• Мнения
  • |
  • Обсуждения

Игорь Уткин

Смертные грехи - это конечно замечательно! Значит, не зря жизнь прожил, в ней было что-то стоящее.
А как же известный тезис Православия о том, что мытари и блудницы первыми идут в Царство Небесное?

Я уже писал вчера в сходной по тематике дискуссии "Чем можно заразиться в Церкви", инициированной Игорем Поляковым, бывшим священником, приводя слова митрополита Антония Сурожского. Касаемо покаяния он указывает на поразительную вещь: когда согрешивший человек внутренне содрогнулся от ужаса содеянного, в этот момент Бог прощает его, и покаянная исповедь в принципе уже не обязательна. Резюмирую: не столь тяжело покаяться, сколь тяжело в полной мере осмыслить свои грехи. А необходимость покаяния есть: есть преступление, должно быть наказание, а затем - ПРОЩЕНИЕ, иначе будет незавершенный гештальт. Проблема зависнет, станет хронической болью. Поэтому многие люди и идут на исповедь, ища прощения хотя бы в символической форме.

Елена Солнечная, митрополит Антоний Сурожский писал, что если согрешивший человек, осознал свой грех и мысленно "содрогнулся", т.е. ужаснулся содеянному - Господь в этот момент прощает его и отпущение грехов с исповедью и епитрахилью уже не обязательно. Однако Антоний Сурожский указывает, что не стоит этим злоупотреблять, иначе все опять сведется к формализму: формально покался, формально содрогнулся... А воз (грехов) и ныне там!

Катерина Матвеевна, сложнейшую тему мы затронули - духовность человека. Что здесь считать глубиной, а что высотой? Причем, если говорить о духовных практиках, погружении и т.д., то здесь очень легко впасть в ересь. Основная стратегия жизни монаха - подвижника духовной жизни, это ПРОСТОТА. Они дают обет пребывать в простоте.
Каждого встречного-поперечного обязуются считать не просто хорошим человеком, а на втором месте после Бога, а себя - грешнейшим и ничтожнейшим. Возможно, это тоже перебор. Но имеет прямое отношение к прощению. Монах прежде чем обидеться задает себе вопрос: "А сам-то я кто? Вот то-то оно..." Простота и прощение - однокоренные слова. "Простой" - прямой, незатейливый, безынтрижный. А "простить" - значить сделать прямым, правильным. Ведь ложь по-другому называется "кривда", кривизна стало быть. Обманывать - кривить душой. Прощать исправлять эту кривизну. Русский язык, великий и могучий, удивительно сакрален. По крайней мере, ни в одном из европейских языков нет эквивалента слова простить - выпрямить, исправить, сделать правильным.
Там все больше типа "сожалею", "извините" - снимите вину...

Ганна Римская, во-первых, я ничего не путаю, во-вторых, ни про какие дьявольские и потусторонние силы я даже не заикался, а в-третьих, я просто просил уточнить, что вкладывает автор в понятие "вера".

Ганна Римская, да, это действительно так! В медицинской литературе описано немало случаев "самоизлечения" от рака. И мне приходилось видеть таких людей. Правда, это скорее пока исключения, чем правило. Для излечения от онкопатологии психологическими средствами, пусть даже силой веры (ведь вера тоже своеобразный психологический процесс), необходимо "перебить" психологическую доминанту болезни, в данном случае, рака или другой онкологии. Что происходит: когда больному сообщают этот ужасный диагноз, он вольно или невольно принимает "правила игры", в конечном итоге "соглашаясь" умереть. С определенными оговорками: пусть это будет не сейчас, а через полгода, пусть не будет болей и т.д.
Более того, в нашем сознании укоренено, что большинство онкобольных умирают в течение короткого промежутка времени, что это смертельная болезнь и шансов выздороветь почти нет. И если больной принял эти "правила игры", то всё, он покатился на наклонной плоскости. Сознание, а главным образом, подсознание настраивают организм на смерть, готовят в смерти. Однако если эту доминанту "я - онкобольной и медленно умираю" перебить другой, более сильной доминантой,то возможно выздоровление. Это практикует в Ницце профессор психологии Анн Анселин Шутценбергер, применяя метод психодрамы для лечения "неизлечимых" больных. Вероятно, в обозримом будущем многие болезни будут лечить и профилактировать психологи. Однако на сегодняшний день мы располагаем весьма и весьма ограниченным арсеналом средств, что пробудить целительные ресурсы организма. И особых работ в этот направлении не ведется или проводится очень мало. Гораздо выгоднее штамповать таблетки, чем разбираться с душой человека. Ведь торговля лекарственными препаратами "по рентабельности" занимает третье место, уступая только торговле наркотиками и оружием.

Петр Бобков, первый признак шизофрении - это бестактность. Они - шизофреники даже не понимают, что обижают других людей, потому что эмоционально тупые. Только не примите это на свой счет. По фотографии Вы не похожи на шизофреника. А до Вашей мне дела нет, верьте хоть в Колобка.

Петр Бобков, есть и теологическое образование... Вопрос в другом: что такое вера по-Вашему?

Петр Бобков, то о чем Вы пишете (о бессознательном) нельзя назвать верой. А вот эта фраза вообще абсурдна:"возможности человеческие ограничены только его неверием – в себя..." А что разве тело и психика человека не подчиняются физическим, биологическим законам и законам психики? Они-то, главным образом, и ограничивают человека.

Петр Бобков, я - профессиональный врач по первому образованию, а по второму - психолог. И в этой связи возможно Вам будет интересен факт, что есть люди, которые почти никогда не болеют респираторно-вирусными заболеваниями, а также раком (или это случается очень редко) - это больные шизофренией. Читатели ШЖ наверняка попытаются меня "подловить", откопав случай, когда тот или иной шизофреник все же болел гриппом или онкопатологией.
Если такое случится, то необходимо иметь ввиду, что шизофрения - это собирательное понятие, это не одна болезнь, а несколько. И нередко к шизофреникам причисляют тех, кто на самом деле этим заболеванием не страдает.
Это объяснияет "исключение" из правил. Почему же больные шизофрением не болеют указанными заболеваниями? Наука пока не имеет ответов на эти вопросы, но рабочая гипотеза такая: шизофреники - самые неэмоциональные люди, у них апатия, безразличие к окружающему миру и событиям в нем происходящим. Ничто не вызывает у них ни радости, ни горести. Очевидно такой душевный "штиль" как-то связан с иммунитетом. Иными словами говоря, ОРВИ пробивают иммунитет в первую очередь у высокоэмоциональных людей.
Инфекционисты еще более устойчивы к инфекциям, чем терапевты, а ведь работают в рассаднике заразных болезней. У них приобретенный иммунитет.
Знаете ли ВЫ, что иммунитет к данному гриппу штамму гриппа развивается практически на всю жизнь? Другое дело, что вирус - цепочка ДНК, постоянно "перекодируется", переставились местами пара нуклеотидов и это же другой код, другой вирус гриппа.
Однако статья-то заявлена "Болезнь как следствием отсутствия ВЕРЫ!" Веры во что? Беспредметной веры не бывает.
Православие утверждает, что все болезни от греха. Если бы люди не грешили, то и не болели бы. А что такое грех - отпадением от веры. Однако утверждать, что поистине верующие люди и даже святые совсем не болеют, или достоверно реже болеют теми или иными заболеваниями, не представляется возможным.

А причем здесь вера? Во что такое особенное верят участковые терапевты чтобы не болеть? И потом, профессионально рассуждая о любой болезни, будь то рак, грипп или шизофрения, необходимо иметь ввиду, что любая хворь - изначально благо, защитная реакция организма, особая форма адаптации или противодействия неблагоприятным условиям внешней среды. А уже потом происходит срыв, истощение механизмов адаптации, и тогда наступает собственно болезнь. Сейчас многие борются с атеросклерозом, однако если бы не он, наша жизнь лет на 40-60 была бы короче...

Катерина Матвеевна, стадию прощения выбирает сама психика обиженного. Вот до какой степени нужно простить, чтобы было комфортно? Кому-то просто нейтрализовать обиду, закончить безразличием, отойти в сторону... А в каких-то ситуациях этого мало. Очевидно, это связано с близостью отношений. Чем ближе человек, тем выше стадия прощения требуется. Иначе не будет душевного комфорта. Именно последний (комфорт) определяет глубину прощения. Прощая близких желательно восстановить симпатию, а дальних достаточно избавиться от чувства обиды.
Вот тут и всплывает ваш "значимый". Близкий, значит значимый, далекий, незнакомый - незначимый или малозначимый.
Это как религиозность тот же приницип в прощении: кому-то достаточно лоб перекрестить, а кому-то надо в монахи, столпничество, отшельничество и т.д.

Катерина Матвеевна, думаю, что прощение имеет стадии или степени. Первая стадия - изгнать обиду из души, а высшая - как раз восстановить симпатию. "Симпатия" и "симпатичный" - не не совсем одно и тоже. "Обиды в душе нет, но и общение продолжать не хочется." - Вы просто нейтрализовали обиду, а по-настоящему не простили. Прощение - очень сложный процесс, поскольку нужно изменить отношение к обидчику не только на уровне сознания, но и подсознания. Ведь часто мы обижаемся вроде бы ни за что - не так хлеб рукой взял и этим обидел. Вааще, кто ж так хлеб берет! Варвар! Любые обиды уходят или коренятся в подсознании, а уж такие как "с хлебом" точно. Многие обиды "родом из детства", возникают от недостатка любви к ребенку, от недолюбленности. Возникает затаенная обида на родителей, братьев и сестер, окружающий мир кажется враждебным, потому что может обидеть, как мама или папа...
Недолюбленностью, эмоциональной депривацией мы порождаем будущих обиженных... Считается, что русские женщины вроде бы жалостливые, это так, но среди них много суровых, холодно или чрезмерно строго относящихся к детям, умножая армию обиженных, "потенциально и кинетически".

В отношении примера, когда муж-алкоголик лупцует православную жену, а она его в итоге выгоняет... Вот если эта побитая мужем и жизнью женщина обратится за советом к православному священнику с вопросом выгонять мужа или нет, разводиться с ним или нет, то в большинстве случаев священник скажет: "Терпи и молись за него". Если женщина действительно православная и состоит в венчанном браке, то по вере такой супруг дан ей Богом. И никаких... Ну, а если она т.н. "православная", тогда конечно, все можно переиграть, и развестись, и выгнать...

Каждый случай воздействия "проклятых картин" на человека уникален, поэтому тут очень трудно обобщать. Но в случае с портретом М.И. Лопухиной напрашивается примерно такая гипотеза: М.И. Лопухина, получив портрет, завершила свой главный гештальт в жизни - она увековечилась в полотне, да еще и молодой и красивой. Всё! Основная духовная потребность - не исчезнуть в забвении оказалась удовлетворенной. И жизнь с этих позиций потеряла смысл. Все это вошло в подсознание и включило механизм танатогенеза (смерти). А Н.И. Пирогов страдал раком языка и был к моменту написания портрета, как говорится, одной ногой... Извините за сумбурное изложение.
Но мораль статьи отчетливо понятна: не заказывайте своих портретов - это к выносу...