Согласно переписи 1989 года, в Краснодарском крае проживало свыше 182 тыс. армян (34,2% от общей численности армян в РСФСР), согласно переписи 2002 года — ок. 275 тыс. (24,3% от общей численности армян в Российской Федерации, 5,4% населения края).
При этом в Туапсинском районе армянское население составляет 21%, в Большом Сочи — 20,2%, более 10% населения армяне составляют в городе Белореченске, в Анапском и Апшеронском районах.
В период между переписями населения 1989 и 2002 годов армяне стали второй по численности после русских этнической общностью Краснодарского края (в 1989 году второе место после русских занимали украинцы).
Однако по многим неофициальным данным, реальная численность армян в крае значительно больше официальных. Так, например, приводятся цифры от 500 тысяч до 1 миллиона. По данным главы Союза Армян России Ара Абрамяна, в Краснодарском крае живёт от 650 тысяч до 700 тысяч армян.
При этом армянское население края-это не однородная масса, а представляет собой конгломерат различных субъэтнических групп, имеющих разную историю своего появления на территории современного Краснодарского края. Главным образом можно выделить 3 группы армян: закубанские, амшенские и переселенческие, или «новые». Говоря о численности каждого из групп приводятся следующие цифры:
Закубанские армяне (или черкесогаи) — субътническая группа армян, поселившихся на территории современного Краснодарского края в 10−15 веках. их численность оценивается в 100 тысяч человек, или 15% от общей численности местных армян.
Амшенские армяне — субъэтническая группа армян, поселившихся на территории края между 1860—1916 гг. их численность оценивается в 300 тысяч человек, или 46% от общей численности общины.
Переселенческие (или новые) армяне — группы этнических армян, поселившихся в крае в основном в 1990-е гг., главным образом беженцы или вынужденные иммигранты из республик Закавказья (Абхазия, Грузия, Армения, Нагорный Карабах, Азербайджан) и других регионов бывшего СССР (Чечня, Астрахань, Ростов-на-Дону
Доктор политических наук, профессор Кубанского государственного университета
Старожильческие группы:
Черкесогаи;
Амшенцы;
Хемшилы;
Переселенческие группы:
переселенцы из Абхазии (потомки старожильческих групп амшенских армян, живут в основном в Сочинском районе); для них характерно наличие давних прямых контактов с армянами на российской территории, сходство занятий, ценностей и языковая идентичность, что максимально облегчило их адаптацию к новой социальной среде;
беженцы из Азербайджана (который для многих беженцев и переселенцев стал своего рода транзитным пунктом), подразделяются по географии исхода на бакинцев, сумгаитцев, кировабадцев и др.;
переселенцы из Грузии — из Ахалкалакского, Богдановского (франги, эрзерумцы) и Ахалцихского районов и в небольшом количестве — из Тбилиси. Ахалцихский и Ниноцминдский муниципалитеты Грузии до сих пор остаются местами компактного проживания армян, в том числе армяно-католического населения (в большинстве своём они были переселены туда после Адрианопольского мирного договора 1829 года), а в Ахалкалакском районе армянское население составляет этническое большинство (выходцы из Эрзерума). В Краснодарском крае ахалкалакские армяне поселились в станице Казанской, в Гулькевичах, Кропоткине, Тимашёвске;
переселенцы из Армении и из Нагорного Карабаха, покинувшие родные места в основном из-за тяжёлых условий жизни, порождённых транспортной, энергетической и торговой блокадой, сохраняющейся со времён Карабахской войны; часть армян — это пострадавшие от землетрясения 7 декабря 1988 года (районы Ленинакана и Спитака), принятые местными властями в гостиницах и санаториях Геленджика, Анапы, Туапсе и города Краснодара;
переселенцы из Средней Азии — изначально это выходцы из Нагорного Карабаха, Зангезурского и Горисского районов Армении, вынужденные уехать в Россию в результате ксенофобного давления, которому они подверглись в постсоветских республиках; в эту группу можно отнести и беженцев и переселенцев из Грозного (Чечня).
Армянский национальный район — национальный район в составе Краснодарского края (в 1925—1934 — Северо-Кавказского, в 1934—1937 Азово-Черноморского) края.
Национальный район был образован 10 марта 1925 года на территории, населённой преимущественно армянами. Центром района было назначено село Елисаветпольское. Первоначально Армянский национальный район входил в Майкопский округ. В 1930 году окружное деление было упразднено.
С конца 1930-х годов термин «национальный район» перестаёт употребляться, и район называется просто Армянским.
С 1943 по 1946 год центром района было село Черниговское.
В 1953 году район был упразднён, а его территория — разделена между соседними районами.
Краснодар
В Краснодаре действуют Региональное отделение Союза армян России, Краснодарская городская организация САР, Пашковская армянская община (пос. Пашковский). Краснодар является центром епархии юга России Армянской апостольской церкви.
Новороссийск
История армянской общины Новороссийска уходит своими корнями к основанию города. Одним из его основателей, адмирал Серебряков (Арцатагорцян), имел армянское происхождение. Армянская община внесла значительный вклад в развитие города, в разные периоды времени армяне занимали здесь руководящие должности, оказывали финансовую и материальную помощь, вносили вклад в развитие деловой активности
В городе действует три армянских общества «Луйс», «Дар» (Дружба армян России) и отделение Союза армян России. Выпускается ежемесячная газета «Луйс», действуют молодёжные кружки пения, танцев, работает воскресная армянская школа, а также строится большая Армянская церковь в районе Мефодиевки. Многие армянские бизнесмены занимаются меценатством и благотворительностью, помогая детским садам, школам, университетам, финансируя строительство культурных памятников (таких, как, например, памятник основателям города на набережной Серебрякова). Также в городе Новороссийске существуют две армянские некоммерческие организации: Международное Армяно-Казачье Объединение Дружбы и Сотрудничества (МАКО ДС) и Фонд по реставрации памятников ВОВ имени Героя Советского Союза Унана Аветисяна. В Новороссийске имеется армянское село Победа.
Сочи
Первые армяне-переселенцы появились в Сочинском округе в 1882 году. Это были беженцы из Турции. В дальнейшем было ещё несколько потоков беженцев, особенно значительные относятся к 1905 году и периоду Первой мировой войны.
После Спитакского землетрясения число армян в городе также выросло.
В городе действует Краснодарская Краевая Общественная Организация «Армянская диаспора Святой Саркис», основанная в 1992 году братьями Арменом и Амбарцумом Мхитарянами, которые руководят организацией по настоящее время. Основными целями деятельности организации являются содействие национальному и духовному возрождению, сохранению и развитию языка, культуры и традиций армянского народа. В п. Калиновка Лазаревского района г. Сочи с 1993 года организация возводит Армянскую Апостольскую Церковь Святого Саркиса. Фундамент Церкви был торжественно Освящен 5 октября 1993 года Главой Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Архиепископом Тираном Курегяном.
В таких крупных сочинских сёлах как Весёлое, Черешня, Калиновка, Вишнёвка, [Волковка, Высокое, Горное Лоо, Нижняя Шиловка, Верхневесёлое, Барановка, Верхний Юрт, Краевско-Армянское и др., армяне составляют более половины населения.
По неофициальным данным, армяне составляют около 30% населения Большого Сочи.
Туапсе
Первые армяне поселились в Туапсе в ХI веке и уже к ХV веку, на территории района сформировалась крупная армянская колония, с собственной административно-правовой системой. В колонии насчитывалось 9 населенных пунктов. Армяне в Туапсе занимались в основном земледелием, хотя имелись так же ремесленники и купцы. С вхождением района в состав Российской империи в ХIХ веке, большинство местного армянского населения значительно ассимилировалось в русской среде. В конце ХIХ века в район прибывают армяне из Черноморского побережья Малой Азии. В Туапсинском районе имеются армянские сёла, в числе которых Пляхо, Подхребтовое, Гойтх, Терзиян, Тенгинка, Лермонтово, Шаумян, Островская Щель и другие.
По официальным данным на 2002 год, в Туапсинском районе проживало 12859 армян, что составляло 20,99% населения района, по неофициальным данным, число армян может достигать до 30−35% населения района.
Темрюк
На территории Темрюка армяне обосновались в
Посетивший регион в XVIII веке Иоганн Тунманн говоря о поселении отмечал:
«Темрук, маленький город на северо-востоке от Тамани; он лежит на том рукаве Кубани, который получил название от этого Темрука и неподалеку отсюда впадает в Азовское море. Он ведет довольно значительную торговлю. Жители его частью ясы, частью греки, евреи и армяне; они с давнего времени платили дань крымскому хану. Он немного укреплен, но в течение двух последних столетий очень страдал от набегов донских казаков. Как кажется, его основали черкассы в монгольский период. Он ни в коем случае не древняя Таматарха»
В ХIХ веке, а также в начале ХХ века, число местных армян возросло за счет армян-амшенцев из провинции Трапезунд Османской империи. В 1990-е гг., в Темрюк прибыли несколько сотен армянских семей из конфликтных зон Кавказа и Закавказья.
По данным местной армянской общины, в Темрюкском районе проживает ок. 20 тысяч армян, что составляет ок. 15% населения района.
Армавир
В Закубанье большинство армян переселилось в XV веке из Крыма, где к тому времени окончательно сформировалось вассальное Турции Крымское ханство и условия для проживания преобладавших там некогда христиан (греки-румеи, армяне, крымские готы) резко ухудшились. В 1475 г., когда турки окончательно захватили Крым и стали истреблять мирное население, армяне начали активно эмигрировать, при этом часть из них нашла убежище среди адыгов и абхазов, в то время ещё христиан или язычников. Армяне-переселенцы, прожив в горах 300 лет, переняли язык, нравы, обычаи, особенности быта, весь уклад жизни адыгов, среди которых они поселились, однако сохранили своё этническое самосознание и христианскую веру — армяно-григорианскую, близкую к русскому православию. В результате взаимопроникновения двух культур сформировалась новая этническая группа черкесогаев — горских армян (черкесогаев).
C конца XVIII века среди адыгов стал распространяться ислам, и для горских армян возникла угроза потери национальной религии. В конце 1836 года они обратились к начальнику Кубанской линии генерал-майору барону Г. Ф. фон Зассу с просьбой «принять их под покровительство России и дать им средства поселиться вблизи русских». В 1837 году по решению российского генерала на левом берегу Кубани, против станицы Прочноокопской, возник небольшой аул горских армян.
В 1839 году поселение черкесогаев переместилось ближе к устью реки Уруп. Этот год считается официальной датой появления Армавира, первоначальное название которого было Армянский аул. Аул с трёх сторон был окружён глубоким рвом шириной 2,5 метра и валом. С четвёртой стороны протекала река Кубань, ставшая естественной границей Армавира. Границы поселения несколько раз изменялись в связи с тем, что с гор переселялись всё новые и новые семьи. В первые годы в ауле обосновалось 120 семей, а к 1840 году их количество увеличилось до четырёхсот. Помимо горских армян в поселении проживало несколько сотен крепостных горцев (в 1859 году их было 753 человека). Жизнь черкесогаев на новом месте протекала по тем же законам родового быта, которого они придерживались в горах. Селение было разбито на кварталы, в которых селились семьями, вышедшими из одних и тех же аулов.
В 1848 году поселение получило официальное название Армавирский аул в честь древней армянской столицы Армавира.
В 1875 году через Армавир была проложена Владикавказская железная дорога. В 1876 году аул получил статус села. В 1908 году было начато строительство «Армавир-Туапсинской железной дороги».
23 марта (5 апреля) 1914 года «Высочайше утверждённым положением Совета министров» село было преобразовано в город.
Анапа
Анапа была присоединена к России в 1829 году в ходе многолетнего штурма турецкой крепости русской армией. Решающую роль в победе русской армии и падении крепости Анапа, сыграл выдающийся российский флотоводец адмирал Лазарь Маркович Серебряков (Казар Маркосович Арцатагорцян, 1792 — 1862).Тогда еще молодой морской офицер со своим батальоном первым прорвал оборону турецкой крепости и ворвался в нее. Серебряков захватил 29 турецких знамен и ключ от этой крепости, о чем лично доложил Николаю I. 12 июня 1828 года крепость Анапа капитулировала. По Андрианопольскому трактату 1829 года Анапа была присоединена к России. В дальнейшем адмирал Серебряков построил в районе Анапы ряд военных укреплений. Указом царя Николая I от 15 декабря 1846 года крепость Анапа получила статус города. Начиная с этого момента Анапа становится одним из центров колонизации амшенских армян, которых руководство Османской Империи начиная с ХVI века пыталась обратить в ислам. Наиболее крупные волны армянской миграции в Анапу произошли между 1866—1920 годами. В 1942 году Анапа была оккупирована немецко-фашистскими и румынскими захватчиками. Оккупация продолжалась год. В боях за освобождение Анапы самое активное участие принимали две армянские национальные дивизии — 89-й Таманский и 409-й стрелковый. Большой вклад в планирование операции по освобождению Анапы внес прославленный адмирал Иван Степанович Исаков (Ованес Исаакян), получивший в районе Туапсе тяжелое ранение. Количество армян в городе увеличилось после 1991 года.
В Анапе находится несколько армянских сёл, самый крупный из которых — Гай-Кодзор, в 9 км к юго-востоку от центра. В нем действует армянская церковь, строится также вторая большая Армянская церковь, также в селе действует Армянский культурный центр «Арин Берд», Армянская часовня
по неофициальным данным, число армян в Анапе может достигать 25% от общего населения.
—
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...