Михаил Берсенев Грандмастер

Алексей Воробьев в фильме "Три дня лейтенанта Кравцова"

«Рано еще умирать!» — так полагали многие красноармейцы, но фашистские пули не разделяли подобного утверждения. Лейтенант Кравцов в фильме «Три дня лейтенанта Кравцова» сначала показался мне заговоренным. Минометная мина вонзилась в твердь земли в метре, починай, от его головы и, несомненно, должна была разнести ее — голову — на мельчайшие кусочки. Но мина не сработала! Вонзилась и застыла, с крутящимся стабилизатором полета. «Рано еще умирать!» Им, 20-летним мальчишкам, всегда рано умирать.

Удивительно, фильм трагический, но получился смешным в каком-то смысле. Нелепые приказы командования, что уносят сотни жизней обычных бойцов, выбитые осколками глаза бойцов, рукопашная схватка, где голову врагу разносят булыжником, все это не способствует смеху. Но вот почему-то местами смешно. В фильме фигурирует черный юмор. Чудно, но даже когда все вокруг залито кровью, люди находят в себе видеть комичное. Авторы проекта как раз смогли внести «перчик» солдатского юмора в горячее блюдо под названием «Три дня лейтенанта Кравцова».

Главного героя Кравцова (актер Алексей Воробьев) авторы картины поместили из «учебки», где он и «пороха не нюхал», а только штудировал Устав, на передовую. ЕГО ПОМЕСТИЛИ В АД. И у юноши сразу все знания вылетели из головы. Он ничего пока не может понять. Камера показывает глаза Кравцова, ошарашено моргающие и разочарованные. «Я не смог поднять роту в атаку!» — сетует он на себя. А то, что приказ командования преступен и пехоту бросают на минометы и пулеметы на открытой местности, он пока не очень-то и понимает. Ему бы радоваться, что он чудом остался снова жив. «Взводный в среднем живет три дня» — это математическое утверждение одного умника. Просто статистика. Вот эти три дня и показаны пристально авторами фильма.

В «Три дня лейтенанта Кравцова» много удачных кадров. Что-то навеяно даже работами молодого Никиты Михалкова. Например, прямо скажем, сцена, когда под музыку в замедленной съемке персонаж Юрия Богатырева в гражданскую войну катается по полю в пыли с однополчанами в «Свой среди чужих, чужой среди своих» вышел очень запоминающимся. Я помню в детстве ронял мальчишескую слезу при просмотре данного отрезка картины. А в «Три днях лейтенанта Кравцова» уже в следующую войну — ВОВ — бойцы Красной Армии другого совсем поколения также сидят под проливным дождем в окопе и искренне хохочут. Как дети! Увидели смешной рисунок. Но при этом еще минут двадцать назад ПОЛОВИНУ их роты убили в атаке. «За Родину, за Сталина!»

Характеры героев картины вышли весьма выпуклыми, и в их конфликтах нет той самой натужности, ненастоящей натянутости, что так сильно присуща современным российским, да и зарубежным фильмам.

Женская роль Олеси (актриса Ксения Суркова) выполнена в простых тонах. Ни единого слова от персонажа актрисы практически мы не услышим. Но там, где нет слов, вперед выступают иные вещи. Глаза ее запоминаются своей чистотой и этакой «лесной» красотой.

Как ни странно, но на примере картины «Три дня лейтенанта Кравцова» еще раз понимаешь, насколько все же несправедлива война. Последние строки в концовке вызывают не только негодование, но и человеческую обиду на порядок дел в нашей жизни вообще. Но: «Времена не выбирают. В них живут, и умирают»

Режиссер Александр Даруга создал проект, который вызывает уважение не только к авторам, но и к нашим дедами и прадедам, бабушкам и дедушкам, что ковали Победу и спасли страну от тотальной зачистки от всего живого фашистами.

Я оценил фильм без колебаний

10 из 10.

Статья размещена на сайте 25.03.2013

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: