• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Элина Оборотова Дебютант

Невринома слухового нерва. Как выбрать способ лечения?

Чуть больше года назад я стала замечать, что хуже слышу то, что происходит справа от меня, чем-то, что происходит слева. Трубку телефона стала прикладывать к левому уху, к собеседнику старалась развернуться левой стороной…

Сама для себя объясняла это то серной пробкой, то каким-то непонятным вялотекущим воспалением, которое, как я ждала, при первом удобном случае само пройдет. Глупости, конечно… Ну, хоть режь меня… не люблю я ходить по поликлиникам.

Так прошло почти полгода. Прошлым летом к этому добавилось небольшое головокружение при повороте головы справа налево, чувство онемения на правой стороне лица: будто бы ещё не конца прошла анестезия после посещения стоматолога. Потом я начала терять устойчивость: меня вдруг могло «повести» в какую-то сторону, при этом вернуться в исходное положение становилось довольно проблематично.

А однажды я проснулась утром от дикого «вертолета» (думаю, не надо объяснять, что это), но поскольку я была совершенно трезва, это состояние списала на жару, смог и переутомление. Вы обвините меня в безответственном отношении к своему здоровью, но разве могла я предположить, что все это звенья одной цепи? Да и когда симптомы добавляются один за другим, постепенно к ним привыкаешь и учишься с этим жить… В общем, до лор-врача я добралась только в конце осени.

Далее довольно быстро выстроилась цепочка лор — аудиограмма — сурдолог — МРТ, по результатам которой стало ясно, что у меня невринома слухового нерва (вестибулярная шваннома, невринома VIII черепного нерва, акустическая невринома) — доброкачественная медленно растущая опухоль, которая образуется из клеток, входящих в состав оболочки VIII-го черепного нерва (он же — преддверно-улитковый или слуховой, состоит из двух порций, отвечающих за слух и вестибулярный аппарат).

Причины появления подобных опухолей науке неизвестны. Есть только некоторые гипотезы, но они ничем не подтверждены. В моем случае это было уже довольно большого размера новообразование: почти 3,5 см в диаметре. Вырастая в ограниченном пространстве черепа, опухоль начинает сдавливать слуховой, лицевой и тройничный нерв, а в особо запущенных случаях даже мозжечок и ствол мозга. Отсюда — головокружения и онемение половины лица. Ну, а насчет слуха и так все понятно — в первую очередь, он и страдает. Частота возникновения неврином слухового нерва составляет примерно 1 на 100 000 человек в год.

Удивительно, но ни паники, ни страха, которые обычно в таких случаях одолевают людей, у меня не было вообще. Я увидела это пятно рядом с мозгом на снимке, прочла диагноз, и первая мысль, которая промелькнула, была: «Как от этого избавиться?» Всезнающий Интернет предложил два варианта: хирургическое вмешательство или радиохирургия. Первый вариант — трепанация черепа — был отметен мной сразу. При этих словах мне представлялись жуткие картинки вроде сверления или распиливания костей, лысые головы, дырки в черепе и беспомощные пациенты, которые из-за неизбежных осложнений проводят в больнице по 2−3 месяца и потом ещё около полугода не могут прийти в себя после столь страшной операции.

Радиохирургия, или гамма-нож, располагала к себе куда больше. На аппарате, похожем на МРТ, опухоль подвергается дозированному радиооблучению, после которого невринома должна перестать расти, а может быть, со временем и уменьшиться. Стоимость — около 250 тысяч рублей — поначалу слегка смутила, но потом я решила, что кредиты никто не отменял, и я готова на финансовые подвиги и выбивание материальной помощи из работодателя, лишь бы только избежать ужасной трепанации и бритья головы! В показаниях к радиохирургии была оговорка — новообразование должно быть не более 3 см. «Почти подхожу», — решила я и с этой мыслью отправилась к нейрохирургу.

На приеме выяснилось, что у врачей насчет меня другие планы. «А что в ней плохого?» — услышала я в ответ на вопрос о трепанации. «Получите квоту. Куда поедете оперироваться — в Москву или Санкт-Петербург?» Я, пребывая в шоковом состоянии от того, что мои надежды на бескровное решение проблемы не оправдались, выбрала НИИ нейрохирургии имени Н. Бурденко. В общем, с чудесной перспективой трепанации черепа накануне своего дня рождения и юбилея мамы я встретила Новый год.

Получение квоты заняло месяц. Госпитализацию назначили на 20 апреля. За время, прошедшее со дня постановки диагноза, чувствовать себя я стала хуже. Видимо, не обошлось без психисоматики: голова при повороте её влево стала кружиться настолько сильно, что я могла даже упасть. По утрам, прежде чем подняться, я «фокусировала изображение», потом вставала и шла, пошатываясь, как будто всю ночь дегустировала шампанское. Приступы с «вертолетом» доводили уже до рвотных позывов. Чувствительность правой половины лица ещё больше снизилась, и стало чаще «дергаться» веко. Не знаю, замечали ли окружающие мою неуверенность и шаткость при ходьбе, но меня все это очень напрягало…

И, конечно, за эти 2 месяца, которые мне ещё предстояло провести в ожидании операции, я искала в Сети информацию о том, как проходит трепанация, какой становится голова после неё (родничок? титановые пластины?), каков реабилитационный период и какие грозят осложнения. Как вы понимаете, ничего радостного для себя я там не находила.

Читала, что кости черепа удаляются совсем, рана просто затягивается мышцами и кожей, остается «родничок», подобный тому, что у младенцев. А самым страшным из возможных осложнений после удаления большой невриномы (а более 2 см — она уже большая) для меня был возможный парез, а то и паралич лицевого нерва. Это означало, что лицо станет асимметричным и, в зависимости от степени поражения нерва, будет отставать при моргании или вообще не закрываться глаз, не двигаться или двигаться с отставанием угол рта…

Потом можно будет сделать пластику и пересадить подъязычный нерв, но это потом, месяца через 3, и ещё неизвестно, приживется он или нет. По сравнению с этим мысль о том, что придется побриться налысо, меня уже вообще не пугала, и я связала на лето ажурный берет. На больничном готовилась провести 2−3 месяца.

Давно задумывалась о том, что хочу креститься, а после слов хирурга «у Вас такая опухоль, Вы и помереть можете после операции», укоренилась в этой мысли окончательно. Крестилась за день до отъезда.

Продолжение следует.

Статья опубликована в выпуске 6.06.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Элинa, спасибо за статью!За Ваш оптимизм.У меня в семье такая же проблема, у мужа подтвердился диагноз по данным МРТ с контрастом невринома сл.нерва(22*19*25).А мы решили обратиться в ЦКБ РЖД Семашко,узнали что там проводят лечение Кибер-ножом. пПока только записались на консультацию к радиологу.Надеюсь, что у нас тоже будет все хорошо.

  • Ольга Комогорова Читатель 7 февраля 2013 в 09:38 отредактирован 27 мая 2018 в 20:16 Сообщить модератору

    Я только вчера окончила курс лечения в НИИ Бурденко по поводу аккустической невриномы. Прошла курс радиотерапии на установке Кибер-нож (3 сеанса по 16 минут в амбулаторном режиме). Два года вынашивала в себе эту болезнь, 2 года наши врачи в небольшом провинциальном городке не смогли правильно диагностировать эту опухоль. И только после того как я решила со своей проблемой обратиться в столичную клинику (ГУТАклиник) мне был поставлен верный диагноз, а самое главное назначены необходимые исследования, в т.ч. МРТ головного мозга с контрастным усилением на аппарате не менее 1,5 тесла (лучше 3 тесла). Это ОЧЕНЬ важно, т.к. слабые аппараты не смогут увидеть образование небольшого размера, которое можно убирать при помощи стереотаксической радиоТЕРАПИИ, т.е. это лечение, а не операция (и тем более не трепанация). У меня было образование размером 16*10*7мм.
    Полного восстановления слуха на поврежденное ухо мне не обещают, но и не исключают.... Посмотрим.

    Большое спасибо Элине Оборотовой за статью. Это очень важно найти позитив перед принятием важных решений.

  • Вячеслав Погорелов Читатель 15 июля 2012 в 15:46 отредактирован 27 мая 2018 в 15:18 Сообщить модератору

    Здравствуйте Элина. Спасибо огромное за такие статьи. Читал статью и сравнивал с собой. Те-же симптомы, те-же вертолеты.... Мне тоже предстоит поездка в НИИ Н.Н.Бурденко, путевка у меня на руках, но я пока в полной неясности, что, где, как. Вы своей статьей открыли глаза и пролили свет ясности. У меня конечно возникли некоторые вопросы подробности. Хотелось бы на электронную почту Вам написать.

  • Друзья, спасибо да добрые слова!
    Сергей, я считаю, что в нашей жизни ничего не бывает просто так. Все со мной произошедшее я воспринимаю как жизненный урок, данный свыше. Надеюсь, я сделала правильные выводы
    Элина, эта статья, да и поддержка других, это самое малое, что я могу сделать в благодарность врачам, Богу, жизни, вселенной! А врачи в НИИ Бурденко каждый день делают маленькое чудо, и на этом нужно знать и помнить

  • Прочла обе части, молодчина! А ещё здорово, что нашли в себе силы других поддержать

    Оценка статьи: 5

    • Элина Мурашкевич, у меня неврит сл.нерва правого уха. Простудил на строевых. Проходил лётную комиссию с большим отсевом по слуху. Но командиры не проявили заботы о личном составе, отобранном с трудом. С болью бежал в санчасть. После лечения восстановился слух и был допущен к полётам, но не судьба, а слух стал "медленно и верно"таять.
      Ваш случай настораживает: ведь не было каких-то травм или простуд, просто так началось.
      В лечении зрения кажется больше успехов, чем слуха. Напр., катаракту обезоруживают заменой кристаллика на искусственный в порядке вещей с большой гарантией.
      Как говорят, надо довериться профессионалам, надеюсь, в Вашем случае всё получится лучшим образом. Спасибо за искренность и терпение.

      Оценка статьи: 5