Павел Ивашкин Дебютант

Как начать свое дело? Часть 5. Выбираем систему налогообложения

Первое, с чем столкнется ваше предприятие после регистрации — выбор системы налогообложения. Рассмотрим кратко существующие системы. На первом месте — конечно, общая система. По ней нужно вести все виды налогов и сборов. Основная проблема — НДС. Этот налог проверяется «органами» чаще всего. Если фирма не платит год налог на прибыль — ну это еще допустимо, но НДС — извольте уплатить! Существует упрощенная система налогообложения, причем в двух вариантах (по объекту налогообложения): 6% от доходов или 15% от разницы между доходами и расходами. Далее для краткости я буду называть эти варианты просто «6%» и «15%». Если у вас малое предприятие с небольшими доходами — вы вправе выбрать «упрощенку», для этого нужно подать заявление в ИФНС по месту регистрации в течение 5 дней после получения свидетельства о регистрации. Можно и перейти с одной системы на другую, добровольно, либо принудительно — но эта ситуация не относится к открытию нового бизнеса, потому мы ее не рассматриваем.

Легко вычислить, что уплачиваемые налоги по обоим вариантам «упрощенки» будут равны при средней наценке на товар или услугу примерно 66%. То есть если наценка выше — лучше использовать вариант «6%», если ниже — «15%». В последнем случае, если предприятие несет убытки, нужно платить хотя бы 1% от доходов — это минимум. Разумеется, кроме налога нужно платить в Пенсионный фонд, для ИПшников ставка — 100 руб в месяц на страховую часть и 50 руб на накопительную. Если учесть, что новый бизнес это всегда инвестиции в основные средства, т. е. присутствуют значительные расходы, наш вариант — «15%». Налог «6%» — это придумано для лентяев, которым просто лень считать расходы, или для тех, у кого наценка очень большая, или инвестиции в бизнес не планируются. В примерах я буду рассматривать только вариант «доход минус расход».

Есть еще важный налоговый спецрежим — ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Выбрать такой режим самому нельзя, ваше предприятие подпадает под него автоматом при определенных видах деятельности, скажем, розничной торговле с физлицами. Зато этот налог освобождает вас от уплаты почти всего — на то он и единый. В ряде случаев это очень удобно. Рассчитать размер ЕНВД не так уж просто, есть целый ряд коэффициентов, узнать их вы можете в своей налоговой. Сразу отмечу, что ЕНВД не освобождает от необходимости вести бухгалтерский учет, но если у вас «упрощенка» и вся деятельность подпадает под ЕНВД, в конце отчетного периода мы сдаем две декларации — пустую по «упрощенке» и заполненную по ЕНВД. Но если у вас часть деятельности не подпадает под ЕНВД, возникает целый ряд сложностей. Скажем, при упрощенке «6%», нужно поделить доход на тот, который облагается ЕНВД, и тот, с которого вы платите пресловутые 6%. А при варианте «15%» делить нужно и расходы тоже! Вот пример, приехала к вам машина с товаром, часть товара была продана физлицам, часть — предприятиям. Расходы на транспорт нужно делить на две части, пропорционально долям: ту долю расхода, что на физлиц пришлась — мы не включаем в списываемые расходы (ибо ЕНВД), а учитываем только ту часть, что пришлась на количество товара проданное предприятиям… Уф! Куда проще открыть вторую фирму, не так ли?

Чтобы не вызывать у своего бухгалтера головную боль, используйте простое правило: одна фирма — один налоговый режим. Иначе одного бухгалтера вам будет мало. Для оптово-розничных фирм идеальна связка: обычный налоговый режим на предприятии плюс ИП (режим — ЕНВД с упрощенкой). Первое предприятие работает только с юрлицами и выставляет им счет-фактуру (что важно), а ИП продает исключительно физлицам, при этом платит лишь ЕНВД. Почему именно ИП, а не вторая фирма с «упрощенкой»? Да потому, что деньги ИП после уплаты ЕНВД абсолютно чистые (в том случае, если у ИП нет наемных работников, а они там и не нужны), тратьте их куда хотите, а вот деньги предприятия — не вполне. С этих нужно заплатить либо НДФЛ (13%), если мы их отдадим в зарплату, либо 9%, если это выплаты учредителям.

Резюмируем. Вот еще простые правила, которые нужно запомнить:
1) Налоги нужно платить. Ибо, как говорил Б. Франклин, «стодолларовый непрезидент»: все в мире приходит и уходит, постоянны только смерть и налоги. Впереди выборный год, поэтому усилия, с которыми будут выявляться неплательщики — удвоятся. Ведь надо показать хорошую собираемость налогов…
2) Разумный предприниматель должен искать и находить законные способы для минимизации налогов. Ничего плохого в этом нет, критерий — все должно быть чисто с точки зрения закона. Иначе получится как в уже российском фольклоре «Заплатил налоги? Спи спокойно, дорогой товарищ…»
3) Выбор системы зависит от того, на какой вид деятельности вы ориентируетесь. Если на торговлю с предприятиями — вам нужна общая система налогообложения, если на торговлю с физлицами или услуги — удобна «упрощенка». Некоторые виды услуг «упрощенку» не дозволяют, например адвокатские.
4) Если бизнес предполагает работу и с юрлицами и с населением, и особенно если будете платить ЕНВД — проще открыть несколько фирм.
5) Обязательно сразу узнайте, подпадает ли ваша деятельность под ЕНВД, возьмите в налоговой виды деятельности, попадающие под этот налог и коэффициенты для расчета. Эти коэффициенты в каждом регионе свои.
6) Вне зависимости от системы налогообложения — вам потребуется бухгалтер. Пусть только приходящий раз в неделю, при малых оборотах и «упрощенке» — но нужен обязательно. Обычно об этом задумываются или сразу, или после первой налоговой проверки.
7) Если ваша система налогообложения вас не устраивает — можно ее поменять. НО! Подача заявления на изменение этой системы обусловлено целым рядом условий и процедур. Скажем, изменить объект налогообложения при «упрощенке» («6%» или «15%») нельзя. Перейти с «упрощенки» на общую систему можно лишь по истечении 3 лет по желанию, или принудительно, если доход превысит установленный предел в 20 млн руб (каждый год этот предел повышается). И это еще не все… Желаете подробностей — читайте 346-ю статью Налогового Кодекса.

Ну как, сложно? Надеюсь, вы еще не раздумывали открывать свое дело? Если нет, в следующей части я расскажу, как зарегистрировать свою фирму — очень подробно и по шагам.

Удачи!

Часть 1. Пять простых правил
Часть 2. Фабрика идей
Часть 3. Пишем бизнес-план
Часть 4. История одного успеха

Статья размещена на сайте 24.08.2007

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: