• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Витэк  Виндекс Профессионал

Когда и где началась русская Голгофа?

20 октября 1920 года генерал Врангель издал свой последний приказ о начале «эвакуации и посадке в суда в портах Крыма всех, кто разделял с армией ее крестный путь, семей военнослужащих, чинов гражданского ведомства с их семьями и отдельных лиц, которым могла бы грозить опасность в случае прихода врага…

versh, Shutterstock.com

Для выполнения долга перед армией и населением сделано все, что в пределах сил человеческих. Дальнейшие наши пути полны неизвестности…".

126 судов взяли курс от Крыма к чужим берегам. Однако не все захотели ехать на чужбину. Одни не чувствовали особой вины перед советской властью, другие надеялись на обещанную амнистию, поскольку сдавшимся обещали «полное прощение в отношении всех проступков, связанных с гражданской борьбой».

Каким будет это «прощение», Крым скоро увидит, на примере 100−120 тысяч погибших — расстрелянных, повешенных, утопленных, замученных. Казни проходили по регистрационным спискам, потом по анкетам, по облавам и, наконец, по доносам.

Да, и доносов в ту пору тоже хватало — они стали своеобразной репетицией перед сталинскими репрессиями:

«Заявление в Особый морской отдел. Согласно моему заявлению были арестованы княгиня Н. А. Барятинская, генерал в отставке Мальцов и его сын капитан гвардии Мальцов. Зная, что эти люди, …являются безусловно контрреволюционерами, уверен, что имеют связи и знают много другой себе подобной сволочи, предложил бы для пользы дела путем различных предложений и нажимов добиться от них, каких они знают членов национальных обществ и прочих контрреволюционных организаций, и арестовать их родных и знакомых, как безусловную сволочь, и уверен, что они могут кое-что дать. 17 декабря 1920 г.»

Историк Леонид Абраменко обнаружил в архивах службы безопасности Украины только ялтинских «расстрельных» папок — 15. В каждой смертные приговоры на 200 — 400 человек. Массовые расстрелы, начавшиеся в конце 1920 года, продолжались и в последующие месяцы. Один из организаторов красного террора, венгерский коммунист Бела Кун, заявлял: «Крым — это бутылка, из которой ни один контрреволюционер не выскочит, а так как Крым отстал на три года в своем революционном развитии, — то быстро подвинем его к общему революционному уровню России…». И подвинули. Массовыми расстрелами. В черные списки попадали даже 15-тилетние гимназистки.

Население Крыма постоянно заполняло анкеты, состояли они из множества вопросов. Каждый освещался детально: происхождение, имущественное положение всей родни, отношение к Польше, Врангелю…

За точность сведений анкетируемый ручался головой. Как свидетельствует в записках крымчанин Кришевский, «воцарился дикий произвол, лилась кровь, словом, создавалась та кошмарная обстановка, когда обыватель стал объектом перманентного грабежа».

Когда 12 декабря 1920 года арестовали княжну Наталью Трубецкую, работавшую сестрой милосердия в лазарете Ливадийского дворца, за нее вступились члены профсоюза сестер милосердия Ялтинского района и попросили передать ее на поруки — «ручаемся своей подписью, что сестра Трубецкая не была причастна ни к какой политической организации ни при старой, ни при новой власти». Расстреляли всех подписавших — 16 человек…

Только в одной братской могиле, расположенной в глубоком лесу на месте бывшей усадьбы адвоката Фролова-Багреева — Багреевке, по приблизительным подсчетам находятся останки более 6 тысяч человек.

«…Отсюда кровь ручьями текла под откос, к морю. Чекисты думали, что, сбросив сотни трупов в плавательный бассейн и забросав его землею, они уничтожат все следы. Помешал прошедший дождь. Розовая вода поднялась в гранитной чаше и хлынула вниз, к дороге Ялта — Учан-Су. Чтобы обеззаразить стоки, в Багреевку потянулись подводы с хлоркой… (Владимир Куковякин. «Кровь текла к морю…». Ялта, «Вечерние вести», № 108, 27 июля 2004 г.)

Не ищите это название — Багреевка — на карте Крыма, оно давно не существует, разве что уцелело, не смотря ни на что, в людской памяти. От дореволюционного имения представителя царя Николая II в Ялте адвоката Фролова-Багреева, от его многочисленных жилых и хозяйственных построек на сегодняшний день ничего не осталось. А когда-то они располагались в крымской глуши, на территории Ливадийского лесничества. Видимо, это обстоятельство и послужило причиной выбора Багреевки, как места массового расстрела. Здесь встретили свои смертный час многие представители дворянства, духовенства, интеллигенции.

Их прах лежит здесь, в Багреевке, что подтвердили многолетние архивные исследования и поиски республиканского благотворительного фонда «Юг». За лесной братской могилой и тропой, ведущей в Багреевку, сегодня ухаживают дети из Ливадийской средней школы. На месте кровавого расстрела предполагается воздвигнуть часовню, которая будет освящена в честь иконы Божией Матери «Знамение». Сбор средств уже начат. Ниточку памяти время не обрежет.

В Багреевке казнили не только офицеров врангелевской армии, как считалось ранее. Всех — врачей, священников, сестер милосердия, санитарок, акушерок, без всякого милосердия «стригли» под одну гребенку. Чем провинилась выпускница Смольного института, домашняя учительница Л. А. Матусевич или 80-летняя княгиня Н. А. Барятинская, прикованная к инвалидной коляске? Огонь гражданской войны не разбирал — кто прав, кто виноват.

Правнучка расстрелянной княгини, тоже, кстати, Надежда Барятинская, рассказывала историю своей семьи: «Моей маме было 18 лет, она работала сестрой милосердия, жила в гостинице „Россия“. Жених в то время был в белой армии, однажды он позвонил ей и сказал: „Все кончено, мы должны уехать“. И они уехали, только княгиня Барятинская отказалась».

Горькой оказалась её судьба. Известную благотворительницу, сделавшую так много для культурной жизни города, собирательницу картин, которые сегодня украшают стены трех крымских музеев, расстреляли. Парализованная старушка была опасна новой власти…

Отвечая на вопрос в заголовке — Когда и где началась русская Голгофа — 28 ноября 1920 г. в Крыму. Именно в этот день там начались расстрелы военнопленных офицеров, со временем превратившиеся в массовые. Зверская расправа, и не только над офицерами, — над стариками, детьми, ранеными, продолжалась в течение нескольких месяцев. В целом по всему Крыму за это, относительно короткое, время было расстреляно 100−120 тысяч человек.

Кто-то из читателей может сердито сказать: «Раньше о белом терроре писали, теперь о красном…» Давным-давно за всех нас ответил поэт и философ Максимилиан Волошин:

«А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других
«…

Статья опубликована в выпуске 30.10.2013

Комментарии (109):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Витэк Виндекс, организатором эвакуации Русской армии из Крыма был министр в правительстве П. Н. Врангеля Петр Струве.
    Когда Петр Струве, тогда еще легальный марксист, заявил « Признаем же нашу некультурность и пойдем на выучку к капитализму» то это вызвало возмущение в среде марксистов. Пройдут годы и с трибуны партийного съезда, Ленин признает, что коммунисты хозяйствовать не могут и призвал большевиков учиться у капиталистического приказчика. Правда, Петра Струве Ленин не счел нужным вспомнить. А мог бы вспомнить….

    • Валерий Хачатуров,
      Я искреннее Вам благодарен за интереснейшие исторические информации по теме, и пишите, пожалуйста, еще.

      • Валерий Хачатуров Мастер 17 ноября 2013 в 03:10 отредактирован 17 ноября 2013 в 03:15 Сообщить модератору

        Витэк Виндекс, В рамках этой темы надо вспомнить генерала Слащева, благодаря которому белые удержались в Крыму в ходе поражения деникинских войск. 30 октября полки Фрунзе штурмом взяли отчаянно обороняемый белыми Перекоп. Врангель объявил эвакуацию. Во всеобщем хаосе и неразберихе, царивших в Севастополе, к барону неожиданно явился гладко выбритый, наглаженный и абсолютно трезвый Слащев. Он предложил перебросить грузившиеся на корабли воинские части не в Турцию, а в район Одессы и выразил готовность возглавить десантную операцию, план которой уже был разработан неугомонным генералом, всегда выделявшимся среди коллег здоровым авантюризмом и нешаблонным мышлением. Врангель отказал…

        Как известно, Яков Слащев, будучи преподавателем на курсах «Выстрел» был убит в Москве неким Коленбергом. Одни называют Коленберга бывшим белогвардейцем, другие…троцкистом. Объявить убийцу Слащева троцкистом? До этого не додумался даже тов. Сталин.

        • Валерий Хачатуров, фрунзе был способным военоначальником, жаль, что так рано и загадочно умер на операции. Его именем названы училища и академии не зря.

          • Валерий Хачатуров Мастер 17 ноября 2013 в 08:23 отредактирован 17 ноября 2013 в 08:40 Сообщить модератору

            Сергей Дмитриев, здесь следует отметить немаловажный момент. Разгром войск Врангеля - один из крупных этапов полководческой деятельности Фрунзе. После штурма Перекопа Фрунзе направил призыв к врангелевским войскам, пообещав прощение всем, сдавшим оружие, и возможность эмиграции тем, кто этого захочет, за что получил строгий нагоняй от Ленина, удивленного "непомерной уступчивостью условий". Тысячи людей поверили пользовавшемуся уважением даже у врагов Фрунзе, но партийное руководство (Г.Пятаков, Б.Кун, Р.Землячка) проигнорировало обещания Фрунзе и развернуло в Крыму кровавый террор и.... нагоняй от Ленина не получили.
            В 1925 г. Сталин не мог сразу сменить Троцкого на Ворошилова, который был дилетантом в военном деле, а по известной эпиграмме Радека, был «задницей у Сталина».
            Авторитет Фрунзе был велик не только среди большевиков-комиссаров, но и среди специалистов военного дела из числа бывших офицеров. Сталин вынужден был согласиться с назначением Фрунзе. Но Сталин сумел провести преданного ему Ворошилова на пост заместителя Фрунзе. Надеюсь, что не надо доказывать - такая фигура как Фрунзе, самостоятельный во взглядах и поступках, не совсем устраивала Сталина.
            Что же касается загадочной смерти Фрунзе, то в ней загадок нет - это было первое убийство видного члена партии, обстоятельства которого были известны всем членам партии. Были известны имя убийцы и цель преступления. Однако это знание не привело к выступлению против Сталина, который, когда Фрунзе проводили в последний путь, произнёс краткую надгробную речь, как бы мимоходом заметив: «Может быть, это так именно и нужно, чтобы старые товарищи так легко и так просто спускались в могилу».
            З.Ы. Вы очень внимательны к моим ошибкам в области русского языка. А почему Вы имя собственное написали с маленькой буквы?

            • Валерий Хачатуров, спасибо. Видите, как много было здоровых начал в Октябрьском перевороте, как правильно понимали многие высшие цели. Был хороший фильм о Гражданской войне с Андреем Поповым в главной роли. Забыл название, но фильм впечатляющий.

              • Валерий Хачатуров Мастер 17 ноября 2013 в 19:19 отредактирован 17 ноября 2013 в 19:30 Сообщить модератору

                Сергей Дмитриев, Октябрьский переворот подрезал российский капитализм на самом взлете. Что могли построить большевики, будучи противниками капитализма? Только феодализм.
                Предлагаю вспомнить Петра Струве. Свободолюбец Струве надеялся на эволюционное развитие России после Февральской революции 1917 года: «время революций миновало». Для него, академика российской Академии Наук, Октябрьская революция стала настоящей КОНТРРЕВОЛЮЦИЕЙ против личности и культуры. «Манифест коммунистической партии» — торжественно утверждал, что свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Почему же по отношению свободного развитие каждого большевики действовали с точностью наоборот?

                Большевизм и революцию большевиков Струве признавал «карой Божией» для России, тяжелым грехом страны перед самой собою. Преобладающей чертой вождя большевиков Ленина Струве считал холодную ненависть, коренящуюся в животных эмоциях, называл Ильича «ДУМАЮЩЕЙ ГИЛЬОТИНОЙ».
                Любопытно, что в 1941 году гитлеровцы, вступив в Белград, арестовали 70-летнего русского эмигранта по доносу как «друга Ленина». Но, конечно, скоро разобрались, что к чему...

                • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 17 ноября 2013 в 23:13 отредактирован 17 ноября 2013 в 23:15 Сообщить модератору

                  Валерий Хачатуров, безусловно, после ж/д-бума, после активной деятельности С.Ю.Витте у РИ были замечательные виды на ускоренное и всестороннее развитие, имея ещё такую высокую литературу и культуру. Но в н-ный раз вещаю, Голгофа началась со зловещей Ходынской давки, движение это поддержала русско-японская война и последней каплей стала ПМВ. Это так прозрачно видно и диву даёшься, что что все вАлят на большевиков и Ленина. Они только следствие головотяпства ДО них. Столо ли заваривать кашу где-то далеко-далеко на Востоке? Не сыграло ли тут роль попытка покушения на ещё не императора Николая во время визита в Японию? Витте был ярым противником "той войны незнаменитой", но увы, ему доверили только расхлёбывать печальные результаты авантюры, с чем он и справился.

                  • Валерий Хачатуров Мастер 17 ноября 2013 в 23:31 отредактирован 18 ноября 2013 в 08:40 Сообщить модератору

                    Сергей Дмитриев, К чему Ваше многословие? Что Вы желаете доказать?
                    Вина - дело сугубо индивидуальное. За свои ошибки Николай II расплатился троном, своей жизнью и жизнью своих детей. Только ошибки Николая не оправдывают подлости Ленина, который обвинял Временное правительство во многих грехах и обещал не только созвать Учредительное собрание, но и подчиниться его воле, но не выполнил своих обещаний.
                    На II съезде советов Ленин получил только право на формирование Временного правительства, которое должно было провести выборы в Учредительное собрание. Права на разгон Учредительного собрания Ленин не получал!

                    Вопреки Блоку Христа за идеями революции не было, но рыцари революции были. Я против революционной борьбы с революционерами. В беседе с одним журналистом известный польский историк Адам Михник сказал: «Мне всегда казалось, что нет более глупой вещи, чем коммунизм». Разделяю точку зрения польского историка. Только имя Ленина в число рыцарей революции я записать не могу.

  • Валерий Хачатуров: "Генерал Врангель, следует отметить, был единственным из вождей Белого движения, который пытался решить вопрос о земле"
    - Верно. Он его практически и решил, только земли у него осталось мало, да и времени. Жалко - мог бы остаться Русский Крым на подобие острова Таивань, или Южной и Севереной Кореях. Несколько лет спустя контраст был бы убийственный для Советской России, и большевики это осознавали.

    У Врангеля был замечательный премьер-министр А.А.Кривошеин - из крестьянской семьи (его отец был еще крепостным рабом до 1861 г.) - несправедливо в России забытый деятель.

  • Валерий Хачатуров Мастер 2 ноября 2013 в 05:38 отредактирован 2 ноября 2013 в 13:58 Сообщить модератору

    Витэк Виндекс, Вспомним, как Поток-богатырь из песни поэта А.К. Толстого, проснувшись после долгого сна и увидев раболепствующую пред царем толпу, не скрыл своего удивления: «Если князь он, иль царь напоследок, / Что ж метут они землю пред ним бородой? / Мы честили князей, но не эдак! Да и полно, уж вправду ли я на Руси? / От земного нас бога Господь упаси! / Нам Писанием велено строго / Признавать лишь небесного Бога!»
    Обожествление кесаря противоречило нормам русской жизни. Культ обожествления Кесаря был характерен для византийской традиции – он перешел в христианство из языческих времен. На московскую монархию, следует отметить, оказали свое влияние и татарские традиции.
    Корни победы большевиков надо искать не в учении Карла Маркса, а в старой правде русской истории. В униженной татарами Руси русские праведники учили князей править и судить по справедливости. Русскую свободу уничтожили не татары. Ее уничтожил московский царь. Большевики, будучи противниками царизма, не собирались уничтожать царские традиции. Как Иван Грозный уничтожал бояр, которые пытались ограничить его власть, так и Ленин-Сталин уничтожали те политические силы, которые пытались ограничить их власть. Московская монархия уничтожила Новгородскую республику, крупное православное государство, которое жило под лозунгом: Кто против Бога и Великого Новгорода?! Великий Новгород был одним из крупнейших городов средневековой Европы, видным членом Ганзейского союза.
    Большевики же подрезали российский капитализм на его взлете. Что могли построить большевики, будучи противниками капитализма? Только, приукрашенный социалистическими лозунгами, феодализм…

  • Витэк Виндекс, Позвольте вспомнить еще один эпизод из русской Голгофы.
    ... Когда из России пришло известие о февральской революции и отречении царя от престола в частях русского экспедиционного корпуса во Франции начались волнения. Солдаты отказались подчиняться российским и французским властям и потребовали возвращения домой.
    Русские части выведены с боевых позиций и направлены в лагерь Ля-Куртин, в глубокий тыл. Переговоры завершились безрезультатно – солдаты отказались принимать предложений французских властей и временного правительства. Лагерь был окружен и подвергся обстрелу. Русские из французских орудий обстреляли своих соотечественников. Так на французской земле началась русская Гражданская война…
    Среди восставших солдат лагеря был и Родион Малиновский, будущий маршал Советского Союза...

  • Витэк Виндекс, отвечая на вопрос, «Когда и где началась русская Голгофа?», можно сказать, что она началась после трагической гибели царя-Освободителя.
    К сожалению, в русской истории, уютно чувствовали себя те, кто звал Русь к топору. Вот и сейчас некоторые мыслители призывают восстановить памятник железному Феликсу…

    • Может быть, правильнее сказать - не "после убийства царя-освободителя", а за сколько-то лет до этого, когда в обществе "сложилось мнение" и появились народовольцы, акции которых встречались и в народе и в обществе с одобрением?
      А всякие там белинские и некрасовы, которые в открытую агитировали за бунты и убийства?

      • Игорь Вадимов, может быть, вспомним хазар?
        Говорят, что они заставляли руссов воевать против христианской Византии…

        • Валерий Хачатуров, возможно так далеко лезть и не надо. Впрочем, если можете обосновать хазар - буду рад узнать.
          Но мне кажется - не стоит гибель царя-освободителя отрывать от причин его гибели - почему, кто и на какие деньги воспитал фанатиков бомбистов, как в обществе оказалось возможным такое. И почему часть общества им рукоплескала.

          • Игорь Вадимов, Свое мнение я высказал в ответе В.В.
            « отвечая на вопрос, «Когда и где началась русская Голгофа?», можно сказать, что она началась после трагической гибели царя-Освободителя. К сожалению, в русской истории, уютно чувствовали себя те, кто звал Русь к топору. Вот и сейчас некоторые мыслители призывают восстановить памятник железному Феликсу…»
            Вас, как я понимаю, он не устроил.
            А что газета «Завтра» говорит о памятнике Феликсу?

            • Валерий Хачатуров, я, собственно, отвечал на Ваш пост от 08:23 сегодня, который Вы и цитируете тут. И еще раз повторю написанное мною объяснение - коль скоро в обществе появились фанатики-убийцы, много раз пытавшиеся убить царя-реформатора, стоит обратить внимание не на сам факт убийства, а на причины - почему эта банда не была обезврежена после первой попытки. И почему к ним настолько снисходительно было общество того времени.

              Понимаете - отсчитывать время не с последней, удачной попытки, а с момента, когда банда фанатиков организовала свою организацию. Ведь кто-то этих бездельников кормил, вооружал, укрывал. И длилось это многие годы.

              ...э-э-э а при чем тут газета "Завтра"?
              Вы ее поклонник и советуете ее почитать?
              Напрасно. Такого я не покупаю и не читаю. Как не читаю "Правду" или "Советскую Россию".
              Или это был сарказм и любой, кого Вы воспринимаете оппонентом, обязан читать газету "Завтра"? Ну-ну...

              • Игорь Вадимовне : не читаю "Правду" или "Советскую Россию"
                - Это неправда. Вернее ложь. Это ведь Вы цитировали "Правду", чтобы лживо (и глупо) оскорбить Героя гражданской войны генерала Каппеля Владимира Оскаровича ?
                или после этого вашего позора и компрометации уже перестали читать такие издания?
                Напишите правду, как говорят "Из одного покаявшегося грешника более радости в небе чем...

                • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 4 ноября 2013 в 16:40 отредактирован 4 ноября 2013 в 16:45 Сообщить модератору

                  Витэк Виндекс, специально для Вас повторю еще раз.
                  Как говорится - ну что поделать, если человек упорно не понимает по-русски то, что ему не хочется понимать... А ведь заканчивали советскую школу...
                  ...э-э-э а при чем тут газета "Завтра"?
                  Вы ее поклонник и советуете ее почитать?
                  Напрасно. Такого я не покупаю и не читаю. Как не читаю "Правду" или "Советскую Россию".
                  Или это был сарказм и любой, кого Вы воспринимаете оппонентом, обязан читать газету "Завтра"? Ну-ну...

                  Итак, внимание, Витэк, Виндекс, еще раз - Я НЕ ПОКУПАЮ, И НЕ ЧИТАЮ НИ ГАЗЕТУ "ЗАВТРА", НИ ГАЗЕТУ "ПРАВДА", НИ ГАЗЕТУ "СОВЕТСКАЯ РОССИЯ".
                  Ваши упорные попытки разоблачить иное, отличное от Вашего, мнение, как, якобы, вранье, только Вас самого порочат. Я не знаю, стоит ли каяться Вам... Но - покаяться - всегда полезно. Покайтесь, Витэк...

                  • Игорь Вадимов: "НЕ ЧИТАЮ НИ ГАЗЕТУ "ЗАВТРА", НИ ГАЗЕТУ "ПРАВДА"
                    - сейчас, в 16:40 4.11.2013 можете не читаете "Правды", но еще недавно это именно Вы цитировали статью из интернетого издания "Правды". Статью лживо оскорбляющего Белого Витязя Сибири - Георгиевского кавалера, Генерального штаба генерала-лейтенанта от кавалерии Каппеля Владимира Оскаровича.
                    Вы могли врать и оскорблять польских командиров - они ведь в советской пропаганде представлены почти как людоеды, польские фашисты и пр. - советской агитке охотно верите по сей день. Нo когда Вы с таким-же пылом начали оплевать лучших людей вашей Родины, я это запомнил на всегда, и этого не забуду. И Россия Вам этого не забудет. Сегодня, 4.11 Вам это пишу, и за одно передаю привет от моих питерских Русских друзей, которые сегодня маршировали на Русском марше. Держитесь!

                • Витэк Виндекс, не Вы ли декларировали, что в Гражданской войне не бывает победителей, правых и неправых. Все "понемножку" и правы и виноваты.

                  • Витэк  Виндекс Витэк Виндекс Профессионал 5 ноября 2013 в 01:02 отредактирован 5 ноября 2013 в 01:05 Сообщить модератору

                    Сергей Дмитриев,
                    Нет, такого не помню. Я мог написать, что в гражданской обе стороны ответственные за неё, страшнейшую из войн. Победители бывают, и правые бывают - войны и командиры - нп. полковник Хосэ Москардо из толеданского Альказара. Но про самого Франко я бы не сказал, что он без греха. Хотя если бы не Франко (и его обоз), может быть Испания покатилась бы по кровавомy пyти России с голодом, геноцидом собственного населения, массовыми депортациями и расстрелами, нищетой и везде присутствующим обманом - ведь Игорь Тальков о СССР пел - "Покажите мне страну, где каждого обманут, где назад означает вперед..."

              • Валерий Хачатуров Мастер 31 октября 2013 в 16:08 отредактирован 31 октября 2013 в 16:16 Сообщить модератору

                Игорь Вадимов, Помните, как Алеша Карамазов говорил, что помещика надо расстрелять? В конце 19 века люди читали Достоевского и уходили в революционеры.
                В конце 20 века люди читали Достоевского и проклинали революцию. Так что революция начиналась с "Братьев Карамазовых"...
                Герцен был свидетелем ряда европейских революций и понял, что от революций добра ждать нельзя. Он приветствовал реформы Александра 2. Но Герцена в России не пожелали слушать. Прошлый год был годом 200 летие со дня рождения Герцена. Кто вспомнил его?
                Видимо, наступать на одни и те же грабли становится российской традицией.

                • Валерий Хачатуров,
                  умнейший Ваш комментарий от 31.10 16:08 = "революция начиналась с "Братьев Карамазовых". И она там изображена!
                  Там есть эдакая сногсшибающая аллегория - пьяный русский дворянин Карамозов спорит, что вые... = ну, переспит с горбатой бомжихой. Из этого спора (и полового акта) родится Смердяков - потом этот презиранный пауголок (байстрюк) убьёт своего очень испорченного отца.
                  Вот только роли определить - испорченный Распутиным и самым собою царский двор, пауголок (коллективный в лице Ленина, Троцкого и других - кстати, приглашаю очень на мою новую статью "Кто был настоящим автором октябрьского большевистского переворота?" - 7-ого ноября в основном выпуске "ШЖ", но можно читать и обсуждать уже теперь.

                • Валерий Хачатуров, про мое, якобы, пристрастие в газете "Завтра" - поподробнее, пожалуйста.
                  ... рекомендую вместо ответа на вопрос - пожаловаться на меня в администрацию сайта. Ответа у Вас все равно НЕТ.

                  • Игорь Вадимов, я не понимаю этой кичливой заносчивости к отдельным изданиям. Они достаточно популярны, их читают, считают своими. Как можно отгораживиться от этого контингента по- и читателей? Они же свои люди! А мы тут толкуем о жестокостях Гражданской войны и "всё такое".

                    • Сергей Дмитриев, не люблю антисемитов.
                      По этому признаку меня самого часто к семитами относили.
                      Все люди рождаются совершенно одинаковыми. И никто из них с младенчества не питает ненависти к "не таким, как он".

                      • Игорь Вадимов, я ж не говорил о нацнеприязни - это другая опера. Так и издания "рождаются одинаковыми" и стараются понравиться читателям, а кто-то начинает "думать о них свысока". Конечно, у всех свои предпочтения в выборе, но зачем же так афишировать свою брезгливость "к "нетаким, как он"?

                  • Валерий Хачатуров Мастер 31 октября 2013 в 21:11 отредактирован 31 октября 2013 в 21:14 Сообщить модератору

                    Игорь Вадимов, у Вас богатая фантазия. Я не говорил о пристрастии. Я только поинтересовался "А что газета «Завтра» говорит о памятнике Феликсу?"
                    Кстати, отвечая Вам, я вспомнил Алешу Карамазова, и сказал, что революция начиналась с "Братьев Карамазовых", а Вы промолчали...

                    • Валерий Хачатуров, попыткой перевода стрелок Вы подтверждате отсутствие ответа. Я уже понял - это такая попытка уязвить оппонента.
                      Что же до Карамазовых... Я рад, что этим примером Вы согласились с тем, что я писал - что общество было больным. А кроме этого было "к топору зовите Русь" и прочее... Ведь "Земля и воля" образовалась аж в 1861м году! И десятилетиями кто-то отстегивал на их деятельность кучу денег! Кто? Заграница? Российское общество? Десятки, если не сотни фанатиков собирали бомбы, закладывали их то там то сям, взрывали - а вместо императора гибли "обыватели просто".
                      И несмотря ни на что "обчество" рукоплескало "самоотверженным юношам".
                      И деньги находились на то, чтобы собрать новую бомбу - чтобы Россия не приняла конституцию, чтобы оставалась той самой "сатрапией".
                      Сколько бомб взорвали под императором-освободителем?
                      Вроде бы было 7 покушений всего?
                      А когда его убили и стало ясно, что Россия сверху преобразовываться не будет - все прекратилось как по мановению волшебной палочки.
                      И до сих пор никто на эту странность внимания не обратил.
                      Вы это странным не находите?

                      • Валерий Хачатуров Мастер 1 ноября 2013 в 10:29 отредактирован 1 ноября 2013 в 10:32 Сообщить модератору

                        / Вы это странным не находите? /

                        Мне кажется странным, что Вы, осуждая век 19, забываете о веке 18-ом с его дворцовыми переворотами.Между прочим, во время переворотов, убивали царей. Да, убийство царя допускали и декабристы. Только была договоренность - тот, кто убьет царя, должен был убить и себя...
                        Александр Ульянов был из тех революционеров, который готов был пролить свою кровь. Ленин пошел другим путем. Свою жизнь он оберегал так, как не оберегали ее цари...

                        • Валерий Хачатуров, век 18й - век потерянных возможностей для России. Как и век 19й.
                          Но, когда, наняв дураков-террористов, загнали и убили императора-реформатора, убедив его сына, что в России нужна твердая рука и консерватизм - тогда и украли у России не то последний, не то предпоследний шанс - если последним шансом считать Столыпина и его реформы.

                          • Игорь Вадимов, история повторяется? Реформаторов Бориса Ельцина сменили консерваторы Владимира Путина…

                            • Валерий Хачатуров, приравнивать Александра-освободителя к Борису Ельцину???
                              У Ельцина были не реформаторы. Страну целенаправленно разворовывали, раскалывали и загоняли в долговую кабалу.

                              • Игорь Вадимов, "Да бросте Вы, Штирлиц!" пенять-жаловаться. Радуйтесь, что с подачи Бори Гайдара живёте теперь в постиндустриальном обЧестве. Всё устаканится, притрётся и перетрётся. "Жить стало веселей, жить стало лучше"(С)

                                • Сергей, Гайдара-внука, светлая ему память, вообще-то звали Егор.

                                  • Константин, один казачок уверял, что дед Егора Гайдара ограбил его деда…
                                    Аркадий Гайдар воевал на Кубани в должности командира роты. Сколько командиров рот было в Красной Армии? И надо же было так случиться, что тем комроты, который ограбил деда того казака оказался Аркадий Гайдар.

                                    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 1 ноября 2013 в 21:19 отредактирован 1 ноября 2013 в 21:21 Сообщить модератору

                                      Валерий Хачатуров, так "выпьем за тех, кто командовал ротами" в ранней молодости.

                                      Зато какой акварельный писатель сформировался и погиб как один из своих героев. Увы, внучек не проникся идеалами дедушки и отца и выродился в настящего Плохиша.

                                      • Сергей Дмитриев, Взлёт Голикова-Гайдара, как взлет многих других детей русской смуты, приходится на годы революции и гражданской войны. «Черный» барон Пётр Врангель, один из руководителей Белого движения, вспоминая людей смутного времени, отмечал: «Этот тип должен был найти свою стихию в условиях настоящей русской смуты. В течение этой смуты он не мог не быть хоть временно выброшенным на гребень волны, и с прекращением смуты он также неизбежно должен был исчезнуть». Исчез бы, как и многие другие, и Аркадий Голиков. Но он «спасся» тем, что стал известным детским писателем.
                                        В июне 1941 г. в московской коммуналке поэт Николай Глазков напишет свою молитву: ««Господи, спаси Страну Советов, / Защити её от высших рас. / Потому, что все Твои заветы / Нарушает Гитлер чаще нас».
                                        Аркадий Гайдар мог бы отсидеться в тылу. Но он, как и многие читатели его книг, которых он учил любить свою родину, ушел тоже на фронт защищать страну Советов от «высших рас». Однако, именно в 1941 г. по Москве пронесся слух: «Гайдар задумал перебежать к немцам…» Пройдут годы, и Аркадию Гайдару придется отвечать еще и за внука…

                                        • Валерий Хачатуров, стишок провокационный "по всем швам": негоже атеисткой стране просить защиты у господа. А вот другой поэт примерно тогда же написал "Как два различных полюса, //во всём враждебны мы." И эти строчки стали вдохновляющим слоганом до самой Победы.

                                          Инсинуации, типа слухов витают неизбежно вокруг заметных персон. Ахматова не пошла санитаркой на фронт, как Великие княгини. АГ "не спасался" своим талантом, а не поступился принципами и впитанными убеждениями.
                                          Список тех, кого "не спас" талант писателей-поэтов, увы, длинный, вкл. пострадавших. Мандельштам, Бабель, Серебрякова, Гинзбург, Смеляков, да мало ли ещё кого можно добавить?

                                          • Валерий Хачатуров Мастер 2 ноября 2013 в 04:48 отредактирован 2 ноября 2013 в 04:56 Сообщить модератору

                                            Сергей Дмитриев, / стишок провокационный "по всем швам": негоже атеисткой стране просить защиты у господа./
                                            Не стоит торопиться с эпитетами. Борцу с провокаторами желательно обратить внимание на один факт: поэт просил защиты у Господа, а Вы, г-н воинствующий атеист, говорите про господа.
                                            Будьте последовательными и запишите в провокаторы поэта Волошина, который закончил «Северовосток» следующими словами.

                                            Нам ли весить замысел Господний?
                                            Всё поймем, всё вынесем, любя, —
                                            Жгучий ветр полярной преисподней,
                                            Божий Бич! приветствую тебя.

                                            • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 2 ноября 2013 в 05:02 отредактирован 2 ноября 2013 в 05:07 Сообщить модератору

                                              Валерий Хачатуров, всерьёз эту разницу Г-г никто не воспринимает. Так... обозначают отношение.
                                              Я не очень воинствующий: не зову ломать церквА - пусть остаются как памятники архитектуры и древних заблуждений. Здешние баптитские церкви строят и содержат классные медицинские центры, услугами которых довелось пользоваться. В пикировках с верующими я подчёркивал эту позитивную сторону религии.

                                              Никогда не чувствовал себя господином и не тянет: где господин, там рядом у ног и раб. Кому нужна такая справедливая демократичность?

                                              • Сергей Дмитриев, в те годы, когда Россия серьезно заболела революцией, Владимир Соловьев задал свой вопрос:
                                                О, Русь! в предвиденье высоком
                                                Ты мыслью гордой занята;
                                                Каким же хочешь быть Востоком:
                                                Востоком Ксеркса иль Христа?


                                                Помнить о таких людях как Владимир Соловьев и тех вопросах, которые они задавали, в наше время – необходимо.

                              • Игорь Вадимов, когда слушаешь иных членов Гос. Думы, невольно вспоминаются строчки из песни русского поэта А.К. Толстого:
                                Много разных бывает на свете чудес!
                                Я не знаю, что значит какой-то прогресс,
                                Но до здравого русского веча
                                Вам еще, государи, далече!»

                      • Валерий Хачатуров Мастер 1 ноября 2013 в 09:55 отредактирован 1 ноября 2013 в 09:57 Сообщить модератору

                        Игорь Вадимов, Я могу только констатировать факты.
                        Реформаторов Александра 2 сменили консерваторы Александра 3. Николай 2 заметался между жесткой политикой отца и реформаторской политикой деда.
                        Эти метания завершились для него подвалом Ипатьевского дома, а для России – смутой революции…
                        Что касается поведения союзников России, которые должны были помочь Белой России, то их поведение напоминало поведение оккупационных войск, а не поведение войск союзников. Англичане, например, вошли в Баку, как союзники России, однако Деникина в Баку они не пустили.

                        • Валерий Хачатуров, полностью согласен с констатацией фактов.
                          С маленьким добавлением - что реформаторов от власти ушли именно террористы со взорами горящими, что были якобы "за нашу и вашу свободу". Ну, сами террористы были идиотами с промытыми мозгами, а вот те, кто их оплачивал, хотели именно помешать развитию России - чего и добились.

                          И, Вы совершенно правильно заметили, что союзнички по Антанте в Россию приходили не освобождать, а грабить - и очень были потом обижены, что их траты на интервенцию пошли прахом.

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 31 октября 2013 в 04:43 отредактирован 31 октября 2013 в 04:48 Сообщить модератору

    Валерий Хачатуров, "Не падайте духом, поручик Голицин, //корнет Оболенский надеть ордена." - тоже трогательная песня.

    ПС: всё хочу спросить знатоков, была ли возможность не затевать большую войну из-за сараевского терракта?

  • Валерий Хачатуров, "чёрный барон" - это Врангель? Литературный контраст на уровне. "Лживая песня" была понятна "массам" и сработала по назначению. В "Завтра" прочитал интересную статью тоже знатока истории "Что предшествовало Брескому миру?" Там интересный посыл, что Временное пр-во упустило возможность провозгласить тотальное перемирие на всех фронтах ПМВ, а большевики сыграли на этом.
    Рекомендую-с почитать.

  • Интересная и, в то же время, скорбная страница нашей истории. Нам остается только побольше знать о таких событиях. Спасибо автору.

    Оценка статьи: 5

  • Валерий Хачатуров Мастер 30 октября 2013 в 21:04 отредактирован 30 октября 2013 в 21:05 Сообщить модератору

    Витэк Виндекс, можно, даже нужно, вспомнить другое стихотворение Волошина:

    «Быль царей и явь большевиков.
    Что менялось? Знаки и возглавья.
    Тот же ураган на всех путях:
    В комиссарах — дурь самодержавья,
    Взрывы революции в царях…»


    Большевистский переворот, уничтоживший права и свободы петербургской империи, возродил худшие нравы московского царства. Именно в жестокости большевиков народ увидел старую знакомую власть. Призывы лидеров Белого движения – бороться за Учредительное собрание, оказались для народа непонятной барской затеей.

  • Валерий Хачатуров Мастер 30 октября 2013 в 20:34 отредактирован 30 октября 2013 в 20:41 Сообщить модератору

    Господа спорщики! Предлагаю прекратить спор. Не будем забывать о вопросе статьи. Я думаю, что ветераны ижевских частей имели право зачислить Михаила Молчанова ефрейтором в 1-ый Ижевский полк. Это их право, а нам оспаривать его не имеет смысла. Иной генеральский сынок мог бы потребовать большего, а Михаил Молчанов ушёл из жизни ефрейтором...

  • В рамках этой темы, думается, необходимо вспомнить и о Белом Приморье. 23 октября 1922 года под командованием адмирала Старка из Владивостока ушли остатки Сибирской флотилии, имея на борту около 10 000 беженцев…

    • Валерий Хачатуров,
      Благодарю Вас за то что напомнили про эту сильно забытую сейчас тему. Даже стал читать про брон.поезда Земской Рати в 1922 г. и лживим советским подвигам о их захвате. Вот зачитался сегодня в статье "Последний бой бронепоезда" - рекомендую.

    • Валерий, может, расскажете об этом подробнее? Мне кажется, многие помнят об исходе Белого движения из Крыма. И про Галлиполи, наверное, многие слышали. А вот тот исторический эпизод, котрый вы сейчас вспомнили, думаю, известен немногим. Если вдруг соберетесь, на мой взгляд, не стоит ограничиваться рамками комментария. Заранее, спасибо.
      С уважением, Константин.

      • Константин, к сожалению, эту тему я не осилю.
        А история Белого Приморья заслуживает внимания.
        В марте 2010 г. в Калифорнии на 89-м году жизни скончался Михаил Викторинович Молчанов - сын белого генерала В.М.Молчанова, ефрейтор 1-го Ижевского полка. Михаил Викторинович родился 26 октября 1921 года во Владивостоке. Покинул Россию вместе с родителями в ноябре 1922 г., во время исхода Белой армии из Приморья.
        Летом 1923 г. генерал В.М.Молчанов вместе с женой и сыном эмигрировал в Америку. Работал грузчиком на консервном заводе, маляром на судоверфи, несколько лет арендовал ферму по разведению кур, потом работал ночным администратором в небоскребе делового центра Сан-Франциско.
        Многие его сослуживцы из Ижевской дивизии оставались еще в Харбине и Шанхае. Уже после Второй мировой войны, когда к власти в Китае пришел Мао Цзэдун, и они были вынуждены покинуть эту страну, Молчанов многим высылал приглашения и помогал перебраться в Америку. Скончался в январе 1975 года и был похоронен на Сербском кладбище около Сан-Франциско.
        В 2008-2009 гг. Михаил Викторинович активно участвовал в публикации книг серии "Белая Россия" - мемуаров своего отца генерала В.М.Молчанова "Последний белый генерал" и книги его ближайшего соратника и друга, полковника А.Г.Ефимова "Ижевцы и Воткинцы".
        Михаил Викторинович был искренне рад тому, что эти книги были опубликованы в России, стали доступны российским читателям.

        • Со всем должным уважением, Валерий Хачатуров, как может человек, достигший совершеннолетия в Америке через много лет после того, как полк перестал существовать - оказаться ефрейтором этого полка?

          • Валерий Хачатуров Мастер 30 октября 2013 в 16:00 отредактирован 30 октября 2013 в 16:03 Сообщить модератору

            Игорь Вадимов, Ижевцы подобных вопросов не задавали.

            Из Ижевска от публициста С.Жилина
            ИЖЕВЦЫ СКЛОНЯЮТ ГОЛОВУ...
            В Калифорнии ушёл из жизни Михаил Викторинович Молчанов. Не знакомые лично, живущие на другом конце земного шара, мы восприняли эту горькую весть с болью в сердце.

            Утрата велика... Особенно для потомков ижевцев и воткинцев. Многие из нас в эти дни перечитывают вышедшие не так давно и в России книги воспоминаний генерала В. М. Молчанова «Последний белый генерал» и одного из его ближайших соратников полковника А. Г. Ефимова «Ижевцы и воткинцы. Борьба с большевиками. 1918-1920». К их изданию Михаил Викторинович имел непосредственное отношение.

            Михаил Викторинович Молчанов для людей неравнодушных к истории России и родного Ижевска был не просто свидетелем и очевидцем трагической и героической эпохи Гражданской войны, горьких страниц истории русской эмиграции. Его память и живое слово донесли до нас приметы того времени, сохранили черты и характеры людей.

            Родившийся в 1921 году во Владивостоке, с детства живший на чужбине, никогда не бывавший в Ижевске, он, тем не менее, часть истории этого города – последний ижевец, передавший эстафету памяти в ХХI век. Он и ушёл из жизни ефрейтором 1-го Ижевского полка, словно догоняя своих старших однополчан, так и не закончивших свой военный поход. Круг замкнулся: отец – последний белый генерал, сын – последний ижевец...

            В гражданской войне победителей не бывает - 90 лет спустя это особенно ясно. Победителей не бывает, но людей, сохранивших честь и достоинство, память рода, любовь к родине – всё-таки достаточно, чтобы народ не потерял самоуважения.

            История и время всё расставили на свои места. Для этого всем нам пришлось пройти непростой путь, и одними из первых его начали восставшие против большевиков ижевцы и воткинцы. Память о них дошла до нас во многом благодаря таким подвижникам, как Михаил Викторинович Молчанов.

            Для тех, кто помнит историю России и Ижевска, это имя значит поистине много. Для сторонников же разрушения «до основанья» память - категория не нравственная, а политическая. Михаил Викторинович, как и его отец, генерал В. М. Молчанов, был человеком, прежде всего, нравственным.

            Глубочайшие соболезнования родным и близким Михаила Викториновича Молчанова, всем, кто его знал, кто ценит его вклад в нашу общую историческую память... А для памяти прошедшего времени не бывает!
            Наш город склоняет голову, поминая Ижевца. Вечная память!

            • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 30 октября 2013 в 16:13 отредактирован 30 октября 2013 в 16:14 Сообщить модератору

              Валерий Хачатуров, спасибо за информацию. Все понятно.
              Вопросов на такую святую тему задавать нельзя.

              Стал ефрейтором полка, погибшего, когда ему было год или два. Живо, как свидетель, рассказывал о событиях, произошедших до его рождения. Все понятно. Народ склоняет голову. Вечная память.

          • Игорь, вопрос, конечно, не ко мне и Валерий на него, наверное, ответит. Но где информация, что полк был расформирован после 23 октября 1922 года? Если солдаты и офицеры этой части грузились на суда с полковым знаменем, то вполне возможно, что формальные причины для расформирования полка отсутствовали.

            • Константин Кучер, Вы совершенно правы, что вопрос был именно к Валерию. Это ведь он написал: Летом 1923 г. генерал В.М.Молчанов вместе с женой и сыном эмигрировал в Америку. Работал грузчиком на консервном заводе, маляром на судоверфи, несколько лет арендовал ферму по разведению кур, потом работал ночным администратором в небоскребе делового центра Сан-Франциско.
              Многие его сослуживцы из Ижевской дивизии оставались еще в Харбине и Шанхае. Уже после Второй мировой войны, когда к власти в Китае пришел Мао Цзэдун, и они были вынуждены покинуть эту страну, Молчанов многим высылал приглашения и помогал перебраться в Америку.

              Не грузились солдаты и офицеры этой части на суда... На судно командир погрузился со своей семьей и, частным порядком, уехал в Америку. А все остальные тоже выживали как могли.
              Но, конечно, кто-то мог сохранить и знамя и полковую печать. И оформлять документы уже в Америке. Вы ведь - об этом?
              Я уверен, что честный офицер подложные документы оформлять не будет. Потому и спрашиваю про ефрейтора полка.

              • Игорь Вадимов,
                - Нет, лгун и пытающийся оскорбить честного и мертвого уже человека, который, увым, защищаться не может, здесь только 1.
                По затронутой теме выезда генерала Молчанова В.М. - один наглый лгун написал, что придумал в своем больном воображении: "На судно командир погрузился со своей семьей и, частным порядком, уехал в Америку. А все остальные тоже выживали как могли".
                А прочитать (или прослушать) воспоминания самого генерала, российского героя - слабо? Он в них рассказывает как перешел с остатками своих частей сухопутную российско-китайскую границу. До 1923 г. жил в Маньчжурии, в Гирине, затем выехал с женой и сыном на лечение в Японию, а летом этого же года отправился в США. - "Генерал В.М. Молчанов: голос на магнитофонной ленте"

              • Витэк  Виндекс Витэк Виндекс Профессионал 30 октября 2013 в 19:07 отредактирован 30 октября 2013 в 19:09 Сообщить модератору

                Игорь Вадимов: "Не грузились солдаты и офицеры этой части на суда"
                - У Вас, неуважаемый, ОТКУДА такая уверенность в этом, и откуда такие конкретные знания о Белым Движении? Вы знаток Белой Гвардии?

                "Поволжская рать (группа, (бывший III корпус)
                Октябрь 1922 г. – 1800 штыков, 700 сабель, 9 орудий и 28 пулеметов.
                Эвакуировалась в Корею
                , а оттуда в Маньчжурию.

                Командующий: генерал-майор Викторин Мих. Молчанов. В 1914 г. командир роты 7-го Сибирского батальона, затем 3-й отдельной инженерной роты 3-й Сибирской сд. 06.1915 г. отравлен газами. Подполковник (1917). 2.02.1918 г. на станции Вольмар будучи раненым, попал в германский плен, бежал. Вернулся в Елабугский уезд к своему брату. Возглавил крестьянское антибольшевицкое восстание, сформировал из повстанцев отряд самообороны, позднее развернутый в 32-й Прикамский сп. С 08.1919 г. начальник Ижевской дивизии. Орден св. Георгия 4-й ст. (1919). В 1919 г. получил ранение в бою под дер. Хараузное Читинской губ. В 1920 г. командир III СК. В том же году произведен Атаманом Семеновым в генерал-лейтенанты, однако снял с себя этот чин в Приморье. Участник Хабаровского похода. В 1922-28 гг. проживал в Корее и Маньчжурии. В 1928 г. переехал в США." ("Приамурская Земская Рать")

                • Витэк Виндекс, и не говорите, дорогой Вы наш!
                  Все вокруг - неуважаемы и лгуны! Вики - потому что утверждает, что генерал Молчанов уехал с семьей в Америку в 1923м году, а вполне мною уважаемый Валерий Хачатуров с нею тоже согласен... Но Вы разоблачили орды клеветников России!!! Ура!

                  ... как это может объяснить, как мог стать ефрейтором уже давно несуществующего полка мальчик, с 2х лет живший в Америке - мне все же непонятно. Может, потому, что его папа был одно время командиром этого полка? Но да ладно.

                  Объяснили мне уже, это - "почетное звание". Что может быть почетного в присвоении чужих заслуг?

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 30 октября 2013 в 04:56 отредактирован 30 октября 2013 в 14:04 Сообщить модератору

    За годы Гражданской резни "накипело", накопилось такое ожесточение.
    Но можно считать, что русская Голгофа началась значительно раньше, а именно со зловещей Ходынской давки.

  • Надо писать, люди должны это знать.