Марина  Овчинникова Подготовка материала: Дебютант

О чём расскажет нам рушник старинный?

Часто самые простые, на первый взгляд, вещи, окружающие нас в быту, имеют очень давнюю и красивую историю традиционного использования их в народных обрядах. Полотенце, которое каждый берёт в руки по нескольку раз в день, у славян сопровождало и оберегало человека всю жизнь.

Уже с пяти-шести лет девочку приучали держать в руках иголку с ниткой. И не случайно шить начинали так рано, ведь наготовить полотенец нужно было на всю оставшуюся жизнь, а сроки поджимали — вышивка на Руси считалась занятием девичьим. У замужней женщины на это просто не было времени. На ней держался весь дом: готовка, стирка, уборка, уход за животными и воспитание детей.

Вот и приходилось красавицам, едва научившись твёрдо ступать по земле, садиться за рукоделие и начинать готовить себе приданое. В свадебном сундуке невесты насчитывалось до сотни расшитых полотенец, ширинок и столешников на все случаи жизни: Рождество, Масленицу, Пасху, в подарок родственникам. На специальное полотенце принимали новорожденного. И в последний путь провожали тоже на полотенцах. Не могу свидетельствовать за все области, но на Нижегородчине обычаи и сейчас такие.

Во время больших церковных праздников заготовленные для приданого полотенца развешивались по стенам дома, и гости обычно именно по ним судили о трудолюбии, усидчивости, художественном вкусе девушки. Заодно и об аккуратности, ибо вышивать нужно уметь так, чтобы ни единого узелка найти было невозможно. Естественно, в такие дни ухажёры тоже заглядывали к девицам и живо интересовались рукоделием.

Полотенца были важнейшими атрибутами во время свадьбы: ими одаривали родню жениха, украшали стены в доме и свадебный поезд, связывали жениха и невесту во время венчания. Можно сказать, полотенца были своего рода метрикой невесты. Они не просто представляли определённую материальную ценность, но и являлись знаком родства женщины по материнской линии. Дело в том, что у каждой мастерицы были свои особенные узоры, которые передавались по наследству. По ним-то и определяли, к какому роду принадлежит женщина.

Полотенцами молодая жена обозначала своё пространство, входя в новую семью. Свекровь убирала свои, и их место занимали полотенца снохи. Когда строили новый дом, хозяйка вносила в него горшок с углями из старого очага на вышитом полотенце.

Полотенца вешали на окна, зеркала, на крючки по стенам. Отсюда их называли: занавес, зеркальные, наспичники, накрючники, пристены, моховики, рукотёры, подножники. Длина полотенец обычно составляла от 2 до 4 метров, а ширина 36−38 сантиметров. Лён для холста использовали самый лучший — кружельный.

Некоторые полотенца изготавливали сообща и всего за одну ночь. Делалось это в период неурожая, засухи, других бедствий. Девушки собирались вместе, каждая приносила по кудельке льна. Вместе пряли и ткали семиметровое полотно. Работать нужно было молча. Представляете, каким это было испытанием для молоденьких барышень-крестьянок? А когда обыденное полотенце было готово, его трижды обносили вокруг деревни, а потом сжигали. Считалось, что такой обряд спасает деревню от несчастий.

Уроженка севера Нижегородской области, я впитала это всё со вкусом парного молока. Поэтому так велик и неподдельно искренен мой интерес к изучению народных традиций, преданий. Бабушка мне казалась жутко строгой, она усаживала меня за ткацкий станок и вышивку лет с пяти — всё, как положено. Причин она не объясняла, но узелки на изнанке вышивки проверяла весьма тщательно. Полотенца — и бабули, и мои — живут в нашем доме и сейчас. Они — память о бабушке-рукодельнице и о моём деревенском босоногом детстве с травой в овраге, земляникой, хвойником, веточками берёзы над дверью да рушником в красном углу на Троицу.

Мало кто воспринимает сейчас полотенце как украшение. Современные технологии изготовления привели к тому, что стало оно для нас куском материи, имеющим лишь утилитарное значение. Но в некоторые важные в жизни моменты полотенца как предмет торжественного ритуала используют и сейчас.

Например, встречая гостей хлебом-солью, каравай выносят на полотенце, и если хлеб с солью символизируют солнце и землю, то полотенце — дорогу жизни, линию судьбы человека. Поэтому-то я думаю, что нужно возобновлять традиции вышивок и плетения кружев. У каждой невесты должен быть свой, а не взятый «на прокат» у рукодельных соседок рушник. Человек сам творец своего счастья и судьбы. Всё в этой жизни имеет значение и смысл. Всё сплетено в веках невидимыми нитями.

Статья опубликована 25.07.2009
Обновлено 28.07.2009

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: