнял техник Джон Маршалл.

Ранним утром 27 сентября 1986 г. произошла непоправимая трагедия. По пути в Копенгаген гастрольный автобус перевернулся, в результате чего мгновенно погиб Клифф Бёртон. По версии водителя, причиной катастрофы стала скользкая дорога. Хотя, в действительности, льда никто не видел, кроме него.

Джеймс Хэтфилд эту версию никогда не признавал, он утверждал, что водитель не справился с управлением, будучи пьяным. Национальный отдел безопасности на дорогах установил, что гастрольный автобус группы не имел технических неисправностей. Обвинённый в непредумышленном убийстве водитель автобуса оказался в суде, однако приговор ему так и не был вынесен…

Тело Клиффа Бёртона было кремировано, а его прах развеян по ветру в родном городе Кастро-Вэлли 7 октября 1986 года. В конце прощальной церемонии звучала инструментальная композиция «Orion», сочинённая Клиффом.

Многие поклонники и музыкальные критики говорили, что вместе с гибелью Клиффа Бёртона Metallica утратила свою душу…

Пережив страшное потрясение, группа была на грани распада, однако музыканты нашли в себе силы, чтобы продолжать двигаться дальше. Во имя Клиффа, своего друга и наставника. Получив благословение его родителей, они начали поиски нового бас-гитариста, который стал бы достойной заменой.

Давний приятель музыкантов Брайен Слэйджел посоветовал кандидатуру Джейсона Ньюстеда, который в то время играл в группе Flotsam And Jetsam. 28 октября 1986 г. он пришёл на прослушивание, за два дня до этого выучив все песни группы. Талантливый и целеустремлённый, он был принят в Metallica.

Джейсон Кёртис Ньюстед родился в мичиганском городке Баттл-Крик 4 марта 1963 года. В подростковом возрасте увлёкся «тяжелым металлом» и начал обучаться игре на бас-гитаре.

Став частью Metallica, Джейсон чувствовал огромную ответственность, ведь Клифф Бёртон был его кумиром и вдохновителем. При этом он всегда хотел оставаться самим собой, а не стать его заменой.

Гастрольный тур по Японии, прошедший с 15 по 20 ноября, стал для Ньюстеда настоящим боевым крещением. «Старшие» коллеги по группе, так и не оправившись от тяжёлой потери, часто над ним издевались — устраивали погромы в гостиничных номерах, где он жил, заставляли оплачивать ресторанные расходы…

Подобные испытания продолжались в течение года, так как Хэтфилд, Ульрих и Хэммет не было стопроцентно уверены в Джейсоне, которого частенько называли Ньюкид, что означает «новичок». Наблюдали, выдержит ли он всё это, не сломается ли… И он не сломался, нашёл своё место в группе и завоевал симпатию публики.

7 сентября 1988 года был выпущен четвёртый альбом Metallica, названный «…And Justice For All» («…И справедливость для всех»), который стал первой полноформатной записью с участием Джейсона Ньюстеда. Звучание стало более мрачным и агрессивным, а в текстах затрагивались темы коррупции на государственном уровне, опасности приближающейся экологической катастрофы, а также несправедливой и извращённой судебной системы.

В альбом вошла трогательная и проникновенная инструментальная композиция «To Live Is To Die», посвященная Клиффу Бёртону. В её основе — музыкальные наработки, записанные бас-гитаристом незадолго до трагической гибели.

Ближе к завершению Джеймс Хэтфилд тихим и спокойным голосом произносит строки, написанные Клиффом под вдохновением от стихов немецкого лютеранского теолога Пауля Герхардта:

When a man lies he murders
Some part of the world
These are the pale deaths
Which men miscall their lives
All this I cannot bear
To witness any longer
Cannot the kingdom of salvation
Take me home…

В переводе это звучит так:

Когда человек лжёт, он убивает часть мира. Эти блеклые смерти люди по ошибке называют своими жизнями. Я не могу больше быть свидетелем этого. Смогут ли небеса принять меня к себе?

Настоящим прорывом альбома «…And Justice For All» стала баллада «One», повествующая историю о жертве бессмысленной войны.

Её главный герой — подорвавшийся на мине солдат Первой мировой войны, который лишился конечностей и органов чувств, сохранил способность мыслить и продолжал жить.

К написанию этой, безусловно, сильной песни Джеймса Хэтфилда побудил антивоенный роман «Джонни взял ружьё» Далтона Трамбо. Спустя два года, в 1990 г., эта песня получила премию «Грэмми» за лучшее выступление в жанре «металл».

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 30.10.2020
Обновлено 16.09.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: