• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Людмила Ливнева Дебютант

Как трактует предательство Уильям Шекспир в пьесе «Гамлет»?

Тема предательства в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет» является одной из наиболее важных и интересных тем, так как позволяет не только более детально подойти к раскрытию художественной идеи пьесы, но и проникнуть в тайну человеческих характеров и судеб. Пойдём за этой тайной и мы.

Говоря о предательстве, Шекспир не просто называет его по имени, но и старается показать суть данного явления. Вирусом предательства заражена вся пьеса. Пожалуй, легче определить, кто из персонажей остался здоров во всеобщем инфекционном чаду, нежели перечислить всех больных.

Король датский Клавдий убивает своего брата, предавая тем самым и близкого человека, и страну, которой тот правил и, по всей видимости, собственную честь, когда-то присягнувшую на верность повелителю. Его предательства в основе своей хитроумны и преступны, причём преступления Клавдия таковы, что могут быть подвергнуты порицанию как законом земным, так и законом небесным. Неся в своём художественном образе печать Каина, датский король, умножает её прелюбодеянием с женой покойного; супружеские узы с ней не мешают ему, в свою очередь, предать и её, когда речь заходит о безопасности собственной власти. Клавдий чётко осознаёт свои злодеяния и единственное чувство, которое им владеет, сугубо рационально и эгоистично: о погибших можно скорбеть, но забывать себя при этом — нельзя. На примере смертельной ловушки, устроенной датским королём Гамлету, мы видим, что действия первого строго продуманы и страшны в своей преступной предупредительности.

Мать Гамлета, королева Гертруда, видится нам персонажем, несколько обделённым авторским вниманием, а потому судить о причинах, приведших её к предательству, достаточно сложно: возможно, королева за долгие годы брака устала от мужа и полюбила другого, возможно и то, что, будучи разочарованной в супруге (вспомним признание Призрака о собственных преступлениях, неотмолённых перед смертью), она была вынуждена искать чувственное прибежище на стороне, возможно и то, что ею двигала какая-то своя, женская, корысть. Причин для предательства много, и все они, как мы видим, направлены только против одного человека — отца Гамлета. Впрочем, сути предательства королевы наша мотивационная база не изменяет — Гертруда совершила его осознанно.

Принц датский, Гамлет — персонаж причудливый и противоречивый. Юноша поставлен автором в тупиковую ситуацию: что бы ни сделал Гамлет, это неизменно приведёт его к предательству. Откажется исполнить сыновий долг — предаст отца и себя, согласится — должны будут пострадать другие и точно так же он сам.

Гамлету чуждо полумерное отношение к миру, для него та же Дания — либо тюрьма, либо нет — и третьего здесь не дано. Если он сын отца своего, то его долг, как и долг всякого «настоящего» человека, отомстить вероломному убийце и предателю, и месть — это то единственное, что отныне должно руководить его жизнью, а следовательно, в последней больше не будет места любви к Офелии, и девушка окажется преданной. И в этом, как раз, и заключается истинная трагедия Гамлета: он предаёт самоё себя, свою сущность, то чувство, которое руководит им по отношению ко всему живому. Осознанно ли предательство этого героя?.. Ответить на этот вопрос не так просто, ведь в ситуациях, предусматривающих только один вариант развития событий, бессмысленно определять степень влияния на них человека. Судьба Гамлета предрешена и предательство его неизбежно.

Опуская мелкие предательства прислужников датского трона, продиктованные банальным желанием выслужиться, мы более подробно остановимся на художественном образе Лаэрта. Именно в этом герое, на наш взгляд, и проявилось то самое невольное предательство, обусловленное неблагоприятным для него стечением обстоятельств. Расстроенный смертью отца и возмущённый явно не христианским погребением последнего, Лаэрт легко попадается в умело расставленные Клавдием сети обмана, а затем, удручённый гибелью сестры, не имеет сил выслушать бывшего друга и узнать правду.

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сказать, что тема предательства в трагедии Шекспира многопланова и многогранна. Автор не просто раскрывает читателю суть данного явления, но и пытается осмыслить, как его истинные причины, так и философские истоки. Предательство у Шекспира не имеет однородной структуры: человек может и осознавать его, и идти на измену невольно, лишь в одном предательство неизменно — в той трагедии, которую оно привносит в жизнь человека.

Статья опубликована 9.06.2007
Обновлено 26.06.2007

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: