• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Роберт Ян Дебютант

Что скрывают евреи? Вся правда о кашруте

Готовить по-еврейски не обязательно

Не буду лукавить, готовлю я ужасно. И многие еврейские блюда сам себе приготовить не в силах. И потому мои нееврейские друзья часто надо мной подтрунивают: «Как ты можешь соблюдать кашрут, если не ешь блюда еврейской кухни?».

Ведь бытует расхожее мнение, что вся еврейская кухня кошерна. К сожалению, или к счастью, это — распространенное заблуждение.

Понятие «еврейская кухня» (в смысле кулинарии, а не места приготовления пищи) имеет такое же значение, как «итальянская кухня», «французская кухня», «русская кухня» или даже «американская кухня». С таким же успехом можно считать итальянскую кухню католической, русскую — православной, а американскую — протестантской. Однако такого толкования никто не дает. Ведь эти фразы лишь обозначают народные кулинарные традиции. Не более. Поэтому когда Вы посещаете еврейский ресторан (или кафе) и ожидаете там кошерно покушать, стоит прямо уточнить у официанта, кошерны ли блюда.

Кошерность наступает не от того, что блюдо отнесено к еврейской кулинарной традиции, а от того, из чего, как и в каких условиях оно приготовлено. Кошерным может быть и блюдо французской кухни, если его состав и процесс его приготовления соответствует кашруту. А это значит, что для соблюдения кашрута нет никакой необходимости менять свои вкусовые предпочтения и переходить исключительно на блюда еврейской кухни.

С другой стороны, большинство еврейских блюд предполагают кошерность приготовления. Связано это с тем, что кашрут распространяется не только на еду, но и на сам еврейский образ жизни. Потому выполнить требования кашрута в еврейской кухне проще. Но делать это стоит только в том случае, если Вам действительно эти блюда нравятся.

Чтобы понять, что же действительно влияет на кошерность, можно в качестве примера рассмотреть разделение продуктов питания в кашруте.

Новое слово не режет слух

В кашруте вся пища подразделяется на молочную, мясную и нейтральную. Последняя называется парве. Собственно, само слово «парве» на иврите как раз и означает «нейтральное», «ни молоко, ни мясо».

Мясная пища — это не только все виды продуктов из натурального мяса, но и продукты и пища, приготовленные с использованием мясных ингредиентов. Суп, приготовленный на мясном бульоне (например, из костей животных), даже не содержащий ни кусочка мяса, считается мясным блюдом. А булочка, при приготовлении теста которой использовали молоко, будет считаться молочным продуктом. Даже шоколад, содержащий сухое молоко, является молочным продуктом (сухое молоко есть даже в горьком шоколаде). Только пища, при приготовлении которой не использовали ни молочные продукты, ни мясные, может называться парве. Это — фрукты и овощи, немолочные соусы, растительные масла без добавления молочных жиров (такие бывают), мед и многие другие.

Самый простой способ отличить молочный продукт, мясной или парве — это готовить пищу самостоятельно из исходных ингредиентов. Но поскольку мы часто покупаем готовые продукты в магазинах, то этому нужно учиться.

Если продукты все-таки покупаются в магазине, в помощь пойдет специальный значок на упаковке, подтверждающий кошерность продукта. Этот значок называется эхшер. Знак может быть графическим или текстовым. Эхшер является зарегистрированной торговой маркой и охраняется соответствующим законодательством. Текст на эхшере обычно написан на иврите. Но сама принадлежность к кашруту может быть написана по-русски. Например, для парве будет надпись «Кошерно парве». Право ставить эхшер принадлежит только раввину, подтвердившему кошерность конкретного продукта (машгеху). К сожалению, найти в российских магазинах продукты с пометкой «Кошерное мясо» не реально. Поэтому практичнее научиться в домашних условиях мясо кошеровать.

В мире насчитывается много эхшеров. Есть со всемирной славой, например, выдаваемые The Ortodox Union. Запомнить его очень просто: в круге стоит буква U. В России и странах СНГ очень распространен эхшер главного раввина России Берл Лазара. Он тоже легко читаем. Также в круге стоят слитно написанные одна под другой буквы КР (Кошер Россия). Под его кашрутом выпускаются продукты, в т. ч. в странах СНГ.

Грядет революция на кухне

Особое внимание стоит уделять тому, в чем собственно готовится блюдо. Хотя Тора не дала четких предписаний на этот счет, еврейские мудрецы (авторитеты Торы) сформулировали исчерпывающий набор требований. Прежде всего посуда должна быть откошерована.

Кошерование — это перевод чего-то некошерного в кошерное. Применительно к посуде, кошерование означает приведение посуды в разрешенное состояние. Для этого посуда не должна содержать остатков предыдущей пищи.

При кошеровании посуды и кухонной утвари применяется очень простое правило. Если утварь или посуда соприкасается с продуктом напрямую, то кошерование происходит путем нагревания на огне. Если продукт с посудой не контактирует или контактирует не всегда, то откошеровать его можно опусканием в кипяток.

А нужна ли она, революция?

Большинству россиян (и в особенности неевреям) доводить кошерование посуды до абсолюта нет необходимости. Главное, придерживаться санитарной чистоты на кухне, научиться правильно обрабатывать продукты питания, сочетать их, правильно подготовить кухонную утварь и приборы и создать в своей семье новую кулинарную традицию.

Система еврейских диетарных норм и правил вобрала в себя опыт наших предков приготовления пищи и сочетания различных продуктов за последние 3500 лет. Диетологи разных стран и поколений время от времени обращаются к сокровенному кладезю еврейского народа и выдают известные в кашруте нормы как «новые» диетологические принципы и подходы. Хотя бы эти факты стоят того, чтобы попробовать соблюдать кашрут в первозданном виде.

Статья опубликована в выпуске 20.07.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (33):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Толково написано, и познавательно.

    Оценка статьи: 5

  • Алена Рекель Читатель 21 июля 2010 в 23:39 отредактирован 24 мая 2018 в 12:01 Сообщить модератору

    Хмм..а может быть лучше народу рассказать про 15 ава, чем препираться на счет 9-го.. тоже познавательно

  • Роберт Ян Роберт Ян Дебютант 21 июля 2010 в 06:15 отредактирован 21 июля 2010 в 09:28 Сообщить модератору

    Очень символично, что редакция почти месяц держала статью в загашнике и не нашла иного для для публикации как 20 июля, который по еврейскому календарю в соответствует 9 ава - Дню Скорби всего еврейского народа. Редакция как бы в усмешку автору и русскоязычным евреям дает сигнал "Вы скобите, а мы над Вашими традициями поразвлекаемся" (портал - развлекательный, как ни крути). Ведь можно догадаться, что соблюдающий автор не будет ни читать комментарии 20 июля, ни тем более отвечать на них. А тут и юдофобы подтянуться.

    Можно было бы допустить, что это - простое совпадение. Но также первое гетто в Римской Империи было создано 9 ава, по совпадению Гитлер начал высылку в концентрационные лагеря 9 ава. Было много совпадений. И это лишь подтвержает завет Б-га о том, что в этот день весь еврейский народ будет скорбить.

    Еще более символично, что первыми так сказать комментариями стали псевдоевреи. Самого факта того, что они не знают о 9 ава, не соблюдают традицию памяти своего рода, достаточно, чтобы проигнорировать их комментарии. А если они знают, и нарочито игнорируют... Что ж, Б-г им судья...

    • Роберт Ян, если Вы приходите на наш сайт развлекаться, то остальные - за информацией. А комментарии не обязательно читать сразу, никто не ждет ответа в тот же день и час.

      Слово "животные" заменили на "молочные".

      • Роберт Ян Роберт Ян Дебютант 21 июля 2010 в 09:27 отредактирован 21 июля 2010 в 10:00 Сообщить модератору

        Марианна Власова, законы 9 ава таковы, что даже Тору изучать в этот день нельзя. Так что и в отношении другой иноформации запрет еще более строг.

        Насчет ответа в другой день, Вы заметили лукаво. И сами знаете, что пик читателей и приходится именно на первый день. И читатели читают не только саму статью, но и комментарии. И именно в первый день выползают лжеевреи со своими "знаниями". И другие читатели их тоже читают. Вы даже не оспариваете, что намеренно на 9 ава разместили информацию. Просто смотрите на этот день "со своей колокольни".

        Вообще, иудаизм - не миссионерская религия, в отличие, скажем, от христианства. Поэтому просвящением именно религиозных иудейских канонов системно никто не занимается. И я не планирую. Но это не означает, что нужно пользоваться этим, и глумиться над еврейской культурой, историей и традицией. Не знали про то, что 20 июля 2010 = 9 ава 5770? Достаточно принести извинения. Знали? Тем более, извинения будут уместны.

        • Роберт Ян, во-первых, назначаю день публикации не я, во-вторых, назначается дата заранее, в данном случае она была известна дней за 10 и Вы могли отреагировать соответствующим образом гораздо раньше - попросить перенести, например, если хотели оперативно отвечать на комментарии.
          В-третьих, сайт у нас сугубо светский, и чем заняты авторы в день публикации - их личное дело. Глумиться над традициями никому не позволим, а извиняться нам не за что.

        • Комментарий удален
  • Роберт Ян, честно говоря, статью прочитала из любопытства, можно сказать, для общего развития. И ответа на самый интересующий меня вопрос как определить: кошерна пища или нет, я не нашла. Хотя в статье вроде были попытки объяснить это. А в остальном информация вполне приемлема. Особенно для тех, кто знаком об укладе жизни евреев понаслышке

    Оценка статьи: 4

    • Каролина Динкелакер, ответ есть и он очень конкретен: ищите на упаковке продукта эхшер. Для продуктов без эхшера не существует единственного и однозначного правила отнесения продукта к кошерной. Нужно как минимум разбираться в законах кашрута. И при любом (даже умозрительном) сомнении нести продукт без эхшера раввину, который и даст ответ на вопрос "Кошерна ли пища".

  • опечатка

    В 5-м абзаце:
    "Кошерным можем и блюдо французской кухни..."
    Вместо выделенного слова надо: может (быть?)

    • Юрий Сунгурцев, спасибо, поправили.
      alfia lambert, 4-й абзац подобрали, об остальном с автором договариваться сложно. Информация им сообщена, точка зрения высказана...
      Влад Коган и Лаура Ли, спасибо за дополнения.

      • Марианна Власова, так называемые дополненния Когана и Ли можно смело игнорировать. Они не только не корректны, но и искажают суть кашрута.

        Вступать именно в перепалку с данными авторами я не буду. Но не соблюдение евреем 9 ава по всем признакам достаточно считатать, что он не разбирается в еврейской традиции вообще.

  • Татьяна Гусева Татьяна Гусева Дебютант 20 июля 2010 в 10:29 отредактирован 20 июля 2010 в 10:51 Сообщить модератору

    Ну чего вы напали на автора? Хорошая статья. Правда, я - не еврейка.И знала только, что есть кошерная пища. Но что она представляет - не понимала. И вообще о сказанном имела весьма смутное представление. Но это ведь - не Тора, и не инструкция по кошерной пище, а познавательная статья. Мне она показалась интересной, хоть что-то узнала. Спасибо автору!

    Оценка статьи: 5

  • alfia lambert Читатель 20 июля 2010 в 08:25 отредактирован 20 июля 2010 в 08:56 Сообщить модератору

    Статья семантически скомканная, синтаксически невнятная и стилистически "тугая" для восприятия, а претензии на юмор и проскальзывающие менторские интонации усугубляют впечатление. Рассмотрим лишь основные моменты первой части, где автор обьясняет, что i) готовить по еврейски не означает готовить кошерно, ii) кошерно = следовать кашруту (что такое "кашрут", который лежит в семантической основе всей темы, не обьясняется). Вчитайтесь в абзацы. Они рванные. Абзацы 1, 2 и 4 развивают одну мысль и их надо бы обьединить. Абзац 4 не может быть не только абзацем (они не начинаются словом "Поэтому"), но и отдельным предложением. Абзац 5, 3, 6 (именно в такой последовательности) крайне неуклюже развивают ii). "Не более." Чего? Так можно сказать, но грамотное письмо предполагает фразу "И не более того" или "Но не более того" в зависимости от контекста. В середине этого абзаца зияет семантическая лакуна. Просится введение термина "кaшрут" и лишь затем описание условий соблюдения кaшрута. "С другой стороны" всегда следует за предложением, начинающимся с "С одной стороны..." которого здесь нет и сложно угадать, где же "та, самая" сторона. Dва последних предложения при любых обстоятельствах остаются составными частями одного предложения.
    P.S."растительные масла без добавления животных жиров (такие бывают)" -- ?!Надо же!
    "Применительно к посуде, означает приведение посуды в разрешенное состояние". А применительно не к посуде разве кошерование не означает приведения в разрешенное состояние?
    Что такое "норма" для диеты? В чем отличие "диетарного" от диетического?" .

    Оценка статьи: 1

    • Роберт Ян Роберт Ян Дебютант 21 июля 2010 в 06:31 отредактирован 21 июля 2010 в 08:34 Сообщить модератору

      alfia lambert,
      Вы свои филологически фишки спрячте.
      Насчет Ваших PS

      Фраза "Растительные масла без добавления животных жиров" содержит опечатку. Весьма существенную. Слово "животные" нужна заменить на "молочные". Так определено одно из требований к организации кошерного производства.

      Вы не знаете, а технолог пищепрома знает, что при содержании в массе продукта ингредиента от 2% и меньше, допускается не указание его на упаковке. Т.н. растительно-жировые продукты (спреды, масла) могут иметь как раз вкусовую добавку в виде молочно жира. И при менее 2% их содержании потребитель об этом не узнает. Характерный пример, растительные сливки производства Puratos со своей этикетки сообщают об отсутствии молока. Однако, согласно заводской рецептуре молоко содержится в объеме до 1.5%.

      Для того, чтобы молочный жир не сделал растительный продукт молочным допускается наличие молочного в объемно-весовой доле менее 1/60, что существенно меньше 2%.

      Понимание слова "кошерование" дано в том контексте, которое соответствует статье.
      А что есть норма в диете и отличия слов диетарный и диетический, полагаю, Вам лучше найти в соответствующих словарях. Ликбезом по этой части заниматься в мои планы не воходило.

  • Роберт Ян, "найти в российских магазинах продукты с пометкой «Кошерное мясо» не реально" - зато при российских синагогах бывают магазинчики с кошерными продуктами или привозят из других городов на заказ.

    • Роберт Ян Роберт Ян Дебютант 5 июля 2010 в 00:16 отредактирован 5 июля 2010 в 09:01 Сообщить модератору

      Марианна Власова,
      Я сомневаюсь, что нееврей в такой магазин пойдет. А из тех, кто пойдет, будет абсолютное меньшинство. И если ориентироваться на читателя в массовом смысле, а не в еврейском, то в основном в синагогу за продуктами мало кто (скорее, никто) из неевреев ходит.

      И можете поинтересоваться, сколько стоит такое "мясо на заказ". Определенно, для не соблюдающего традицию в полную силу предложение не адекватное. Поэтому я искренне советую заниматься кошерованием дома. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.

      • Роберт Ян, читать дальше →

        • Роберт Ян Роберт Ян Дебютант 21 июля 2010 в 08:31 отредактирован 21 июля 2010 в 10:03 Сообщить модератору

          Лаура Ли,
          Я подозревал, что "распальцовочный тон" - это ваш стиль, но своим комментарием Вы подозрения перевели в уверенность.

          Настолько не владеть материалом, чтобы это демонстрировать - это уже перебор. Что Вам не повезло со свекровью никому дела нет.

          А возьмем Коран? Кошерный на 100%!
          Вопиющая безграмотность. Ибо даже мусульмане считают, что халяль - никогда не кошер, а кошер - почти всегда халяль. Не знаю, откуда информация у Вас, а у меня - от общероссийского центра сертификации "халяль" и департамента кашрута России.

          дело в качестве: мясо просолено, вся кровь спущена, туша отжилована
          "Мясо прослено" в кашруте означает "сделать мясо некошерным". Есть прямое указание, что если мясо в процессе высаливания просолилось, но оно признается некошерным. Открываем и читаем Кицур Шульхан Арух. Если Вы написали именно то, что делается на самом деле, то все мясо Сары Ли - "контрафакт кашрута"

          • Роберт Ян, корпорация Сара Ли - самый главный потребитеь соли в штате Иллинойс. В ней работают около ста сольщиков. Продукция Сары Ли вся кошерно сертифицирована равинатом метрополии Чикаго. Предлагаю алаверды: предметом надо владеть. Еще не открыли другого способа обескровливания мясо кроме просаливания. Это не означает засолку. Если ты свою картошку жареную посолишь, то это не означает засоленая картошка. Вещи самоочевидные. Но уж очень тебе хочется поспорить с позиций богоизбранности. Со мной этот номер не пройдет - я не признаю богоизбранности того или другого народа. Кашрут и халяль для семитских народов, является правильным и оправданным в условиях Ближнего востока, но выглядит неразумным для еврея на Кольском полуострове, а киевский еврей может спокойно трескать сало и не ощущать себя псевдоевреем. Не в жрачке дело. А в совести. А то у нас шибко кошерные дети хасидские в армии служить отказываются, а псевдоевреи некошерные в ней с оружием в руках страну защищают. Я бы этих хасидышей свининой бы по уши накормила и под штык, в строй ...Вот это бы кошерно было

  • "большинство еврейских блюд предполагают кошерность приготовления" - а что, какие-то не предполагают, но при этом считаются еврейскими?

    "бытует расхожее мнение, что вся еврейская кухня кошерна" - просто в ней не встретить рецептов, где смешивается мясное и молочное.

    Вы ничего не сказали о посуде и ее кошеровании.

    • Роберт Ян Роберт Ян Дебютант 4 июля 2010 в 14:40 отредактирован 5 июля 2010 в 09:04 Сообщить модератору

      Марианна Власова,

      В еврейской кухне есть блюда, которые готовятся из продуктов, которые по факту свое происхождения являются кошерными. В большинстве случаев сделать их некошерными придется специально.

      Например, салат из овощей на растительном масле первого отжима будет кошерным при любых условиях. Если овощи соответствуют требованиям кашрута, то перемешивая их для салата некошерными они не станут.

      Если рыбу (в определении ее, данном Б-гом) отварить в воде (даже со специями), то она также будет кошерна. Требования от кашрута начнуться, если рыбу комбинировать с другими продуктами, например, при сервировке стола или именно в процессе приготовления блюд.

      Требование к посуде и правила ее кошерования - это очень объемная и многогранная тема. Если к теме кашрута будет у посетителей сайта интерес, я эти вопросы могу отдельно освятить. Начиная от того, из каких материалов должна быть изготовлена посуда, чтобы было разрешено в ней готовить. Как откошеровать посудау из разных материалов. И требование к рабочему месту при приготовлении кошерных блюд.

      А также особенности приготовления кошерных блюд в праздник Пейсах. Для которого есть особые условия.

      Понятие еврейский - это значит "относящийся к народу". Кошерный означает "в соответствии с требованиями кашрута". Кухня может быть кошерной, но не быть еврейской. Как и еврейская кухня может не быть кошерной. Достаточно зайти в какой-нибудь ресторан с меню еврейской кухни и спросить, кошерны ли их блюда. В Москве был ресторан еврейской кухни "Цимес", которые не был кошерным. Напротив, ресторан "Шагал" - кошерный. Все меню этого ресторана (блюда любой кухни) - кошерно.

      Потому как кухня - это не только и не столько ингредиенты самого блюда, сколько процесс его приготовления. Который соблюсти очень тажело, если в ресторане есть и некошерные блюда. Я бы даже сказал, что если в меню ресторана есть некошерные блюда, то кошерных там быть не может.

      • Роберт Ян, "еврейская кухня" - это прежде всего историческое понятие. А история складывалась так, что еврейский народ соблюдал кашрут и рецепты соответствовали правилам кашрута. Конечно, если Вы под "еврейскими блюдами" понимаете любые блюда, приготовленные евреями или неевреями по рецептам еврейской кухни, но без соблюдения кашрута, то они не обязаны быть кошерными. Но тогда неприменима количественная оценка - "большинство".
        Обычно "еврейские блюда"="рецепты еврейской кухни". Кошерные лишь в отношении сочетания продуктов. А в отношении правил приготовления и кошерности самих продуктов в рецептах ничего не говорится, потому что это разговор отдельный.

        "салат из овощей на растительном масле первого отжима будет кошерным при любых условиях." Есть дополнительные условия: кошерности посуды и полного отсутствия мошек и червячков в овощах.

        Не нужно рассказывать в статье, как кошеровать посуду, нужно просто сказать, что она должна быть кошерна - и пояснить, что это значит: очищена особым образом и раздельна для мясного и молочного и на Песах.

        • Марианна Власова,

          Это лично Вам так кажется, что еврейская кухня - это историческое понятие. Вы это скажите в русско-европейском ресторане с разделом в меню "еврейская кухня". Нужен пример, для Москвы, могу назвать ресторан, где есть еврейская некошерноая кухня. Блюда которой готовят совсем не евреи.

          Вы "упадете", когда узнаете, что есть кошерный ресторан.

          • Роберт Ян, любая национальная кухня складывается исторически. Примеры для Москвы мне не нужны. Я никуда не упаду, я знаю, что такое кашрут и кошерные рестораны.

            • Роберт Ян Роберт Ян Дебютант 5 июля 2010 в 00:12 отредактирован 5 июля 2010 в 09:02 Сообщить модератору

              Марианна Власова,
              Вы знаете, что такое кошерный ресторан снаружи или изнутри?
              И все-таки я настаиваю, что "еврейская кухня" - не синоним "кошерная кухня". Много, много, еврейских хозяек готовят в своих семьях вкуснейшие еврейские блюда и при этом не соблюдают кашрут. И от этого блюда не становятся "менее еврейскими". Часть вкуса теряется, но это "компенсируется" бОльшим удобством в приготовлении.

        • Марианна Власова,

          Лучше снимите статью с публикации, чем навязывать мне, что есть кашрут. Я добавил про посуду. Разделена для молочного и мясного посуда должна быть всегда. А на Пейсах либо вся посуда должна быть отдельно откошерована, либо должен быть специальный комплект посуды на Пейсах. Если нужно про праздник Пейсах будет отдельная статья напишу. Через несколько месяцев, как раз к празднику.

          Я подозревал, что администрация не ориентируется в кашруте, но чтобы тому, кто разбиратеся, давать на этот счет указания - это уже перебор. Прошу держать себя в руках. Не нравится изложение, блокируйте публикацию. А подводить мои знания под Ваш формат, увольте.

          • Комментарий удален
            • Роберт Ян Роберт Ян Дебютант 21 июля 2010 в 08:06 отредактирован 21 июля 2010 в 09:31 Сообщить модератору

              Не считаю Влад Коган евреем и знатоком еврейской традиции, т.к. для него не существует дня 9 ава. Поэтому нижеизложенное - не ответ комендатору лично, а тем читателям, которые посчитают этот коментараций уместным дополнением.

              Почти все изложенное Владом Коганом - если не ересь, то откровенная дезинформация.

              Кашрут -это свод религиозных законов установленых для продуктов потребления.
              Кашрут - это свод правил жизни религиозного еврея. Ибо законы кашрута распространяются не только на питание, но и на одежду, правила принятия решений, рассмотрения дел в судах, поведения, общения и многие другие. Но в светском употреблении и для евреев, не придерживающихся кашрута в его истинном значении, кашрут ограничивается области продуктов питания. Который в свою очеред подразделяются на правила выращивания, сбора урожая (забоя для животных), переработки (и ихранения), собственно производства и употребления.

              По сути не один еврей употребляющий в пищу некошерные продукты, считаться евреем в религиозном смысле не может.
              и в конце
              Еврей не соблюдающий кашрут-не еврей.
              Советую все-таки спросить раввина. Т.к. еврей, не соблюдающий кашрут - всего лишь не соблюдает кашрут. Да, согласно Торе - это серьезное нарушение заповедей, но не больше. Еврей - всегда еврей. Специально для евреев, которые не соблюдают кашрут. РАМБАМ в своем труде "Мишна Тора" (в частносте в разделе "Закон о тшуве") исчерпывающе приводит условия, при которых еврей может лишится своей доли в будущем. Т.е. не перестать быть евреем в настоящем, а лишь не получить обещанного Вс-вышним в грядущем. И каждый еврей может искупить свои грехи и полчить свою долю даже с последним вздохом. Даже если всю прошлую жизнь был атеистом.

              Кашерными могут быть продукты выращенные только руками еврея, или прошедшие под руководством равина особую обработку.
              Первое справедливо только для "кошер ламеадрин" или "глат кошер" (например для молока или мяса). Для просто кошер достаточно, чтобы продукт соответствовал требованиям кашрута. Также это требование распространяется на вино и виноградный сок. По многим мнениям [машгехов, т.е. раввинов осуществющих контроль за пищевым производством] за пределами Израиля сделать кошерную выпечку можно только если именно процесс выпекания осуществляет соблюдающий еврей (т.е. любой еврей не подойдет, а только "кошерный"). Связано это не с собственно требованием кашрута, а с тем, что откошеровать зону выпекания при некошерном производстве чрезвычайно затруднительно. Поэтому машгехи заменяют требование кошерования на работу еврея на печи. При этом под работой понимается любая операция, связанная непосредственно с выпеканием. Например, открывание и закрывание дверцы жарочного шкафа, включение-выключение печи и т.п. А, скажем, замес теста, деление на порции и выкладывание на противень может выполняться нееврем.
              Мало того, по официальным данным департамента кашрута (с которым я имею прямой контакт), даже на исламском предприятии можно производить выпечку, если только у печи будет работать еврей.

              Обработка под руководством раввина не проводится. Официальная функция машгеха - "наблюдение". Или в переводе на светский язык - контроль. Машгех не руководит процессом пищевого производства. И тем более никаким особым образом не обрабатывает продукт.

              Мясо продукты могут быть кошерными только тогда, когда они забиты специально обученным и уполномоченным для забоя скота человеком, при том в присутствии равина. То же касается и рыбы. Ни один продукт не будет считаться кошерным ,если уполномоченный на то равин не выписал специальное удостоверение о кошерности ,,теудат кошер,,.
              Специальный человек - шойхет. Должен быть богобоязненным евреем. При сомнении, что такой еврей есть, шойхет должен быть раввином. И во многих случаях правило шойхет=раввин соблюдается. Категорически не достаточно только этого требования, чтобы мясо стало кошер. Все условия приводить не буду. Кроме того, есть некоторые отличия в кошеровании мяса у евреев разных этнических групп.

              Фраза "То же касается и рыбы" лишена всякого смысла. Ибо рыба по кашруту - не "мясо", а "парве". На рыбу не распространяются ни требования по забою, ни запрет есть рыбы с кровью. Нельзя пить кровь рыбы как кровь живого существа (на это есть отдельная заповедь Торы, без связи с видом живого существа).

              Последняя фраза у Когана - не правило, а рекомендация. И звучит она так. Если есть сомнения, что продукт кошерен, то для подтверждения кошерности необходимо обратится к раввину за разъяснениями. Если нет возможности обратится к раввину, нужно либо приобретать продукт имеющий эхшер или сертификат кошерность, либо отказаться от его покупки. И это - рекомендация, потому как ряд продуктов кошерны по природе своего происхождения. Например, все крупы не из 5-и злаков (рожь, пшеница, ячмень, пшено, полба) - кошерны. Например, кукуруза и кукурузная мука - кошерны. Только на крупу и муку из означенных 5-и злаков нужно иметь сертификат кошерости. Но даже если его нет, для крупы и муки достаточно перебрать/просеить, чтобы исключить появление в крупе/муке жучков. Если есть вероятность, что крупа/мука может попасть в обработку без просеивания, тогда и нужен сертификат кошерности или прямое одобрение раввина.

              О посуде. Кошерной может считаться посуда купленная в магазине и имеющая удостоверение о кашерности.
              Тоже не правило, а рекомендация. И для жителя Израиля эта рекомендация становится правилом, т.к. магазины делятся на "кошерные" и "строго кошерные". И проще сразу купить уже кошерную посуду, чем искать "некошерную" и потом ее кошеровать. А для жителя России, где не продают (даже в синагогах) посуду с сертифкатом кошерности, эта рекомендация не может быть выполнена.

              Ни один человек самостоятельно не может преобразовать некошерную или потерявшую кашерность посуду в кашерную, для этого существуют специальные службы которые под руководством равината выполняют эту работу.После чего на посуду выдается удостоверение о кашерности.
              Когану может все-таки открыть на досуге Шульхан Арух (достаточно Кицур) и почитать там про правила кошерования посуды. Если нет Кицур Шульхан Арух, можно почитать "Путеводитель по кашруту" (изд-во скажу, если действительно будет интерес). И вот только если еврей/еврейка или вообще соблюдающий кашрут понимает, что не сможет правильно откошеровать посуду, ему/ей надлежит пойти к своему раввину за помощью или обратится в ближайшую синагогу или общину. В частности, хабад-движение в Москве оказывает такую услугу в Отделе традиций Московского врейского общинного центра. Наиболее остро вопрос кошерования посуды встает перед праздником Пейсах. Вообще для него настоятельно рекомендуется иметь отдельный комплект посуды (т.е. комплект для мясного, комплект для молочного, комплект для парве, включая различные наборы столовых приборов). Для очень многих иметь два комплекта посуды накладно (хотя и не обязательно дублировать все, можно временно обходиться одноразовой посудой), поэтому отдел традиций (или раввины на местах) проводят кошерование посуды для соблюдающих евреев.

              Тоже самое касается холодильника и других бытовых приборов связанных с приготовлением пищи. Как правило для молочных и мясных продуктов используются разные холодильники или в крайнем случае эти продукты храняться на разных изолированных друг от друга полках.
              Для бытовых приборов, используемых для приготовления пищи правило распространяется только на те части, которые непосредственно касаются продуктов. Также необходимо учитывать фактическую возможность произвести кошерование. Например, пластиковые или стекляные емкости откошеровать нельзя (подробнее о кошеровании посуды читайте на моем сайте).

              Недостаточно размещать в одном холодильнике мясное и молочное на раздельных полках. Для правильного соблюдения кашрута необходимо исключить проникновение запахов молочного в мясные продукты и мясных - в молочные. Поэтому, открытые упаковки обязательно заворачивают в не пропускающие воздух метериал, тщательно проверяют надежность заворачивания [открытых] крышек с винтовым соединением. Если продукты (мясные или молочные) размещаются в холодильнике на тарелках, то тарелка должна быть полностью обернута не пропускающим воздух материалом. По ряду мнений недостаточно просто накрыть продукт.

              Если удостоверение о кошерности выписано равином не уполномоченным на это, то оно признается не действующем.
              Вообще говоря любой раввин может выдать сертификат кошерности. Вопрос не в том, может или нет, а в том, кто ему доверяет. Если община ему доверяет, то она будет покупать продукты с его эхшером. Кто не доверяет, будет считать его эхшер не действительным. Другое дело, что если раввину доверяют другие раввины, то еврейское сообщество может признавать эхшер этого раввина. Например, Берл Лазар в России дает кашрут. И его кашрут призается не только в России, но и в США, Европе и Израиле. И вот раввин Санкт-Петербурга тоже ставит кашрут. Российские евреи покупают продукты с его кашрутом, а израильские могут и не купить. В США много раввинов выдают сертификат кошерности. Но, поскольку, в США большинство евреев - реформисты и консерваторы, не все кашруты американских раввинов признаются в других странах. В США выданные сертификаты действительны (т.к. там этим раввинам доверяют), а в других странах могут не быть признаны.

              О кулинарной традиции. Еврейская традиция запрещает одновременное употребление в пищу мясных и молочных продуктов, изделий из них и применение их совместно в кулинарной практике. Разрыв между употреблением этих продуктов должен быть от 12 часов.
              Это - не традиция, а прямая заповедь "Не вари козленка в молоке его матери". Насчет 12 часов Коган по незнанию погорячился. Тот же Кицур Шульхан Арух прямо указывает, что молочное после мясного можно съесть через 6 часов, а мясное после молочного - через 3 часа. Эти интервалы полностью соответствуют естественным циклам переваривания животных и молочных жиров.

              В отличие от Влада Когана, который возможно что-то и слышал про кашрут, но не соблюдает его и еврейскую традицию не знает, я не только соблюдаю кашрут, но и в прямом контакте с департаментом кашрута помогаю пищевым предприятиям проходить кошер-сертификацию.

              PS Заранее приношу извинения за возможные опечатки в тексте. Пишу утром, в спешке.

          • Роберт Ян, никто Вам не навязывает, что есть кашрут. Я говорю лишь о словах, о тексте статьи, который должен быть в формате журнала, если Вы предлагаете его для основного выпуска. Вам, как специалисту и соблюдающему, какие-то вещи кажутся естественными, а я думаю о том, как воспринимает текст читатель. И почему Вы решили, что я не разбираюсь в кашруте?.. Я написала что-то неправильно? Вы едите овощи с червячками или что?..

            • Роберт Ян Роберт Ян Дебютант 5 июля 2010 в 00:56 отредактирован 5 июля 2010 в 00:57 Сообщить модератору

              Марианна Власова,
              В фразе "очищена особым образом и раздельна для мясного и молочного и на Песах" вопросов больше, чем полезной информации и, тем более, ответов. Не любой особый способ очистки делает посуду кошерной. И не достаточно разделить посуду на "мясную" и "молочную", чтобы была возможность кошерно готовить. Есть еще (не указанный мной) аспект сервировки, собственно поедания, и существенные моменты приготолвения. Как раз поверхностное изложение вводит в заблуждение и формирует искаженное представление о древнейшей кулинарной традиции.

              Кроме того, слово "очищена" может просто оскорбить хорошую хозяйку. Вы ведь таким образом намекаете, что на обычной кухне посуду не чистят.