Профессионал

Почему на украинских железных дорогах стали меньше воровать

В нашей стране еще десять лет назад железнодорожные грузы, двери вагонов и контейнеров, люки цистерн опечатывались пломбой. Пломба — всего лишь хрупкий кусочек свинца на проволоке и по своей сути несет не защитную функцию, скорее информационную, сообщает, что ее открыли. Чем быстрее это заметят, тем больше шансов найти преступников. Хитроумные злоумышленники научились аккуратно вытаскивать проволоку и вставлять на место. Пломба как ни в чем не бывало проходила тысячи километров, и кража обнаруживалась только в пункте назначения.

Естественно, раскрыть преступление было практически невозможно, ибо оно могло быть совершено на каждой из сотни станций. Щедро сдобренные коррупцией, хищения цвели махровым цветом до тех пор, пока не появилось запорно-пломбировочное устройство «Варта» ГП «Винницатрансприбор», применение которого вывело борьбу с воровством на железной дороге на новый качественный виток. Время пломбирования сократилось в шесть раз, соответственно снизился простой подвижного состава под погрузкой, облегчен труд рабочих, которые готовят вагоны и контейнеры к отправке. ЗПУ не только пломбирует, но и запирается, а открыть его можно, только перекусив стальной канат диаметром 5,2 мм специальными ножницами, приложив усилие в 2 тонны.

«Никогда не будет в мире покоя, пока вы не выколотите патриотизм из человеческого рода», — шутил Бернард Шоу. А если серьезно, нет на свете более сладостного ощущения, чем убедиться, что наши — лучшие. Американцы, которые совершенно искренне считают себя самыми-наисамейшими, признали превосходство украинских запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ). Более того, купили 1000 штук, перевели буклет ГП «Винницатрансприбор» на английский язык и рекламируют продукцию предприятия в своей двухкомпонентной части света. Их беспросветная самоуверенность поколебалась после визита в Винницу президента компании «Глоб-интернешнл», который сказал директору предприятия Вениамину Абрамовичу Фойгелю: «Ваше ЗПУ хорошее, но стоит 1,5 доллара, а наше — 65 центов». Тот посмотрел «вражеское» изделие, вызвал главного инженера Сергея Федоровича Шаповалова и предложил ему открыть ЗПУ, что тот с успехом и произвел. Голыми руками.

 — Я никогда не видел человека с квадратными глазами. Читал об этом, но думал, что писатели гиперболизируют, — так живописно, искренне и темпераментно рассказывал Вениамин Абрамович об этой встрече. — У американца глаза сделались именно квадратными. С тех пор он стал нашим ярым поклонником. До трагедии 11 сентября в Америке вагоны ленточками пломбировали, а теперь заинтересованы в силовых устройствах. Ну, а мы стали работать над задачей удешевления ЗПУ. Но об этом позже.

Для умного — печать, для дурака — замок. Такое меткое уточнение слову «пломба» дал Владимир Иванович Даль в Словаре живого великорусского языка. Действительно, над проблемой открытия запорно-пломбировочного устройства без видимых следов повреждения работают НИИ, лаборатории, конкуренты, но успешнее всего ее решают воры. Они постоянно изобретают что-то неожиданное. Действительно, нет в мире ничего невозможного для homo sapiens, если он чего-то сильно пожелает. Вениамин Абрамович неохотно рассказывает об этих случаях. Во-первых, реноме, а во-вторых:
 — Зачем нам учить бандитов? Да, они пытаются просверливать отверстия, вставлять другой канат, как-то даже сделали отмычку из пивной банки (сталь великолепная, толщина 0,2 мм…), и у них все получилось. Но теперь уже не получится.
Фойгель не скрывает, что постоянная борьба со злоумышленниками и другими изобретателями по принципу «броня и снаряд: кто кого» держит коллектив в здоровом творческом напряжении, не дает расслабляться. И хотя Гораций утверждал, что ничто не совершенно во всех отношениях, винницкая «Варта» становится все более неуязвимой. А вообще не только воры льют воду на колесо технического прогресса, но и случайности нет-нет да и плеснут свежей струей. Первый удар по репутации предприятие получило в день своего триумфа:
 — После госкомиссии, — рассказывает Вениамин Абрамович, — после аплодисментов и подписания протокола подходит какой-то лейтенант и говорит, мол, я член комиссии, но опоздал, давайте, что там надо подписать и заодно покажите, под чем подписываюсь. Посмотрев ЗПУ, говорит: «Я открою!» И открыл! Посидел и выкрутил потихоньку канат. А по «Укрзалізниці» уже пошел приказ: применять.
Естественно, был шок. Три недели инженеры «Винницатрансприбор» не ели, не спали. Искали решение. Ведь все ЗПУ работают на основе упругого элемента и фиксируются неподвижно, поэтому канат можно выкрутить (то есть в принципе можно, но не значит, что это так просто). Еще Стендаль говорил, что опираться можно только на то, что оказывает сопротивление. Так и был найден выход, от противного — в «Варте-Универсал» канат не закреплен наглухо, он прокручивается.

Между прочим, устройство выдерживает температуру -70°С. Тоже поспособствовал случай. В 2000 году позвонили с Приднепровской железной дороги. К начальнику одного из вокзалов обратился клиент и сказал, что откроет ЗПУ. И открыл. Причем требовал 100 тысяч за свой секрет.
 — Мы сразу поняли, в чем дело, — говорит Вениамин Абрамович, — наше изделие можно было открыть, охладив до очень низкой температуры, к примеру, жидким азотом. Мы этого не боялись, ведь у нас сильных морозов не бывает. Однако не ожидали, что кто-то догадается использовать огнетушитель.
Алчный и находчивый изобретатель денег не получил, зато украинская «Варта» — одна из самых надежных в мире. Скромно так скажем.

Статья опубликована 18.10.2007
Обновлено 24.02.2015

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: