Жанна Магиня Грандмастер

Ответы к тесту «Легенды и были земли русской»

Прежде чем прочесть ответы, попробуйте пройти тест здесь.

1. Какой былинный богатырь был канонизирован Русской Православной Церковью?

Наши предки XVI — начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец — реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Между тем русские летописи не упоминают его имени. Зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем княжеского рода Ильей Русским. В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 г. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, т. е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. эти мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т. е. в 1188 г.

Памятник Илье Муромцу в МуромеЭти останки богатыря до сих пор находятся на том же месте и являются неопровержимым доказательством реальности Ильи Муромца. Для многих современных людей бывает откровением тот факт, что популярный герой эпоса почитается святым Русской Православной Церковью. Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г. в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Память святого богатыря совершается 1 января по новому стилю. Самое раннее дошедшее до нас изображение святого Ильи Муромца — гравюра из Киево-Печерского патерика, выложенная печерским «изобразителем» Ильей в середине XVII в. (Источник)

2. У какого былинного богатыря было три дочери — Василиса, Марья и Настасья?

Микула Селянинович — персонаж русских былин, богатырь, легендарный пахарь.
Он олицетворяет крестьянскую силу, силу русского народа. Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная», которая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.
У Микулы Селяниновича, согласно фольклору, было три дочери: Василиса, Марья и Настасья. Первая и последняя (жены Ставра и Добрыни Никитича) также являются центральными героинями былин. (Википедия)

3. На стенах какого древнего города плачет Ярославна («Слово о полку Игореве»)?

Плач Ярославны считается одним из самых поэтических мотивов «Слова о полку Игореве». На городском забрале в Путивле (недалеко от Курска) Ярославна рано плачет: «полечю зегзицею (кукушкою) по Дунаю, омочю бебрян рукав в Каяле, утру князю кровавые его раны». Она обращается к ветру, к Днепру-Словутичу, к светлому, тресветлому солнцу. Ветер развеял ее радость по ковылию, Днепр может только нести ее слезы до моря, а солнце в поле безводном русичам жаждою луки стянуло (они бессильны натянуть лук), горем им тулы с стрелами заткнуло. (Википедия)

4. В какой современной области России по сказанию находился мифический град Китеж?

Ки`теж (Ки`теж-град, град Ки`теж, Большо`й Ки`теж, Ки`диш) — мифический город, находившийся по легенде в северной части Нижегородской области около села Владимирского и города Семёнова на реке Люнде. На месте, где по преданию некогда стоял Большой Китеж, теперь располагается озеро Светлояр.
Основой для светлоярского культа послужил «Китежский летописец» («Книга глаголимая летописец…»), памятник, созданный предположительно в среде старообрядцев-бегунов, в 80−90-е годы XVIII века. Другим важным памятником является «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже». Легенда послужила основой многим произведениям искусства, в частности, опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». (Википедия)

5. Какого числа в России празднуют день семьи, любви и верности, день Петра и Февронии?

День Петра и Февронии — День семьи, любви и верности, празднуемый в России 8 июля.
Пётр и Феврония — покровители семьи и брака. Их брак является образцом христианского супружества.
Инициатива проведения «всероссийского дня семьи, любви и верности» принадлежит жителям города Мурома, где обрели свой покой тела Петра и Февронии. Эта идея была поддержана депутатами Государственной Думы Российской Федерации и, в 2008 году, праздник получил официальный правительственный статус.
«Всероссийский день семьи, любви и верности» отмечается 8 июля, когда остановились в один день два преданных друг-другу сердца (Петра и Февронии), показав всей своей земной жизнью, что такое семья, любовь и верность. (Википедия)

6. Какой великий князь ввел в Киевской Руси христианство?

Влади`мир I Святосла`вич (др.-русск. Володимеръ Свѧтъславь, ок. 960 — 15 июля 1015) — киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.
Стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988 или 989 году выбрал православие в качестве государственной религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии — 15 июля по Юлианскому календарю. (Википедия)

7. Именем этого былинного героя названы грузовой автомобиль, телевизор, гидрокостюм, ледокол, опера и картина. Назовите это имя.

