Дебютант

Геймерское мышление. Что это такое?

Геймерское мышление формируется под влиянием компьютерных игр, и характеризуется тем, что его обладатели переносят игровые принципы на окружающий их мир.
Этой статьей мы продолжаем рассмотрение влияния информационной среды на современного человека, начатое в публикации «Клиповое мышление. Что это такое?».

***
В мировую медицинскую практику уже введен термин «кибернетическая лудомания», относящийся к людям, которые попали в зависимость от компьютерных игр. В самых тяжелых случаях за компьютером проводилось до 12 часов в сутки на протяжении нескольких лет, а для поддержания тонуса принимались наркотики.

Зависимость может вызвать любая компьютерная игра — и «action», и стратегии. Участник её всеми силами пытается дойти до конца, а победив, тут же переключается на другую игру. Родители детей-игроманов жалуются, что ребенок становится раздражительным, истерически реагирует на попытки отвлечь его от компьютера, перестает читать. По мнению специалистов, всё это может серьезно затормозить его развитие и привести к деструктивному поведению.

Наиболее опасны в этом плане так называемые «шутеры», или «стрелялки», где герою для достижения цели необходимо убить всех на своем пути. Американские психологи одну из причин ужасных расстрелов подростками своих одноклассников видят в увлечении именно такими играми.

***
Но опасность представляют не только описанные выше крайние проявления этой проблемы, но и то, как компьютерные игры влияют на образ мышления.

В 2006 году вышла интересная книга Дж. Бека и М. Уэйда «Доигрались! Как поколение геймеров навсегда меняет бизнес-среду», в которой авторы выделили несколько характерных моментов.
1. Снижение творческого потенциала ребенка. Самому рисовать, сочинять, участвовать в представлениях, т. е. создавать новую реальность, гораздо труднее, чем потреблять уже готовое через игру.
2. Повышенное самомнение подростков часто сопряжено с быстротой достижения успеха в играх.
3. Снижение мотивации к достижению целей при возникновении первых же трудностей может объясняться и тем, что в игре ты становишься победителем, звездой. Зачем тратить силы в реале, если всегда то же самое можно получить в виртуальном мире.
4. Самонадеянность и неоправданный риск может сформироваться под воздействием других геймерских принципов — «возможно все» и «всегда есть выход из ситуации».
5. Геймер часто накладывает на окружающих шаблоны из игр, формируя соответствующее к ним отношение.

Но самое интересное происходит, когда любители игр приходят в бизнес. Авторы приводят пример переноса метода проб и ошибок в их работу. «Они просто лепят одно на другое, чтобы было красиво, — рассказывает менеджер одной фирмы, — а суть не продумана. Я нахожу ошибку, они ее исправляют, я нахожу еще. И так повторяется, пока не подойдет срок сдачи работы».

***
Игровая зависимость уже становится серьезной проблемой в некоторых странах. Установлено, что ей страдают 2,4% жителей Южной Кореи в возрасте до 40 лет. В Финляндии зависимым от Интернета и игр молодым людям дают отсрочку от армии на 3 года, чтобы за это время они прошли курс реабилитации.

В Китае интернет-зависимыми официально считают 2,6 млн. человек в возрасте до 18 лет, и государство начало бороться с этой проблемой. Так, интернет-сервисам, предоставляющим игровые услуги, предписано запрашивать у игрока номер идентификационной карты (подобие паспорта). Такая процедура повторятся через каждые три часа.
После проверки вводимых данных система делает перерыв, чтобы у геймера было время выполнить комплекс физических упражнений. Если он всё же продолжит игру, то его очки автоматически урезаются вдвое.
Кроме этого, государство в срочном порядке строит клиники по избавлению от игровой зависимости (пока что добровольному). Лечение занимает в среднем две недели и заключается в сочетании терапевтических, медикаментозных методов, акупунктуры и занятий спортом — плаванием и баскетболом. Цель его — вернуть подростков к нормальной жизни.

***
В России опасность компьютерных игр пока не осознана на государственном уровне. Поэтому рекомендую родителям внимательно присмотреться к своим детям, и, при наличии описанных в статье симптомов, постараться мягко ограничить время, проводимое ими за компьютером.

Статья опубликована 5.09.2007
Обновлено 17.02.2015

Комментарии (28):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Мои сыновья с раннего детства знакомы с компьютером. Прошли через игры на дисках, игры через интернет. Сейчас каждый имеет по компьютеру, но используют их для многих дел, включая игры.

    • Валерий, день добрый!

      Современные дети, по моему глубокому убеждению, должны быть с компьютером на «ты». А игры и общение в нем самые заразительные вещи.
      Весь только вопрос в том, что влияние на мышление не видно сразу. Это – «тонкие настройки», которые могут проявиться в будущем с самой неожиданной стороны.
      Хотя, вероятно, какими-то тестами можно все это определить.

  • Неплохо, всегда есть свои за и против, за ребенок хорошо овладжевает техническим использованием компьютера, против он может стать зависим от него. Кстати о понижении творческого потенциала, глянь на пару сайтов об WarCraft'e и TES III и IV(Morrowin и oblivion) не думаю, что у игроков этих игр слабый творческий потенциал, а уж планирование для создания хороших сюжетных линий, тут хоть отбавляй, да и что говорить, каждый видит в игре то что хочет, и то что может, я вижу плюсы, вы минусы. Se la vi.

    • Согласен, что есть за и есть против. Я даже давал немного повыше ссылку на статью – «за».
      Главное – соблюдать меру, а современному человеку это нынче очень и очень трудно.

  • Хороший материал .
    Интересно, есть ли положительные моменты в увлечении играми?

    • Галина, день добрый!

      В статье речь идет прежде всего о геймерской зависимости. Если не злоупотреблять сидением за компьютером, то и в играх можно найти массу полезного.
      По этому поводу на сайте даже была статья.
      http://www.shkolazhizni.ru/computers/articles/5826/

      Другой вопрос, что дети часто не могут остановиться.

  • Не согласована фраза: "В самых тяжелых случаях за компьютером проводилось до 12 часов в сутки на протяжении нескольких лет, часто принимая наркотики для поддержания тонуса."

    Что-то надо изменить в фразе, например: " ...принимались наркотики для поддержания тонуса."

    А статья очень понравилась, как и предыдущая, о клиповом мышлении!

  • Если ребенок не вылезает из-за компьютера, радуйтесь – он будет "на ты" со своим главным рабочим инструментов в будущем. Еще в школе у меня и моих родителей смех вызывали семьи, где действовали правила «прочитал три главы Толстого – можешь играть» или где родители забирали сетевой шнур на работу – не нужно делать из мухи слона...

    P.S. Тему борьба с "компьютерной зависимостью" считаю дешевой спекуляцией и поставил бы за это единицу, но т.к. призывают оценивать не тему, а статью, то лучше воздержусь ;)

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 7 сентября 2007 в 19:47

      Мой 13-летний сын играет на компьютере с 6 лет и только недавно начал правильно удалять игры, хотя научился этому сразу... Писать и рисовать на компьютере тоже умеет, но не занимается этим. Инструмент - он и есть инструмент, кто-то его бережет, кто-то в хлам разламывает и не для того, чтобы узнать, как он сделан.

      Зависимостью не страдает, правда, есть другие интересы. А вот среди его друзей есть те, кто не способен оторваться от компа, чтобы сделать уроки...

      • Марианна, день добрый!

        Еще одно подтверждение мыслей, высказанных в статье.
        Мышление – очень хрупкий механизм. И на его формирование во многом влияет окружающая среда, особенно у подростков. Цель статьи заключалась не в том, чтобы напугать или «спекулировать на теме». Я попытался определить возможную зону риска, чтобы учитывать ее в воспитании.

    • Егор, день добрый!

      Если ребенок не вылезает из-за компьютера, радуйтесь – он будет "на ты" со своим главным рабочим инструментов в будущем.

      А кто же спорит. Вопрос в статье стоял не о работе за компьютером – это должен уметь каждый подросток, а о «компьютерной зависимости». Которая очень быстро выливается и в посаженное зрение, и в неприятные черты характера, описанные в статье.

      Так что, как-то не могу согласиться с вами, что это дешевые спекуляции. На опыте собственного дитяти проходил – может сидеть в дневниках и чатах по 4-5 часов, пока за уши не оттащишь. Похоже, психика современного человека развивается немного медленнее, чем технический прогресс. Отсюда, множество фобий и зависимостей, среди которых компьютерная уже признана по степени опасности сравнимой с трудоголизмом.

  • Очень интересная информация. Спасибо 5

    Оценка статьи: 5

  • Супер-статья! А особенно мне понравилось, как действуют в Китае! Нам бы так!!!

    Оценка статьи: 5

  • Молодцы китайцы. Вы - тоже. Моя 5

    Оценка статьи: 5

  • Хорошая статья. +5

    Оценка статьи: 5

  • Олег, не добавить ли в скобках после слова "геймерское" или в сноске - от англ. game - игра? Не все изучали английский, не каждый может уловить связь.

    • Галина, день добрый!

      По-моему слово "гейм" стало уже настолько распространенным, что подавляющее большинство сразу поймет о чем идет речь.
      А то придется и «кибернетическую лудоманию» расшифровывать, и статья превратится в сплошной словарь.

  • Актуальная и полезная информация. Куда движется наше общество?! Спасибо за статью, Олег.

    Оценка статьи: 5