• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Бузланов Подготовка материала: Дебютант

Чем завораживает гончарное искусство?

Александр Бузланов, гончар: Все создается и живет в движении. И я начинаю это движение… движение гончарного круга. Господи, благослови…

Слово гончар звучит так: гон — чар. Если при произнесении первого слога этого слова, второй и третий звуки продлить, то получится протяжно мелодичное — г о о о н н н. Так призывно звучит, вибрируя в высоте, под небесами, звук храмового колокола, сзывая на молитву и поклонение.

Есть в русском языке и второе понятие слога «гон», означающее, что в природе наступил период размножения. И этим действием хвалят Господа те его создания, которые лишены осмысленной речи

Славят Создателя в храмах люди, славят Его — своей жизнью — и самые малые существа, созданные Им.

Слова: чары, очарованье, чародей — имеют своим корнем второй слог слова «гон — чар».
Слово «чарующий» имеет синоним — завораживающий. И это неспроста — ибо кто сможет остаться равнодушным, воочию видя, как в покрытых красным, влажных руках трепещет, высвобождается новая жизнь.

Если пристально присмотреться, как бы сердцем, то становится понятен первоначальный Божий замысел: ёмкое, удивительное слово «гончар», данное нам в употребление свыше, в русском значении есть призыв к сотворению чуда — чуда новой жизни.

Тибетские монахи достигают различных ступеней совершенствования духа и тела — годами, постом и изнурительным трудом. В состоянии углубленной медитации они делают несколько дыханий в минуту… Сейчас подобное состояние необходимо и мне.

Суть чуда и искусства свыше — она непознаваема.

Вот я сижу за гончарным кругом, сгорбившись и наложив руки на комок сырой, красной глины — под моими руками Небытие.

В эти волнительные минуты всегда вспоминается Создатель. «Отче наш…»

«Он жаждал воли и покоя,
А жизнь текла примерно так:
Как облака над головою,
Где горбился его верстак»


Начинаю работать… если это можно назвать работой, точнее — начало праздника + праздника созидания. Раскачиваю круг все быстрее и быстрее… достигаю 365 оборотов в минуту…

На этой скорости центрую глину, придавая ей форму полушария.

Земной шар 365 оборотов делает за 1 год, мой гончарный круг примерно 365 за 1 минуту. Есть ли какая-нибудь закономерность между этими магическими процессами? Ведь не случайно («Кирпич ни с того, ни с сего, — внушительно перебил неизвестный, — никому и никогда на голову не свалится».) число оборотов земли и число оборотов гончарного круга совпадают? Только при условии 365 оборотов за год возможна наша жизнь… и только при условии около 365 оборотов в минуту возможно придать глине форму полушария — положить начало новой жизни. Полагаю, что эта закономерность означает то, что мои процессы придания формы глине на гончарном круге протекают в миллионы раз быстрее. И это естественно, потому что жизнь моя — величина ничтожно малая во времени Истории Вселенной. А сотворить мне нужно очень многое.

У Бога — Вечность, у меня — миг.

Просто каждый должен крутить свой Круг со своей скоростью.

Прошу прощения, отвлекся: потому что движение всегда настраивает на определенный лад, в моем случае — на религиозно-философский.

Итак, руки наложены на влажное глиняное полушарие. Вся мускульная сила и сила духа сосредоточена в сомкнутых кистях. Сейчас их надо превратить в когти орла, смыкающиеся замком на добыче. Они совершенно неподвижны, и только пальцы давят все сильнее и сильнее, не позволяя вырваться глине, властно и постепенно подчиняя ее моей Высшей Воле.

Снова разгоняю круг до 365… Важный миг… Задерживаю дыхание и… плавно, очень плавно тяну глину вверх… Поднять глину можно только как бы замерев — войдя в состояние почти бездыханной жизни.

На скорости вверх… вверх… глина нежна и податлива (пока мала ростом), как дитя. Столбик растет… и делается все капризней… наступает переходный период (если угодно: возраст). В этот момент сколько надо терпения, чтобы его удержать! Но вот все тревоги и опасения позади — длинный, ровный цилиндр возвышается над кругом. Из этого стройного подростка еще предстоит образовать красивую фигуру — шейка, плечи, тулово, ножка. Образ и подобие.

Стальная хватка заменена на нежные объятия. Сейчас руки — крылья бабочки на цветке. Они действуют абсолютно синхронно с плавной грациозностью. Усилия воздействия на внутреннюю и внешнюю поверхности сосуда равносильны сжатию оболочки мыльного пузыря. Чтобы лучше это понять, необходимо поймать большим и указательным пальцами мыльный пузырь и то сжимать, то растягивать его оболочку, придавая ей яйцевидную форму. Если это упражнение удается проделать с одним мыльным пузырем не менее 5 раз, то это означает, что усилие верно и вам подвластна магия придания формы.

Капризно и своенравно гончарное искусство. Гончарная керамика требует внутреннего равновесия, душевного покоя…

Легким движением (от себя) струной срезаю «пуповину» — то, что связывает новорожденное с гончарным кругом. И (в обязательно сухие и чистые руки) под «попку» принимаю мокрое, дышащее тельце.

Свершилось!

Это первое рождение. Потом будет второе, третье… и наконец — последнее. И будет Жизнь.

Татьяна Бузланова — художник, психолог

…Жаль, что неискушенный любитель, держащий в руках керамическую вещь, чаще всего не может понять, выполнена она на гончарном круге, или сделана литьевым способом. Скорее всего, и о той, и о другой вам скажут, что это — авторская работа… Все верно. Но — авторство авторству рознь.

Автор изготовил изделие — в глине или даже пластилине. Затем с него делается гипсовая форма — слепок (это уже дело не художника, а форматора). В такую форму можно налить шликер (сметаноподобную глиняную массу), пористый гипс забирает из него воду, и на стенках формы останется слой глины нужной толщины. Осталось его подсушить, разнять половинки формы, и … готово!

Понятно, что одну форму можно использовать великое множество раз (хотя со временем она изнашивается, и отливки теряют все больше в качестве). И хорошо, если потом роспись по такому литьевому изделию выполняет сам художник. Чаще же это делают ремесленники по имеющемуся образцу…
Как отличить гончарную вещь от отливки?
Довольно просто. Загляните внутрь. Руки гончара всегда оставляют там спиральные кольца: иногда еле заметные, иногда — явные. С внешней стороны они потом чаще всего протачиваются и заглаживаются, а внутри — остаются жить…

Гончарное изделие неповторимо по сути своей… Еще ни разу — при всем старании — не удавалось сделать на круге абсолютных «близнецов». Руки — живые, а ведь еще соучаствует и сочувствует Душа — как же ее мимолетным движениям не отразиться на податливой глине!.. Не случайно наблюдение за работой гончара так завораживает… Зритель незаметно для себя становится Со — Творцом; переживает весь процесс Созидания: когда любое движение уже меняет форму сосуда, заставляет его стенки сближаться или расходиться, округляться или вытягиваться…

Если вам посчастливится наблюдать такое, вы непременно ощутите некое особенное внутреннее состояние, которое трудно описать словами, но которое безусловно наполнит вас чувством гармонии и радости. Откуда оно…

Возможно, в это трудно поверить, но случаются дни и минуты, когда даже у опытного мастера — гончара вдруг все перестает получаться; работа не ладится; глина «падает» или отказывается принимать желаемую форму… Почти у всех на этот случай припасены «уговоры» и «заклинания», обращенные к глине. Хотя, если глина приготовлена хорошо, такого рода «настрой» — это, по сути, обращение к себе; способ достижения нужного внутреннего состояния. Ибо работа на гончарном круге требует — одновременно! — полной сосредоточенности, «замирания» — и «полета»…
… Сосуд на круге — воплощение идеального сочетания покоя и движения… Напряжение и «зажим» чреват потерей контроля, когда малейшее колебание «рвет» глину, искажает форму; сводит всю работу на нет… Нужна такая концентрация энергетики, которая создавала бы «состояние потока» — и собранности, и расслабленности в один момент… Представьте себе родник: он постоянен и целостен, но в то же время он всегда в движении и обновлении… Здесь «правит бал» интуиция, подсознание — но они дают человеку чувство уверенности, предвидения происходящего…

Интересно, что психотерапевты очень часто стремятся к тому, чтобы тем или иным способом «разбудить» в человеке такое состояние, высвобождающее глубинные личностные ресурсы… Тогда из хаоса и противоречий, внутренних проблем может родиться — как сосуд из кома глины — нечто целостное и творческое…

… А поскольку все процессы в жизни подобны…

Живопись и скульптура вполне позволяют художнику выразить негативные эмоции и внутренние конфликты — в резких, «ломаных» формах, соответствующих сочетаниях цвета и линий, сюжетах… Так или иначе это состояние передается зрителю.

Само искусство гончарной керамики создает в восприятии впечатление Равновесия и Покоя, ибо это — суть ее сотворения.

Статья опубликована 26.01.2008
Обновлено 7.11.2018

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Многовато будет... Мне больше понравился текст психолога.
    Это именно текст. Первая часть - картинка ко второй.

    • Чтобы понять, что происходит с глиной на круге, когда работает гончар, нужно это описать. Иначе у вас не будет возможности "посмотреть его глазами". Здесь даже видеофайл не особенно помогает. "Магия - и всё тут..."
      А вот после того, как сторонний человек представил этот процесс... Тогда уместен комментарий психолога, его пояснения, его точка зрения. Иначе эту "точку" и приложить будет не к чему...
      Коротко описать такой процесс весьма сложно. Его вообще проблематично переводить в слова. оттого, например, среди гончаров почти нет хороших учителей

      • Магия... Физика это.
        А суть, в общем, ясна - на круге с глиной происходит все время одно и то же: из глины делают посуду. Массовое, в общем производство - горшки, кувшины, вазы... Ощущения мастера, несомненно, интересны. Но наблюдатель хочет не только наблюдать за процессом, а и получить результат - вот эту самую посуду, все равно для чего - для приготовления, хранения пищи, либо для украшения интерьера.
        То же и со статьей. Попытка гончара описать свои ощущения имеет место быть, но читается это трудно. Все равно как писатель бы решил, предваряя свое произведение, описать процесс - как он пишет.
        Именно текст психолога является текстом с читательской точки зрения. И, кстати, психолог верно, вобщем, видит ситуацию - "изделием" называет он итог работы гончара.
        Все это к тому я говорю, что именно степень пригодности текста для чтения будет оценивать редактор. И, в первую очередь, по объему может отвести ее. Во вторую очередь - как "заимствованную". Будет жаль, поскольку тема интересная.

        • Александр Бузланов Александр Бузланов Дебютант 26 января 2008 в 19:46 отредактирован 7 ноября 2018 в 20:46 Сообщить модератору

          А вот мне интересно, "как писатель пишет". Если его творчество в принципе мне небезразлично. Это раз. Второе: если для вас "на круге с глиной происходит все время одно и то же: из глины делают посуду. Массовое, в общем производство - горшки, кувшины, вазы... ", то вряд ли нам стоит обсуждать тонкости. Процесс в данном случае - великое дело. Это подтверждается моим многолетним опытом преподавания гончарного дела и душевным откликом тех, кто учится работать на круге...
          Так что каждый вычитывает из текста то, что для него "ближе лежит".
          "Психолог верно, вобщем, видит ситуацию - "изделием" называет он итог работы гончара."- На самом деле психолог в первую очередь рассказывает о психотерапевтическом воздействии гончарного искусства. А бездушными "изделиями" переполнен наш мир, и люди (к счастью, многие) ищут и ценят совсем иное... О чём и речь в статье.
          Впрочем... в данном случае "если надо объяснять, то не надо объяснять" (Зинаида Гиппиус).

          Позаимствовал я статью у себя самого. Если будет нужно - сокращу. Если увижу смысл в том. чтобы "вписаться в формат" в данном случае...