Садко` — герой былин новгородского цикла.
• Садко — симфоническая картина Николая Андреевича Римского-Корсакова. Одно из первых программных сочинений композитора.
• Садко — опера Николая Андреевича Римского-Корсакова в семи картинах.
• Садко — художественный фильм-сказка, поставленный в 1952 году режиссёром Александром Птушко.
• Садко — клуб аквалангистов Николаева.
• ГАЗ-33097 «Садко» — грузовой автомобиль Горьковского автомобильного завода.
• Садко — гидрокостюм сухого типа для подводного плавания производства СССР.
• Садко (ледокол) — ледокол-пароход (1912−1941).
• Садко (дизель-электрический ледокол) — пограничный ледокольный сторожевой корабль проекта 97АП, построенный в 1968 году.
• Садко (телевизор) — марка советского унифицированного телевизора, производившегося на Новгородском телевизионном заводе
(Википедия)

8. Этот домашний дух у славян озорной и беспокойный, он глумится над человеком, который, не помолившись, принимается за домашние дела. Как его зовут?

Шишига является злобной нечистью у славян. Если живет в лесу, то нападает на случайно забредших людей, чтобы потом обглодать их косточки. По ночам любит шуметь и колобродить. По другому поверью шишиморы или шишиги — это озорные беспокойные домовые духи, глумящиеся над человеком, который делает дела, не помолившись. Можно сказать, что это — очень поучительные духи, правильные, к благочестивому распорядку жизни приучающие.
(Мифологическая энциклопедия)

9. Какой бог у славян считался богом пробуждающейся природы и плодородия, символом сексуальной мощи, покровителем растительного мира?

Яри`ло, Ярила, Яровит, Руевит (от яр — «ярый, храбрый, сильный» и увеличительного суффикса -ил) (согласно чешской и польской историографии и филологии — «яро» от слова «весна», «яро» это в современном чешском языке означает весна) — в славянской мифологии бог пробуждающейся природы и плодородия, символ сексуальной мощи и покровитель растительного мира. (Википедия)

10. Какой былинный герой отождествлялся с Вещим Олегом?

Прощание Вещего Олега с конем. В. Васнецов, 1899Одно время было принято отождествлять Вольгу Святославича с Вещим князем Олегом, княжившим после Рюрика. Отождествление основывается на сходстве имен, соответствии летописного эпитета Олега «Вещий» (указывающим на его хитрость и мудрость) с качествами Вольги. Кроме того, поход Олега на Цареград соотносили с походом Вольги в Индию, а в рождении Вольги от змеи находили подобие смерти Олега от змеи же. Владимир Пропп отвергает эту попытку найти исторический прототип Вольги как совершенно фантастический.
Некоторые исследователи отождествляют Вольгу Святославича и князя древлянского Олега Святославича, брата Владимира и Ярополка Святославовичей. (Википедия)

11. Когда, по языческим поверьям, проходят велесовы дни — дни разгула нечистой силы?

Велесовы дни — Волосовы дни (совпадает с христианскими святками). Вполне возможно, что моления Велесу (покровителю домашнего скота и богатства, воплощению золота, попечителю торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев) не ограничивались только заключительным днем зимних святок, а начинались с нового года и продолжались все те шесть дней января, которые отмечены «разгулом нечисти». (Источник)

12. «Ерема был крив, а Фома с бельмом,
Ерема был плешив, а Фома шелудив…»
Кем приходились друг другу Фома и Ерема?

«В некоем было месте жили были два брата Фома да Ерема, за един человек, лицем они единаки, а приметами разны:
Ерема был крив, а Фома з бельмом,
Ерема был плешив, а Фома шелудив…» Повесть о Фоме и Ереме. old-rus.narod.ru/08−22.html
«Про Фому и Ерему» аудиосказки. Текст Ролана Быкова.

Статья опубликована 13.12.2009
Обновлено 2.01.2010

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: