Анатолий Перминов Дебютант

Езиды - народ с далекого прошлого (часть 2)

Езиды — народ с далекого прошлого,
народ сохранивший свои корни.
(мое уточненное исследование древнейшего народа)

«Древняя история народов мира намного сложнее, чем мы думаем»
«Когда в богов перестают верить, они перестают верить в нас»

550 г. днэ — Элам подчинен Персии
539 г. днэ — Вавилон захвачен персами. Во времена правления Ахеменидов в Междуречье главным языком оставался арамейский язык (он был даже признан государственным языком Персии).
330 г. днэ — Александр Македонский подчинил Вавилон, конец Персидской державы.
323 г. днэ — смерть Македонского, раздел державы Македонского.
321−276г.днэ — борьба диадохов, возникновение эллинистических государств. В начале
Антипатр — в Македонии и Греции, Антигон — во Фригии, Пафлагонии, Ликии,
Птоломей-в Египте, Селевк-в Вавилоне, Лисимах-во Фракии, Ионии, Эвмен-в
Пафлагонии, Каппадокии, Одоакр-Бактрии.
312 г. днэ — сражение между Птоломеем и Деметрием/сыном Антигона/, победа Птоломея,
Селевк получил Вавилон.
312−280г.днэ -правление Селевка1, образование державы Селевкидов. В эпоху существования государства Селевкидов на территории между Иранским нагорьем и Каспийским морем существовала государство Мидия Атропатена. Постепенно сведения о мидийцах как народе в исторических источниках пропадают. Это государство все чаще стало называться просто Атропатеной и именно в этом государстве появляются сведения о новом народе — куртиях, которых позднее стали называть курдами.
311 г. днэ — Антигону1 подвластна почти вся М. Азия, Сирия и Сев.Месопотамия.
311 г. днэ — Селевк захватил Вавилон /отнял у Антигона1/
310 г. днэ — образовано гос-во Армения Великая
310 г. днэ — Селевк захватил Мидию, Иран, Сузы
301 г. днэ — после поражения Антигона/от Селевка и Кассандра/, Антигон убит. Селевк получил Сирию, сев. Междуречье и вост. часть М.Азии. Лисимах — б.ч.М.Азии.
274−271г.днэ — Селевкия проиграла войну Птоломеям, утратила Келесирию, юг.М.Азии.
Во времена эллинизма (власти Алеквандра Македонского и его преемников) главным языком народов Междуречья оставался арамейский язык, хотя власти усиленно насаждали греческий язык).
250 г. днэ — Восстание в Парфии, образование Парфянского царства.
190 г. днэ — битва при Магнезии Селевкидов с Римом, поражение Селевкидов. М. Азия
освобождена от Селевкидов, западной границей стали горы Тавра, М. Азия передана
Пергаму и Родосу.
189−160г.днэ — царь Армении Великой, провозгласил независимость от Селевкидов
150 г. днэ — усиление Парфии, захват Митридатом1/171−137/ Мидии и Месопотамии.
Антропатена тоже попала под власть Парфии. Завершение создания Парфянской державы.
Длительная власть персов (и парфян) над территоией северного Междуречья привела к появлению нового народа — курдов. Курды говорили за западном диалекте персидского языка. По моему мнению язык курдов был изначально похож на язык мидийцев. Ведь исчезновение такого крупного народа как мидийцы и появление такого народа как курды не случайно. В основном это были горные жители, занимались скотоводством. Именно поэтому вплоть до Нового времени под именем «курдов» объединяли иранские народности, широко расселившиеся в горах Загроса, Верхней Месопотамии и на Армянском нагорье, разговаривающих на разнородных языках/диалектах. По моему мнению курдким языком стали пользоваться все народы Северного Междуречья (за исключением Армении) и народы гор Загроса, даже эламитяне (сузистанцы) стали пользоваться этим диалектом персидского языка. Но в основном курдский язык приняли мидийцы, манейцы, хурриты, гутеи, лулубеи, касситы. Урарты в основном перешли на пользование армянским языком.
В эти времена на территории Междуречья (Ирака) господствующим языком был персидский. Хотя и арамейским языком еще пользовалась значительная часть населения Междуречья.
Вероятно имено в эти времена и езиды (адаби) тоже стали пользоваться курдским языком, так как вокруг них жили курды. Но свою религию езиды оставили неприкосновенной.
129 г. днэ — только Сирия, Финикия и Киликия осталась у Селевкидов
95−56г.днэ — царь Армении Великой Тигран2, усиление Армении. Присоединил Софену, часть Албании, Иберии, сев-зап.обл.Парфии, Мидию, Атропатену, Коммагену, Сирию, Финикию и равнинную Киликию. Разгромил Каппадокию.
83 г. днэ — Армения захватила у Селевкидов Киликию и часть Сирии
34 г. днэ — римские войска вторглись в Армению, царь ее казнен.
10 г. днэ — превращение Армении в зависимое от Рима государство.
224 г — падение Парфянской державы, переход власти к Сасанидам.
250 г — война Рима и Сасанидов за Армению, поражение римлян, потеря ими Месопотамии.
387 г — Армения Великая была разделена между Сасанидами и Византией.Больш.часть Армении отошла к Сасанидам.
630 г — подчинение Мекки Мухаммеду, зарождение Арабского государства.
633−651г — завоевание Ирана арабами, конец Сасанидов
634−640г-завоевание Палестины, Сирии и Верх. Месопотамии арабами.
635 г — завоевание Ирака арабами. Начало насаждения исламской веры населению Междуречья (Ирака). С этого времени многие народы, ранее пользовавшиеся арамейским языком быстро стали переходить на арабский язык, тем более эти языки родственны. На севере Междуречья основным языком общения становился курдский язык. Усиление (навязывание) исламской религии арабами, с этого времени вынудило езидо все дальше уходить на север Ирака. Там и раньше были храмы езидов, но видимо и новые строились.
В первые годы насаждения ислама арабы еще соблюдали нормы ислама, которые подразумевали уважение к другим религиям (веротерпимость).
651 г — конец государства Сасанидов, завоевание Ирана арабами. Образования крупнейшей
державы — Арабский халифат.
661−750г — Халифат Омейядов. Ирак в составе Омейядов.
750−945г — Халифат Аббасидов. Ирак в составе Аббасидов. Усиленное навязывание исламской веры зависимому населению Ирака и Южного Кавказа.
833−642г — в Халифате правил Аль-Мутасим.
838 г — началось восстание даснийцев (так называлась одна из групп езидов в те времена, возможно историки к даснийцам отнесли всех езидов) во главе с Мир Джафаром против аббасидского гнета. Мир Джафар распространил свою власть на значительную территорию между Мосулом, Азербайджаном и Арменией, что серьезно напугало аль-Мутасима. Арабский летописец Ибн Дахийа аль-Кильби сообщает, что у Мира Джафара было вооруженное войско и исчислялось 70 000 воинов.
Аббасидский халиф Мутасим, после подавления восстания хураммитов в Азербайджане, направил свои войска к Мосулу и во главе поставил мосульского вали Абдуллу ибн Анаса. Глава даснийцев был вызван в Мосул на переговоры, на что он ответил им отказом. Абдулла ибн Анас с войском перешли в наступление и произошло сражение известное по названию местности как «сражение Матисо». Мир Джафар был вынужден отступить перед многочисленным войском к горам Дасин и призвал соседние племена объединиться с ним для отражения натиска врага.
В этот раз Мир Джафар смог сломить вражеское войско, и многие видные военачальники были убиты даснийцами, такие как Исмаил Талиди и Исхак ибн Анас. Разгневанный халиф собрал новое войско во главе с Итахом (Айтахом). В 840 году произошло крупное сражение, в котором Мир Джафар потерпел поражение.
Как сообщается в источниках, по одной версии Мир Джафар был убит в своем шатре, а по другой — он выпил яд и покончил жизнью. Известно, что его тело было отправлено в Самарру и выставлено напоказ народу. Необходимо отметить, что восстание Мир Джафара Дасни и Бабека не были единичными случаями. В IX—X вв. против аббасидов неоднократно поднимались восстания в разных уголках халифата, что в конце и привело к распаду некогда могучего государства на мелкие эмираты.
945 г — Аббасидов халифат завоеван Буидами.
1055 г — сельджуки завоевали Ирак, конец государства Буидов.
1073−1163г. — жил основатель езидизма, шейх Ади.
1163 г — шейх Ади умер в Лалеше (Иракский Курдистан).
1118−1194г — Иракский султанат Сельджуков в Ираке и Зап.Иране.
1220−1256г — завоевание Ирана монголами
1258 г — взятие Багдада монгольскими войсками. Халиф убит.
1400 г — завоевание Багдада Тимуром
1410 г — Ак-Коюнлу создали гос-во
1410−1468г — государство Кара-Коюнлу
1468 г Ак-Коюнлу разгромили гос-во Кара-Коюнлу, овладели Арменией, Азербайджаном,
Ираком и Зап.Ираном.Столица Тебриз.
1502 г — образование Сефевидского государства.
1508 г — захват Багдада Сефевидами
1510 г -Ак-Коюнлу разгромлено Сефевидами.
1514−1517г — разгром сефевидских войск турками. Завоевание турками Вост. Армении, Курдистана, Сев. Месопотамии, Хиджаза, Сирии, Египта. Турки также насаждали исламскую религию покоренным народам, но это производилось уже насильственными методами. В Турции даже налоги для немусульман были грабительские, что вынуждало немусульманские народы покидать свою родину или принимать ислам. С этого времени многие курды стали мусульманами (суннитами, как турки). Для езидов стали наступать тяжелые времена. Стало трудно сохранять свою древнюю религию. На это могли пойти только редкие народы (которые верили в истинность своей веры).
Большинство курдов курманджей — это бывшие езиды. Они и сейчас часто говорят, что их предки были езиды. Но на самом деле они уже не езиды, а обычные курды.
1534 г — взятие Багдада турками, территория Ирака под властью турок.
1590 г — захват турками всей территории Закавказья.
1832 г — наследный курдский правитель Ботана Бедир-хан Бег захватил езидские поселения в области Шейхан, взял в плен Али Бега — лидера езидов и после жестоких пыток убил его. Были разграблены и сожжены дотла районы в области Шейхана, которые, в основном, были заселены езидами; курды-мусульмане совершили беспрецедентную резню своих «собратьев» езидов, маскируя банальный грабеж обвинениями в безбожности, позаимствовав это у арабов. Чтобы избежать захвата в плен, жители бросались в воды рекиТигр. Те, которые не в состоянии были кинуться в воду, или те, которые не умирали в воде, были пойманы и безжалостно убиты. В эти тяжклые времена некоторые езиды предали свою веру и приняли ислам. Таких бывших езидов (предателей веры предков) называют бруками (перевертышами, предателями веры). Предавший один раз предаст и в другой раз.
1921 г — Ирак стал независим от Турции и провозглашен королевством. Но реальная власть была у Великобритании.
1932 г — Ирак официально провозглашен независимым, но реальная экономика оставалась под контролем англичан.
1968 г — Влась в Ираке перешла к партии Баас, Неоднократные восстания курдов на севере Ирака с требованием автономии, восстания подавлялись. Продолжались притеснения езидов со стороны курдов и арабов.
1979 г — президентом Ирака становится Хусейн.
1980−1988г — война между Ираком и Ираном.
1990 г — иракская армия вторгается в Кувейт.
1991 г — Кувейт освобожден от иракских войск силами США и их союзников. Восстание курдов на севере Ирака. Под давлением сил НАТО в трех курдских провинциях устанавливается власть курдов, оттуда выведены иракские войска.
2003 г — войска США и их союзников вторгаются в Ирак, армия Ирака потерпела поражение. Контроль за экономикой Ирака (особенно за добычей нефти) установлен с помощью американских компаний. Иракский Курдистан стал фактически независимой территорие (хотя формально находится в составе Ирака), президентом Ирака стал курд.
С началом американской оккупации и воцарением анархии и хаоса страну захлестнула волна погромов, направленных против христиан и езидов, которые сопровождаются убийствами и грабежами. Нападающей стороной при этом являются как сунниты, так и шииты с курдами.
2006 г — Саддам Хусейн казнен. Противоречиа между двумя группами арабов — шиитами и суннитами остаются. Противоречия между арабпми и курдами тоже остаются. Нападки на езидов, сохранивших свою веру (религию предков) со стороны курдов продолжаются.
2012 г — Между главой Езидской партии за реформы и прогресс в Ираке и президентом Ирака было заключено соглашение о создании Езидской автономии (Эздихан) на севере Ирака на общей площади 15 тысяч квадратных в провинциях Айн-Сифни, Синджар (Шангал) и Дохук. Эздихан самый незащищенный регион в Ираке. Так в следствии серии взрывов районе Синджара 14 августа 2007 года погибло более 500 человек вследствие чего тысячи езидов покинули свою историческую родину.
Езид (йездан) происходит от слова «йезд» — это гении добра и света в зороастрийском
учении, а также возможно и общий термин, используемый для богоподобных Духовных
существ.
Езидизм изначально религия строго монотеистическая. Ряд исследователей пишут что богопознание в езидизме сложно для понимания, однако для езидов очевидно что Бог Творец мира и что у него есть несколько имен. Некоторые исследователи утверждают, что у езидов нет определенных молитв и жертвоприношений непосредственно Богу. На самом деле существуют молитвы, посвященные Создателю, но их немного, как и подобает строгому вероучению: всякое многословие признак духовной расслабленности. Кроме того, приверженцы многих религий избегают и даже боятся упоминать Господа «всуе». Хотя сущность Бога, бесспорно, не выразима с помощью ка кого-либо понятия, в йезидских религиозных гимнах Бог именуется Бессмертным, Всемогущим, Всеведущим, Вечным и Безграничным.
О его сущности говорят такие имена, как «Всемилостивый», «Владыка Небес», «Всемогущий», «Всеблагой» и многие другие. Бог не рождается и не исходит от другого лица. В езидизме совершенно определенно указано что Бог правит миром не один, правление миром предоставляется также семи Архангелам, созданным Богом и помогавшим Ему при сотворении мира. У эзидов: главой пантеона архангелов, Могущественный покровитель эгрегора религии эзидов, является Тавуси Малак. По вероучению эзидов Малак Тавус — экспансия Бога и он обладает статусом непосредственного слуги Всевышнего.
Езиды глубоко почитают ангелов (melek, или fireşte). Принято считать, что они участвуют во всех событиях, происходящих в нашей жизни. Именно исходя из этого езидскую религию называют религией ангелов — «Dînê meleka».
Священные гимны езидов, так же, как и писания других религий, содержат наставления и являются своего рода моральным кодексом для последователей. Пророки, передающие их, получали информацию от Всевышнего. Если сравнить священные писания разных религий, то обнаружим, что содержание их в большинстве своем совпадает. Следовательно, пророки не опровергали заветы предшествующих пророков, а всего лишь дополняли их. Так, в езидских гимнах мы можем проследить, что Шейх Ади, признавал Моисея, Иисуса и Мухаммеда
По поводу самоназвания народа «Езид» в науке существует несколько версий, но мне кажется наиболее логичными являются следующие:
1. Иездани — от персидского слова Иезд, что значит Бог;
2. Езиды — от слова «иезид» — гений добра, князь света в Зороастрийском учении.
Не зря название эта религия получила именно во времена господства персов (сторонников зороастризма). Как мы видим наличие в религии архангелов — это уже какое то влияние христианства. А наличие такого понятия как шейхи — это небольшое влияние ислама. Но эти термины в сути религии езидов не меняют. Она остается очень древней и совершенно не имеет ни какого отношения ни к одной современной религии.
Мне нравятся конкретные заветы (наставления) отраженные в гимнах:
Необходимо научиться оказывать должное почтение другим
Надо научиться быть терпеливым
Не быть двуличным
Не следует изображать из себя верующего ради славы.
Следует придерживаться догм и предписаний, содержащихся в священных текстах и т. д.
Наслаждаются клеветой Невежественные и несведущие.
Свет познания пред ними подменен будет в мире ином.
Те, кто священников унизит,
О пожертвованиях и добродетели сожалеет,
Глупцом страдающим войдет тот в мир иной!
Приличия вам свойственны должны быть,
А хитрость и коварство — [чести вас лишит],
Без чести ж как предстать пред Падишахом?! ознавшим [Истина] открыта.
Чье ж сердце яд и злоба разрывают,
Свою обитель тот заполнил и змеями, и скорпионами.
Человек, богатством наслаждаясь, Обманом тешит сам себя,
Не рассчитав, что смерть пройдет, его не обойдя!
Человек прелюбодействующий, День и ночь внемлющий,
Лишен той веры, что позором будет он покрыт!
Коль жаждешь ты достигнуть цели, Путь Господа ты избери — Эзида,
И все деяния твои в конечный день — Свидетельством такому положенью!
Если не ответит кто-то из вас, То обязательно ответят дети ваших детей.

Сам Шейх Ади тоже был избранным, дабы дополнить религию езидов информацией, необходимой для решения их общественных и политических проблем той эпохи. Я считаю, что Шейха Ади надо поставить в один ряд с великими прококами — посланниками воли Всевышнего такими как Брахма, Моисей, Будда, Заратуштра, Христос, Мохаммед. Но жаль, когда люди (часто по воле правящих кругов) превращают волю единого Вселенского Всевышнего в локальные, часто искаженные религии. И при этом начинают насильно навязывать людям свою искаженную трактовку своей религии. Терпимость и уважение к любой другой вере всегда было одним из главных заветов Всевышнего.
В эзидском священном гимне «Кавле Эзиде Мир» говорится:
Повелитель Эзид — сам Царем является.
Нарекший себя 1001 именем.
Самое величественное из которых — Бог.
Повелитель Эзид изрек:
«Я тот, кто Всемилостив.
(Явлен) не от отца и не от матери.
Явлением своим ясен».
Из содержания священного гимна, очевидно, что слово «Эзид» является именем Бога.
Бог Эзид по вероучению эзидов является покровителем Земли и Небес, что подтверждается в гимне «Кавле Кочака»
В эзидском священном гимне «Кавле Кочака «говорится:
«Князь (господин) мой, Эзид.
Знамя красно-белое основа.
Четырнадцать слоев Земли и Небес
Длань Эзида (оберегает)».
Храм Эзида напрямую влиял на политическую жизнь народов Вавилонии, т.к. если символическая статуя Набиу, не прибывала в Вавилон, то царь не мог быть избран царем.
Все-таки кто такие езиды (в прошлом адаби)? Спор идет давно. Именно уникальное кастово-теократическое устройство общества эзидов (где браки запрещены между представителями различных каст, а браки с иноверцами и вовсе запрещены) и их древняя религия (где священнослужителем стать нельзя, кроме как родиться в семье священнослужителя), являются ключевой основой для этнографов. По моему мнению и на основании вышеизложенных исследований можно с увереностью сказать, что езиды и курды — совершенно разные народы (хотя есть сильная схожесть языка езидов с курдами).
У шумеров жрецами могли быть только потомки жрецов, у езидов — тоже такой принцип. Кастовая система в отношении брака решала позицию не только езида, она определяла и позицию иноверца, с которым всем езидам брак был запрещен.
-Невозможно стать эзидом. Рождение от отца и матери — эзидов, предопределяет рождение эзидом. Кровь эзидов, от эзидов.
-Невозможно мирянину-эзиду стать священнослужителем (шейхом или пиром).
-Принадлежность к кастам духовенства предопределена рождением, при этом стать служителем другого ангела — покровителя, кроме как своего очага невозможно!
Эти принципы также присущи шумерам. Имя Бога Ади, почитаемое эзидами, было известно древним египтянам и записано в их «Книге мертвых», а также чтимо в Индии и зафиксировано в древнем священном ведическом писании индусов «Шримад Бхагаватам», оно известно и в Тибете.
Несомненно, главный храмовый комплекс Вавилонии и его знаменитая Вавилонская Башня были посвящены Богу Ади.
Езиды являются потомками древнейшего населения Ирака — шумеров (адаби). Я уверен, что и в настоящее время в языке езидов есть много древних слов, приобретенных еще во времена шумеров и аккадцев. Именно езиды сохранили ту веру, которая была у них еще в 4−3 тыс.днэ. Сами езиды называют свою религию Шарфадын. Веру эту они приобрели от более древних народов (народа из страны Дильмун, но возможно эта вера пришла к ним от белых атлантов). Но в любом случае вера есидов во Всевышнего и поклонение Солнцу (светлым силам) — это признак того, этой вере не тысячи, а миллионы лет. Я не удивлюсь если появятся источники, которые подтвердят связь езидов с самым древним на Земле народом — асурами, жившими на Земле уже 300−200 млн. лет назад.
Но одно можно еще сказать, что езидский народ, прошедший такие испытания, войдет в священное чило 144 тысяч праведников, которые возродят нашу человеческую цивилизацию.(согласно откровений Иоанна Богослова).
В моей статье наверняка еще много ошибок, я еще все-таки плохо изучил тонкости религии езидов. Но возможно эта моя статья (надеюсь, что она будет понятна простым читателям) привлечет многих людей к такому интересному народу как езиды.
Буду благодарен, если будут замечания по этой статье. Ошибки я исправлю, если они будут обоснованы.
Благодаря замечаниям читателей я написал новую статью — исследование по истории езидов и курдов (многие и сейчас не понимают различия между этими двумя разными народами).

Статья опубликована 16.06.2013
Обновлено 20.06.2013

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: