Людмила Есипова Мастер

А ЕСЛИ ПОСМОТРЕТЬ НА РОЖДЕНИЕ ХРИСТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АСТРОНОМИИ ?

«Он хорошо послужил нам, этот миф о Христе.»
Папа Лев X, XVI век.

Астрономия и астрология в далекие исторические времена были едины, и положение планет не только наблюдалось, но и трактовалось. Христианские мужи мудро использовали эти наблюдения и, связанные с ними языческие праздники в своих целях. Логично потом признав астрологию ересью.
Посмотрим хотя бы на праздники, отмеченные в наших календарях после равноденствий и солнцестояний 21 марта, 21 июня, 21 сентября и 21 декабря. с точки зрения астрономии и астрологии.

Астрономы первых веков христианства отмечали их, в среднем, на четверо суток позднее действительности, когда соответствующие области неба уже ясно показывались на востоке перед восходом Солнца. Они отсчитывали тогда не моменты закрытия солнцем соответствующих звезд, чего нельзя видеть простым глазом, но реальные появления их на востоке.

Интересна трактовка с точки зрения астрономии праздника «Благовещения». Факт сообщения деве Марии вестником неба (кометой в созвездии Девы) о предстоящем зачатии спасителя людей, отнесен к 25 марта, когда в полночь кульминирует звездная Дева и когда символ Иисуса — звездный Овен — погружается в огонь вечерней зари, то есть приносит себя в «жертву всесожжения за грехи людей».

Праздник «рождества спасителя мира» отнесен на 25 декабря, когда второй небесный его символ — звездный Змиедержец (13 -е созвездие в астрологическом календаре), держащий Змия познания добра и зла, уже появляется из огня утренней зари.
В это время Дева как раз кульминирует над южной частью горизонта.
Группа мелких звездочек — Ясли, со стоящими около них звездочками, Ослом и Ослицей, в самом высоком из зодиакальных созвездий — Раке. В полночь этого же 25 декабря небесные Ясли, прообраз тех, в которых, по сказанию, родился «спаситель людей», достигают своего наивысшего положения над землей.
В связи с этим звучит и рождественский гимн христиан, всю поэзию которого может понять только человек, знающий и любящий звездное небо и слушающий этот гимн глядя на него. Вот этот гимн в изъяснительном переводе:
«Дева (на небе) днесь Преждесуществовавшего (Солнце) рождает, и земля грот с Яслями ему, Неприступному, приносит;
Вестники (созвездия) с пастырями (звездами Волопаса) славословят, волхвы же (три звезды Ориона) за звездою путешествуют. Ради нас родилось молодое дитя — предвечный бог (Солнце)».

Как эти слова становятся понятны и просты в астрономической символистике!

А вот и вторая кантата: «Рождество твое, Христос, бог наш, воссияло миру светом разума, ибо в нем служащие звездам (т.е. астрологи волхвы) звездою (Ахернаром 6 небесной реке Эридане) научилися тебе кланяться, Солнцу правды, тебя узнавать с высоты Востока. Слава тебе, властелин!»
Такова же и третья рождественская кантата: «Вижу (вверху) таинство странное и преславное: небо — это грот, Дева (восходящее созвездие) — это престол божьих колесниц (планет), небесные Ясли — это вместилище, в котором возлежал невместимый бог (Солнце) «.

Самое рождение «спасителя людей» от девы, не имевшей мужа, прямо говорит о созвездии Девы, через которую в сентябре, когда начинался византийский год, проходит Солнце.

Точно также отражаются звезды и в крещенском гимне 6 января, относящемся, повидимому, уже к Ориону, выходящему из Небесного Иордана (созвездия Эридана), в котором только что появилась (вследствие прецессии в годы составления этого гимна) над южным горизонтом Палестины «Чужая Звезда» (Ахер Нар).

«Во Иордане купающемуся тебе, господу, тройческое явилось поклонение. Родителев голос свидетельствовал о тебе, возлюбленным тебя сыном именуя, и дух, в виде голубином (созвездие Голубя), свидетельствовал подтверждение слова. Являйся, Христе боже, и мир просвещай, слава тебе!»

А также: «Освящается сегодня естество воды, и разделяется Иордан, поднимая струи своих вод (т.е. Эридан восходит на востоке), видя властелина («Чужую Звезду»), купающегося в себе.
Во всех этих песнях мы видим только восторженное символистическое восхваление явлений звездного неба, какими они и обнаруживаются действительно в эти дни каждый год.
Не менее интересно отмечены христианскими праздниками и две остальные кардинальные точки неба, т. е. области летнего солнцестояния и весеннего равноденствия.

На 24 июня, т. е. на летнее солнцестояние (точно также определенное почти на три дня позднее действительного) отнесено рождение Иоанна Крестителя, или Предтечи, окропившего Иисуса небесной водой в Иордане, потому что звездный Водолей в это время идет впереди Солнца, как символа творца неба и земли, в его суточном круговом движении.

Зачатие же Иоанна при этом условии пришлось отнести, конечно, на девять месяцев ранее, так что этот праздник естественно пришелся на 23 сентября и, таким образом, попал под покровительство Овна, кульминирующего в эту полночь. Получается, что Водолей Ороситель заходит на западе, а небесный Иордан восходит на востоке вместе с Орионом, символом выходящего из воды Иисуса, т. е. Овна.

Таким образом он «ниспровергает» первенство созвездия Тельца, достигает кульминационной точки при восходе Солнца в созвездии Девы, когда Водолей Ороситель уже давно под землей. Этим объясняются слова евангелистов от имени Иоанна: «идущий за мною сильнее меня», и «ему надлежит восходить, а мне понижаться».
По материалам книги"Христос" Н. А. Морозова.

Статья опубликована 2.01.2008
Обновлено 10.01.2008

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Людмила, Рождество к факту самого рождения не имеет никакого отношения.

    Достоверных исторических данных по рождению Христа нет, известно только что он родился летом - когда точно никто не знает.

    Христиане были гонимы, и поэтому просто приурочивали свои празденства ко многим языческим, давно уже существовавшим праздникам, потому что так легче было привлечь большее количество людей в новоявленную религию, да и еще потому что, пойманные за празднованием Рождества, Пасхи и др. они могли хоть как-то пытаться отстоять себя в суде.

    С этого дня продолжительность светового дня увеличивается, и соответственно многие земледельческие культуры знали об это дне и праздновали. В Вавилоне и Египте 25 декабря праздновалось рождение бога Аттиса из Phrygia, в Германии, и У Кельтов на этот же день приходился праздник фертилити - оплодотворения, в Персиии - Митрас, Римляне праздновали Saturnalia, праздник бога Сатурна, в Скандинавии - Yule ... Я это лист могу продолжать долго.

    До 1043 Рождество нигде и ни в каких исторических документах эта дата не упоминается как праздник рождения Христа. Это истороческие факты. Не надо искать мистику там где ее просто никогда не было.

  • Интересно, и своевременно, но... по- моему, немного сумбурно и не слишком понятно для самого автора...

    А как бы это выглядело с точки зрения язычества - нашей настоящей, исконной веры славян и православных, а?!

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо за картинку-мои любимые цвета

      Марина. Можно поподробнее.
      Что мне не слишком понятно, и как это следует из текста.

      С язычеством знакома очень поверхностно, но интересуюсь. Только статья с ним(язычеством) не связана на прямую. Общие нити найти можно, но они не суть главные. Может поясните свою позицию. Мне очень интересно

  • А еще у С.Сальниковой есть любопытные рассуждения по поводу даты рождения Христа в книге "После Воскресения, или Тайны Новозаветных Евангелий"

    Оценка статьи: 5

    • Честно говоря, если бы его не было, то следовало бы выдумать. Образ очень удобный для идеологической опоры нового (тогда) религиозного течения. По-моему, это все-таки суммарный образ, из фактов жизни нескольких человек. Изложить основные нравственные и поведенческие правила в виде притч и на примере одной жизни - провереный веками способ. До сих пор люди лучше понимают теорию, опирающуюся на конкретные примеры.

      Картина в деталях интересна

  • Да, текст не легкий. Да, тема не простая. Так мы вроде не глупы и сообразительностью не обделены. Так почему именно эти аргументы стали главными?