Наташа Деспи Профессионал

Есть ли святость в Иерусалиме?

Иерусалим. Столица государства Израиль. Священный город трех религий: христианства, ислама и иудаизма. Согласно писаниям, именно здесь находился храм Соломона, был распят Христос, и вознесся на небо пророк Мохаммед. И сомнения в святости этого места звучат для верующих людей кощунственно. Сегодня все убеждены, что Иерусалим, описанный в священных книгах и Иерусалим в Израиле — один и тот же город. Но так ли это на самом деле? Ведь неопровержимых фактов, подтверждающих это, у библейских историков нет.

Этот вопрос затронули два математика Анатолий Фоменко и Глеб Носовский в своем труде «Новая хронология». Тема не новая: она была представлена ученым и общественности еще в 90-х годах прошлого века. Споры не утихают по сей день: слишком невероятное толкование исторических событий, дат и мест предлагают авторы. Официальная наука не признала данную работу и причислила ее к лженаукам. Поскольку я хотела бы подробней остановиться лишь на одном моменте, местонахождении древнего Иерусалима, предысторию перескажу коротко в качестве введения.

По версии А. Фоменко и Г. Носовского, скалигеровская хронология исторических событий, а также их трактовка, принятая во всем мире, во многом ошибочна. Ученые предполагают, что средневековые ученые, составлявшие исторические документы и книги, в том числе и современный вариант Библии, допустили ряд ошибок в прочтении более ранних источников, и даже намеренно исказили многие моменты. Авторы «Новой хронологии» попытались доказать, что наша цивилизация имеет более короткий период существования, чем мы привыкли думать: многие события, имевшие место в прошлом, такие как различные войны, имена правителей, падение империй и т. д., изучаемые традиционной историей, растянуты во времени, иногда продублированы или просто выдуманы.

Другими словами, развитие цивилизации имело совершенно иную хронологию. Новая эра начала свой отсчет с 12 века (традиционной хронологии). Так как именно в этот период проходил жизненный путь Иисуса, и его смерть на кресте. А. Фоменко и Г. Носовский приводят множество аргументов и фактов, свидетельствующих в пользу их теории. В качестве доказательства используют различные тексты Библии, свой математико-статистический и астрологический анализ документов и артефактов, а также некоторые науки (логику, математику). Их труд не нашел поддержки в рядах ученых — историков, лингвистов, теологов — и подвергся резкому осуждению. Несмотря на критику, данная гипотеза имеет авторитетных сторонников.

Одной из наиболее интересных тем, предложенных авторами в «Новой хронологии», является версия местонахождения древнего Иерусалима, описанного в Библии. Ученые сомневаются в достоверности фактов и событий, представленных традиционной историей. Согласно последней, древнее государство Иудея со столицей Иерусалим находилось в юго-западной Азии, там, где в настоящее время расположено государство Израиль, а древний и современный Иерусалим — это один и тот же город. Но А. Фоменко и Г. Носовский считают, что это неверно.

Иерусалим сегодня — это место, куда съезжаются паломники со всего света, чтобы посетить Храм Гроба Господня, оставить сокровенные желания у Стены плача и помолиться в мечети Омара. Но в современном Иерусалиме ничего, относящегося к библейскому периоду, не обнаружено. Два столетия назад появилась новая наука — библейская археология, специально созданная для поиска прямых доказательств, имеющих отношение к событиям, описанным в священной книге. Ученые пытались обнаружить развалины древних стен и храмов. Но тщетно. В качестве доказательств археологи представили скрижали царя Соломона, найденные чудесным образом в мусоре, и Ассуарий с останками брата Христа. Позднее было доказано, что они фальшивые. Возможно, большинство находок в Иерусалиме действительно древние, но ни одна из них не подтверждает, что древняя Иудея находилась на месте современного Израиля.

Все сооружения были построены намного позднее событий, описанных в Библии, в 14 — 15 веках, а Храм Гроба Господня — вообще в 19 веке. В израильском Иерусалиме нет ничего библейского, кроме названий, которые насаждались здесь европейскими археологами, пришедшими вместе с наполеоновскими войсками в позапрошлом столетии. Пожалуй, только специалисты знают, что еще 200 лет назад на этом месте никакого Иерусалима не было. Лишь небольшое палестинское поселение Эль-Кудс.

Трудно найти в тех местах и гору Голгофу, на которой, согласно Библии, был распят Христос. Там нет ничего похожего на горы. В 19 веке, когда на месте поселения стали строить Священный город, Голгофой объявили небольшой холм, совсем не подходящий под библейское описание. Сегодня здесь возведен Храм Гроба Господня.

Одним из весомых аргументов сторонников «Новой хронологии» явилось географическое и климатическое описание древней Иудеи. В книге Ездры «Второзаконие» глава 8 есть следующие слова: «Господь твой ведет тебя в землю добрую, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор; к земле, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья; в землю, где масленичные деревья и мед; в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб свой, и ни в чем не будешь иметь недостатка; в землю, в которой камни — железо, и из гор будешь высекать медь».

Совершенно очевидно, это описание абсолютно не походит для природы современного Израиля. Невозможно представить, что на этой сухой, бесплодной земле когда-то протекали широкие реки, были пшеничные поля и виноградники. А если все это исчезло в результате какого-либо природного или техногенного катаклизма? Вряд ли. У ученых нет никаких данных, что на этой территории случалось что-то подобное, что повлекло бы такие серьезные климатические и геофизические изменения. Эта земля всегда была бедна из-за отсутствия полноводных рек и озер.

В древности, все известные города строились рядом с водой, что являлось жизненной необходимостью: моря и реки служили транспортными путями, также в них можно было ловить рыбу. Исключение составлял лишь Иерусалим. Более неподходящего места для строительства города Бога, как его называли, придумать было сложно: далеко от источника пресной воды, и еще дальше от моря.

Однако, на многих средневековых картинах, изображающих распятие Христа, совершенно четко видно море или широкий пролив. Помимо этого, художники рисовали зеленые холмы, большие ветвистые деревья. Подобный сюжет был типичным для искусства того времени. Должно быть, они знали, как выглядит настоящий Иерусалим. На людях, окружающих распятие, надеты теплые шубы и меховые шапки. Разве подходящая одежда для жаркого климата? Можно возразить, что это была фантазия художников. Но о холоде в Иерусалиме упомянуто и в одной из ранних текстов Библии, Острожской, 1-й книге Ездры «…и седоша все люди перед домом Божьим одрожанием за грех и с зимою, обачи люди мнози есть, и время снежное.». В более поздних изданиях слова о зиме и снеге бесследно исчезли.

Лишь к 15 веку понятие о мире у разных народов стало примерно одинаковым. До этих пор люди имели смутное представление, где находится Иерусалим. Но поскольку это был Священный город, то на картах его помещали в центр известного им мира. Возможно, называя этот место центром мира, люди вкладывали религиозный, а не географический смысл?

Говоря о святости израильской столицы, можно с уверенностью заявить: «Да. Иерусалим свят». И святым он стал благодаря вере миллионов людей, на протяжении двух столетий почитающих этот город как священное место и наделившим его особым духом.

А. Фоменко и Г. Носовский, изучая один из важнейших исторических документов — Библию, пришли к выводу, что библейский и современный Иерусалим — это два совершенно разных города. Где же тогда находился древний город Бога?

Продолжение в статье «Иерусалим в Турции? Как такое возможно?»

Статья опубликована 30.01.2011
Обновлено 8.05.2012

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: