Борис Рохленко Грандмастер

Рынок? И музей тоже!

Приблизительно раз в полгода мне удается побродить по замечательному местечку. Бывал бы я там чаще, но не получается. И доехать несложно, только туда попасть надо как можно раньше — оно предназначено прежде всего для туристов и просто незанятых людей.

Несколько извивающихся улочек, заполненных магазинами, магазинчиками, лавочками — все это вместе носит название «Блошиный рынок». Или на иврите это звучит «Шук пишпишим».

Рассказывать об этом сложно, потому что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Но я попытаюсь это сделать, потому как удовольствие от созерцания в одиночку — уже не то, хочется поделиться.

Одна из первых лавочек — она же и реставрационная мастерская. Здесь восстанавливают мебель, которая того стоит: кресла, диваны прошлого, позапрошлого и раньшего веков. Иногда от них остается только каркас, иногда — чуть больше, но всегда интересно смотреть, как это происходит, как из полуразвалины получается старинная вещь, на которую любо-дорого посмотреть.

Остался только каркас. Фото автора Здесь же рядом — лавочка мелочей: монеты и книги, картины и радиоприемники… В такой лавочке несколько лет назад за бесценок я купил «Британскую энциклопедию» 1923 года издания на английском языке: кожаный переплет, золотые обрезы. Цена за 16 томов форматом как БСЭ и в два раза толще была всего около 70 долларов (сейчас стало интересно, а сколько весит один том? Взвесил — от 2.8 до 3.4 кг). Сказать, что я ей пользуюсь каждый день, было бы слишком, но это производит впечатление на тех, кто у меня бывает.

Водоразборная колонка. Фото автора Перед лавочками — развалы, на которых много откровенного хлама, но есть вещи и посерьезнее. Водяные насосы-колонки, например, начала прошлого столетия (хотите удивить своих гостей — поставьте себе во дворе такую штуку). Есть и картины: навалом, штабелями. Среди всего иногда попадаются интересные вещи, но это нечасто бывает. За этим надо охотиться и точно знать, что делать с находкой.

Есть специализированные лавочки: предметы искусства из Индии, Китая, Ирака…
Есть и магазины антиквариата, а среди них отдельно выделяются магазины антикварной мебели. Количество экспонатов — больше, чем в некоторых музеях, а вот качество — большой вопрос. На рынке (вообще, не в частности на этом) большое количество искусных подделок. И нужен наметанный глаз, чтобы отличить подлинное изделие от новодела.

Антикварный магазин. Фото автора Если весь товар такой лавочки расставить и разложить по полочкам да развесить по стенкам, как это делается в музеях — получится вполне приличная экспозиция. Огромное количество часов, еще какие-то интересные вещи. Собственно, лавочкой назвать это заведение нельзя — это один из магазинов международной сети по торговле антиквариатом. Кажется, что товар, который выставлен, пришел и из-за рубежа.

Фарфоровый бал. Фото автора. Таинственность замысла, тщательная отделка, проработка деталей — все это притягивает взгляд. Есть определенный шаблон, стиль в старых часах. Сами часы — в центре композиции, а справа и слева — декоративные вазы. Бронза, позолота, мрамор. А вот интересная штука: фарфоровый бал! Несколько фигурок: музыканты, танцоры… А вот еще: стая каких-то птиц…

Должен сказать, что сегодня определить, подлинная это вещь или новодел — задача не для рядового покупателя. Нужны специалисты, потому что знания этих людей невообразимы по глубине. Например, вам предлагают старинный шкаф и говорят, что это 17 век. Соответственно и цену просят весьма приличную, несколько тысяч долларов. А как определить, это оригинальное изделие или его привезли позавчера из Египта? Все начинается со способа соединения деталей, с исполнения фурнитуры, с гвоздей, если хотите, а заканчивается оценкой тщательности отделки. И если у вас есть желание непременно купить оригинал — берите с собой человека (естественно, не с этого рынка), который может вас квалифицированно просветить.

Стая птиц. Фото автора. Несомненно, когда потолкаешься в таком специфическом месте, послушаешь, поспрашиваешь, то кое-что узнаешь и даже запомнишь. Но эпизодические заходы со случайными расспросами не могут заменить систематизированные знания знатоков антиквариата.

В чем-то может помочь телепередача по каналу BBC Prime, на котором ведущие рассказывают об особенностях каждого предмета, выставленного на оценку. Кстати, есть много сайтов по антиквариату и не только. Они помогают ориентироваться в мире старых вещей. Очень часто их ценность завышается, но иногда заниженная собственная оценка предмета может быть либо сюрпризом (когда специалист называет неожиданно высокую цену), либо причиной безболезненной передачи предмета другому владельцу. Недавно мне отдали за ненадобностью картину стоимостью в 300 долларов (цену я нашел в Интернете).

Но вернемся в лавочку. Какой-то таинственный дух живет в лавках древностей, нечто мистическое, что тянет к себе снова и снова. Может быть, это беспорядок, может быть, это толстая пыль — как пыль веков? Может быть, это ожидание чего-то необычного, скажем, кувшина с джинном? Не знаю. Знаю только одно — через полгода (или раньше) меня снова потянет побродить по этим рядам в поисках неизвестно чего и неизвестно зачем…

Все иллюстрации.

Статья опубликована 4.10.2008
Обновлено 25.01.2009

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Магазин закрылся - кризис.

  • Вот это мне повезло! Прочитала всего две Ваши статьи, наугад! А сколько для себя почерпнула ( не обидно, что я так эгоистически?)! Теперь придётся почитать побольше и повнимательней... Вы не против?

    Оценка статьи: 5

  • Все начинается со способа соединения деталей, с исполнения фурнитуры, с гвоздей, если хотите, а заканчивается оценкой тщательности отделки.

    На самом деле стать более или менее сведущим знатоком не так уж и сложно. Освоиться не бог весть как сложно - надо побольше общаться с подлинниками, ходить по музеям, изучать, хотя бы в самом общем виде, искусство. воспитывать в себе чувство стиля. Именно это чувство работает в первую очередь на интуицию знатока.

    Кстати, вот именно с первого знакомства с вещью все и начинается. Вот с того же качества отделки. Что тоже может быть в стиле либо не в стиле эпохи, которой вещь приписывают.

    А тянет в эти лавочки - да, точно. И древность впечатляет, и сказки хочется. Хочется быть открывателем чего-то, не перво-, но все же. Хочется увидеть то, что никто не увидел, клад отыскать.

    Оценка статьи: 5

    • Уважаемая Люба!

      Спасибо за комментарий! Смею только возразить: познакомиться можно со всем абсолютно, но... Очень полезен для меня (и увлекателен одновременно) регулярный просмотр программы ВВС.

      Во-первых, количество экспонатов, которые выставляются на продажу или на оценку, огромно. Причем на оценку стоят просто дикие очереди (вот уж чего никак не ожидал)!

      Во-вторых, атрибуция показывается в процессе: эксперт разглядывает предлагаемую для оценки вещь, находит какие-то необходимые ему признаки и объясняет владельцу вещи, что он видит и что это все значит.

      И вот в этом процессе и прояснялась для меня глубина знаний предмета. Надо сказать, что по каждой группе товаров (естественно) были свои эксперты. Но мало того, что эксперт может определить когда, кем был изготовлен предмет. Он знает и конъюнктуру, он называет аукционные цены (если аналогичная вещь выставлялась на аукционах) или дает свою оценку, причем в рамках "максимум - минимум".

      Для большинства владельцев антиквариата цены были неожиданно высокими. Некоторые уже когда-то оценивали свой товар, а теперь хотят знать, насколько изменилась цена (но такое случается гораздо реже).

      Естественно, развить вкус можно (и нужно!), изучая книги, каталоги, посещая выставки и аукционы. Но это требует времени, да и некоторых затрат. Основательно изучать такой специфический предмет, как оценку антикварных вещей, можно только тогда, когда антиквариат превращается в источник дохода (и не маленький, а полноводный!).

      А если человек не хочет влезать самостоятельно в тонкости предмета? И это (по-моему) типично. Тогда ему просто необходима помощь знатока. Может быть, через десятка полтора лет таких занятий (я имею в виду общение с экспертом) что-то и отложится в голове.

  • Еще часы. Фото автора.

  • Часы.

  • Старый диван. Видно место, где отвалился подлокотник. Фото автора