• Мнения
  • |
  • Обсуждения
К. Ю. Старохамская Подготовка материала: Грандмастер

Кто такие «47 преданных ронинов», или Однажды в Японии. Повесть о долге и мести.

Пятнадцатого дня последнего месяца 15 года эры Гэнроку (1702 г.) столицу Японии Эдо (современный Токио) потрясла в высшей степени необычная новость: в седьмую стражу — в четыре часа утра — дом высокопоставленного правительственного чиновника, церемониймейстера при дворе сёгуна (военного правителя Японии), подвергся нападению. Это произвело ошеломляющее впечатление: за сто лет правления династии Токугава Япония основательно привыкла к мирному и законопослушному существованию.

За один год девять месяцев до этого события в так называемом Сосновом коридоре замка сёгуна в Эдо 35-тилетний Асано Такуми-но ками Наганори с мечом в руке атаковал престарелого Кира Кодзукэ-но сукэ Ёсинака — главу знатного аристократического рода — и ранил его. Обнажать меч во дворце было строжайше запрещено, никакие причины во внимание не принимались.

Развивались события так. Каждый год сёгунское правительство (бакуфу) в первом месяце нового года посылало представителей военного правителя в Киото ко двору императора для принесения поздравлений с началом Нового года. Ответный визит к сёгуну осуществлялся в третьем месяце. Для правительства это была церемония чрезвычайной важности, и даймё (крупные феодалы), назначаемые для приема императорских послов, тщательно инструктировались во избежание малейшей оплошности. Для приема послов о правящего императора Хигасияма-тэнно (1674−1705) был назначен Асано Наганори.

По установившейся традиции каждый даймё, когда наступала его очередь руководить приемом послов, получал от Кира Ёсинака наставления о порядке церемониала. В благодарность за урок даймё обычно преподносили Кира подарки. Однако Асано не пожелал угождать Кира и никаких подношений не сделал. Вероятно, именно поэтому никаких наставлений Асано не получил, Кира демонстративно не уделил ему никакого внимания. Конечно же, принимая послов, Асано допустил немало ошибок, и это мучило его. В роковой день Кира отозвался о подготовленности Асано в самых уничижительных и оскорбительных выражениях, утверждая, что Асано способен лишь обидеть императорских послов — настолько он груб и неотесан. Все это до крайности раздражало Асано, и он был не в силах сдержать гнев.

Незадолго до начала церемонии встречи послов, когда Кира Ёсинака шел по Сосновому коридору, вдруг за его спиной появился Асано Наганори и с возгласом: «Помнишь ли ты про мою ненависть к тебе за давешнее?!» — ударил его мечом. Удар пришелся по лбу, но оказался не смертельным: Кира был лишь легко ранен, пустился бежать, и, хотя Асано еще дважды ударил его мечом (оба удара пришлись в правое плечо Кира), все раны оказались незначительными.

На экстренном совещании во главе с сёгуном было выбрано наказание Асано — сэппуку (харакири), которое было приведено в исполнение вечером того же дня.

Сразу после этого из столичного особняка Асано были отправлены экстренные послы в замок Ако. Послы известили всех в замке Ако о случившемся: господин покончил жизнь самоубийством, клан расформирован, владения конфискованы, а все самураи, служившие Наганори, теперь лишались источника существования и превращались в ронинов — вассалов без хозяина.

Мнения собравшихся разделились. Одни предлагали принять жребий судьбы и разойтись в поисках нового пристанища, другие настаивали на немедленном самоубийстве вслед за господином, третьи предлагали выждать и найти удобный момент для того, чтобы отомстить обидчику их господина. Среди последних был и Оиси Кураносукэ, возглавивший союз мстителей, союз 47 ронинов.

Желавшие отомстить находились в сложном положении. Всем, в том числе и Кира Ёсинака и чиновникам бакуфу, было ясно, что ронины клана Ако попытаются отомстить. Поэтому за ними велось постоянное наблюдение. По приказу Оиси члены союза мстителей рассредоточились по разным местам, друг с другом напрямую не общались, но все поддерживали связь с Оиси.

После того, как усиленная охрана особняка Кира была снята, ронины тайно перебрались в Эдо, где расселились в разных домах, но все неподалеку от дома Кира. Под вымышленными именами каждый открыл свое дело. Все это было прикрытием: единственной целью преданных вассалов было выяснение маршрутов передвижений Кира по городу, режима жизни его особняка и прочего.

По сигналу штурм особняка начали одновременно с двух сторон. Было четыре часа утра. В доме почти все спали. Сопротивление охраны было подавлено относительно быстро. Нападавшие рассыпались по комнатам в поисках Кира Ёсинака. Его нигде не было. Наконец, он был обнаружен в кладовке для угля. Лицо его было густо покрыто угольной пылью, и опознать его удалось по шрамам, оставшимся от ударов меча Асано Наганори. Тем же мечом ему и отрубили голову. Месть, таким образом, осуществилась, цель была достигнута.

Оценка действий ронинов даже в правительстве была не однозначной. Разброс мнений был широк, но оно вынесло решение: всем ронинам совершить сэппуку, которое и было приведено в исполнение на следующий день. Сэппуку избежал только один ронин — Тэрадзаки Китиэмон — исчезнувший сразу после штурма особняка.

Вскоре реальные события мести преданных вассалов обросли вымышленными деталями, иногда добавлялись несуществующие действующие лица. Инцидент Ако и история мести сорока семи ронинов наделала так много шума, что театр Кабуки не мог оставаться в стороне.

Реакция театра была мгновенной. Уже через десять дней после того, как преданные вассалы совершили сэппуку, на сцене столичного театра Накамурадза была поставлена пьеса «Атака братьев Сога на исходе ночи». Представление прошло всего два раза, на третий день спектакль был запрещен. История о 47 ронинах стала достоянием не только театра, она попала и в кодан — устные рассказы — жанр в высшей степени популярный в период Токугава. Серия Сэйтю гисидэн — Биографии преданных вассалов — создана в конце 1840-х годов.

Материал подготовлен по книге М. Успенского «Самураи восточной столицы». — Калининград: Янтарный сказ, 1997 г.

Статья опубликована 13.04.2007
Обновлено 16.04.2007

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Михаил Палехин Читатель 15 декабря 2013 в 20:39 отредактирован 27 мая 2018 в 11:44 Сообщить модератору

    Последний из уцелевших самураев,Тэрадзака Китиэмон, что якобы скрылся после штурма, на самом деле был послан сообщить о свершении мести родным своего погибшего хозяина, он не успел вернуться к моменту смерти своих собратьев и, добровольно вернувшись и сдавшись властям попросил разрешения совершить сэппуку, и тем самым воссоединиться со всеми. Это пример высшего образца служения долгу и чести.

  • ...

    немножко непоследовательно, но в целом неплохо....

    Оценка статьи: 2

  • хоть и длинно, но предлагать сокращать не хочется. Хотя это главный у меня рефлекс на материалы больше 2 страниц (по 30 строк, по 60 знаков в строке).
    Понятно, автор шел за оригиналом, но и пересказать, спрессовав информацию, надо суметь.

    Оценка статьи: 5

  • Интересная информация. И где-то поучительная.

  • У меня тоже было большое желание изложить пару-тройку любимых сюжетов из истории Японии, но я испугалась объема и своего неумения.А Вы объема не испугались и отлично написали.5

    Оценка статьи: 5

  • Предсмертное стихотворение Асано:

    Под порывом весеннего ветра
    Цветы опадают.
    Я еще легче
    С жизнью прощаюсь.
    И все ж - почему?

    (Почему - ни у кого вопроса не возникало - за обдуманное убийство.)
    Кстати, сэппуку ронинам разрешили сделать, а не казнили отсечением головы - именно из уважения к их поступку.

    "Потерявшийся" ронин Тэрадзака Китиэмон - вообще отдельная тема, тоже можно статью сделать. Практически Пушкин, которому не дали присоединиться к декабристам.

    Оценка статьи: 5

    • Я вообще-то не очень довольна этой статьей - невозможно вложить адекватно этот материал в такой формат. Столько всего осталось за бортом! Сказочно прекрасный момент "падения" Оиси (я читала, что он пьяный валялся в лужах и т.д.), а как не рассказать про тонкости сэппуку(например, если сделал это в доме, то это протест против несправедливости, а если в саду - раскаяние, и пр.). Это ж все жутко интересно.
      А сейчас попалось, я и не слышала, что Микава Усуи чуть ли не потомок одного из них, даже чуть ли не Тэрадзаки? К сожалению, интересная статья про Усуи напечатана на черном фоне зелеными буквами, а это значит, что сегодня я уже обматываю голову полотенцем и иду лежать. Убила бы "креативщиков".

      Оценка статьи: 5