• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Колесников Профессионал

Традиции и реальность, или ещё раз про колки фортепиано

Коротко, для тех кто не знаком с историей вопроса, изложу его суть. На форуме «Классика» я попытался изложить свой довольно длительный и успешный практический опыт по восстановлению строя фортепиано в случаях, когда посадочные места колков в вильбербанке сильно изношены и традиционные методы их реставрации требуют несоизмеримых с остаточной стоимостью инструмента материальных затрат и, в большинстве случаев, оказываются неприемлемыми для заказчика.
Предлагаемый способ не отличается оригинальностью и заключается в использовании прокладки под колок, при этом забивание колка заменяется его вкручиванием в посадочное место, для чего используется резьба колка. В процессе вкручивания материал прокладки разрушается, излишки просто выдавливаются, и, учитывая малый шаг резьбы, уплотняясь, заполняет все пустоты, создавая тем самым значительный натяг соединения, обеспечивающий необходимое натяжение струны в широком диапазоне, как правило со значительным запасом, тем самым позволяя обеспечить регулярную настройку инструмента и, как показывает опыт, в течении длительного времени его последующей эксплуатации. Материал прокладки (гофрокартон) был выбран в процессе отработки этой технологии, как оказавшийся наиболее подходящим для этих целей. Объяснение этому я нахожу в том, что это клетчатка, которая под значительным давлением при вкручивании образует единое целое с материалом деревянного вильбербанка. Кстати, вследствии закрытия темы, не мог поблагодарить г-на KLIZMA за подсказку с туалетной бумагой, состоящей тоже из клетчатки, мне кажется, что её малая толщина и однородность материала позволит обеспечить ещё более надёжное уплотнение по всей длине колка, а не только в самом повреждённом месте, его начале, как это происходит с гофрокартоном, спасибо, обязательно попробую. Что же касается использования в качестве прокладки наждачной бумаги (метод предлагаемый некоторыми американскими мастерами), то пока положительных результатов я не достиг. Эта технология предполагает при заворачивании колка статическое положение прокладки из наждачной бумаги, обеспечивающееся за счёт увеличения трения в её соприкосновении с материалом выльбербанка. Даже самая тонкая наждачная бумага при заворачивании колка проворачивается, то есть силы трения не хватает и проворачиваясь такая прокладка только усугубляет положение, увеличивая диаметр посадочного места.
С момента опубликования данной технологии на форуме практически все профессионалы отреагировали на него отрицательно. Мне кажется, что в основе этого лежит не попытка осмысления физики явления процесса и возможности использования метода в описанных мною ситуациях, а мысль, которую прекрасно сформулировал г-н Барго, цитирую: «Здесь на форуме находятся настройщики-профессионалы с многолетним стажем, а он им пытается „впялить“ обыкновенную чушь под соусом необычного „ноу-хау“. Америку, блин, открыл, понимашь… Ну не наглец?». Поэтому мои тщетные попытки направить обсуждение в его реальное техническое русло откликов практически не нашло. Элита настройщиков не посчитала нужным ввязываться в дискуссию и обсуждать является колок классическим гвоздём с насечкой или это обыкновенный винт, либо нечто среднее, имеющее свойства и того и другого, ограничиваясь унизительными и, по мнению авторов, уничтожающими высказываниями, претендующими на глубокомысленность и истину в последней инстанции и преследуя единственную цель снятия темы с форума. Поначалу я не мог этого понять, но когда в мой адрес буквально «посыпались» письма от практикующих настройщиков и салонов соответствующего профиля о недопустимости широкого рекламирования такого простого, малозатратного и эффективного метода, так как это вызывает много вопросов у потенциальных заказчиков, не желающих, что бы их «пожилые» инструменты при настройке били кувалдами, осознал, что у многих профессионалов под сомнение ставятся размеры исторически сложившихся «гешефтов», что, вполне естественно, является неприемлемым и, более того, вредным. Поэтому, несмотря на небывалую для форума статистику посещения сайта в довольно короткий срок (более 10200 просмотров и 174 ответа) и явно разделившиеся практически пополам результаты опроса полезности и ненужности темы, несмотря на интересы администраторов сайта форума в свете поднятия его рейтинга, профессиональная солидарность модератора победила, так как тема обсуждения шла вразрез с заключениями заслуженного метра настройки, высказанными более полувека назад, когда никто и не предполагал, что парк советских и, соответственно, некачественных инструментов вынужденно будет эксплуатироваться так долго и может так постареть и износиться практически без замены и теоретических разработок и практических исследований по продлению сроков его эксплуатации. После заключения, претендующего на жирную точку в данной теме, уважаемого г-на Барго, дисциплинированного последователя своего учителя, материал был снят с обсуждения, с выводом другими словами: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда». Жалею только об одном, первоначальный, неотредактированный вариант этого заключения был гораздо возбуждённее, присутствовала даже нецензура в мой адрес, посетители могли явно убедиться на страницах ведущего форума культуры и искусства России «кто есть кто». Но, тем не менее, мне кажется, что основная идея технологии «дошла» до многих, так как число нескольких проголосовавших, заслуженных, но заинтересованных профессионалов, несоизмеримо с общим числом посещений темы.
В процессе обсуждения темы я, как мог, комментировал все высказывания по этому вопросу, получил очень много полезной информации, более приземлено осознал, кто есть и я, за что всем участникам обсуждения выражаю искреннюю благодарность, несмотря на явную категоричность и даже некоторые унижения и оскорбления в мой адрес, так как большинство из них носят эмоциональный характер и продиктованы не столько профессиональной оценкой, сколько опасностью возможных материальных издержек. Смею надеяться, что слова г-на isbviktor1: «В добросовестности Максима никто не сомневался», выражают общее мнение посетителей темы, и не являются только его умозаключением.

Почему вкручивание колка, а не забивание?! Должен сразу оговориться, что буду ссылаться на собственную практику по ремонту советских пианино. Начнём по порядку.
Нельзя или точнее сказать, неправильно начинать работы по реставрации посадочного места колка, не зная, как, каким образом этот колок был забит первоначально. Было это сделано грамотно или имел место пресловутый человеческий фактор. Какое оборудование было использовано на той, или иной фабрике. Исходные материалы, используемые при монтаже, также имеют далеко не последнее место в обеспечении стабильности строя. Под материалами, я подразумеваю, изначальное состояние, прежде всего, (колок-вербильбанк-струна). Сознательно опускаю в данной статье, состояние штега, штифтов и аграфа, так как они также влияют на обеспечение строя, но в более косвенной форме. Колок-вербильбанк-струна основные составляющие элементы, качество которых определяет в полной мере работу колкового механизма. Основной момент ремонта «этой тройственной связки», определиться в соответствии стандарту качества, заложенного, непосредственно на момент изготовления фортепиано. Даже опытный мастер по ремонту ни сразу даст объективный ответ на вопрос: «Какие материалы и технологии были использованы при изготовлении конкретного инструмента?». А, что уж говорить о человеке из провинции, который имеет весьма поверхностные представления о предмете настройка пианино, и о ремонте его основных механизмов в частности? Такой «начинающий непрофессионал», в силу обстоятельств, вынужденный заниматься ремонтом колкового механизма, может, что говориться " наломать немало дров" или вовсе загубить инструмент, делая ставку на «классический метод» забивания колка. Опасность будет подстерегать его и при процедуре «незначительного подбития колка», так, как через непродолжительный период времени, нестроющие, подбитые им колки, вновь «уйдут в свободное плавание». Причина же неудачи подобной методики, кроется, как уже было сказано ранее, в незнании новичком, основных законов физики, и всех вытекающих из этого неквалифицированных действий. Не имея объективного анализа, почему колок не держит строй, «начинающий непрофессионал», столкнётся с проблемой «лечить больного нужно, но как?». Почему я ставлю под большое сомнение, что подобным мероприятиями будет вынужден заниматься инжнер-технолог. Ответ очевиден — слишком неблагодарное это дело заниматься ремонтом пианино, а самое главное, неденежное. Скорее, подобными работами будет заниматься мужчина, преподаватель музыки, которого, администрация музыкальной школы, в принудительном порядке обяжут «восстановить строй пианино». Поэтому обращаюсь, прежде всего, к этой категории граждан, просьба профессионалов — ремонтников, поберечь своё время и нервы, и не читать моё «губительноё для их психики», чтиво.
Итак, как быть, и что делать, человеку, столкнувшемуся с проблемой недержания строя?
Основная причина недержания строя, на пианино советского производства это остаточный ресурс посадочного места. Если сказать простыми словами, отверстие в вербильбанке, которое изначально обеспечивало необходимое трение, с установленным в него колком, под воздействием натяжения струны, потеряло это трение за долгие годы эксплуатации. Правильнее сказать, частично или полностью утратило свою основную функцию, а именно обеспечивать необходмое трение- сцепление (вербильбанк — колок). Чаще всего можно наблюдать, что колки пианино прогнулись под небольшим углом вниз. Современная практика ремонтных работ, за редким исключением, предполагает, либо подбить нефиксирующий колок при помощи обычного молотка, и таким образом обеспечить необходимое нам трение (вербильбанк — колок), или полностью демонтировать колок и установить на его место, колок большего диаметра. Причём, вновь устанавливаемый колок, забивается в посадочное место молотком. С одной стороны всё правильно, «съеденное» посадочное место вербильбанка замещается колком большего диаметра, и таким образом обеспечивается так необходимое нам трение. Однако, это далеко не так и вот почему. На практике мне очень редко приходилось встречать пианино, колки которых полностью не обеспечивали трения. Скорее подобный дефект встречается избирательно в разных секторах инструмента. Например, не держат строй 5−7 звуков малой октавы. Могу только предположить, что посадочные места этих колки были повреждены ещё во время их установки на фабрике, и настройщик, периодически в течении всей эксплуатации инструмента, вынужден был их подстраивать. Вот тут то и проявляется главное противоречие. «Родной» колок не строил, предположительно долгий период времени, не выяснив причину этого нестроя, забивается колок большего диаметра, разрушая посадочное место вербильбанка. Чаще всего, забитый ремонтный колок не способен обеспечить продолжительное время гарантию строя. Это объясняется очень просто, вырабатывает свой ресурс, нижняя часть посадочного места, а правильнее сказать, пробка в чугунной раме и самая верхняя часть отверстия вербильбанка (имеется в виду пианино), то есть те деревянные участки, где присутствует силовая нагрузка на колок. Такой перекос колка, его нестандартное положение в вербильбанке, следствие приложения к нему силы и постепенный износ прочностных свойств вербильбанка. Приходилось видеть на практике колки, расположенные не под прямым углом, а с креном более 15 градусов. Так, что же происходит, когда в посадочное место такого нестроющего колка забивается ремонтный колок? В момент забивания колок стремится пойти по наименьшему сопротивлению, неизбежно входит в отверстие не под прямым углом, а со смещением вниз, так как этому способствует выработанная часть древесины, которая уже до ремонта не обеспечивала момента трения с «родным» колком. Если при этой операции разница в сечении между «родным» и ремонтным колком незначительная, то при последующей настройке пианино, она не сможет обеспечить надёжного трения. Ремонтный колок со значительной разницей сечения «родного» колка при забивании будет «сопротивляться» и как следствие деформируется. Настроечный ключ на него просто не налезет. Существует также опасность, что сверхмощное давление, созданное при забивании нового ремонтного колка, с большой разницей в сечении от «родного», не даст возможность впоследствии полноценной настройки инструмента, так как настройщику станет трудно «поймать необходимый звук». Ещё одно из предостережений, забивая ремонтный колок со значительной разницей в сечении, от «родного» колка, существует вероятность сломать его при настройке. Вынужден поделиться ещё одним своим наблюдением. Очень часто приходилось видеть, что после забивания ремонтных колков, соседние, расположенные рядом, как правило, не строят. Особенно это касается диапазона малой октавы, где колки наиболее близко расположены друг к другу. Из этого вывод, применяемый «классический метод забивания колков большего диаметра», не способен обеспечить полноценного строя. «21 Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небелёной ткани: иначе вновь пришитое отдерёт от старого, и дыра будет ещё хуже. 22 Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино порвёт мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.» («Святое Благовествование от Марка 2:21, 2:22»). Не помогут также всевозможные прокладки из дерева, шпона, металлические и прочие вставки, всевозможные клеи и специальные жидкости. Я вообще не хочу рассматривать вариант вклеивания всевозможных материалов, в том числе изготовленных из дерева, так, как при «классическом забитии» они либо раскрошатся, или сместятся и не обеспечат жёсткости. Предлагаемый моими оппонентами шпон (0,3−0,5)мм — «комариное жало для слона». Моя категоричность в выборе материала не является результатом моих нездоровых амбиций. Этот выбор предопределён многочисленными экспериментальными опытами с различными материалами. Неказистый, всемиругаемый, вторичный продукт целлилозы, гофрокартон, на поверку оказался единственным материалом, способным при грамотной установке в посадочное место обеспечить надёжную фиксацию колка в посадочном месте.
Преимущество же метода запрессовки колка, вкручивания «родного» колка, состоит в том, что, как было сказано ранее, рыхлоты, трещины и пр. изъяны посадочного места вербильбанка, заполняются гофрокартоном. При этом необходимо чётко понимать, что для обеспечения жёсткости между колком и посадочным местом работает не вложенный нами гофрокартон, а его частицы, которые в момент приложения силы запрессовывают разрушенные сектора рабочей части вербильбанка. В момент вкручивания колка с гофрокартоновой прокладкой, значительно меньше страдает посадочное место, не деформируется колок. Нельзя не учитывать и то момент, что подобную операцию может проделать музыкант — любитель, когда, как забивания нового ремонтного колка требует значительного практического опыта. Следует отметить, что данный метод абсолютно незатратный. Всё что Вам необходимо, это гофрокартон и время. И то и другое в нашей стране нынче в изобилии. Будьте настойчивы и хороший строй Вам гарантирован! С уважени

Почему вкручивание колка, а не забивание?! Должен сразу оговориться, что буду ссылаться на собственную практику по ремонту советских пианино. Начнём по порядку.
Нельзя или точнее сказать, неправильно начинать работы по реставрации посадочного места колка, не зная, как, каким образом этот колок был забит первоначально. Было это сделано грамотно или имел место пресловутый человеческий фактор. Какое оборудование было использовано на той, или иной фабрике. Исходные материалы, используемые при монтаже, также имеют далеко не последнее место в обеспечении стабильности строя. Под материалами, я подразумеваю, изначальное состояние, прежде всего, (колок-вербильбанк-струна). Сознательно опускаю в данной статье, состояние штега, штифтов и аграфа, так как они также влияют на обеспечение строя, но в более косвенной форме. Колок-вербильбанк-струна основные составляющие элементы, качество которых определяет в полной мере работу колкового механизма. Основной момент ремонта «этой тройственной связки», определиться в соответствии стандарту качества, заложенного, непосредственно на момент изготовления фортепиано. Даже опытный мастер по ремонту ни сразу даст объективный ответ на вопрос: «Какие материалы и технологии были использованы при изготовлении конкретного инструмента?». А, что уж говорить о человеке из провинции, который имеет весьма поверхностные представления о предмете настройка пианино, и о ремонте его основных механизмов в частности? Такой «начинающий непрофессионал», в силу обстоятельств, вынужденный заниматься ремонтом колкового механизма, может, что говориться " наломать немало дров" или вовсе загубить инструмент, делая ставку на «классический метод» забивания колка. Опасность будет подстерегать его и при процедуре «незначительного подбития колка», так, как через непродолжительный период времени, нестроющие, подбитые им колки, вновь «уйдут в свободное плавание». Причина же неудачи подобной методики, кроется, как уже было сказано ранее, в незнании новичком, основных законов физики, и всех вытекающих из этого неквалифицированных действий. Не имея объективного анализа, почему колок не держит строй, «начинающий непрофессионал», столкнётся с проблемой «лечить больного нужно, но как?». Почему я ставлю под большое сомнение, что подобным мероприятиями будет вынужден заниматься инжнер-технолог. Ответ очевиден — слишком неблагодарное это дело заниматься ремонтом пианино, а самое главное, неденежное. Скорее, подобными работами будет заниматься мужчина, преподаватель музыки, которого, администрация музыкальной школы, в принудительном порядке обяжут «восстановить строй пианино». Поэтому обращаюсь, прежде всего, к этой категории граждан, просьба профессионалов — ремонтников, поберечь своё время и нервы, и не читать моё «губительноё для их психики», чтиво.
Итак, как быть, и что делать, человеку, столкнувшемуся с проблемой недержания строя?
Основная причина недержания строя, на пианино советского производства это остаточный ресурс посадочного места. Если сказать простыми словами, отверстие в вербильбанке, которое изначально обеспечивало необходимое трение, с установленным в него колком, под воздействием натяжения струны, потеряло это трение за долгие годы эксплуатации. Правильнее сказать, частично или полностью утратило свою основную функцию, а именно обеспечивать необходмое трение- сцепление (вербильбанк — колок). Чаще всего можно наблюдать, что колки пианино прогнулись под небольшим углом вниз. Современная практика ремонтных работ, за редким исключением, предполагает, либо подбить нефиксирующий колок при помощи обычного молотка, и таким образом обеспечить необходимое нам трение (вербильбанк — колок), или полностью демонтировать колок и установить на его место, колок большего диаметра. Причём, вновь устанавливаемый колок, забивается в посадочное место молотком. С одной стороны всё правильно, «съеденное» посадочное место вербильбанка замещается колком большего диаметра, и таким образом обеспечивается так необходимое нам трение. Однако, это далеко не так и вот почему. На практике мне очень редко приходилось встречать пианино, колки которых полностью не обеспечивали трения. Скорее подобный дефект встречается избирательно в разных секторах инструмента. Например, не держат строй 5−7 звуков малой октавы. Могу только предположить, что посадочные места этих колки были повреждены ещё во время их установки на фабрике, и настройщик, периодически в течении всей эксплуатации инструмента, вынужден был их подстраивать. Вот тут то и проявляется главное противоречие. «Родной» колок не строил, предположительно долгий период времени, не выяснив причину этого нестроя, забивается колок большего диаметра, разрушая посадочное место вербильбанка. Чаще всего, забитый ремонтный колок не способен обеспечить продолжительное время гарантию строя. Это объясняется очень просто, вырабатывает свой ресурс, нижняя часть посадочного места, а правильнее сказать, пробка в чугунной раме и самая верхняя часть отверстия вербильбанка (имеется в виду пианино), то есть те деревянные участки, где присутствует силовая нагрузка на колок. Такой перекос колка, его нестандартное положение в вербильбанке, следствие приложения к нему силы и постепенный износ прочностных свойств вербильбанка. Приходилось видеть на практике колки, расположенные не под прямым углом, а с креном более 15 градусов. Так, что же происходит, когда в посадочное место такого нестроющего колка забивается ремонтный колок? В момент забивания колок стремится пойти по наименьшему сопротивлению, неизбежно входит в отверстие не под прямым углом, а со смещением вниз, так как этому способствует выработанная часть древесины, которая уже до ремонта не обеспечивала момента трения с «родным» колком. Если при этой операции разница в сечении между «родным» и ремонтным колком незначительная, то при последующей настройке пианино, она не сможет обеспечить надёжного трения. Ремонтный колок со значительной разницей сечения «родного» колка при забивании будет «сопротивляться» и как следствие деформируется. Настроечный ключ на него просто не налезет. Существует также опасность, что сверхмощное давление, созданное при забивании нового ремонтного колка, с большой разницей в сечении от «родного», не даст возможность впоследствии полноценной настройки инструмента, так как настройщику станет трудно «поймать необходимый звук». Ещё одно из предостережений, забивая ремонтный колок со значительной разницей в сечении, от «родного» колка, существует вероятность сломать его при настройке. Вынужден поделиться ещё одним своим наблюдением. Очень часто приходилось видеть, что после забивания ремонтных колков, соседние, расположенные рядом, как правило, не строят. Особенно это касается диапазона малой октавы, где колки наиболее близко расположены друг к другу. Из этого вывод, применяемый «классический метод забивания колков большего диаметра», не способен обеспечить полноценного строя. «21 Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небелёной ткани: иначе вновь пришитое отдерёт от старого, и дыра будет ещё хуже. 22 Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино порвёт мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.» («Святое Благовествование от Марка 2:21, 2:22»). Не помогут также всевозможные прокладки из дерева, шпона, металлические и прочие вставки, всевозможные клеи и специальные жидкости. Я вообще не хочу рассматривать вариант вклеивания всевозможных материалов, в том числе изготовленных из дерева, так, как при «классическом забитии» они либо раскрошатся, или сместятся и не обеспечат жёсткости. Предлагаемый моими оппонентами шпон (0,3−0,5)мм — «комариное жало для слона». Моя категоричность в выборе материала не является результатом моих нездоровых амбиций. Этот выбор предопределён многочисленными экспериментальными опытами с различными материалами. Неказистый, всемиругаемый, вторичный продукт целлилозы, гофрокартон, на поверку оказался единственным материалом, способным при грамотной установке в посадочное место обеспечить надёжную фиксацию колка в посадочном месте.
Преимущество же метода запрессовки колка, вкручивания «родного» колка, состоит в том, что, как было сказано ранее, рыхлоты, трещины и пр. изъяны посадочного места вербильбанка, заполняются гофрокартоном. При этом необходимо чётко понимать, что для обеспечения жёсткости между колком и посадочным местом работает не вложенный нами гофрокартон, а его частицы, которые в момент приложения силы запрессовывают разрушенные сектора рабочей части вербильбанка. В момент вкручивания колка с гофрокартоновой прокладкой, значительно меньше страдает посадочное место, не деформируется колок. Нельзя не учитывать и то момент, что подобную операцию может проделать музыкант — любитель, когда, как забивания нового ремонтного колка требует значительного практического опыта. Следует отметить, что данный метод абсолютно незатратный. Всё что Вам необходимо, это гофрокартон и время. И то и другое в нашей стране нынче в изобилии. Будьте настойчивы и хороший строй Вам гарантирован! С уважением, maxim_tuner

Статья опубликована 15.09.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Комментарий удален
    • Уважаемый Игорь Алексеевич очень благодарен Вам, что написали свой комментарий на сайте "школа жизни".
      Теперь по порядку, смотрите мой канал на Ю-тюбе, я там очень подробно поясняю, как готовить гофрокартонный шим, и затем вставляю его в посадочное место и вкручиваю колок обратно. Причина недержания это сработанное посадочное место под колок. В некоторых случаях можно шим не ставить, а лишь предварительно снять струну из отверстия и на два оборота ввернуть колок, если почувствуете жёсткость, то встремляйте струну вновь в колок и фиксируйте. Если нет, то только 3мм гофрокртонный шим
      На сайте найдёте подробную информацию, как это сделать
      Смотрите канал "Maximillyan"

      Метод "портянки" очень хорошо зарекомендовал себя по всему миру. Я сам посещаю клиентов, где установлены шимы, инодга бывает, что через год-два чуть ослабляется, но со слов владельцев это допустимо. Удачи!
      С Новым Годом!
      С уважением, Максим

      Оценка статьи: 5

    • Игорь Громыко,
      Могу поделиться советом из своей практики.
      Следовать ему или нет вам решать. Я не настройщик и ремонтом ф-но не занимаюсь. Но как я справлялся с этой бедой.
      Во первых чтобы ф-но не рассыхалось, поставьте сколько уместится банок с водой в отсек где педали и дека. Следите, чтобы вода в них была и зимой и летом.
      О колках. Готовил смесь из опилок и клея ПВА. Выкручивал колок и обмазывал этой смесью внутренние стенки отверстия. После засыхания вкручивал обратно.
      Ещё вариант есть. Заказать знакомому токарю ремонтный колок, немного большего диаметра. И этот способ я использовал.
      У меня ф-но ПЕНЗА, ему 40 лет. С ним дочь окончила музыкальную школу, продолжает учиться в этой же сфере. Ф-но всегда в боевой готовности. Ну раз в полгода подстраиваю его.

      • Альф Минор, по поводу банок с водой, позвольте с Вами не согласиться. Они принципиально не могут повлиять на стабильность строя. Если посадочное место под колок в результате силовой нагрузки сработалось в овал, то я имею большие сомнения в способность увеличить значительно влажность за счёт, вставленных во внутрь банок с водой. ПВА с опилками это очень оправданное средство. Однако необходимо знать количество смеси на одно отверстие, в противном случае если значительно увеличить окружность,колок будет туго двигаться при темперации, очень нелегко найти шаг и поймать на нужном звуке. Так, как срабатывается нижняя часть пробки(буш)необходимо мазать нижнюю часть пробки и верхнюю часть отверстия. Но, насколько я понимаю речь идёт о пианино "Пенза" там нет пробки, колки непосредственно запрессованы в колковую доску. Поэтому нужно мазать смесью нижнюю часть отверстия, которую мы видим. И, как-то изловчиться промазать верхнюю часть отверстия в самой крайней точке.
        По поводу колка большего диаметра, крайний случай, когда миксы и шимы не работают
        С уважением, Максим

        Оценка статьи: 5