• Мнения
  • |
  • Обсуждения

Владимир Куц

  • Владимир  Куц
    • Статус
    • Читатель

    Дата регистрации: 19.09.2012
    Последний раз был(а) на сайте: 21.09.2012 в 12:27


Последние комментарии

Для Сергей Дмитриев

Жидкость найденная в вашей велосипедной шине зеленого цвета - это герметик,который запечатывает прокол шины.
Например на Кипре,где на дорожках и тропах попадается
много мелких,но достаточно твердых шипообразных колючек
в любой купленной у продавцов велосипедов шине вы найдете
эту жидкость клейкой массы ядовито-зеленого цвета.

20 сентября 2012 в 15:04 отредактирован 27 мая 2018 в 18:53 Сообщить модератору

Если автор статьи не возражает,то смогу добавить еще несколько дополнительных штрихов в картину развития этого удивительного города за Полярным кругом.Горно-металлургический комбинат,который сейчас приобрел статус одного из мировых центров по добыче никеля,платины,меди ,драгметаллов начинался с небольшого деревянного домика примерно в 1936,в окружении сурового НорГУЛАГА, под горой Шмидтиха,отрогов Норильских гор плато Путорана.По мере открытия баснословных залежей ископаемых, город стал расти и перешел на другой берег озера Долгое под Шмидтихой.Началось возведение капитальных зданий,получи ла завершение Октябрская ,а затем Гвардейская площадь.Здание обрамляющее эту площадь вы можете увидеть на фото в предыдущих комментариях с названием гастронома «Енисей». В те времена,мы мальчишки,могли познакомиться с коренными жителями окресной тундры –долганами,евенками,ненцами ,которые приезжали к вышеуказанному гастроному на оленьих ездовых упряжках- нартах, лыжи которых были подбиты оленьими шкурами для лучшего скольжения.На радость нашим мамам они привозили свежее оленье мясо.Все мясо продаваемое в те времена было глубокой заморозки.В случае недостатка продаваемого мяса,эти простые жители Севера тут-же доставали ножи и на наших глазах очень быстрыми движениями перереали горло очередного оленя и тут же его разделывали на продажу.Мы ,как зачарованные,следовали за ними в гастроном,где они покупали необходимые запасы для их непростой кочевой жизни. Одетые в «малицы»-теплая куртка с капюшеном ниже колен с обращенным внутрь мехом оленя, и покрытая сверху расшитой биссером плотной,типа джинсовой тканью-«чертовой кожей». К сожалению,мы долго не выдерживали ,т.к.плотный запах немытых,оттаявших тел и одежды выгонял нас вон.В те времена традиционно сшитый женой оленевода наряд натягивался на старый ,который таким образом донашивался.
Что касается железной дороги о которой в статье идет речь мы о ней слышали,но восторгов,комментариев и призывов в СМИне было и мало нас касалось. Вокзал,такой монументальной постройки не вызывал никакого интереса,да и людей там всегда не было много,разве что неподалеку уже разворачивал свои крылья гигантский медеплавильный завод и кто –то мог добираться до города на электричке от этого вокзала,но многие предпочитали автобусное сообщение,где было относительно тепло.Да и здание вокзала не было чем-то выдающимся в то время.Большая часть нового города была спроектирована ссыльными архитекторами .Преобладающий стиль застройки был прототипом питерского,такие же элементы архитектуры,прямые стрелы улиц,монументальность зданий.Нас больше интересовала связь с «Большой Земле»-материком воздушным сообщением- вновь возводимый на месте военного аэродрома новый аэропорт «Алыкель»(В переводе с долганского-поляна(долина)озер),который как говорили будет открыт к посещению города Н.Хрущевым.
Одежда наших мам,сестер и подружек не была столь элегантной как сейчас.На голове шапки-ушанки из кролика,на немногих из лисы и норки с завязанными под побородком тесемочкми.Одетые в полушубки из овчины и крытые брезентовой тканью»чертова кожа» ,редко в модные дубленки, обутые в валенки,модные унтайки-произведение долганских мастериц расшитых биссером,и редко в дефицитные зимние сапого финского производства.Одетые в толстые колготки или рейтузы они не навевали ничего женственного.Но в помещениях,всегда жарко натопленных, можно было видеть феерверк одежды разных цветов,сшитых в основном в ателье или у надомных мастеров на заказ.Многие модницы од

Хотелось и мне добавить несколько слов к данной статье.Не по наслышке зная эти места начну свой небольшой рассказ.Моиродители встретились и познакомились в Норильске,когда он еще не был в нашем понимании городом.Условия проживания в этих местах были действительно жесткими.Мой отец начинал на Севере геологом.Шла разведка полезных ископаемых под руководством тов.Завенягина,именем которо го назван по-моему существующий ныне медно-никелевый комбинат.Мне родившемуся и продолжающему жить в те времена в полярную ночь,когда только на несколько часов в день можно было увидеть тусклый свет дня и полярный день,когда можно было перепутать 8 часов утра с вечером, и когда солнце не заходя каталось по горизонту,освещая июньские северные склоны покрытые еще не растаявшим зимним,твердым консистенции крупной соли снегом.Меня в силу моего 2-хлетнего года не коснулись события 1953 когда произошло великое восстание заключенных Норильского ГУЛАГА и люди отчаявшись от невыносимых условий содержания, шли безоружными на хорошо вооружен ных и экипированных конвоиров.Это была трагедия с большим количеством жертв.Условия проживания так называемых вольнонаемных,которыми и были мои родители (мать приехала на север по комсомольской путевке,а отец 19-ти летний разведчик в 43 г.был сослан с передовой на Крайний Север за немецкую листовку,которую подсунул ему его сержант за отказ обменяться сапогами)были следующи ми: жизнь моей семьи сосредоточилась в балке (маленьком домике в основном из деревянных железнодорожных шпал)в котором температура могла достигать и +40*(уже были открыты месторождения угля и проблем с топливом не было), а уже за одинарной дверью был Север с его -40*.Воду для питья и приготовления пищи добывали сразу же за дверью вырезая в твердом снежном насте большие куски,которые и растапливали на горячей плите.Надо также отметить,что снабжение всем необходимым и продуктами питания было отменным,конечно-же не было еще китайских яблок и апельсинов,которые появились значительно позже,но масла,мяса,консервов и т.д. было в изобилии.Север в те времена былприоритетным.Заработки вольнонаемных были также высокими.Положенный отпуск для северян традиционно был накопительным за непрерывную 3-х летнюю работу и равнялся шести месяцам заслуженного отдыха. И тогда можно было отправляться на «Материк» (так называют центральную часть России жители отдаленных уголков проживания-норильчане,магаданцы,сахалинцы и т.д) следуя двумя путями .Первый : добраться поездом по самой северной в мире железной дороге до порта на Енисее-Дудинке и вверх по реке на колесном пароходе «Спартак» или уже новых типа «Рубинштейн» до Красноярска в пределахнедели пути.Второй: самолетом.Старый аэропорт»Надежда» принимал небольшие турбовинтовые самолеты АН-2 на лыжах и более совреме нные ЛИ-2(не помню точно,типа американских Дугласов) .Эти машины – трудовые ветераны Севера осуществляли воздушную транспортную связь межде городами за Полярным кругом-Дудинкой ,Диксоном ,Курейкой, Игаркой,Туруханском. И это был единственный путь по которому можно было зимой попасть в краевой центр-Красноярск.Зимой происходило это так- с десяток людей с багажем по приставной лестнице забирались в кабину самолета. А так как погода в этих краях переменчи ва ,то можно было ждать вылета несколько дней.Кстати этот зимний климат один из самых непростых на Земле.Вам наверно трудно представить, когда в сорокаградусный мороз дует шквальный ветер 30 метров в секунду в полярную ночь со световым отрезком дневного света в несколько часов. Вот наконец-то взлет и курс строго на юг вдоль ленты реки Енисей. Следующая посадка в Игарке затем в Туруханске. Но капризы погоды могут увеличить время путешествия до нескольких суток.Сейчас современный лайнер до Красноярска летит не более 3-часов.Вспоминаю засыпанный снегом Туруханск и Курейку (места ссылки И.В.Сталина),нелетную погоду и огромных ездовых собак,как по волшебству выскакивающих из под снега от своей ночевки в надежде получить от любопытного какую-то пищу.
Из ярких воспоминаний моего детства посешение в одиночку 10-12 летним, покинутого лагеря Гулага «Каларгон»(по эвенски –«Ворота ада»,недалеко от города-сателита Норильска-Кайеркана(по эвенски-«Долина смерти). Лежа на деревянных нарах в бараке покинутого лагеря ,продуваемого со всех сторон ветрами и скованного ледеящим холодом,я каким-то внутренним чувством ребенка ощущал то поле неготива,которым до тех пор было пропитано все пространство этого окруженного со всех сторон вышками и еще почти целой колючей проволокой места.Казалось,что я слышал голоса и стоны тех людей,которые еще недавно работали и умирали в нечеловеческих условиях такого негостеприимного Севера.