• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Читатель

Близких прощать труднее всего

Вот-вот наступит Великий пост. Как обычно, предваряет его Масленица. Почти 2 месяца нельзя будет есть ничего мясного и молочного, людям дается возможность насытиться, чтобы легче пережить ограничения. Но почему Масленица переходит в Прощеное воскресение? В чем прихожане православных храмов просят прощения друг у друга?
Чтобы понять, зачем Церковь установила чин прощения перед Великим постом, надо разобраться, что такое масленичная неделя. Есть две линии поведения. Люди церковные используют это время, чтобы подумать о предстоящем времени поста; этому, кстати, способствуют и установления церковной жизни — мясо уже есть не полагается, и в храмах звучит великопостная молитва. Тем самым дается возможность не сразу нырять в холдную воду строгого воздержания, а погружаться постепенно, подготавливая себя.
Другое отношение к Масленице — светское, когда ее понимают как возможность погулять, поесть вволю, повеселиться, потешить себя, а там уже поститься начать, как полагается.
Но обе эти линии пересекаются, объединяются в Прощеное воскресенье.
Главный смысл поста не в том, чтобы мяса не есть, а чтобы помочь нам очиститься от греха, научиться бороться со страстями — греховными проявлениями. И все правила и законы церковной жизни направлены на то, чтобы помогать людям в этом. Если мы хотим Постом достичь прощения наших грехов, одно из основных условий — простить ближних. Если мы его выполним, у нас большие надежды, что долгое и трудное постовое путешествие приведет к желанной цели — духовному очищению.
Только надо делать это искренне, не формально. Чин прощения — это не театральное действие, это движение души. Уже почти все (благодаря «Сибирскому цирюльнику») выучили слова, которые православные говорят друг другу в Прощеное воскресенье:"Прости меня, грешного!" - «Бог простит, прости ты меня!» Важно, — для нас важно, для нашей души, а не для выполнения какого-то церковного этикета произнести эти слова от сердца, не лукавя. Не зря многие в храме в этот день плачут — это слезы очищения от греха. Потому что прощение, если оно искреннее, от души — нелегкое дело, тяжелый духовный труд.
И самое сложное — простить тому, кто близок, кто постоянно рядом. Это сложнее, чем простить врагу — потому что если против нас был совершен какой-то единичный поступок, мы легко прощаем и не вспоминаем о нем. А вот простить наших близких, постоянно чем-то нам надоедающих, досаждающих, — очень сложно. Вот мы и просим у Бога помощи, чтобы научиться терпеть постоянные обиды, трения, которые нередко возникают у близких людей, чтобы простить их на весь Пост.
Стремление к прощению грехов — и самому простить, и чтоб тебе простили — особенно усиливается перед лицом вечности. Перед смертью мы всех прощаем, и недаром же прежде люди, умирая, старались собрать детей и внуков, домочадцев, чтобы простить всех и получить прощение самому. Прощание — это прощение, именно в этом глубокий смысл этого слова.
Традиция эта идет от восточных монастырей, когда на Великий пост монахи расходились по кельям в пустыне, и неизвестно было, все ли вернутся в свою обитель. А перед уходом пели пасхальные стихиры в храме, и в Русской Церкви эта традиция сохранилась. Ведь пост — это только этап пути к Пасхе, и не надо это забывать.
А те, кто считает Масленицу временем веселья, то пусть едят на здоровье. А вот прийти в храм в конце воскресного дня, попросить прощения и уже настроиться на будущее, можно и нужно. И те, кто не успел попросить прощения у своих близких в Прощеное воскресенье, не стесняйтесь сделать это и во время Великого поста, и в любой другой день.

Статья опубликована 16.03.2008
Обновлено 25.04.2008

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: