Айк Овакимян Дебютант

Почему не хочется смотреть телевизор?

Телепроекты подобные тем, что мы можем наблюдать в последнее время по центральным телеканалам страны, конечно развлекают телезрителей, но по мнению некоторых психологов могут оказывать сильное подсознательное воздействие… Говоря об этом стоит учесть, что это воздействие не всегда отрицательно. Вот, например, посмотрев «Звёзды на льду», на первом канале, миллионы людей отправились в спортивные магазины покупать коньки, и даже количество записавшихся в кружки фигурного катания резко возросло. Это не может не радовать, ведь всё это сегодняшний вклад в будущие олимпийские медали. И, кстати говоря, подобные проекты в мире отнюдь не новинка. В Соединенных Штатах Америки проекты, аналогичные «Звездам на льду», появились еще в начале девяностых годов, что уж говорить об американских «Фабриках звезд» и «Минутах славы». Переняв опыт западных стран, российские продюсеры, тем не менее, смогли привнести изюминку, отличающую отечественного производителя.

Соревнования с элементами реалити-шоу — вот что интересует телезрителя сидящего у экрана. Желательно, конечно так же, чтоб участвовали звезды, однако вышеупомянутая «Минута славы» всё же исключение… И теперь перед людьми, которые всё это создали, стоит непростой вопрос: стоит ли превращать созданное в конвейер или необходимо постоянно придумывать что-то новое. Ведь печальный опыт «Фабрики звёзд» должен был чему-то научить руководство первого канала. К последним двум сезонам они уже так надоели телезрителю, как не надоедала ни одна серия Санта-Барбары, начиная с тысяча восемьсот девяностой… Стоит ли надеяться на то, что мы не увидим в скором времени «Звёзды на льду 2» или «Цирк со звездами 10»?

Думаю не стоит, ибо конвейер, величайшее изобретение Генри Форда, наиболее ярким образом подчёркивает правильность так называемой «Бритвы Оккама», которая гласит, что если одной цели можно добиться двумя разными способами, то стоит выбрать наиболее простой. А цель, как известно у акул шоу-бизнеса одна: зарабатывать деньги. И цель эта будет достигаться пока будет существовать ключевое понятие телевидения — «рейтинг». А рейтинг у таких программ к сожалению не очень быстро падает, ибо качество продукта предоставляемого в эти часы другими телеканалами не впечатляет. Что может посмотреть обыватель в выходной день вечером? Либо Итоговые новости, которым впрочем, уже никто не доверяет, потому что в этом жанре мы вернулись в СССР, либо Американские боевики, которые тоже надоели, так как те, кто их хочет смотреть уже давно посмотрели, а те, кто не смотрел, и не хочет, либо реалити-шоу.

Признаюсь честно, телевидение в России это, по моему мнению, одна сплошная беда. Это гора нереализованных возможностей. И дело даже не в том, что люди, которые там работают, плохо выполняют свою работу. Нет. Это не так. Они очень талантливы. Но они уже устали бороться. Те, кто не устал там уже не работает. Например Парфенов. Честно говоря, я думал, что Соловьева будет ждать такая же участь, пока он не приклонился перед Кремлем. Смотреть на то, как круглые сутки по новостям ругают все страны мира кроме России, невозможно. Поэтому телезритель и выбирает Фабрику звезд и ему подобные проекты. Телезритель хочет вечером собраться с семьей возле телевизора, и смотрит, зачастую вынужденно, то, что ему показывают. Это беда нашего телевидения. Оно никогда не было общественным. И вряд ли в скором времени будет.

А стоит ли говорить, насколько увеличивается популярность и узнаваемость того или иного артиста после участия в такого рода шоу. Многие ли знали Марата Башарова по имени, до победы в «Звёздах на льду»? Была ли так популярна в России Ингеборга Дапкунайте как сейчас? Кто-нибудь помнит хоть один фильм с её участием кроме «Ночного продавца»? А вы знали Александра Носика раньше? Думаю, если Вы не живете в Москве, и не являетесь поклонником театра, то вряд ли… Однако сразу после финала проекта выходит фильм с Маратом Башаровым в главной роли — «Консервы» и собирает неплохие кассовые сборы, для такого банального сюжета и фильма в целом. Выражение «деньги делают деньги» как никогда подходит в данной ситуации. Современный российский шоу бизнес очень похож на сельское хозяйство. Продюсеры, они же доярки, находят неплохого артиста, т. е. корову и начинают доить. Пока не выдоят последнюю каплю не успокоятся. Отличным примером может послужить Гарик Мартиросян. Из смешного КВНщика семилетней давности он превратился в настоящую звезду супер величины, вокруг которой крутятся большие люди с серьезными деньгами. Безусловно Гарик талантлив. Безусловно он интересен телезрителю. Но из-за своей вездесущести Гарик теряет любовь поклонников. Настоящей звезды всегда должно быть мало. Мартиросяна Вы можете увидеть в пятницу-субботу в «Comedy Club», воскресенье в «Comedy Club» и в «Минуте Славы». Плюс ко всему Гарик приходит как гость на различные передачи (такой человек действительно придает рейтинг любой посредственной программе), а также выступает в еще одном проекте первого канала «Две звезды». Всё это неплохо для Гарика, как для отца своей дочери и мужа, ведь за всё вышеперечисленное Мартиросян получает неплохие гонорары. Но хорошо ли это для него как для артиста? Ведь популярность бывает двух видов: «сиеминутная» и вечная. Помните как часто нам показывали аншлаг с Винокуром, Дубовицкой и другими артистами? И где они сейчас? Их рейтинг почти обнулился, и теперь не они шутят, а над ними смеются… Стоит перейти черту и даже такой талант и любимец публики любого возраста может оказаться не у дел.

Резюмируя вышесказанное, остается добавить лишь одно. Современное российское телевидение при всей своей технологичности и высокобюджетности, находится на стадии становления. Люди создающие для нас с Вами картинку в «ящике» ещё сами не до конца знакомы с правилами игры, в которую они играют. Эти правила созданные полуверковой историей конкурентоспособного западного телевидения искусственно перенесенные в наши реалии не всегда оказываются панацеей от различных проблем. Поэтому остается надеяться только на одно: законы рынка не помешают телевидению, вырасти из капризного ребенка в зрелого молодого человека… Поэтому смотрите телевизор с умом и да спасет он вас от скуки!

Статья опубликована 5.06.2007
Обновлено 13.06.2007

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Телевизор не смотрю уже лет 5 или 6) предпочитаю книги и общение с друзьями.
    Не могу согласиться со всем, что написано в статье. Но по сути Вы правы: телевидение сейчас просто машина для зарабатывания денег и рейтингов. Зритель российский все чаще напоминает мне корову в стойле, которой просают прошлогодний силос: жуй и радуйся, что есть что пожевать хотя бы это(((

    • Не соглашусь лишь с одним - что ТВ - машина для зарабатывания денег и рейтингов. Это машина, в первую очередь, для манипуляции общественным мнением, даже - для создания его, по большом счету - для оболванивания.

      • Вы серьезно?)
        Неужели кто-то и сейчас за истину воспринимает информацию, идущую с голубых экранов? Общественное мнение давно формируют реалии нашей жизни: размер зарплаты, пенсии и цены.

        • Серьезно-серьезно. Вот вы не смотрите, я не смотрю. Но и вам, вероятно, и мне - безусловно - приходится общаться с теми, кто смотрит.
          Информация в сопровождении видеоряда - сильнейший фактор убеждения. Приходится постоянно видеть, как люди по разным поводам выдают схожие оценки. Начинаешь интересоваться, откуда эти оценки, ответ один: из телепрограмм. Не только герои сериалов - телеведущие воспринимаются как задушевные друзья, родные и близкие. Информация, идущая из ящика, таким образом, обретает дополнительный флер достоверности - ведь получается, что не к-то незнакомый дядя-тетя ее озвучили - родной и близкий человек, глядя тебе в глаза, сообщил ту или иную новость. Да еще и оценочку "правильную" подсказал.

  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 13 июня 2007 в 12:53

    Современное российское телевидение при всей своей технологичности и высокобюджетности, находится на стадии становления.
    Это очень личное мнение, они-то небось думают, что в вечном развитии.

    И теперь перед людьми, которые всё это создали, стоит непростой вопрос: стоит ли превращать созданное в конвейер или необходимо постоянно придумывать что-то новое.
    Они сами Вам это сказали?

    миллионы людей отправились в спортивные магазины покупать коньки, и даже количество записавшихся в кружки фигурного катания резко возросло. Это не может не радовать, ведь всё это сегодняшний вклад в будущие олимпийские медали.
    О чем Вы говорите, олимпийцы занимаются с трех лет, а шоу стимулирует разве что взрослых.

    Многие ли знали Марата Башарова по имени, до победы в «Звёздах на льду»? Была ли так популярна в России Ингеборга Дапкунайте как сейчас?
    Марата Башарова узнали по сериалу "Граница", думаю, а Дапкунайте - по "Утомленным солнцем". Вы немножко поменяли причину со следствием - в любое шоу, кроме Фабрики, берут только тех, кто интересен зрителям, неизвестных там нет.

    Фабрику звезд Вы рано списали - из этого проекта еще не всё выжали, идет кастинг на седьмую.

    • Они сами Вам это сказали?
      а в чём вопрос, я не совсем понял)..


      О чем Вы говорите, олимпийцы занимаются с трех лет, а шоу стимулирует разве что взрослых

      Для того чтобы олимпийцы занимались с трех лет, нужно чтобы их родители отвели на каток... А шоу действительно стимулирует взрослых, только на то, чтобы отвести детей на каток...


      Марата Башарова узнали по сериалу "Граница", думаю, а Дапкунайте - по "Утомленным солнцем". Вы немножко поменяли причину со следствием - в любое шоу, кроме Фабрики, берут только тех, кто интересен зрителям, неизвестных там нет.

      Сериал "Граница" смотрели горстка домохозяек... Лично я и многие мои знакомые не слышали о нем ничего, до проекта.

      Фабрику звезд Вы рано списали - из этого проекта еще не всё выжали, идет кастинг на седьмую.

      Да я уже слышал... Сочувствую всем телезрителям)

      Оценка статьи: 5

  • Люба Мельник Бывший модератор 5 июня 2007 в 19:29

    Кажется, у Эдгара По или кого-то вроде него есть новелла об оживлении мумии. О гальванизации трупа. Вот применение чужих ТВ-технологий на российском ТВ - и есть эта гальванизации трупа. Такая убогость и мертвечина, такая "заказанность" и отсутствие хоть намека не на ум даже - на разум!