Виктор Покидько Подготовка материала: Мастер

Был ли Гомер слепым?

Существует множество загадок, связанных с жизнью и творчеством древнегреческого поэта Гомера, основоположника античной и европейской литературы. Вот уже много веков бытует мнение, что Гомер был слепым. Но так ли это было на самом деле? Ответ на этот вопрос можно найти в гениальных произведениях поэта, которые вот уже тысячелетия поражают своей удивительной образностью, точностью описаний, живостью и яркостью сцен и конечно, что весьма важно — многоцветностью «Илиады» и «Одиссеи».

Но все это выглядит довольно таки странно, если учесть, что древние легенды повествуют о Гомере, как о слепом странствующем певце, одном из аэдов. Приходит на память и рисунок из школьного учебника древней истории, где великий Гомер изображен с незрячими глазами. Этот знаменитый бюст был создан в Александрии в эпоху эллинизма, во II веке до нашей эры, то есть через 6−7 столетий после смерти Гомера.

Да и некоторые строки из «Одиссеи» исследователи творчества великого поэта трактуют как автобиографический рассказ, утверждая, что он был слепым от рождения, то есть никогда не знал, что такое свет и цвет:

Лирой, звеня сладкозвучною пел Демодок вдохновенный…
Муза его при рождении злом и добром одарила —
Очи затмила его, даровала за то сладкопенье

Но при перечитывании поэм Гомера складывается несколько иное представление о великом древнегреческом поэте.
Может ли слепой от рождения создать гениальные поэтические произведения, содержащие яркие красочные образы, детализированные до мелочей сцены быта, сражений и единоборств? Может ли слепой сказать что-то подобное о природе:

Зимней порой сыплет снег непрерывный,
Гор высочайших главы и утесов верхи покрывая,
Сыплется снег на брега и на пристани моря седого,
Волны его, набежав, поглощают…

Или:

Вестница утра, Заря, на великий Олимп восходила,
Зевсу царю и другим небожителям свет, возвещая

А вот строки, в которых поэт передает детали смерти одного из воинов. По-видимому, такое и не каждый зрячий может увидеть и тем более адекватно воспринять и передать в художественной форме:

С громом упал он, копье упадавшему в сердце воткнулось,
Сердце его, трепеща, потрясло и копейное древко!..

Можно с уверенностью сказать, что человек никогда не видевший подобной смерти, не смог бы так точно и ярко ее описать.
Многие сцены настолько реалистичны, что складывается впечатление, будто автор сочинял эти строки по ходу действия самого события:

Рати, одна на другую идущие, чуть соступились,
Разом сразилися кожи, сразилися копья и силы
Воинов, медью одеянных; выпуклобляшные разом
Сшиблись щиты со щитами; гром раздался ужасный.

А вот строки, описывающие переход воинов-аргивян через долину перед боем:

Словно туман над вершинами горными Нот разливает,
Пастырям стад нежеланный, но вору способнейший ночи:
Видно сквозь оный не дальше, как падает брошенный камень, —
Так из-под стоп их прах подымался мрачный, крутился
Вслед за идущими; быстро они проходили долину.

В этом отрывке, как на экране, словно в фильме, перед нами в толще пыли проходят воины, оставляя за собой клубы праха мрачного, который подымался из-под их стоп. Отрывок выписан как будто для съемок фильма (как, впрочем, и большинство других).

Эпизод может служить идеальным образцом для студентов, изучающих кинорежиссуру. Здесь, как в режиссерском сценарии, точно указаны крупность планов и их последовательность, и этот кинематографический прием помогает прочувствовать драматизм и внутреннее напряжение события. В этом отрывке Гомер также находит и интересные аналогии, сравнивая банальную пыль с состоянием природы.

Удивительно ярко Гомер характеризует и героев своих поэм. Все цвета конкретны и индивидуальны, например: Зевс — чернобровый, Афина — светлоокая, Ахилл — русокудрый, царь Менелай — светловласый, воин Терсит — косоглазый, Аполлон — сребролукий и т. д.

Интересны у автора и цветовые характеристики металлов: медь — багряная, а железо — седое. Странные и удивительные сравнения. Не часто в поэтических произведениях можно встретить что-либо подобное.

Неужели человек, никогда не видевший света и цвета, мог так точно, ярко и образно передать состояние природы, внешность героев, детализированные сцены быта и даже сцены, происходящие ночью? Наверняка поэт пользовался зрением, слухом, осязанием и обонянием при передаче своих ощущений об окружающем мире в художественной форме.

С точки зрения науки можно предположить, что у слепого человека при описании своих впечатлений главенствовал бы звук, запах и фактура предметов.
Конечно, в поэмах Гомера встречаются и строки, наполненные звуком:

Все пировали, сердца услаждая на пиршестве общем
Звуками лиры прекрасной, бряцавшей в руках Аполлона,
Пением Муз, отвечавших бряцанию сладостным гласом

Также в поэмах часто упоминаются запахи благовонных курений, говорится о мягких шкурах, хитонах и других предметах. Но это, как исключение, как художественный прием, а не правило: в произведениях Гомера свет, цвет, зрительные ассоциации, образы и зарисовки состояния природы абсолютно преобладают.

Гомер, очевидно, был зрячим! Например, на монете из Хиоса, датируемой IV веком до нашей эры, Гомер изображен похожим на Зевса, с открытыми глазами. А бронзовый бюст из музея города Модены в Италии (поэт здесь тоже представлен зрячим), на котором сохранилась надпись с именем Гомера, относится к IV веку до нашей эры и, как полагают специалисты, представляет собой копию с более древнего изображения. К позднему периоду Римской империи относится и мозаичное изображение зрячего Гомера из Кенхреи. Как видим, о слепоте поэта не может быть и речи.

По-видимому, оной из причин, по которой считают Гомера слепым, является условность в работах скульпторов эпохи эллинизма. Этот прием часто применялся авторами в ущерб реализму. Например, смерть Лаокоона и его сыновей, гибнущих в кольцах змей: их позы чрезмерно манерны, они умирают преувеличенно красиво. Изощренность скульптора здесь очевидна, но она подчеркивает драматизм события и усиливает эмоциональность работы.

А как быть со слепым от рождения Демодоком, с которым отождествляют самого автора? Ведь Гомер рассказал о знаменитом певце, никогда не видевшем солнечного света!
Действительно, песнь Демодока о любви бога войны Ареса и Афродиты, жены бога-кузнеца Гефеста, выглядит как инородная вставка. Эти строки резко отличаются по тональности от «Одиссеи», в ней полностью отсутствуют свет и цвет. И — именно в ней необыкновенно сильно проявлен… звук:

Только что прочь удалился Гефест, знаменитый художник,
Быстро направил Арес шаги свои к дому Гефеста,
Жаждая страстно любви Кифереи красивовеночной.
Та лишь недавно вернулась домой от родителя Зевса
И, отдыхая, сидела. Вошел он во внутренность дома,
За руку взял Афродиту, по имени назвал и молвил:
«Милая, ляжем в постель, насладимся с тобою любовью!..»

Как видим, в песне Демодока присутствуют в основном лишь описания действий героев и их слова:

Смех одного Посейдона не брал. Умолял он Гефеста,
Славного дивным искусством, чтоб дал он свободу Аресу.
Громко к нему со словами крылатыми он обратился:
«Освободи. Я тебе за него поручусь, как прикажешь;
Плату тебе при богах свидетелях всю он заплатит».
Но, возражая, сказал знаменитый хромец обеногий:
«Этого — нет, не проси у меня, Посейдон-земледержец!..»

Песнь Демодока — один из примеров того, как незрячий фиксирует внимание на звуке. Возможно, что для усиления эмоционального восприятия некоторых моментов, Гомер включил в «Одиссею» песнь слепого певца аэда. Но сделал он это необычайно корректно и безупречно с точки зрения этики: указав авторство, отметив обстановку веселого действа.

Из всего вышеизложенного, можно предположить, что Гомер не был слепым. Конечно, он мог ослепнуть, скажем, в старости, как на это указывает В. С. Вахрушев, исследуя многочисленные биографии великого поэта: «В биографиях сообщается, что он ослеп (слово „Гомер“ на эолийском диалекте значит „слепой“, другие возможные значения — „заложник“, „пророк“, „поэт“)». Но если это и так, то и тогда на творчестве Гомера это никоим образом не отразилось. Его поэмы доносят до нас сквозь века краски, блеск, свет и красоту древнего мира…

Обновлено 2.01.2007
Статья размещена на сайте 5.12.2006

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Весьма занимательная информация, спасибо. Но я думаю что этот вопрос сейчас мало кого волнует) Кроме того, был Гомер слепым или не был нечего не меняет, он всеравно гений.

  • Да, кстати, вопрос, был ли вообще Гомер? Некоторые считают, что это собирательный образ.

  • Отлично.

    PS
    Ушел читать вторую часть.

    Оценка статьи: 5

  • Мне кажется, основную образность поэтическим текстам Гомера придают глаголы, а не прилагательные. То бишь - описание через действие, а не через предметы и их свойства. Это вполне может быть свойственно слепому человеку, который воспринимает окружающий мир на слух..
    Можно с уверенностью сказать, что человек никогда не видевший подобной смерти, не смог бы так точно и ярко ее описать.
    Я бы не стала утверждать подобные вещи "с уверенностью". Ваше мнение - это всего лишь ваше мнение.

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 5 декабря 2006 в 17:15

      А наберите в Яндексе "Был ли Гомер слеп" - получите мнение других исследователей.
      Причем они совсем другие цитаты приводят, изобилующие не штампами, вроде "седовласый" и "чернобровый", а прилагательными, описывающими буйство красок и сияние небес.
      И если свет некоторые слепые от рождения видеть могут, то рассказывать о цвете можно, конечно, с чужих слов, а зачем бы ему это надо было? Ведь есть такие эпитеты, как "выпуклобляшные", а
      С громом упал он, копье упадавшему в сердце воткнулось,
      Сердце его, трепеща, потрясло и копейное древко!..

      - это, точно, не видеть надо было, а присутствовать и руку возложить.
      Был ли Гомер
      Был ли Гомер слеп

      • Почитал, интересно, но это версии других людей. Перечитывал Иллиаду и Одиссею, мне больше нравятся мои примеры, но это отдельная тема. Спасибо за интересные материалы, всегда интересно, как думают по этому поводу другие люди.

        Оценка статьи: 5

        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 6 декабря 2006 в 10:19

          ВАШИ примеры... Чем больше я читаю на эту тему, тем больше мне хочется, чтобы Вы, все-таки, сделали объективную статью, а не просто интригующую тех, кто еще об этом ничего не слышал.

          И если ВЫ не согласны с мнением, что "Одиссею" и "Илиаду" написали разные люди, обоснуйте или приведите возражения ученых.

          Обсуждение вопроса, был ли Гомер слеп, необходимо начать с вопроса, кто такой Гомер и какие существуют мнения по этому поводу.

          • И если ВЫ не согласны с мнением, что "Одиссею" и "Илиаду" написали разные люди, обоснуйте или приведите возражения ученых.

            Статья просто о другом, а писал ли Гомер или не писал что-то это уже другая тема, и здесь как со слепотой есть за и против, если я начну этот момент обосновывать получится еще одна работа на 8000 знаков.

            Если статья не подходит, я ее просто удалю, зачем такие сложности.

            У Гомера, к стати есть много и других загадок и тайн, просто все не уместить в одной работе, да и не зачем, я хотел для себя выяснить, как не зрячий человек мог так красочно и ярко описывать многие события. Это мое мнение и я его никому не навязываю, это мое предположение (хоя есть авторы, которые почти также или так же думают). Это длинный разговор и вижу он заходит в тупик, поэтому, скажите , если работа не подходит для ШЖ (так как я переделывать или что-то обосновывать по поводу авторства не буду по причине вышесказанной, к тому же проблема авторства она такая же двоякая, как и все, что связано с Гомером) я ее удалю, так, кажется будет проще. Хотя в первоначальном виде работа была несколько лет назад опубликована в нескольких журналах...
            Спасибо за внимание и советы...

            Оценка статьи: 5

            • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 6 декабря 2006 в 16:11

              Дополнять эту статью и не надо, предлагаю Вам выложить статью Вахрушева о Гомере, сократив до приемлемого объема.
              "если работа не подходит для ШЖ" - ну почему же не подходит. Но любая работа должна быть сделана так, чтобы дальше вопросов не возникало.

          • Обсуждение вопроса, был ли Гомер слеп, необходимо начать с вопроса, кто такой Гомер и какие существуют мнения по этому поводу.

            Марианна, Вы
            как всегда правы.

            Могу лишь заметить, что с учетом Вашей правоты
            следует признать, что есть категория особо ВЕЛИЧЕСТВЕННЫХ тем, о которых
            не следует писать кратко и популярно НЕПРОФЕССИОНАЛАМ, не создавшим себе имя
            и не подтвердившим своего права говорить об ЭТОМ своими другими,
            более фундаментальными работами.

            Иначе к каждому такому творению можно отнести энергичное замечание
            нашего всего о мальчишке, вознесшему гимн Фебу где-то здесь
            я его уже цитировал.

            ОФФ
            Кста, поиском по словам "мальчишка Фебу" на сайте ничего не ищется,
            хотя я точно знаю что этих словосочетаний имеется не менее 2-х - может,
            что-то надо поправлять в консерватории?

            Оценка статьи: 5

      • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 5 декабря 2006 в 17:36
        Вот еще встретился прикол:

        "Советские ученые обращают особое внимание на демократизм гомеровского эпоса и его прогрессивные тенденции.
        Вопрос о том, созданы ли поэмы Гомера одним автором или многими, с какого стиха нужно считать авторство одного певца, с какого - другого, а также самое противопоставление индивидуального и народного творчества - все это либо вовсе не является для нас существeнным, либо имеет второстепенное значение. С точки же зрения буржуазного индивидуализма, конечно, важно исследовать, где в поэмах Гомера народное творчество и где единоличное."

    • Наталья, вы вот тоже утверждаете. Я в принципе констатирую факт. Это просто размышления, может быть Гомера и не было вообще, сейчас трудно что-то сказать, да и фактов маловато, есть лишь одни предположения

      Оценка статьи: 5