• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Елена Кузич Подготовка материала: Профессионал

Фрида Кало. Что мы знаем об этой неординарной художнице?

Многие из нас узнали о существовании знаменитой мексиканской художницы Фриде Кало (Frida Kalo) после того, как всем известная актриса Сальма Хаек (Salma Hayek) выпустила биографическую ленту о жизни этой выдающейся мексиканки, сыграв в ней главную роль (роль Фриды) на собственной киностудии.

Реальная жизнь Фриды не менее драматична, чем фильм о ней…

Фрида Кало родилась в Мехико в 1907 году. Она третья дочь Гулермо и Матильды Кало. Отец фотограф, по происхождению — еврей, родом из Германии. Мать — испанка, рождённая в Америке. В шесть лет Фрида заболела полиомелитом, после чего осталась хромота. «Фрида — деревянная нога» — жестоко дразнили ее сверстники. А она наперекор всем плавала, играла с мальчишками в футбол и даже занималась боксом. На ногу натягивала по 3−4 чулка, чтобы выглядела как здоровая. Физический дефект помогали скрывать брюки, а после замужества — длинные национальные платья, какие до сих пор носят в штате Оахакаю.

Жизнь Фриды круто изменилась дождливым вечером 17 сентября 1925 года, когда автомобиль, в котором ехала Фрида со своим школьным другом, столкнулся с трамваем. Удар был таким сильным, что парня вышвырнуло из машины. Но он легко отделался — лишь контузией, чего не скажешь о Фриде. Сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра. Правая нога, иссушенная полиомиелитом, была переломана в одиннадцати местах. Тридцать два раза Фрида побывала на операционном столе. Это своеобразный мировой рекорд. Кроме этого, ее постоянно преследовала мысль о возможном проявлении наследственного заболевания: отец страдал эпилепсией.

Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Фриде Кало тогда было 18 лет.

Две Фриды, 1939 год Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время она попросила у отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. Она начала с автопортретов. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

В 22 года, наперекор всему и всем, Фрида Кало поступает в самый престижный институт Мексики (национальную подготовительную школу).

Их первая встреча произошла тогда, когда Фрида, еще подростком, увидела Диего Риверу расписывающим стены Высшей подготовительной школы. Он поразил ее детское воображение, она выслеживала его, дразнила «старым Фасто», старалась привлечь внимание и однажды, словно предвосхитив их общее будущее, заявила школьным друзьям: «Я непременно выйду замуж за этого macho и рожу от него сына».

В то время Диего был «первым парнем» среди мексиканских живописцев того времени, и только Альфаро Сикейрос мог соперничать с ним. Он был искренним коммунистом, борцом с буржуазией, популярным среди простого люда оратором. В Советстком Союзе Ривера был особенно популярен в 60-е годы, но имя его жены всегда конспиративно умалчивалось. Конечно, из-за Льва Давидовича Троцкого, дружбу с которым Диего простили, а Фриде почему-то — нет.

Диего был огромен и толст. Растущие клочьями волосы, выпученные от возбуждения или, наоборот, прикрытые набрякшими веками глаза. Сам себя Ривера любил изображать в виде толстобрюхой лягушки с чьим-то сердцем в руке. Его всегда обожали женщины, Диего отвечал взаимностью, но как-то признался: «Чем сильнее я люблю женщин, тем сильнее хочу заставить их страдать».

Их семейная жизнь бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь. Их связывали отношения, по словам одного из друзей, «страстные, одержимые и порой мучительные». В 1934 году Диего Ривера изменил Фриде с ее младшей сестрой Кристиной, позировавшей ему. Сделал это открыто, понимая, что оскорбляет жену, но отношений с ней порывать не хотел. Удар для Фриды был жестоким. Гордячка, она своей болью не желала делиться ни с кем — только выплеснула ее на холст. Получилась картина, быть может, самая трагичная в ее творчестве: обнаженное женское тело иссечено кровавыми ранами. Рядом с ножом в руке, с равнодушным лицом тот, кто нанес эти раны. Госпиталь Генри Форда, 1932 год

Диего изменял Фриде всю жизнь, от чего она безумно страдала. Фрида помогала и поддерживала Диего во всем, сопровождала его в поездках и выставках. Фрида всегда хотела ребенка, но из-за полученных в юношестве травм у нее каждый раз случались выкидыши.

Обратите внимание, ни на одном автопортрете Фрида не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные черные усики над плотно сжатыми чувственными губами. Идея ее картин зашифрована в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика художницы, говорят искусствоведы, опирается на национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Множество подлинных памятников древней культуры, которые Диего и Фрида собирали всю жизнь, находится сейчас в саду «голубого дома».

Можно по-разному относиться к творчеству самой Фриды, но нельзя не признать, что в ее работах проявились жестокость и известная доля бесстыдства, свойственные этой выдающейся женщине. На полке в ее кабинете среди книг по анатомии, физиологии и психологии (она серьезно изучала медицину, вникала в теорию Фрейда, даже стала первой подвергнувшейся в Мексике психоанализу) находился предмет, словно перенесенный туда из кунсткамеры. Как напоминание о неродившихся детях там стоял сосуд с заспиртованным человеческим эмбрионом.

Незадолго до смерти ей ампутировали правую ногу, ее мучения превратились в пытку, но она нашла в себе силы, чтобы открыть последнюю выставку весной 1953 года. Незадолго до назначенного часа собравшиеся услышали вой сирен. Это на санитарной машине, сопровождаемой эскортом мотоциклистов, из госпиталя после операции прибыла виновница торжества. Ее внесли на носилках и поместили на кровать в центре зала. Фрида шутила, пела свои любимые сентиментальные песенки под аккомпанемент оркестра «Марьячи», курила и пила, надеясь, что алкоголь поможет снять боль. Тот незабываемый перфоманс потряс фотографов, репортеров и поклонников. Так же, как и последний, посмертный, 13 июля 1954 года, когда с ее телом, завернутым в знамя мексиканской коммунистической партии, в зал крематория пришли проститься толпы поклонников. Автопортрет с распущенными волосами, 1947 год

Фрида Кало умерла от воспаления легких через неделю после того, как отметила свое 47-летие, во вторник 13 июля 1954 года. На следующий день близкие собрали все ее любимые украшения: старинное, еще доколумбовых времен, ожерелье, дешевенькие простые вещицы из морских ракушек, которые она особенно любила, — и положили все это в серый гроб, установленный в «Бельяс Артес» — Дворце изящных искусств.

Маловероятно, чтобы кому-нибудь захотелось повесить пронизанные болью картины Фриды Кало на стенах своего жилища, но её творчество и её сила духа, несомненно, заставляют восхищаться этой легендарной личностью.

Статья опубликована в выпуске 17.05.2007
Обновлено 8.02.2015

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Александра Рачинская Читатель 12 марта 2014 в 13:56 отредактирован 26 мая 2018 в 21:19 Сообщить модератору

    Спасибо, очень интересная статья.Недавно видела фильм об этой неорджинарной художнице с участием великолепной Сальмы Хайек.

  • Хорошая статья. Добавить бы больше репродукций картин.

  • Юлия Мирончук Юлия Мирончук Читатель 26 ноября 2009 в 14:51 отредактирован 27 ноября 2009 в 16:54 Сообщить модератору

    Кроме того, Фрида была одной из немногих мексиканских девушек того времени, которые решились получить высшее образование. Медицинское.

    После ДТП Фрида шутила, что лишилась девственности необычным способом. А её тогдашнего друга- Алехандро- родители отправили в Европу, чтобы он не женился на ней.

    Она при таких серьёзных проблемах со здоровьем трижды пыталась забеременеть, но беременности заканчивались выкидышем.

    Об этом:
    Получилась картина, быть может, самая трагичная в ее творчестве: обнаженное женское тело иссечено кровавыми ранами. Рядом с ножом в руке, с равнодушным лицом тот, кто нанес эти раны.

    В те времена произошла история: какой- то сутенёр зарезал так проститутку, а на суде в своё оправдание сказал:"Подумаешь, всего несколько маленьких укольчиков". Вот такое совпадение.

  • Елена Кузич, спасибо! Написано интересно и проникновенно. О Фриде действительно узнала только после просмотра одноименного фильма. Но Сальма Хаек в этой роли просто незабываема! Не зря она так долго билась за эту роль и отвоевала ее у самой Мадонны - поклонницы творчества художницы! Племянница Фриды Кало была настолько впечатлена фильмом, что подарила Сальме Хайек ожерелье.

    Оценка статьи: 5

  • Мне было очень интерсено почитать о Фриде. Я так и не посмотрела фильм с Сальмой, так тчо теперь желание еще больше усилилось. Сразу возникло желание увидеть ее работы. Прекрасные, пусть и не всем понятные, работы!
    Спасибо за статью!
    ...
    а вот это кажется та самая картина, о которой говорится:
    "Получилась картина, быть может, самая трагичная в ее творчестве: обнаженное женское тело иссечено кровавыми ранами. Рядом с ножом в руке, с равнодушным лицом тот, кто нанес эти раны."

    Оценка статьи: 5

  • Очень познавательно

    Спасибо.

  • Очень интересно и познавательно.

    Оценка статьи: 5