• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Профессионал

Кто такие волхвы и чем интересна история о них?

Упоминание о волхвах заставляет нас обратиться к истории рождения Иисуса Христа. Однако, в Библии об этих странниках сказано немного. Рождество описывали два евангелиста Лука и Матфей. Но Лука, вообще, не упоминает о волхвах ни слова. А Матфей посвящает им лишь 12 строф, в которых сведения о путешественниках весьма скупы: автор не указывает их числа, и даже не называет имён.

Однако, мы узнаём, что волхвы прибыли в Иерусалим с Востока, ведомые Новой звездой (знак рождения царя). Желая получить помощь, странники отправляются ко дворцу Ирода (правитель Иудеи 37−34г. до н. э) Ирод, видя в новом царе соперника, решает погубить Его, для этого приказывает волхвам доставить найденного Младенца во дворец, якобы для того, чтобы сам Ирод смог отдать будущему царю почести. И странники, получив приказ правителя Иудеи, отправились в дальнейший путь.

Волхвы встретили Христа в месте, над которым остановилась Новая звезда. Они принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Получив во сне предостережение, волхвы не стали возвращаться к Ироду.

Вот такую историю доносит до нас Матфей. Однако, как выясняется, это не единственное упоминание в Библии о волхвах. Ещё в «Ветхом Завете» можно найти пророчество о их появлении. Так в Пророчестве Исайи (60:6) говориться «Все они из Савы придут, принесут золото и ладан, и возвестят славу Господа». И псалом (71:10 -11) «Цари Фарсиа и островов принесут Ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклоняться Ему все цари, все народы будут служить Ему». Так образы волхвов получили царские титулы.

Вообще, волхвы были хорошо известны в древнем мире. Они стояли в одном ряду с магами, жрецами, астрологами. Были, скорее всего, членами жреческой касты, предположительно, зороастризма — религии Древней Персии. После завоевания Персией Вавилона (6 в до н. э.) религии их смешались, и преклонение перед волхвами сменилось на недоверие: народ прировнял их к жуликам и шарлатанам. В «Деяниях апостолов» (8:9−24) упоминается волхв Симон, который пытается купить у Святого Петра дар «позволяющий подавать людям Дух Святой, возлагая на них руки», то есть Дар Божий.

В 8 в н.э. три волхва кроме царственного сана приобрели и имена, и земли. Битхисарея (Бальтазар или Вальтасар) стал царём Аравии; Мелихиор (Мельхиор) — Персии; Гатхаспа (Гаспар или Каспар) — Индии.

Христианские историки средневековья рассказывают легенду о встрече волхвов. В Турецком городе Шева, спустя более чем полвека с их первой встречи, собрались волхвы последний раз поклониться Христу, будучи в то время глубочайшими старцами (более 150 лет).

Дальнейшая история повествует лишь о трёх телах, которые были перенесены из Шевы в Милан, а от туда в 12 веке выкрадены Фридрихом Барбароссой, и перенесены, а Кёльн. Так волхвы получили имя Кёльнских царей. Их предполагаемые останки так и хранятся в Соборе.

Однако, в записях Марко Поло (1254−1324) также есть описания захоронений библейских волхвов. Так будучи в Савве (город, расположенный к юго-западу от Тегерана) путешественник видел три отдельных украшенных гробницы, тела в которых не были тронуты разложением «совсем целые с волосами и бородами». Во времена Марко Поло в Саве ещё бытовало множество легенд о трёх странниках, одна из которых гласит о том, что каждый из царей, видя Младенца, находил в Иисусе разительное сходство с самим собой.

Вот так сюжет 12 строф Библии разлетелся на множество историй дополняющих или опровергающих друг друга. А тема «Поклонение волхвов» стала мотивом для творчества мастеров Средневековья, Возрождения и последующих эпох.

Статья опубликована 26.02.2009
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: