• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Цокол Дебютант

Что русскому хорошо, то “немцу” смерть

В Толковом русском словаре Владимира Ивановича Даля, по иронии судьбы отец которого был датчанинином, а мать - немка, можно прочитать определение слова Немой.

Немой, немко, немчура, немец, немка, старое, а местами и доныне в народе, немой, или же не говорящий по-русски, всякий иностранец с запада, европеец; в частности же, германец.
Девка немка: говорить не умеет, а все разумеет; ради скромности, молчит, даже не слышит.

До средины XV века Русь жила очень замкнутой жизнью и почти совершенно не соприкасалась с Западной Европой. Лишь с воцарением Иоанна III и в особенности после его брака с Софьей Палеолог начался приток иностранцев в Московию.

Палеолог Зоя (Софья) была племянницей последнего византийского императора Константина XI и мечтала о возрождении нового Константинополя.

Брак этот имел важное влияние на форму Московского государства и на всю внешнюю обстановку власти. Он ускорил процесс «собирания Руси», внеся в Москву традиции империи. Иоанн III принял герб Византийской империии — двуглавый орел.

Греческая царевна усиленно заботилась об украшении столицы красивыми зданиями и церквами, для чего выписывала иностранных преимущественно итальянских зодчих, за которыми увязывались и «прочих цехов мастера»: художники, строители, ремесленники.

Таким образом в Москве, на речке Кукуе, выросла целая слобода, заселенная иностранцами, или «немцами», как их без разбора национальности называл народ, производя это прозвище от слова «немой» то есть не говорящий по-русски. Между москвичами и «немцами» никогда особенно сердечных отношении не устанавливалось.

При последующих царях—Иоанне Грозном и Алексее Михайловиче—"немцы" стали обычным явлением в Москве.

Настоящая свобода для иностранцев не только в немецкой слободе в Москве, а и в других городах была создана благодаря деятельности Петра1.

Возможно увлечение иностранцами способствовало Петру совершить, радикальный переворот и создать новую Россию, не похожую на прежнюю и воплотить в действительность заветную мечту греческой царицы.

Не то было при появлении первых иностранцев.
За «немцем» ходила густая толпа народа, которая открыто «дивовалась» на него, как на зверя, дергала за полы непрывычного костюма, смеялась и люлюкала.

Нередко дело доходило до вооруженного столкновения, даже до убийства. Для охраны немца иногда даже нанимался родовитый боярин из угодливости к царю. Он выручал от толпы затравленного «чужака».

Как видно из картины С. В. Иванова «Немец», русским, окружившим иностранца действительно очень весело, но, а «немцу», благодаря защите боярина пока не смерть, но точно не до смеха.

Статья опубликована 3.01.2007

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: