• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Галина Беляева Дебютант

Есть ли жизнь по ту сторону эгоизма?

Неоднократно приходилось сталкиваться с горячо защищаемой мыслью, оспаривающей существование альтруизма как такового.

Дескать, бескорыстного действия человек и любое другое существо не в состоянии совершить, а посему жизни вне эгоизма не существует! Однако позвольте заметить, что плодами альтруистических действий пользуется всё общество вне зависимости от чистоты мотива.

Начиная с руководителя, обдумывающего каким образом обеспечить рабочими местами сотню людей и заканчивая воспитателем, вкладывающим свои силы в неприбыльную профессию, либо волонтером, украшающим парк цветами.

Заимствуя основное положение социобиологии о том, что альтруизм играет важнейшую роль в эволюции и неизбежно преобладает над эгоизмом, смею предположить, что развитие любого человека и общества в целом зависит только от способности человека жертвовать собой или, иначе говоря, проявлять себя в альтруистических поступках. Ранее человек как представитель животного мира обязан был идти на смерть ради спасения своего племени от завоевателей, либо с достаточно высокой степенью риска добывать пищу на охоте. Сегодня проявление альтруизма и эгоизма заметно трансформировалось и базируется, скорее, не на стремлении выжить, а на стремлении комфортно жить.

Человек, стремящийся сделать комфортной жизнь своих ближних, приобретает значительные преимущества в собственном благополучии, нежели строго эгоистически настроенный индивид. Думаю, нет необходимости в детальном описании этих преимуществ, но достаточно констатации факта, что, человек, живущий среди преуспевающих, счастливых и самодостаточных людей, сам во многом уже счастлив ввиду своего окружения. Это чувство удовлетворённости возрастает во много раз, если к благополучию ближних человек имеет непосредственное отношение, т. е. вложил определённое количество ресурсов, что называется, от себя. Наличие такого багажа не обременяет и существует вечно, поскольку поддерживаемо самими участниками.

То есть, альтруизм (действие, направленное на безвозмездную заботу о ближнем), как вполне реальная альтернатива эгоизму существует. Другое дело, что мы неспособны уловить эту внеэгоистическую струю и удержаться в ней достаточно долгое время. Точечные вспышки утопают под напором себялюбия и опять мы вынуждены признать, что жизнь по ту сторону эгоизма маловероятна. Однако позволим себе преступить черту само собой напрашивающегося вывода, и возможно, решение окажется весьма простым.

Обратимся к природе, откуда испокон веков человечество черпает мудрость. Исследователи просто поражаются слаженной работе, взаимопониманию и жертвенности муравьёв один относительно другого и относительно всей семьи в целом. Однако, проникая вглубь муравейника, минимизируя объект исследования до индивида (если так можно выразиться относительно насекомого), обнаруживается, что за каждый альтруистический поступок муравей получает определённую «оплату». То есть, очевидность общего альтруистического закона, регулирующего жизнь общества, сталкивается с парадоксом эгоистичности частных элементов. И самое интересное в этом парадоксе, что одно не аннулирует другое. Альтруистический закон поддерживаем муравьями-эгоистами с точностью часового механизма.

В человеческом обществе важную роль играет фактор осознанности своих поступков. Поэтому, раскрывая вышеописанную закономерность в своей жизни: хотел добиться богатства для себя, приобрёл фирму, но вдобавок обязан заботиться о работниках, обеспечивать им заработную плату; хотел стать известным и обладать вниманием окружающих, но теперь обязан «развлекать» своих поклонников и уделять им необходимое внимание; хотел обладать властью над людьми, но теперь обязан подчиняться требованиям толпы, обслуживать их и т. п., — обычная реакция человека: «Меня надули!», «Меня поимели!» или ещё более острые эпитеты, которые выпадают за рамки нормативной лексики и потому здесь не приводятся.

Но факт остаётся фактом, как бы мы не старались загребать всевозможные блага, общий закон, — он альтруистичен, и водит нас за нос как детей неразумных. Особо остро это ощущается в конце жизни, когда, производя последние приготовления к уходу в потусторонний мир, мы поражаемся, насколько ничего не имеем.

Хотелось бы повториться, что это осознание, оно присуще только человеку. Поэтому только человек способен свободно включиться в альтруистический закон и начать вкладывать в общество, не ожидая вознаграждения за любое своё движение, но, взяв пульт управления процессом в свои руки, попробовать приобрести непреходящие, вечные ценности, так называемую человеческую составляющую: понимание, осознание.

Таким образом, вопрос: «Есть ли жизнь по ту сторону эгоизма?» — не вопрос, поскольку альтруизм и есть сама жизнь — закон, управляющий нами, пока мы не способны управлять им.

Всех благ Вам и Вашим близким!

Статья опубликована в выпуске 12.11.2006
Обновлено 24.08.2016

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: