Олеся Стешина Профессионал

Фаберже. Как приобрести подлинник?

Произведения с маркой Фаберже кажутся нам чем-то особенным, необыкновенным, овеянным ореолом истории. О знаменитых «императорских» пасхальных яйцах Фаберже и других его «парадных» произведениях, выполненных по заказу коронованных особ, написано великое множество статей и книг.

Кроме «парадных» изделий, есть еще так называемый «домашний» Фаберже. Например, для России фирма Фаберже выпустила около 150 тысяч «домашних» изделий. То было посудное серебро: самовары, чайные сервизы, супницы, столовые приборы, конфетницы и многое другое.

Также мастерская выпускала более простые вещи: табакерки, рамки для фотографий, портсигары, ручки, набалдашники для вееров, флаконы для духов, ножи для разрезания бумаги, парфюмерные наборы, все эти изящные вещицы были в моде, их дарили своим близким, ими украшались письменные столы мужских кабинетов и туалетные столики дамских будуаров. И во все времена изделия фирмы Фаберже считались высшим достижением ювелирного искусства, а сам Карл Фаберже — ювелиром номер один.

Петер Карл Фаберже (известный у нас как Карл или Карл Густавович Фаберже) родился 30 мая 1846 года в семье выходцев из Франции. Первоначальное свое образование он получил в Петербурге, затем учился: в Дрездене, Франкфурте, Женеве. Вернувшись в 1864 году в Петербург, Карл поступает на фирму своего отца, Густава Фаберже, владевшего с 1842 года ювелирной мастерской и магазином.

Карл значительно расширил семейный бизнес, создав сеть независимых мастерских, владельцы которых брали на себя обязательства работать по рисункам и моделям фирмы исключительно для фирмы. Со временем Фаберже собрал всех лучших мастеров под одной крышей, в четырехэтажном здании на Большой Морской улице, дом 24. Там же размещалась и его квартира, магазин, студия для художников и модельеров.

Отличить подлинник от качественной подделки очень сложно. И если вы твердо решили обзавестись изделием фирмы Фаберже, обратитесь к эксперту или к опытному коллекционеру, через чьи руки прошел не один Фаберже. Также примите во внимание вот такие советы:

1. Все вещи, продававшиеся фирмой, имели ее клеймо. Кроме очень мелких ювелирных изделий, на которых не было места для клейма, украшения из платины (клеймение которых тогда по закону было необязательным), фигурки животных, цветочные композиции, некоторые фигурки из камня. Иногда подтверждением подлинности неклейменых изделий служит наличие фирменного футляра или как его называют «гнезда». Будьте внимательны, именно эти неклейменые изделия Фаберже подделываются чаще всего.

2. Фаберже никогда не экономил на качестве и количестве серебра и применял сплавы, содержащие почти чистое серебро (88−91 золотник). Поэтому большинство его изделий отличаются большим весом.

3. Фигурки животных и птиц с золотым или серебряными лапами и клювами могут иметь клейма именно на этих деталях. Тоже самое относится к цветочным композициям: они считались хрупкими и клеймение могло их сломать. Их много копировали и в большинстве случаев проставляли полный набор клейм, чего как раз и не было на подлинных изделиях. У некоторых каменных фигурках людей надпись (Faberge), или Фаберже, бывает на подошве, иногда там же стоит и дата. Другие, в серебряной оправе, имеют клейма.

4. Изделия Фаберже в виде человеческих фигур из камня, цветочные композиции чаще всего не имели повторов, а если таковые делались, то выполнялись в другой цветовой гамме. Поэтому появление на рынке экземпляров, точно копирующие известные оригиналы, должно насторожить покупателя.

5. Одним из признаков фальшивых изделий является злоупотребление символикой царской фамилии (двуглавый орел, императорская корона, монограммы). Эти символы подтверждали принадлежность императорской семье и редко использовались на подлинных вещах. То же относится к злоупотреблению лавровыми венками.

6. Чтобы отличить от подделок изделия Фаберже, выполненные в технике «клуазоне» (cloisonné - перегородчатая эмаль), внимательно посмотрите на клейма. В 1960 годах на антикварном рынке были в ходу вещи с такой эмалью. На них подлинные клейма умело затирали, а сверху проставляли клейма фирмы Фаберже.

7. Почти невозможно отличить настоящие камнерезные изделия Фаберже от предметов, выполненных его конкурентами. Прежде всего, речь идет о Картье и Бушероне. Так сложилось, что ранние скульптурные изображения животных и цветочные композиции Картье безнадежно перепутались с работами Фаберже. Тем более, что самоцветы для изготовления изделий приобретались у одних и тех же поставщиков.

Переделать что-то в историческом прошлом невозможно, написать по-новому тоже нелегко, вот что мне удалось узнать о знаменитом ювелире Карле Фаберже. Думаю, вам тоже будет интересно.

Статья опубликована 20.11.2008
Обновлено 27.11.2008

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: