Игорь Вадимов Грандмастер

Как в ту войну дрался "Яшка"?

Я Як-истребитель Мотор мой звенитНебо - моя обитель
А тот, который во мне сидит,
Считает, что он - истребитель!
В.Высоцкий.

Это я про истребитель Як, конструкции Яковлева. Конструктор Яковлев человеком был весьма сложным. С тех пор, как поверивший в него Сталин возвысил его до зам. наркома, он, кроме своих, хороших, самолетов, натворил и много плохого. Плел интриги против авиаконструкторов-конкурентов, и, увы, часто — успешные интриги. Ему удалось отставить от производства истребители И-180 и И-185 конструктора Поликарпова — истребители, которые, по мнению других конструкторов и летчиков, вполне могли бы еще в начале войны дать укорот немецким Мессершмиттам. У него получилось на пару лет отсрочить запуск в серию лучшего фронтового пикирующего бомбардировщика Ту-2, конструкции Туполева. Но и хорошего он в ту войну сделал тоже немало.

Его истребители были простыми в производстве, они выпускались массово. Именно они обеспечили СССР победу в небе Великой Отечественной войны. Одномоторные истребители с поршневыми двигателями, легкие и верткие, вооруженные пушкой и двумя пулеметами — служили в ВВС всю войну, а последняя их модификация успела повоевать и в небе Кореи, когда началась эпоха реактивных самолетов.

Все началось с Як-1. Этот самолет был прост в управлении, им легко управляли даже новички. А самое главное, он был тот самый «рус-фанер», сделан был в основном из дерева, плоскости крыльев были обтянуты полотном, покрытым эмалевым лаком. И ведь летал, по маневренности был лучше Мессеров, по скорости и вооружению — не уступал им. Увы, вскоре Люфтваффе приняло на вооружение сначала Bf-109 °F, а затем Bf-109G и его модификации — эти самолеты по скорости и скороподъемности превосходили Як-1. Самолет начали модифицировать.

При модификации менялась технология производства самолета, менялись двигатели, менялось вооружение. Первые Як-1 имели 20-мм пушку ШВАК и два пулемета ШКАС, а последние вооружались ШВАК и двумя 12.7 мм пулеметами УБТ. Максимальная скорость у первой модификации была 569 км/ч, а последняя модификация давала 632 км/ч максимальной скорости — больше чем у Мессеров.

В 1941 году было произведено 1332 самолета Як-1, в 1942 году сделали 3476 самолетов — по 290 самолетов в месяц.

При этом с осени 1941 наши авиазаводы выпускали и другую модификацию Яка — Як-7 различных модификаций. В 1942 году было выпущено 5397 самолетов Як-7 модификаций Як-7А и Як-7Б, т. е. по 450 самолетов в месяц. На Як-7Б вместо ШКАСов, что стояли на первой модификации, были установлены 12.7мм пулеметы БС. На Як-7 были установлены протектированные бензобаки, что увеличило пожароустойчивость самолета при попадании пуль в бензобаки

С октября 1942 по декабрь 1948 выпускался самый массовый истребитель ВВС РККА Як-9. Всего сделано 16769 истребителей Як-9 разных модификаций. Он был развитием модели Як-7 и имел лучшую, по сравнению с Як-7, маневренность и скороподъемность. В нем большая часть силового набора была уже не деревянной, а дюралевой, что позволило уменьшить крыло (в результате этого увеличилась скорость самолета) и увеличить размер протектированных крыльевых бензобаков.

Был создан Як-9Т, вооруженный пушкой НС-37, пробивавшей броню толщиной до 45 мм, т. е. этот самолет мог жечь немецкие танки, поражая их в моторную часть или в верхнюю, слабую броню. А при атаке на бомбардировщиков при попадании одного-двух снаряда этой пушки немецкие бомбардировщики разваливались в воздухе. Использовался он и для борьбы с катерами противника — даже одно попадание его снаряда обеспечивало поражение цели.

Был создан Як-9ДД, имевший дальность полета 1800 км. Его использовали для особо дальних разведок, к тому он оказался полезным для сопровождения дальнебомбардировочной авиации, в том числе — бомбардировщиков союзников, осуществлявших челночные бомбардировочные перелеты из Италии в Полтаву.

Бомбили врага легкие пикирующие бомбардировщики-истребители Як-9Б. Высотные перехватчики Як-9ПД, имевшие потолок в 13.500м, сбивали высотные разведчики врага.

Самым страшным для врага был Як-9У. На него ставили мотор М-107А, его вооружение было усилено, полотняного покрытия крыльев в нем не было, обшивали его фанерой, набор был весь из дюраля. Очень скоростной (максимальная скорость на испытаниях превысила 720 км/ч), легкий, верткий, имевший мощное вооружение — это был лучший самолет из всей серии Яков. И по результатам боев с немцами сами летчики расшифровывали его название как «убивец».

В общем, Яки внесли огромный вклад в победу, недаром их за ту войну сделали десятки тысяч, одних только Яков.

Мне кажется, обожателей Ленд-Лиза (ЛЛ) губит их непонимание огромности масштаба той войны. Вот кто-то рассказал, что, получая по ЛЛ (АЖ!!!) 400 самолетов в месяц, за полгода войны ВВС РККА получили паритет с Люфтваффе. Хотя, как мы выяснили, в 1942 году ВВС РККА получали по ЛЛ едва ли 62 самолета в месяц, зато они получали в месяц одних только Яков модификаций Як-1 и Як-7 по 740 самолетов в месяц — более чем вдесятеро от ЛЛ — возможно это помогло ВВС РККА получить паритет в Люфтваффе в конце 1942 года — для того, чтобы весной 1943 в небе Кубани — сбросить врага с небес, завоевав превосходство в воздухе.

Хотя — и одна десятая от Яков — тоже большое подспорье в войне. Спасибо Ленд-Лизу, но во сто крат больше — спасибо тем рабочим, что в холоде и на скудном пайке делали великолепные истребители, решившие судьбу войны — Яки всех модификаций.

Статья опубликована 25.09.2018
Обновлено 5.10.2018

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: