Хайаса Арарат Грандмастер

Цветное телевидение

Адамян Ованес Абгарович (17 февраля 1879 г., Баку — 12 сентября 1932 г., Ленинград) — изобретатель цветного телевидения и радиофототелеграфии, автор более двадцати крупных научных открытий…

МЕЖДУ ЧЕРНЫМ И БЕЛЫМ

Он был необычайно одаренным человеком и к тому же имел поразительно пестрый спектр интересов. Эти два обстоятельства в итоге и определили противоречивость и непредсказуемость его характера, на что, кстати, еще в самом начале XX столетия обратил внимание знаменитый французский физик Жак-Арсен д’Арсонваль: «Вы, сударь, ленивец, каких мало. Обладать столь выдающимися талантами и с такой беспечностью их разбазаривать — просто преступление». Ученый, конечно же, был прав: дипломированный химик Цюрихского и Мюнхенского университетов, а ныне студент Берлинского университета и Сорбонны, он действительно любил, очень любил разнообразие. «Мир не делится лишь на черное и белое, есть много и других цветов», — часто говаривал молодой армянский ученый или, как его еще называли, «вечный студент» Ованес Адамян. С Хосе Капабланкой и Дуз-Хотимирским он играл в шахматы, с именитыми музыкантами исполнял произведения Баха, Бетховена, Штрауса, Моцарта, устраивал выставки на Монмартре. Особенно любил и ценил встречи с соотечественниками: знаменитое берлинское кафе Cafee des Westens на Кюрфустендам стало местом его встреч с Комитасом, Аветиком Исаакяном, Каро Мелик-Оган-джаняном, ханом Масеяном. Однажды на мраморном столике кафе он набросал химическим карандашом столь изящный рисунок, что владелец заведения, дабы сохранить шедевр, накрыл столик стеклом.

Классик армянской литературы Александр Ширванзаде как-то встретил молодого Ованеса Адамяна в Париже: «С самого начала знакомства он вызвал интерес, пожалуй, исключительными достоинствами. В совершенстве усвоил европейские манеры и несколько языков. Поистине за всю свою жизнь я редко встречал среди армян столь образованного человека, каким был этот „вечный студент“. Все двенадцать месяцев в году он бродил из одного города в другой, из одной страны в другую, посещал музеи, библиотеки, театры. Он обладал выдающимися научными знаниями, однако титул „вечного студента“ предпочитал званию профессора. Он и не обижался, когда его так называли».

Ованес Адамян приглашает маститого литератора на «интереснейшую лекцию», посвященную новому изобретению Маркони — беспроволочному телефону, который произвел настоящий фурор в международной научной среде. Бедняга еще не знает, что лекцию будет читать не кто иной, как сам д’Арсонваль.
 — Господин Адамян Ваш соотечественник? — интересуется
уже после выступления известный физик.
 — Да, мы из одной страны, отвечает Ширванзаде.
 — Тогда, я попрошу Вас попрекнуть его как следует.
 — За что?
 — За лень, сударь, за лень и беспечность. Ваш земляк одарен от природы, и если он настойчиво будет работать, то в один прекрасный день он, так же как Маркони, даст мне новую тему для лекций.

Жак-Арсен д’Арсонваль и на этот раз оказался прав: в самом скором времени Ованес Адамян изобретет факс. Впрочем, свои многочисленные открытия армянский студент никогда афишировать не будет. Иное дело, что изобретения эти — гарантия безбедного проживания в Европе: уже к 1911 году 32-летний сын бакинского нефтепромышленника Абгара Адамянца- автор семи запатентованных международными фирмами и предприятиями изобретений. Среди них первое изобретение по разложению передаваемого рисунка, варианты передачи черно-белых изображений и представленный 12 июля 1907 года первый в мире проект двухцветного телевизора. Кстати, за последний разыграется острейшая конкуренция между Парижем, Лондоном, Берлином и Петербургом; в результате в 1908 году будет оформлено сразу четыре патента.

С 1913 года Ованес Адамян в России. «Счастье созидания впервые я почувствовал здесь, — признается он в 1920 году сестрам. — Хотя условия моей жизни в Петрограде не лучшие — работаю в нетопленой комнате, а воду мне приходится таскать самому издалека, но я доволен, и идеи сегодня занимают меня больше, чем когда-либо». К этому времени Ованес Адамян уже всемирно признанный ученый, автор десятков изобретений, в том числе и таких, как «Приспособление для автоматического показывания реклам» и «Аппарат для передачи фотографических изображений на расстояние». Но есть среди прочих одна идея, которая никогда не покидает его: двадцать лет назад именно ее он и обсуждал с завсегдатаями знаменитого берлинского кафе Cafee des Westens на Кюрфустендам — идея армянского процветания.

«И хотя мир действительно не делится лишь на черное и белое, но судьба моего народа долгое время, увы, была именно двухцветной, — констатирует Ованес Адамян в начале 1920 года. — Чередовались периоды катастроф и торжеств, однако нам не хватало иных цветовых гамм — размеренного ритма истории. И где бы я ни жил, но именно в Ереване обязан запустить свой первый цветной проект». В 1925 году все мировые агентства распространили сенсационное известие: «В столице Советской Армении запущена первая в мире действующая модель трехцветного телевизора „Эратес“ — в переводе с армянского „дальнозоркий“».

Смерть 12 сентября 1932 года от рака почек настигла Ованеса Адамяна в зените славы. За два года до кончины он впервые в мире осуществил передачу радиофототелеграммы из Москвы в Ленинград. За год — изобрел устройство для секретной передачи, за четыре месяца — аппарат для воспроизведения изображений, записанных на пленке. Незавершенными остались выдающиеся проекты: в частности, схема передачи изображения лунного ландшафта на Землю. Ованес Адамян действительно двигался вперед космическими шагами.
Спустя ровно четверть века после ухода «вечного студента» из жизни известные британские ученые М. Кайвер и С. Джигит признаются: «Несмотря на то, что первые идеи и патенты по созданию системы цветного телевидения принадлежат русскому инженеру И. А. Адамиану, который еще в 1908 году предложил первую систему цветного телевидения, работы в этой области начаты сравнительно недавно». Впрочем, в конце жизни бытовой телевизор уже меньше интересовал Адамяна; его интеллект стучался в ворота Космоса и даже чуть было не приоткрыл их. Результатом именно этих усилий и стала его «космическая эстафетная палочка», которую он в один из дождливых августовских дней 1924 года и передал достучавшемуся к нему домой будущему творцу звездных ассоциаций, совсем еще юному Виктору Амбарцумяну: «Не ленись, сынок, ведь природа тебя щедро одарила талантом…»

«Унесенные ветром» с Вивьен Ли и Кларком Гейблом, «Веревка» Альфреда Хичкока, «Беки Шерк» Рубена Мамуляна — возможности смотреть все эти первые цветные фильмы мир обязан Ованесу Адамяну. Именно он разработал аппарат, позволяющий передавать цветное изображение на расстояние. Предложенный им принцип впоследствии был доработан и развит во французской системе СЕКАМ.

*
Из книги «100 величайших армян XX века».
2007 год, Москва.

Статья размещена на сайте 21.04.2011

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: